Новые технологии в психологии.Флэштренинг для развития навыков конструктивного общения и саморегуляции воспитанников интернатных учреждений с использованием анимационной песочницы.
методическая разработка по теме

Иннавационные технологии в психологии .Использование песочной  арт- терапии, песочной анимационной песочницы как один из методов  для развития навыков конструктивного общения и саморегулции воспитанников интернатных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_ispolzovaniem_animatsionnoy_pesochnitsy.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песочной  арт- терапии, песочной анимационной песочницы как один из методов  для развития навыков конструктивного общения и саморегулции воспитанников интернатных учреждений.

В своей работе с обучающимися  психологи нашей школы - интернат используют анимационную песочницу в технике песочная терапия.

Данная техника удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Чем полезны игры с песком? Развивают  восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

Формируют  у ребенка представления об окружающем мире; развивают мелкую моторику, глазомер; успокаивают и расслабляют, снимая напряжение; оспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания в случаях, когда:

 -Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;

-Есть аллергия и астма  на пыль и мелкие частицы;

-Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Оборудование:

Для организации занятий  потребуется:

- планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения (если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)

- кварцевый песок.

Песочная анимация – молодое и по-своему уникальное направление в искусстве. Из материалов – сыпучий песок, соль или мелко молотый кофе, атрибуты – особый стол с подсветкой, из инструментов – только руки художника. Процесс рисования  сопровождается специально подобранной музыкой. С точки зрения педагоги такое искусство это уникальный способ развития не только художественного творчества, но и  моторики, речи, поисковой активности детей. При этом рисунок становиться  зеркалом души рисующего. Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной моторики  и зрительно - двигательной координации, которые необходимы  для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

В индивидуальной форме можно диагностировать:

Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)

Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)

Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора

Способы преодоления трудностей ( взаимопомощь, покровительство, избегание)

Уровень развития эмоциональной сферы ( анализ чувств, рефлексия)

В качестве психопрофилактического, развивающего средства;

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)

   Особо нуждаются в такой терапии обучающиеся, имеющие слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Одна из особенностей работы с детьми состоит в том, что рефлексивный анализ арт-деятельности затруднен их возрастными особенностями, а также особенностями, обусловленными проблемой: слабой дифференциацией эмоций и чувств, ограниченным словарным запасом, социальными страхами, механизмами психологической защиты. Поэтому так важен  для специалиста на  занятиях с ребенком недирективный подход, мягкое направление и наблюдение за творческой деятельностью ребенка. То есть «для того чтобы изменения произошли, от ребенка требуется только одно — быть активным в меру его возможностей. Этому способствует  использование техники флеш- тренинга  в рисовании песком позволяет создать условия, помогающие определить направление творческой деятельности.

Флэштренинг — это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики (флэшки) в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе или в индивидуальной беседе. Это творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика.

Цель флэштренинга:  релаксация, с целью самоактуализации личности ;

Задачи флэштренинга:  Стать более внимательным к себе и осознавать свои мысли, действия, чувства, что поможет в расширении жизненного опыта;

Развивать способность анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;

Перенимать различные способы поведения, повысить возможность выборов в жизни;

Флэштренинг для развития навыков конструктивного общения и саморегуляции воспитанников интернатных учреждений с использованием анимационной песочницы.

Цель: - научить детей выражать свои чувства, эмоции, переживания; предоставить  возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке;

 - учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Обучение связной речи, навыкам пересказа;

- дать ему возможность быть самим собой, не меняя и переделывая ребенка;

- развивать  восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

  Не рекомендуется использование анимационной песочницы  в случаях, когда:

 -Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;

-Есть аллергия и астма  на пыль и мелкие частицы;

-Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Оборудование:

 - планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения (если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)

- кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии),

- аудио и видео аппаратура.

1.Знакомство.

Упражнение «Меняющаяся комната».

Давайте сейчас все будем медленно ходить по комнате... А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой, и вы продираетесь сквозь нее... А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печальные, грустные, усталые... А теперь комната вдруг стала яркой, мигают фотовспышки, представьте, что вы находитесь в зале, где вручают премию «Оскар», вы идете на сцену по красной ковровой дорожке за своей наградой... А теперь комната стала оранжевой - оранжевые стены, пол, потолок; вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми, легкими, как пузырьки в «Фанте»...А теперь в песок перетекающий из одной дюны в другую в пустыне. Молодцы, закончили. Мы немного размялись, пришло время выполнить одно очень интересное задание.

Вводная часть. Где вы встречались с таким материалом, как песок? Для чего он используется? Вот песочные часы, где этот материал служит мерилом времени. Послушайте, как песочные часы представляет писатель Феликс Кривин.

