Доклад «Использование личностно-ориентированного подхода в обучении игре на гармони»
статья

Меренков Виктор Иванович

 

Доклад «Использование личностно-ориентированного подхода в  обучении игре на гармони»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области

выступление на МО

протокол №36

от 15.03.2017 год

Доклад

«Использование

личностно-ориентированного подхода

в  обучении игре на гармоне»

Подготовил:

преподаватель школы искусств

Меренков Виктор Иванович

2017 год

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.  В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что  «важнейшие задачи воспитания - формирование в учащихся  гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи».

От преподавателя зависит то, насколько ожидаемые перемены останутся в форме произнесенных пожеланий или дадут, наконец, долгожданное новое качество -  разворот в сторону личной ответственности и творчества. Конкретно появление нового качества сознания преподавателя  может возникнуть лишь в творческой атмосфере, и именно тогда, когда директивной останется только главная  цель педагогики — это воспитание свободомыслящего и гармонически развитого гражданина страны. Осознавая актуальность этой проблемы, я пришел к выводу,  что практически сложные и емкие пути вывода молодого человека на уровень адекватного развития должны быть отданы инициативе и компетентной ответственности специалистов-педагогов, реально и содержательно участвующих в процессе образования и воспитания.

    Таким образом, актуальность представленной работы обусловлена следующими причинами:

  • необходимость учитывать индивидуальные особенности и потребности обучающегося;
  • проблемы, возникающие в отношениях между преподавателем и обучающимся, произведением и обучающимся, обучающимся  и слушательской аудиторией;
  • средние музыкальные данные обучающихся, поступающих в школу искусств;
  • отсутствие у многих преподавателей  ясного понимания особенностей личностного и художественного развития музыкантов-учеников и возможностью применения информационно-коммуникативных технологий.

Методика обучения исполнительскому искусству с учетом личностно-ориентированного подхода с применением информационно-коммуникативных технологий

Методика  разработана в соответствии с взглядами на обучение таких авторов как И.С.Якиманская, Л.И.Божович, А.А.Арсеньев, М.М.Бахтин и других, раскрывающих особенности личностно-ориентированного подхода.

И.С.Якиманская считает, что: «Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться, как уникальная, неповторимая индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов».

Личность обучающегося формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляться в виде психофизиологических особенностей. Обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, способность к достижению поставленной цели.

В моей  работе  представлена теоретическая и экспериментально-практическая разработка подходов к воспитанию и развитию в практике музыкальной педагогики с применением информационно-коммуникативных технологий. Создание максимально благополучных условий для развития  и самосовершенствования обучаемого,  для совершенствования процесса преподавания  при включении каждого занимающегося исполнительской деятельностью в творческий процесс на основе личностно-ориентированного подхода и  устойчивой потребности каждого ученика  творить.

Уверен, что до тех пор, пока содержательная деятельность преподавателя будет осуществляться по инструкциям, а ее результат оцениваться административно, о подлинном творчестве не может быть и речи, ибо творчество и демократизация возможны лишь в условиях, реально включенных в деятельность свободы, инициативы, доверия и ответственности.

Инновационная направленность.

Личностно-ориентированный подход - это способ реализации содержания дифференцированного обучения исполнительскому искусству посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающих эффективное достижение цели образования.

Инновационная направленность  моего педагогического опыта это повышение мотивации учебно - воспитательного процесса с учетом личностно-ориентированного подхода. В  свете современных требований, которые складываются под влиянием ускоренных темпов развития общества и повсеместной информационной среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы.  В изменчивых условиях экономического и социального развития учащиеся должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем музыкальных  знаний, быть способными совершенствовать их и, по возможности, применять  на протяжении жизни. Чтобы сформировать творчески активную  личность необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего  познавательную, коммуникативную и личностную активность. И рядом должен быть компетентный наставник.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Моя методика представлена описанием использования личностно-ориентированного подхода на уроках обучения игре на гармоне.

