ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья

Штерич Анастасия Александровна

В статье актуализируется проблема самоопределения будущих педагогов в системе СПО, которая связана с сохранением мотивации выпускников педагогических колледжей к продолжению образования в педагогическом университете. Одним из факторов, влияющих на развитие и сохранение мотивации, является овладение студентами педагогического колледжа навыками педагогического общения. В статье представлен результат использования метода наблюдения как способа реализации возможностей вариативного курса «Тренинг педагогического общения» в развитии навыков педагогического общения у студентов педагогического колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Аннотация

В статье актуализируется проблема самоопределения будущих педагогов в системе СПО, которая связана с сохранением мотивации выпускников педагогических колледжей к продолжению образования в педагогическом университете. Одним из факторов, влияющих на развитие и сохранение мотивации, является овладение студентами педагогического колледжа навыками педагогического общения. В статье представлен результат использования метода наблюдения как способа реализации возможностейвариативного курса «Тренинг педагогического общения» в развитии навыков педагогического общения у студентов педагогического колледжа.

Педагогический колледж, являясь учреждением среднего профессионального образования кроме решения образовательных задач, призван создавать условия для успешного профессионального самоопределения студентов, и ориентировать их на продолжение образования в педагогическом вузе.

В требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) отмечается, что будущий педагог должен обладать такими компетенциями как: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации[1].Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС 3++) содержит требование к будущему педагогу, который должен быть способен осуществлять взаимодействие с участниками образовательного процесса[2].

Для выполнения требований ФГОС СПО и ВО 3++ необходимо создавать педагогические условия для непрерывнойподготовки обучающихся в системе «колледж-вуз». В нашем исследовании под системой «колледж-вуз» мы понимаем систему преемственных связей между требованиями ФГОС СПО к выпускнику педагогического колледжа и ФГОС ВО 3++ к выпускнику  педагогического колледжа, потенциальному абитуриенту педагогического университета. Определяющую роль в этом процессе играют преподаватели и студенты педагогического колледжа, от которых зависит положительное содействиеразвитию устойчивой мотивации студентов на продолжение образования в сфере педагогической деятельности.

В 2018/2019 уч. году педагогический колледж №8 г. Санкт-Петербурга окончили 164 человека, из них, продолжили обучение в вузе 80 %, при этом в педагогический вуз поступили 50% выпускников колледжа. Это обстоятельство подтверждает, что половина выпускников, успешно завершивших обучение в педагогическом колледже, поступили в педагогические вузы с целью повышения уровня своего профессионального образования. Но, другая половинавыпускников не смогла за время обучения в колледже самоутвердиться в педагогической профессии.

Для того, чтобы сохранить мотивацию к продолжению какой-либо деятельности,человеку необходимо понимать сущность и социальную значимость этой деятельности,чувствовать собственную успешность в ее реализации. Студенту педагогического колледжа для того, чтобы сохранить мотивациюкпродолжению образования в педагогическом вузе,необходимо раскрыть профессиональные задатки и способности, ощутить уверенность в себе как начинающем профессионале.

Очевидно, для того, чтобы осознать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, необходимо побывать в роли профессионала, попробовать свои силы в реальной жизни. Решение профессиональных задач и ощущение их практической значимости должны пробуждать устойчивый интерес к профессии. В современной системе профессионального образования предусмотрены практические занятия, с помощью которых будущие специалисты нарабатывают профессиональные навыки. Практика для будущего педагога заключается в непосредственном взаимодействии с участниками образовательного процесса (учащимися, учителями, администрацией образовательного учреждения).А для того, чтобы выстроить успешное взаимодействие с участниками образовательного процесса, необходимо владеть навыками педагогического общения.Иначе,может развиваться профессиональная неуверенность в своих силах, что негативно отразится на профессиональном самоопределении студента и выборе своего дальнейшего обучения в педагогическом вузе.

