Использование изотерапии в работе с кадетами. Изотерапия – путь (движение) к внутренней гармонии. Тезисы к докладу.
статья по теме

Афанасьева Наталья Валерьевна

Статья - выступление на конференции о практическом  опыте использования изотерапии с кадетами в период летней лагерной практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование изотерапии в работе с кадетами.

Изотерапия – путь (движение) к  внутренней гармонии.

 Тезисы к докладу.

Н.В. Афанасьева,

Кронштадтский морской кадетский корпус

       Ребята поступают к нам в кадетский корпус в младшем подростковом возрасте. Подростковый  возраст – это этап  формирования личности человека, подготовка к взрослой жизни.  И перед подростком стоят определённые возрастные задачи, которые он должен решать. Однако самостоятельное решение этих задач для кадета чрезвычайно сложно и ему необходима грамотная помощь взрослых. Под словом «грамотная» мы имеем в виду не только знание этих задач и особенностей подросткового возраста, но и умение осуществлять помощь с душевной теплотой, терпением в оптимальной и интересной для подростка форме.

   Оптимальная форма помощи всегда учитывает основные потребности подростка:

  1. Потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, т.е. в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых;
  2. Потребность в чётких правилах и границах, которые должны удерживать  взрослые, несмотря на бунт и сопротивление подростка, т.к. без чётких границ подростку трудно самостоятельно удерживаться от деструктивных форм поведения, трудно выстраивать внутренние позиции и успешно социализироваться;
  3. Потребность в развитии и обучении через жизненную практику - подросток должен получать жизненный опыт, он не может и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт;
  4. Потребность в интересных жизненных событиях – интерес – это главный двигатель личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно  требует удовлетворения;
  5.  Потребность в удовольствии – подросток изучает себя, свои чувства и ощущения, он стремится к чувственному обогащению, естественно, что удовольствия – это наиболее желаемые переживания;
  6. Потребность в уважении и признании – когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе, как в ценной личности, и это ложится в основу успеха во всех сферах его жизни;
  7. Потребность в общении и в принятии сверстниками – подросток стремится получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться, чувствовать себя уверенно, получать любовь, симпатию, признание; подростку важно знать, что он ценен для окружающих, что его мнение имеет значение; он готов сделать всё, чтобы реальная или воображаемая группа людей, к которой он хотел бы принадлежать (референтная группа), признала его своим, даже если при этом придётся наступить на горло собственному «Я»;
  8. Потребность в умении уверенно отстаивать своё мнение (которое основано на общей уверенности в себе) – именно неумение это делать ведёт к многим проблемам в жизни подростка, ограничивающим его самореализацию и развитие, - к застенчивости, зависимости от дурного сообщества, переживанию беспомощности и никчемности, отказу от будущих профессиональных успехов и т.д.;
  9. Потребность в постановке жизненных целей – несмотря на стремление жить «здесь  и сейчас», чёткое определение подростком своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определённое русло;
  10.  Потребность в творческом самовыражении и самореализации. Творческая самореализация – это сильнейшая движущая сила в развитии подростка; если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные. Творчески самореализуясь, подросток получает практический жизненный опыт, ему интересно, он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получая результаты своего творчества, его принимают окружающие и ему легко жить в чётких границах своего творчества.

        Все эти потребности одновременно являются колоссальным ресурсом личности подростка. Поскольку потребность всегда создаёт определённое напряжение, подросток чрезвычайно активен, желание удовлетворить потребности постоянно держит его готовым к приёму любой информации, которая поможет это сделать. Он открыт, гибок и готов к восприятию всего нового.

     Учитывая важность удовлетворения потребностей в подростковом возрасте, педагогом-психологом  организуются занятия с использованием терапии творчества или арт-терапии -  метода, предоставляющего огромные возможности для самореализации.  

                Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.  Кадеты, проживающие в ситуации отрыва от родных и близких, особенно нуждаются в  эмоциональном комфорте и благополучии, внутренней гармонии и спокойствии.