Новизна методики состоит в комбинировании элементов традиционной педагогики   с  личностно ориентированными и гуманно-личностными технологиями.  К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у обучающихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей обучающихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен. Используя эти требования, я не только обучаю исполнительскому мастерству, но и воспитываю потребность и умения самостоятельно заниматься музыкой, сознательно применять ее в целях отдыха, повышения трудоспособности.

Моя задача заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Методологической основой методики преподавания являются:

  • работа по совершенствованию личного опыта и использованию новых технологий преподавания исполнительского искусства, с применением дистанционного обучения через интернет;
  • формирование у обучающихся устойчивого интереса и потребности к самостоятельным занятиям.

Однако, учитывая, что многие дети занимаются музыкой в плане общего музыкального развития,  моя учебная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми разными способностями проявить себя и приобщиться к музыкальной культуре. Непременным условием подлинного педагогического творчества, считаю  способность  ценностного отношения педагога к ученику, любовь к нему. «Быть любимым — это значит быть самым существующим из всего и всех». Деловое отношение к ученику на уроке, «безлюбость» есть показатель функциональности и недееспособности, какой бы сложной деятельность педагога в искусстве ни была. Поэтому на уроках я применяю личностно-ориентированный подход, т.е. мои уроки ориентированы на личные показатели ученика. Для этого в первую очередь:

- вижу в каждом обучающемся  личность;

- создаю ситуацию успеха;

- понимаю причины детского незнания и устраняю их, не нанося ущерба достоинству ребенка, т.к. личность обучающегося  интересует меня  всерьез и не меньше, чем исполняемое им музыкальное произведение.

 Суть предложенного подхода сводится к следующему:

- трудности роста личности в области музыкального искусства, проблемы, возникающие в отношениях между мною и обучающимся, произведением и обучающимся, обучающимся и слушательской аудиторией, свидетельствуют о том, что сложившаяся практика воспитания, развития и обучения не составляет необходимого единства в своем воздействии на личность музыканта-ученика;

      - преобладание внешних мотивов успеха учащихся над внутренними, а планово-количественных показателей над содержательными приводит  педагога к «защитной» деятельности, к отстаиванию чести класса, школы, а это, в свою очередь, ослабляет творческие возможности  преподавателя и ученика.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность заключается в применение дифференцированного обучения и внедрение в практику разноуровневых программ; организация учебного процесса на основе изучения  индивидуально-психологических особенностей личности учащихся; развитие способностей посредством творческих заданий; качественный отбор учебного материала; использование произведений современных композиторов и популярной музыки для гармони.

Думаю, что результат  педагогического процесса зависит от преподавателя. Ничто  не заменит личности преподавателя, живого общения, умения организовать процесс получения знаний. Важен личный пример педагога, его стремление совершенствовать свою ценностно-смысловую  компетенцию, расширять свой кругозор. 

Цель педагогического процесса – воспитать гармонически развитую  личность на основе личностно-ориентированного подхода.

Главной сегодняшней задачей личностно-ориентированного подхода в музыкальном образовании является человек с высоким художественно-эстетическим потенциалом и активной жизненной и гражданской позицией  -  не только потребителя,  но  и  возможного  производителя  духовных ценностей: музыканта-любителя, владеющего исполнительскими  навыками, пропагандиста музыкальной культуры. Активно участвовать в   художественной самодеятельности, «учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а  для того, чтобы стать лучшим в любой профессии, образовывая, воспитывая, готовя себя к жизни».

Опыт индивидуальной педагогической работы на основе общепринятых методик и методических разработок по музыкальному образованию, не может  учитывать индивидуальные особенности отношений преподавателя  с учеником-музыкантом, поскольку они составлены с учетом наиболее общих закономерностей, плодотворен в той своей части, которая нацелена на формирование профессионала. Кроме того, и сам методически насыщенный опыт не передается в необходимой полноте, что приводит к понижению значения музыкально-педагогической профессии. Результатом такой работы являются чаще всего разочарованные в музыке дети, подростки, а порою и взрослые люди.    