В 2019/2020 учебном году былопроведено анкетирование студентовстарших курсов (50 человек) с целью выяснить их личное отношение к будущей профессии. Более половины (43%) участвовавших в опросе студентов уверены в правильности своего выбора. Они считают, что будут успешными в будущей профессиональной деятельности. 36 % полагают, что чувствуют интерес к отдельным аспектам своей будущей профессиональной деятельности, однако ощущают неуверенность в своих профессиональных компетенциях. 10% студентов ответили, что сомневаются в правильности своего выбора профессии, считают его ошибкой. 11% студентов заканчивают колледж ради диплома. По данным опроса становится ясно, что, несмотря на то, что у студентов выпускных курсов педагогического колледжа довольно высокий процент сохранения мотивации к будущей профессии, наблюдается тревожный уровень неуверенности в своих профессиональных силах и способностях.

На вопрос о том, какими умениями необходимо владеть будущему педагогу для достижения успеха в профессиональной деятельности, 98 % студентов уверены,что педагог долженуметь успешно взаимодействовать с аудиторией. Также студенты(45%)  отмечали важность умения работать с документами. 80% считают, что необходимо проявлять любовь к детям. 60% находят значимость педагогической профессии в расширении кругозора. 38% считают, что педагогическая профессия  создает условия для  проявления лидерских качеств. Разумеется, в той или иной степени педагогу необходимо владение всеми этими личностными и деловыми качествами. Вместе с тем, студенты отмечали, что наиболее трудным являетсявопросовладения умениями успешно взаимодействовать с аудиторией, т.е. владения навыками педагогического общения. Это обстоятельство указывает на внутреннюю потребность студентов в овладении этими навыками для достижения профессиональных успехов.

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

А. А. Леонтьев утверждал, что «общение учителя с учениками должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса» [3, 67].

В образовательном процессе могут возникать всевозможные трудности, связанные с межличностным общением учителя и учеников или родителей. Не подготовленному педагогу, который не владеет способами успешного взаимодействия с участниками образовательного процесса и навыками педагогического общения, будет довольно трудно конструктивно оказывать влияние на учеников и создавать благоприятный климат на занятиях. От владения навыками педагогического общения может напрямую зависеть успешность педагога, как профессионала.

Студенты выпускных курсов педагогического колледжа на 70 % убеждены в том, что они знакомы с трудностями, которые могут возникать в ходе образовательного процесса. 20 % думают, что знакомы с возникающими трудностями частичнои 10% совсем не уверены в своих знаниях о трудностях педагогического общения. Однако,55 % студентовотметили, что не владеют способами организации успешного взаимодействия, но хотели бы их освоить. Некоторые изэтих студентов во время личных бесед с ними рассуждают, приводят примеры, рассказывают опедагогических неудачах в ходе практической деятельности. 10 % студентов, полагают, что эти знания им не пригодятся. 45% считают, что частично знают способы успешного взаимодействия.

В процессе приобретениятеоретических знаний студенту явно не хватает владения умениями профессиональной коммуникации. В.А. Кан- Калик отмечает, что знания по педагогическому общению должны одновременно подкрепляться основательной практической работой по развитию коммуникативных навыков и умений. Незаменимую роль здесь может сыграть и непосредственный педагогический опыт студента - будущего педагога. Не исключено, что могут возникнуть сомнения: а действительно ли надо учить общению, не придет ли все само собой? С таким взглядом трудно согласиться, ибо овладение педагогическим общением путем проб и ошибок затрудняет работу, отрицательно сказывается на отношении к профессии, а порой ведет и к отказу от нее. Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними [2].

Таким образом, результаты опроса студентов выпускных курсов педагогического колледжа, а также мнения ученых по поводу значимости педагогического общения убеждают в том, что навык педагогического общения является одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на развитие и сохранение мотивации студентов к продолжению образования в педагогическом университете.

В.А. Кан Калик выделяет ряд основных трудностей педагогического общения, с которыми сталкивается начинающий педагог:

  • неумение наладить контакт;
  • непонимание внутренней психологической позиции ученика;
  • сложности в управлении общением на уроке;
  • неумение выстраивать взаимоотношения и перестраиватьих в зависимости от педагогических задач;
  • трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к материалу;
  • сложности в управлении собственным психическим состоянием в общении.

