ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
статья

Статья посвящена актуальной проблеме определения сути одаренности, путей ее выявления, обучения и воспитания одаренных студентов. Нами проанализированы особенности проявления одаренности в студенческом возрасте, а также определены современные методы и формы работы с одаренной молодежью, выявлены основные пути усовершенствования соответствующей работы.

Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является забота об одаренной и талантливой молодежи, ее творческом, интеллектуальном, духовном и физическом развитии. Ведь молодежь - это потенциал государства, который будет определять пути развития науки, техники, экономики, искусства. Так сложилось, что исследователи проблемы одаренности чаще обращали внимание на детей младшего возраста, справедливо полагая, что способности и дарования необходимо выявлять и развивать как можно раньше. По нашему мнению, период старшего юношеского возраста имеет свои специфические особенности в проявлениях одаренности, которые должны учитываться преподавателями СПО при организации учебного процесса одаренных студентов.

При работе с одаренной молодежью постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием подходов к определению понятия одаренности и ее видов, включая возрастную и скрытую одаренность, вариативностью современного образования, а также незначительным количеством специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми. Отсюда возникает проблема разработки системы психологических, дидактических и психолого-дидактических методов и учебных материалов по теории и практике работы с различными категориями одаренных студентов в заведениях среднего профессионального образования.

С целью воспитания личности сейчас важно создание таких условий, при которых могли бы реализоваться возможности каждого студента.

Изучение одаренности - сложнейшая проблема, поэтому для обеспечения эффективности подготовки специалистов преподавателю необходимо быть гуманным, высококвалифицированным, всесторонне развитым, иметь разнообразный дидактический материал для проведения занятий и внеклассной работы. Ведь источник, из которого студент черпает свои знания, должен быть чистым, как родниковая вода. Именно поэтому педагогическая практика подтверждает, что только совместными усилиями студентам можно обеспечить непрерывную цепь: активный студент колледжа - студент высшего учебного заведения – магистр – аспирант – ученый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Акунец Вадим Игоревич, преподаватель;

Самохвалов Игорь Иванович, преподаватель

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»), г. Надым

Статья посвящена актуальной проблеме определения сути одаренности, путей ее выявления, обучения и воспитания одаренных студентов. Нами проанализированы особенности проявления одаренности в студенческом возрасте, а также определены современные методы и формы работы с одаренной молодежью, выявлены основные пути усовершенствования соответствующей работы.

Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является забота об одаренной и талантливой молодежи, ее творческом, интеллектуальном, духовном и физическом развитии. Ведь молодежь - это потенциал государства, который будет определять пути развития науки, техники, экономики, искусства. Так сложилось, что исследователи проблемы одаренности чаще обращали внимание на детей младшего возраста, справедливо полагая, что способности и дарования необходимо выявлять и развивать как можно раньше. По нашему мнению, период старшего юношеского возраста имеет свои специфические особенности в проявлениях одаренности, которые должны учитываться преподавателями СПО при организации учебного процесса одаренных студентов.

При работе с одаренной молодежью постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием подходов к определению понятия одаренности и ее видов, включая возрастную и скрытую одаренность, вариативностью современного образования, а также незначительным количеством специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми. Отсюда возникает проблема разработки системы психологических, дидактических и психолого-дидактических методов и учебных материалов по теории и практике работы с различными категориями одаренных студентов в заведениях среднего профессионального образования.

С целью воспитания личности сейчас важно создание таких условий, при которых могли бы реализоваться возможности каждого студента.

Изучение одаренности - сложнейшая проблема, поэтому для обеспечения эффективности подготовки специалистов преподавателю необходимо быть гуманным, высококвалифицированным, всесторонне развитым, иметь разнообразный дидактический материал для проведения занятий и внеклассной работы. Ведь источник, из которого студент черпает свои знания, должен быть чистым, как родниковая вода. Именно поэтому педагогическая практика подтверждает, что только совместными усилиями студентам можно обеспечить непрерывную цепь: активный студент колледжа - студент высшего учебного заведения – магистр – аспирант – ученый.

Ключевые слова: одаренность, одаренный студент, способности, типы одаренности.