     За годы педагогической практики  мною было изучено много методической литературы. Для педагога-исследователя важно знать сложившиеся сегодня подходы к исследовательской деятельности и опираться на них.  Деятельностный подход ориентирует  преподавателя на исследование учебной деятельности воспитанников. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств  у обучающихся. Без личностного подхода не может существовать диалога между преподавателем и учеником.  Такой подход ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, что, в свою очередь, и требует исследования условий развития человеческого в человеке, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, его интеграции в общество. Систематизация  педагогического  опыта требует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи.

Приступая к работе, я определяю:  наличие музыкальных способностей у обучающегося,   развитость речи, пальцевой моторики. Далее наступает планирование развития обучающегося не только в плане исполнительского искусства, но и его человеческих качеств. Параллельно идет и внеурочная работа.

        На обычном занятии регулирование нагрузки осуществляю за счет продуманного подбора средств, методов обучения. Главной точкой отсчета на уроке  -  личность обучающегося. Хочется подчеркнуть что, говоря о личности ученика как центральном моменте художественно-педагогического процесса в его отдельной фазе — уроке, я имею в виду не столько то, что его выделяет,  обособляет от мира, сколько то, что его с этим миром объединяет. Чаще всего у обучающегося еще не развит личностный подход к искусству: у него пока не развиты способности, мал жизненный опыт, отсутствуют собственные приемы и способы работы. Вот тут-то и  надо проявлять свои   педагогические качества:

а) предвиденья «зародыша» эстетической позиции, соединимого с музыкальным произведением;

        б) умения включить жизненный опыт обучающегося (учебно-познавательную компетенцию) в его актуальные отношения с миром и направить на выработку своей ученической концепции исполняемого произведения (это творчество и мастерство преподавателя);

     в) желание сориентировать на обучающегося  все свои усилия на уроке, жертвуя своим временем, энергией, волей, зачастую в ущерб своему социальному утверждению, своим выступлениям и т.п.

        Так начинается познавание обучающегося, его особенностей.  Это позволяет находиться  в постоянном процессе исследования спектра своих отношений с обучающимся и последнего — с произведением. Изучая методическую литературу, поняла, что этот вопрос практически не исследован. Чаще прослеживается позиция - сначала музыка, потом все остальное.

Я считаю, в воспитании человека многое зависит от  отношений преподаватель - обучающийся.  При неотягощенном взгляде на педагогический процесс в музыкальном обучении и на положение в нем музыканта-ученика можно заметить, что положение этого ученика как бы осуждено на постоянное неблагополучие. Вопрос этот не прост. И обучающийся, всякий раз обращаясь к новому произведению, начинает свой путь из хаоса, которым ему представляется содержание, прочитывая с листа едва-едва внешний слой текста, который даже как нотный текст достаточно сложен, не говоря уж о глубинах и тайнах подтекста. Трудности обучающегося, связанные с освоением музыкального произведения закономерны и приемлемы. Но совершенно не приемлемы трудности отношений с преподавателем, когда он находится в позиции судьи? Я считаю, что  именно это является причиной появления комплексов личности, а попросту - закрытие канала свободы, раскрепощенности, без которых творчество немыслимо.

Моя позиция, как преподавателя -  это диалог, авансирование равноправия.  Личность обучающегося  развивает только развивающаяся личность преподавателя.  Другие позиции преподаватель — наставник, руководитель, авторитетный специалист, репетитор, и т.д. - оказывают оперативную и случайную помощь.  Чаще всего такие взаимоотношения  приводят к разделению обучения и воспитания и не могут содействовать организации продуктивного диалога музыканта-ученика с музыкальным произведением.  