С целью преодоления трудностей педагогического общения у будущих педагогов в процессе обучения в нашем исследовании мы разработали вариативный курс «Тренинг педагогического общения» на 36 часов. Педагогический опыт одного из авторов статьи - Штерич. А.А.по развитию навыков общения и взаимодействия у студентов педагогического колледжа, лег в основу разработки содержания программы курса.Программа имеет практическую направленность обучения и ориентирована на создание условий для развития у студентов умений педагогического общения, таких как:

  • способность анализировать нюансы собственной речи, делать ее четкой, понятной и доступной для окружающих;
  •  навык управления стрессовыми состояниями и конфликтами,                   возникающими в образовательном процессе;
  •  способность успешного установления коммуникативных контактов;
  •  умение организации пространства межличностного взаимодействия.

В программе предложены занятияв форме тренингов и игр. Например, в форме лекций-семинаров рассматриваются темы: «Понятие о педагогическом общении», «Стратегии педагогического воздействия и педагогического взаимодействия в педагогическом процессе».В форме тренинга предложены занятия на тему: «Коммуникативные способности»,«Коммуникативная гимнастика». В форме игры, занятия на тему «Способы разрешения конфликтов в педагогическом процессе».

Тренинг педагогического общения, по мнению, А.П. Панфиловой, является наиболее приемлемой для учебного процесса интерактивной имитационной технологией [4]. Преимущество обучения посредством тренингов передтрадиционным (лекции, семинары) заключается в моделировании реальных ситуаций педагогического общения, что дает возможность непосредственно на занятиях обсудить с участниками эффективные приемы и техники межличностного взаимодействия, предложить различные упражнения и ролевые игры для закрепления коммуникативных навыков педагогического общения.

В процессе обучения каждое полученное знание студент отрабатывает и проживает под руководством преподавателяна практических занятиях, что позволяет ему полученное знание превратить в отработанный навык и начать использовать в профессиональной и социальной жизни.

В процессе обучения вариативному курсу преподаватель выполняет одновременно две функции, тренера и наблюдателя, являясь, таким образом,включенным наблюдателем.

 В системе эмпирических методов педагогического исследования наблюдение представляет собой начальную ступень изучения какого-либо педагогического явления [1], в частности образовательного процесса. Этот метод позволяет объективно, детально и точно фиксировать проявления свойств личности и поведения в процессе обучения.

Термин «включенный наблюдатель», впервые предложил американский социолог Е. К. Линдеман в 1933 г., который определил задачей «объективного наблюдателя» как наблюдение за объектом «снаружи», а «включенного наблюдателя» — наблюдение объекта «изнутри». А.В. Мудрик уточнил, что включенное (участвующее) наблюдение осуществляется тогда, когда исследователь в определенной степени входит в интересующую его человеческую общность, играет в ней определенную роль, завоевывает доверие партнеров и, не привлекая к себе особого внимания, наблюдает за происходящим[5].

На занятии создается модель жизненных обстоятельств в профессиональной среде, в которых необходим навык педагогического общения. Выполняя предложенные задания и упражнения, студент приобретает навык педагогического общения, проходя через смоделированные сложности и конфликтные ситуации. Преподаватель, который играет роль включенного наблюдателя на занятии, имеет возможность с помощью метода включенного наблюдения увидеть скрытые зажимы, неявные мотивы участников занятия. Эта возможность позволяет преподавателю выявить индивидуальную точку развития каждого студента и целенаправленно воздействовать на укрепление навыков педагогического общения. Кроме того, метод включенного наблюдения дает возможность преподавателю объяснить вопросы, возникающие в процессе занятия на языке субъекта.

Так, например, на занятии в форме тренинга: «Разрешение конфликтовв педагогическом процессе».  Студентам предлагается тренинг с элементами метода Якоба Леви Морено «Психодрама», который представляет собой театрализованное проигрывание проблемных ситуаций, помогающее осознать скрытые мотивы своего поведения, особенности других людей. Методпозволяетстуденту изменить восприятие проблемных ситуаций и свое поведение в них. В результате он получает навык успешного взаимодействия. В тренинге могут принимать участие от 5 до 25 человек.