Талант и одаренность личности становятся ныне залогом экономического развития страны и благоприятным фактором национального престижа. Интеллектуала с высоким уровнем развития творческих способностей нельзя заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями. Поэтому проблема творчества в наши дни стала столь актуальной, что она по праву считается проблемой столетия [6].

Одаренные личности – будущий цвет нации, гордость и честь России, ее мировой авторитет. И задача преподавателя на этапе модернизации содержания образования состоит в том, чтобы бережно растить новые таланты [7].

Постановка проблемы. В настоящее время проблема одаренности становится более актуальной. Образование является наиболее мотивированным социальным институтом по изобретению механизмов взращивания талантливых творческих личностей. Как приоритетное направление встает задача разработки методологических основ выявления, развития и поддержки одаренных детей. Превращение традиционного учебно-воспитательного процесса в образовательное пространство жизнетворчества, насыщенное разнообразными интерактивными мероприятиями во всех возможных сферах самореализации личности, является главным условием раскрытия потенциала креативности студенческой молодежи.

Для такого преобразования целесообразно использовать максимально эффективные методы и формы работы с одаренной молодежью в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованием интеллектуального и творческого потенциала одаренной личности занимались педагоги и психологи разных стран мира: Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Дружинин, А. Зазимко, А. Матюшкин, В. Моляко, Дж. Равен, В. Робинсон, С. Сысоева, М. Холодная, В. Шадриков и другие.

Одаренный студент – это та личность, у которой в раннем возрасте проявляются способности к выполнению определенных видов деятельности. К характерным проявлениям одаренности в студенческом возрасте относятся следующие:

  • энергичный рост нравственных и интеллектуальных сил и возможностей;
  • повышенный уровень абстрагирования и обобщения;
  • формирование прямых и обратных операций, рассуждений и умозаключений;
  • критичность мышления;
  • усиление умственной деятельности;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • становление мировоззрения, нравственных, эстетических чувств;
  • умение предвидеть последствия деятельности;
  • рост и обогащение одаренности;
  • становление, формирование специальных склонностей и способностей;
  • легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальным способом;
  • гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях;
  • очень хорошее развитие навыков общения, открытость, дружелюбие, развитое чувство юмора; живое и непосредственное воображение;
  • неумение скрывать свои чувства и эмоции;
  • активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску;
  • нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложным задачам; независимость в суждениях, поведении [3].

Но хотелось бы отметить, что одаренные студенты – это, прежде всего, живые люди, а не абстрактные носители талантов, способностей, поэтому необходимо обращать внимание и на их проблемы и недостатки.

Исследуя особенности проявления одаренности в юношеском возрасте, многие исследователи [5] пришли к выводам, что ведущими проблемами этого возраста являются поиск смысла жизни и профессиональное самоопределение. В период юношества человек сталкивается с необходимостью осмысления глобальных вопросов, связанных с личностными ценностями, предпочтениями и выбором общественно важных приоритетов. Итак, идентифицируя одаренность в юношеском возрасте, мы можем не только обеспечить отбор соответствующих кандидатов в специализированные учебные заведения, но и решить проблему профессионального самоопределения юношей и девушек [2]. Однако, чтобы такая помощь была эффективной, идентификация одаренности не должна быть самоцелью, то есть сводиться только к установлению того или иного уровня определенного типа одаренности. Выявление одаренности должно способствовать осознанию личностью своих возможностей, пониманию личных механизмов развития и творчества, вооружать положительную информацию о планируемом успехе в деятельности. Одаренных лиц в юношеском возрасте отличает положительный образ «Я», уверенность в своих способностях, сила характера, наличие четких притязаний, определенные особенности в характеристиках индивидуальных репрезентаций действительности, своеобразие типа восприятия, характерные особенности понимания и интерпретаций событий внутреннего и внешнего мира. На этапе юности происходит переход от подражания к «оригинальному творчеству» [4].

К задачам работы с одаренной молодежью в этот период относится:

  • содействие развитию интереса к творчеству;
  • развитие конструктивных изобретательских возможностей.