Этот  принцип может быть применен только творческим усилием преподавателя, который и создает условия развития, развиваясь сам. Часто в диалоге с обучающимся  я, при необходимости,  ставлю себя в такое же уязвимое положение, в котором часто пребывает и ученик в его проблемах в связи с постижением музыкального произведения. Необходимо заметить, что позиция развивающегося преподавателя пока не является традиционной. Но ведь нетрадиционной является и демократизация профессионального музыкального образования. Зато традиционными являются большие упущения в детском общем и музыкальном воспитании, когда у желающих получить профессиональное музыкальное образование подростков оказываются разрушенными или угнетенными собственно творческие способности (а не сенсорные — музыкальный слух, память и т.п.).

Известен оптимизм советской музыкальной педагогики, предполагающий, что большинство молодежи может обучаться музыке. Часто не учитывается, что личность молодого человека деформирована излишним прагматизмом, поп-культурой, а воспитательное наследство близких взрослых негативно: неврозы, комплексы личности, ригидность, неадекватная направленность личности.  

Подлинное музыкальное обучение и воспитание — целостный процесс, где издержки в личностном развитии весят больше, чем технологические достижения в освоении музыкального инструмента. В сложившейся ситуации перестройки заметно повышаются требования к музыканту-педагогу в том смысле, что даваемый им урок по специальности несет в себе элементы музыкальной терапии. При этом недостаток эмоциональной культуры становится тормозом не только общего развития, но и музыкального мышления. 

Социальная направленность методики преподавания.

Разработка частной модели инновационного педагогического опыта «Использование личностно-ориентированного подхода в  обучении игре на гармоне» стала фундаментом серьезной, целенаправленной интересной и чрезвычайно актуальной работой. В основу образовательного процесса положены следующие научные идеи компетентностного подхода:

- необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей;

- интерпретация содержания образования по критериям результативности;

- интеграция учений и знаний, относящихся к музыкальной  деятельности;

- применение в работе информационно-коммуникативных технологий.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера.  

Последние годы я  и мои единомышленники  - преподаватели отделения народных инструментов, активно включаем  в свою работу информационно-коммуникативные технологии. Форма презентаций успешно вошла в практику  сопровождения отчетных  концертов: отчетный концерт ансамбля преподавателей «Тальяночка»; отчетный концерт отделения народных инструментов «Подснежник»; отчетный концерт класса «России звонкая душа», концерт первоклассников «Первые аплодисменты».

Необходимо сочетание традиционно академического образования с современными требованиями музыкальной педагогики в свете  современных образовательных технологий.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

-  изучить и проанализировать условия для индивидуальной самореализации учащихся;

- провести диагностику среди учащихся на выявление уровня  сформированности ключевых компетенций;

-    осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики исполнительского мастерства;

-    разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;

-    определить возможности использования Интернет - ресурсов при обучении   исполнительскому мастерству;

-    убедить родителей о необходимости  установки (если такового нет) дистанционного общения, которое позволяет дифференцированно подходить к обучению каждого ребенка, вне зависимости от его способностей и возможностей.

 Воспроизводимость методики преподавания.

               Методика может применяться  на музыкальных отделениях ДШИ, ДМШ.

        С ней знакомы преподаватели отделения народных инструментов ДШИ.  Это использование дифференцированного подхода, с учетом

индивидуальных особенностей детей, применение разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющей раскрыть музыкальные способности обучающихся. Это  работа с обучающимися на основе взаимопонимания, сотрудничества. Коллеги посещают мои занятия и внеурочные мероприятия.

Экономическая эффективность -  воспроизведение методики преподавания не требует дополнительных  затрат. При детальном изучении методики ее могут использовать и используют преподаватели первой и высшей категорий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии ...

Использование изотерапии в работе с кадетами. Изотерапия – путь (движение) к внутренней гармонии. Тезисы к докладу.

Статья - выступление на конференции о практическом  опыте использования изотерапии с кадетами в период летней лагерной практики....

Доклад на тему «Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций обучающихся»

Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формир...

Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»

Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИГРАЙ, ГАРМОНЬ!" (презентации,критерии оценки проектной деятельности)

Проект «Играй, гармонь!» выполняется преподавателями и обучающимися для обобщения, систематизации и расширени...