Поскольку проблемы предлагаются самими студентами,например, трудности по установлению дисциплины в классе на практике, непонимание с преподавателем, сложности во взаимоотношениях со студентами-коллегами. Студенты  всегда чувствуют их актуальность согласно своему возрасту, социальному статусу и другимфакторам. Ощущая личную актуальность проблемы, студенты замотивированы найти её решение. Поэтому, как правило,в тренинге принимают активное участие все студенты группы, даже если какому-то студенту не досталась роль протагониста или актера,его внимание сконцентрировано на происходящем. Участники тренинга,раскрывая проблемы, часто о которых стыдились говорить, понимают, что они не одиноки, что такие же трудности испытывают и другие люди. В процессе тренинга участники не осуждают друг друга и не дают советов, но каждый из участников может высказать собственные эмоции по возникающим вопросам и ситуациям, если имеет желание. Впроцессе тренинга в коллективе формируется доверительная, доброжелательная атмосфера. Часто участники отмечали, что ранее им не удавалось раскрыться в данной группе людей. Разумеется, тренинг благоприятно сказывается на сплочении группы.

        Оценка результатов тренинга осуществляется на основе полученных данных наблюдения в процессе занятия. Результаты наблюдения фиксируются в заранее подготовленную таблицу, в которой по горизонтали отмечаются участники тренинга, а по вертикали  показатели проявления умений общения и взаимодействия у студентов, например, студент:

  • знает: правила и этические нормы и формы  общения с другими  людьми; факторы, которые влияют на поведение человека в процессе его взаимодействия с другими людьми;
  • умеет: применить знания о способах общения в конкретной ситуации; логически выстраивать собственную линию поведения, осуществляя вербальное и невербальное общение с другими людьми;умеет осуществлять самоанализ поведения; выявлять скрытые мотивы общения других людей;
  • способен: организовать общение на основе использования способов успешного взаимодействия с другими людьми; применить знания о способах общения в незнакомой ситуации.

Полученный в ходе исследования практический опыт реализации  программы вариативного курса по развитию навыков общения и взаимодействия у студентов педагогического колледжа на основе тренингов, позволяет сделать вывод о том, что студенты в процессе таких занятий приобретают реальные навыки педагогического общения,значимые для успешной реализации в профессии. Студент по-новому рассматривает ситуации общения и взаимодействия педагога и учащихся, которые возникают в образовательном процессе. У них развивается  способность анализировать свою собственную речь. Выстраивать ее более четко, логично, понятно для тех, кого обучает. Студент получает навыки управления своим психологическим состоянием и проблемами, которые возникают в образовательном процессе. Он способен организовать межличностное пространство общения на занятии, успешно устанавливать коммуникативные контакты с обучающимися.

Будущий педагог начинает себя ощущать более успешнымв профессии, появляется уверенность в собственных профессиональных силах, которая, безусловно, положительным образом сказывается на профессиональном самоопределении студента и укрепляетжелание повышать уровень своего образования,обучаясь в педагогическом вузе, а после реализовывать себя непосредственно в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Вершловский С.Г. Методика наблюдения в педагогике: Учебное пособие_ СПб., 2011. – 60с.
  2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – Москва: Академия, 1981. - 192 с.
  3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Нальчик, 2012. - 96 с.
  4. Панфилова А.П.Тренинг педагогического общения: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений.  – М :Издательский центр «Академия» 2006. - 336 с.
  5. Мудрик А. В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. №47. С. 109-116.

[1]Федеральные государственные образовательные стандарты Среднего профессионального образования (ФГОС СПО) https://fgos.rufile:///C:/Users/User/Downloads/fgos_ru_44_02_01.pdf.pdf(обращение 20 декабря 2019).

[2]Федеральные государственные образовательные стандарты Высшего профессионального образования (ФГОС ВП  3++) http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf  (обращение 20 декабря 2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих методов обучения в учебном процессе по профессии "Автомеханик"

Массовая автомобилизация  качественно изменила обстановку на улицах городов и на дорогах страны. В этих условиях важнейшее значение приобретают вопросы обеспечения безопасности дорожного дв...

использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию

В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в  результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь дават...

Использование метода проектов в процессе непрерывного обучения немецкому языку в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp”.

В этой статье наша пед. команда хотела бы поделиться с Вами опытом ведения проектной деятельности в этнокультурном языковом лагере творческого развития школьников "Sommercamp"....

Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....

Программа (исследование) по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики

Цель  программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика».Задачи:1.     Определить социально-...

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....

Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....