           Арт-терапия — это обретение гармонии, развитие личности. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение,  игротерапия, песочная терапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и многие  другие. В период прохождения летней лагерной практики в развивающей работе с кадетами педагогом-психологом активно использовались методы  изотерапии (терапии изобразительным творчеством), а именно - работа с рисуночными матрицами. Суть методики состоит в том, что кадеты получают рисуночные чёрно-белые матрицы где «скрыты» различные изображения, которые они должны увидеть и раскрасить. (фото DSCN2723, DSCN2526) Сделать это достаточно сложно, но очень  интересно, так как для того, чтобы «собрать» образ из элементов  необходимы терпение и внимательность, да и сам процесс раскрашивания достаточно кропотлив. Но, начав работу над раскрашиванием матрицы, подростки настолько увлекаются процессом, что  останавливает их лишь полностью выполненная работа, удовлетворяя свои потребность в получении удовольствия от выполнения интересного задания.  В процессе рисования ненавязчиво формируется важнейшее для кадет  качество – целеустремлённость, т.е. способность доводить начатое дело до конца, причём базируется оно на важную подростковую потребность – в принятии установленных правил, которые задаются перед началом работы. Обязательно учитывается в работе с матрицами и потребность подростка в принятии,  поддержке, как со стороны взрослого, так и со стороны сверстников – ребята обязательно получают позитивное подкрепление со стороны ведущего, который обращает внимание на оригинальность в раскрашивании рисунка каждым из кадет.  Эмоционально это подкрепляется тем, что в результате работы получаются разнообразные, уникальные в своём роде рисунки, несмотря на то, что в начале занятия все получают одинаковые рисуночные матрицы. ( фото DSCN2720, DSCN2587) Процесс работы с матрицей настолько увлекателен, что к нему с удовольствием приобщаются и взрослые – воспитатели, работающие с кадетами.  ( фото DSCN2523 ) Совместный творческий процесс, безусловно, способствует сближению взрослых и подростков, укрепляя доверительные отношения и улучшая взаимопонимание между ними.

      Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, где  негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, рисование помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и негативных чувств и посмотреть на них со стороны.

   На  этом  творческий процесс не заканчивается – выполненные кадетами работы обсуждаются (в группе и индивидуально), авторы  рассказывают о своих работах, а психолог  поясняет, какие особенности или трудности подростка он увидел в его работе и, при необходимости,  помогает найти способ решения  имеющихся затруднений. ( фото DSCN2581) При обсуждении работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Подростку непросто решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он решился и сделал первый шаг. И задача педагога-психолога  в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой подросток  сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему. Таким образом, в процессе обсуждения  удовлетворяются потребности подростков в общении и в принятии сверстниками, а также в комфортной для себя атмосфере кадеты учатся представлять свои работы, отстаивая, при необходимости, собственное мнение, что является очень важным для них.

    У тех, кто впервые сталкивается с изотерапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Задачей же наших занятий является – помочь подростку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

         Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на бумагу, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё  невидимое подсознательное в видимое  визуальное выражение. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я?", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе. Замечательно, что  кадеты, смело взявшие в руки карандаш и бумагу, смогли реализовать на занятиях эту важнейшую для человека потребность, встав на путь обретения внутренней гармонии.

     Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка, которая необходима и здоровому человеку. Человек так часто ставит себе ограничения, "высокие заборы" и говорит, — "нет, через этот забор я не перепрыгну" или "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Неординарные поступки зачастую спасают самые безвыходные ситуации. Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе, полная, интересная жизнь, — это ли не повод активнее использовать изотерапию или терапию творчества?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арт-терапия: Хрестоматия / Под. ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. Вальдес  Одриосола М. С. Арт-терапия в работе с подростками: Психотерапевтические виды художественной деятельности: Методическое пособие. - М.: Владос, 2007.

2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: Речь, 2006.

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

4. Кори Дж. Техники групповой психотерапии. СПб.,2001.

5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - Когнито-центр, 2007.

6. Копытин А.И. «Системная арт-терапия». - «Питер». - 2001.

7. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. – СПб.:  «Доверие» - «PRI», 2004.

5. Коган Сьюзи «Оздоровление звуковым и изобразительным искусством». - Москва. - 2000.

6. Пиханова Г.В. «Психологическая помощь подросткам». - Москва. - 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.4. Составление и использование бухгалтерской отчетности работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулюПМ.4. Составление и использование бухгалтерской отчетностиработ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации...

Использование различных форм работы с ребятами разного возраста по программе «Изучение леса»

Вспомним слова Яна Амоса Коменского из «Всеобщих советов об исправлении дел человеческих»: «Преподноси чувствам, воле, способностям многое и многообразно, вперемежку со множеством увлекательного». Эти...

Инструкционно-технологические карты практических работ по дисциплине «Правила дорожного движения»

Инструкционно-технологические карты практических работ по дисциплине «Правила дорожного движения»...

Инструкционно-технологические карты практических работ по дисциплине «Правила дорожного движения»

Инструкционно-технологические карты практических работ по дисциплине «Правила дорожного движения»...

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме определения сути одаренности, путей ее выявления, обучения и воспитания одаренных студентов. Нами проанализированы особенности проявления одаренности в студенческо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 01 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 01.01 «Работы по изысканию городских путей сообщения»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 01 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 01.01 «Работы по изысканию городск...