Феликс Кривин. Песочные часы

Когда песочные часы начинают счет времени, будущего у них много, а прошлого нет совсем. Но постепенно будущее из верхнего сосуда пересыпается в нижний, в котором песочные часы собирают прошлое.

Вначале песчинки падают беззаботно и весело, кажется, что будущее играет в песочек. Но под конец начинаешь замечать, что это из него песок сыплется.

Будущее в верхнем сосуде, прошлое в нижнем,  а где настоящее?

Оно вот здесь, в узком проходе, через который будущее сыплется в прошлое.

Может, потому в нем жить неудобно? В будущем - просторно, в прошлом - просторно, а в настоящем - теснота, ни распрямиться, ни протолпиться. а когда протолпишься,  глядь, а ты уже проскочил... Одна надежда: может, перевернут часы, и тогда прошлое снова станет будущим.

Основная часть. Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно. Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Предлагается послушать (посмотреть ) интересную притчу и выразить свои чувства , понимание мудрости  с помощью рисования песком.

Притча: Следы на песке.

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идет песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

— Мое милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нес тебя на руках.

Предлагается изобразить с помощью песка услышанную историю, предварительно спросить, о чём притча.

(Притча "Следы на песке" рассказывает о том, что человек который искренне верит в Бога, постоянно находится под опекой свыше. Эта притча помогает  выжить в трудное время.  Оглянитесь и поймите, что все могло быть НАМНОГО хуже, Значит Вас  и правда несут на руках и просто дают Вам урок, который обязательно надо усвоить…)

II вариант «Парное рисование»

Задачи: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.

Ход работы: Дети работают в паре.

Инструкция: « Сейчас вы будете рисовать вдвоём единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие – нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы.»

После того, как картина будет готова проводится обсуждение и фотосессия.    Можно отметить гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне, что именно будут рисовать и т.д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

 Заключительная  часть занятия: 

для вербализации чувственного опыта, рефлексии, участники занятия составляю свой рассказ по созданной песочной картине , с правом изменения деталей созданного творения в ходе обсуждения. Возможные вопросы в ходе беседы:

-В чём находит поддержку в сложных ситуациях, к кому может обратиться.

 Итоги занятия.

Упражнение «Продолжи предложение»

Цель: завершение  работы с определениями толерантности,  развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Необходимое время: 2  минуты.

Инструкция:  «Ведущий берёт песочные часы начинает фразу, переворачивает  часы и передаёт и тому, кто продолжает незавершенную фразу.

● На занятии мне понравилось…

● Я считаю полезным…

● Я буду вспоминать…

● Мне очень понравилось…

● У меня вызвало затруднение…

● На занятии я  узнал новое…

● Я буду применять  в своей жизни…

Приложение.

Притча Котёнок и счастье.

Однажды старый кот повстречал молодого котёнка. Котёнок бегал по кругу и пытался поймать свой хвост.

 Старый кот стоял и смотрел, а молодой котёнок всё крутился, падал, вставал и опять гонялся за хвостом.

 — Почему ты гоняешься за своим хвостом? — спросил старый кот.

 — Мне сказали — ответил котёнок — что мой хвост — это моё счастье, вот я и пытаюсь его поймать.

 Старый кот улыбнулся так, как это умеют делать только старые коты и сказал:

 — Когда я был молодым, мне тоже сказали, что в моём хвосте – моё счастье. Я много дней бегал за своим хвостом и пытался схватить его. Я не ел, не пил, а только бегал за хвостом. Я падал без сил, вставал и опять пытался поймать свой хвост. В какой то момент я отчаялся и пошёл. Просто пошёл куда глаза глядят. И знаешь что я вдруг заметил?

 — Что? — с удивлением спросил котёнок.

 — Я заметил, что куда бы я ни шёл, мой хвост везде следует за мной.

Техника рисования в анимационной песочнице.

Сначала слегка посыпаем наш экран песком, затем берем в кулак песок, делаем уши, просыпая его, засыпаем уши песком, рисуем голову, второе ухо, его тоже засыпаем песком. Теперь рисуем голову, делаем неправильный круг, линии делаем темнее. Ладонью рисуем нос, очищаем его от песка, большим пальцем от уголка рта ведем вниз, у нас получается рот. Выделяем песком нос, поправим линии. Рисуем глаза. Для этого делаем два круга, очищаем их, внутри круга засыпаем песком зрачки. У нас получился котик Теперь нарисуем солнышко. Для этого берем в кулак песок, насыпаем на стекло, пальцем очищаем круг, ногтями и пальцем проводим линии, получилось красивое солнышко.