Позиция педагога должна реализоваться в организации сотрудничества со студентом, разумном тактичном совете, консультации, создании условий для работы со специалистами высокого уровня [2, 4]. Как отмечает М. Холодная, в этот период происходит полноценное «врастание» личности в культуру, о чем свидетельствует формирование интеллектуальной одаренности, в основе которой – своеобразие ментального опыта. Важность этого периода определяется также тем, что пребывание юношества в условиях колледжа способно создать систему требований, адекватных основным параметрам креативной среды. Это позволяет моделировать систему активных воспитательных влияний на развитие одаренности в этом возрасте [2, 8]. В этот период происходит интенсивный процесс самоопределения личности, в том числе профессионального. В этой связи важным для становления одаренной личности следует считать формирование ценностей и смыслов в сфере ее самосознания, что существенно влияет на уровень духовного развития и интеллектуального постижения действительности [5].

Исследователи считают, что преподаватель должен обладать «умным» консерватизмом как сочетанием черт индивида с определенной инерционностью психической деятельности, одновременно не препятствующей инновациям [4].

Цель статьи – определить и проанализировать особенности проявления одаренности в студенческом возрасте, а также современные методы и формы работы с одаренной молодежью, выявить основные пути усовершенствования соответствующей работы.

Изложение основного материала. Под одаренностью понимается совокупность высокого уровня природных задатков и склонностей как предпосылка для развития способностей к определенным видам деятельности. Для одаренных личностей характерно:

  • повышенная склонность к умственной деятельности;
  • высокая активность ума;
  • проявление самостоятельности в процессе познания.

Поэтому главной задачей преподавателя в этом направлении является раскрытие студенческой одаренности, создание системы работы с одаренными студентами, использование различных методик, выявление интересов и развитие творческих способностей.

Для организации работы с одаренными студентами нужно выработать метод деятельности по этому вопросу:

1. Выявить способности и дарование студентов.

2. Проводить мотивационную работу с одаренными студентами для ориентации их на достижение высоких результатов.

3. Вводить диагностики для изучения интересов личности.

4. Организовывать системную работу.

Работа с одаренными студентами должна осуществляться по индивидуальному плану:

  • взаимодействие преподавателя с психологом и куратором группы;
  • исследовательская деятельность студентов;
  • работа кружков, факультативов;
  • выпуски газет, брошюр;
  • самообразовательная деятельность студентов;
  • содержательная внеурочная работа;
  • стимулирование саморазвития.

Работу со способными и одаренными студентами нужно проводить на занятиях и во внеучебное время.

Пути развития творчества студентов на занятиях мы видим в:

  • проведении самостоятельных работ творческого характера;
  • реализации проблемного подхода в обучении;
  • внедрении технических средств обучения;
  • использовании развивающих творческих игр;
  • создании ситуации успеха;
  • решении творческих задач;
  • реализации индивидуального подхода к обучению.

Проблемное обучение - организация учебных занятий, которая способствует созданию под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности студентов с целью их решения, в результате чего и происходит развитие умственных способностей и творческое овладение знаниями, навыками, умениями [1].

На занятиях применяем информационные технологии, позволяющие оптимально использовать время на изучение темы, а также повышать уровень восприятия и понимания студентами материала, делать обучающую информацию более доступной для восприятия, понятной с помощью видеосопровождения, интерактивности обучающих систем.

На занятиях с применением информационных технологий объяснение преподавателя сопровождается информацией на слайдах, что является не только яркой динамической иллюстрацией, но и способом фиксации самого существенного в новом материале. Межпредметные связи, которые становятся в процессе такого изложения более тесными, делают границы учебных дисциплин более прозрачными и способствуют их интеграции. А для студентов элементы учебного процесса складываются в цельную, логически оформленную систему.

Все больше распространяются интерактивные технологии обучения, когда учебный процесс происходит при постоянном, активном взаимодействии всех студентов. Это соучение, взаимообучение, где студент и преподаватель выступают равноправными, равнозначными объектами обучения [3].

Интерактивное обучение позволяет достичь резкого увеличения процента усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание студента, но и на его чувства, свободу.

Чтобы применение интерактивных технологий было эффективным, предварительно планируем свою работу:

  • даем задание студентам для предварительной подготовки (прочесть, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания);
  • проводим быстрые опросы, проверяем самостоятельные домашние работы по различным материалам темы, не связанные с интерактивными задачами;
  • отбираем для занятия такие интерактивные упражнения, которые дали бы студентам «ключ» к усвоению темы;
  • при выполнении интерактивных упражнений даем студентам время подумать над заданием, чтобы они выполняли его серьезно, а не механически;
  • очень важно провести глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, в частности, акцентируя на другом материале, непосредственно не нарушавшемся в интерактивном упражнении.

Лекции тоже стараемся сделать более результативными. Объясняя материал короткими частями, блоками, предлагаем студентам обсудить каждую такую часть, а затем продолжать пояснения. В результате такого обучения усвоение материала может быть вдвое больше, чем монологическое объяснение.

Выводы и предложения. Работа преподавателя с одаренными студентами не должна носить хаотического характера, а быть системной, непрерывной. Только такой системный подход к выявлению и развитию творческой активности студентов может дать положительный результат.

Учитывая вышесказанное, преподавателям в работе с одаренными студентами предлагаем:

  • применять проблемный метод обучения;
  • проводить самостоятельные работы творческого характера;
  • организовывать развивающие творческие игры.

Из важных направлений работы с одаренной молодежью считаем целесообразным выделить углубленное изучение профессиональных дисциплин, привлечение студентов к научно-исследовательской работе, целенаправленное развитие педагогических способностей, углубленное владение профессиональными умениями и навыками, а также усовершенствование преподавателями своего педагогического мастерства.

Традиционно ведущим направлением обучения одаренных студентов остается привлечение их преподавателями к научно-исследовательской работе в научных кружках и проблемных группах, участие в конкурсах научных работ и олимпиадах по специальности, а также в студенческих научных конференциях. Из стратегий обучения одаренных студентов чаще используются обогащение содержания учебного материала, углубленное изучение предмета, дифференциация и индивидуализация обучения. Признавая эффективность проблемности в обучении, большинство преподавателей все же чаще используют в работе информационно-ознакомительные методы. Организация обучения одаренных студентов предполагает в основном подготовку для студентов дифференцированных задач разного уровня при традиционном их разделении на академические группы. Только в некоторых учебных заведениях реализуется обучение одаренных студентов по индивидуальным программам и разделение их на специальные группы по уровню способностей. Методы активизации учебно-познавательной деятельности одаренных студентов отличаются разнообразием и, как правило, имеют профессиональную направленность.

Список литературы

  1. Арапов К.А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К.А. Арапов, Г.Г. Рахматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 290-294. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/43/4806/ (дата обращения: 30.11.2021).
  2. Арипова М.Л. Концепция обучения одарённых студентов в высших учебных заведениях //Academy, 2018. № 4 (31).
  3. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие / А.И. Артюхина, В.И. Чумаков. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012.- 212 с. – Текст: непосредственный.
  4. Ефимова Н.С., Плаксина Н.В., Ефимова Е.С. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие. – М. : РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2018. – 156 с. – Текст: непосредственный.
  5. Одаренные дети Белгородчины : сборник материалов региональной заочной научно-практической конференции (г. Белгород, 17 октября 2019 г.) / [Электронный ресурс] под общ. ред. Е.В. Кавериной, Е.В. Прокопенко, С.П. Мезенко. – Белгород : ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», 2019. – 145 c. Режим доступа: https://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2019/12/sbornik-odarennye-deti-belgorodchiny-1.pdf/ (дата обращения: 30.11.2021).
  6. Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Отдел организационно-методического сопровождения педагогов, работающих с одаренными детьми; авт.-сост. О.В. Сереженкова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020. – 108с. – Текст: непосредственный.
  7. Развитие одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы: материалы II межрегиональной научно-практической Интернет-конференции. – Омск, 2015. – 188с. – Текст: непосредственный.
  8. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М.А. Холодная. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 334 с. - (Серия : Авторский учебник).