Использование метода проектов в процессе непрерывного обучения немецкому языку в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp”.
статья по теме

Михайлова Ирина Валерьевна

В этой статье наша пед. команда хотела бы поделиться с Вами опытом ведения проектной деятельности в этнокультурном языковом лагере творческого развития школьников "Sommercamp".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность в « Sommercamp »


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в процессе непрерывного обучения немецкому языку в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp”.

    Еврокомиссия на Лиссабонском саммите 2000 года определила непрерывное образование (lifelong learning) как всестороннюю учебную деятельность на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. Сейчас в наших российских школах предоставляются разнообразные возможности для непрерывного обучения во всех предметных областях от занятий в каникулярное время, автономного обучения, дистанционного образования, внеурочной деятельности до языковых профильных смен на базе школьных летних площадок. Мы пошли ещё дальше в этом направлении, наша педагогическая команда уже второй год успешно работает в этнокультурном лагере языкового и творческого развития школьников «Sommercamp».

    Наша смена проходила с 16 июля по 5 августа 2015 года. Организатором смены уже третий год выступает ОГАУК «Томский областной Российско-немецкий Дом». Проект реализуется при поддержке администрации г.Томска,  ДОЛ «Восход» и содействии Международного союза немецкой культуры (МСНК). Лагерь Sommercamp входит в систему этнокультурных языковых лагерей для детей и молодежи JUGENDTREFFEN по всей Российской Федерации.

    Нам, организаторам смены, идеальной представляется смена, в которой были бы созданы условия для укрепления здоровья детей, развитие их творческого потенциала, лидерских качеств, а также для познавательной деятельности детей, чтобы для детей время, проведённое в лагере было не только бы весёлым и запоминающимся, но и полезным. В первой половине дня ребята занимались 1,5 часа с учителями немецкого по программе «Deutsch mit Spaß» («Немецкий с удовольствием»), после этнопаузы, которую мы использовали для изучения песен, танцев, традиций Германии, нами была запланирована проектная деятельность.

    На стадии подготовки смены перед нами встал вопрос, какую цель будет иметь проектная деятельность в летнем лагере? Да, она активизирует мозговую деятельность детей, позволяет детям реализовать свой творческий потенциал, применить дифферинцированный подход к каждому ребёнку… Но! В первую очередь эта деятельность должна быть интересна каждому ребёнку, увлечь каждого. Очень сложно заставить современного ребёнка заниматься тем, чем он не хочет, да ещё и 1-1,5 часа каждый день, и это во время летних каникул!

    Что же может так увлечь ребёнка летом? Игра. Игровая деятельность занимает во время каникул большую часть времени ребёнка. Мы вспомнили, как мы в детстве часами играли на улице в подвижные игры, настольные игры, как современных детей сложно оторвать от компьютерных игр, и решение пришло само собой – мы будем играя создавать игры. Свои собственные, в перспективе, с последующим изданием их и использованием на следующей летней смене. Идея хорошая, но теперь её предстояло наполнить смыслом. О чём будут эти игры? Ответ на этот вопрос подсказала тематика смены, в этом году мы путешествовали по времени, изучая важные для нашей страны даты и видных культурных и политических деятелей из числа российских немцев, в том числе работавших в Томске. Каждый день ребята получали загадку в виде даты или персоны дня, ответы на которые они искали в течении дня и озвучивали во время вечерних мероприятий. А также страноведение, на которое зачастую так мало часов отводится в школьной программе, тем более с нами на смене сотрудничал языковой ассистент из Дрездена, Тобиас Крон, который во всех наших задумках был отличным помощником.

    Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

-  расширение и углубление знаний учащихся по немецкому языку, страноведению Германии, истории своей страны и о известных российских деятелях с немецкими корнями;

-  приобщение учащихся к творческой и практической исследовательской деятельности;

-  приобретение навыков работы в команде;

-  расширить знания о детей о существующих видах игр и научить на практике реализовывать свои идеи, создавая собственные игры.

    Чтобы наши идеи воплотить в жизнь, необходимо было продумать все детали ещё до начала смены. Сюда входили: сбор информации о существующих типах настольных и компьютерных игр, изучение немецких настольных популярных игр, изучение имеющихся в наличии у нас и в РНД (ОГАУК «Томский областной Российско-немецкий Дом»), выбор возможных тем для проектной работы, подготовка кадрового потенциала, обучение вожатых ( для проектной работы были подобраны студенты вузов, владеющие немецким языком).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный. Первую неделю ребята играли  в разные виды игр (паззлы, лото, мемори, викторины, «бродилки», карточные игры  и т.д.), от более простых переходили постепенно к более сложным играм. Мы старались, чтобы игры перекликались с темой немецкого языка в этот день («Животные», «Транспортные средства», «Числительные»). Некоторые игры, например, «Вервольф», немецкий аналог нашей карточной игры «Мафия», «Детективы», настолько понравились ребятам, что по их просьбе мы возвращались к ним. Целью этого этапа было знакомство с банком игр и выбор типа игры, который понравится ребятам.

II этап – основной. На этом этапе ребята формировали творческие группы по интересам, формулировали для себя тему игры, тип игры, название, внешний вид, разрабатывали правила игры, и, наконец, создание самой игры с помощью канцелярских товаров, ватмана, картона, бумаги, карандашей и т.д..

 III этап – заключительный . Этот этап очень важный, это апробация игр на других группах детей, презентация игр на отрядах , подведение итогов работы, награждение участников.

    Сейчас, когда смена закончилась, мы уже можем проанализировать итоги нашей работы, что получилось, а что не совсем. Сначала проанализируем то, что можно было бы сделать лучше:

 - вожатым хватало мотивации для реализации проекта, но не всегда хватало опыта,

 - была часть детей, для которых приходилось придумывать дополнительные стимулы, заинтересовывать для участия в проекте, в основном это были дети, которые не привыкли играть в настольные игры, а признавали только компьютерные. Здесь нам очень помогла идея одной вожатой, тоже фанатки компьютерных игр, что сначала все игры создаются на бумаге, а только потом переводятся в цифровой формат, рассказывала она про это детям,  применяя компьютерную терминологию, дети пошли за ней, даже начали в конце проекта переносить свои игры на компьютер.

 - фактор времени, не всем группам хватило времени довести свои задумки до завершения.

Положительные результаты.

Для школьников:

1.  Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных во время смены. Для нас было большой радостью наблюдать за детьми 8-10 лет, которые без труда называли такие сложные фамилии, как Беллинсгаузен или Кюхельбекер, а также говорили про их заслуги.

2. Развитие у школьников интереса к творческой, исследовательской деятельности и, особенно хотим выделить, к совместной игровой деятельности. На сончасе дети брали у вожатых настольные игры и ещё раз играли в них, уже по собственной инициативе.

3.  Освоение разных форм обработки и анализа информации.

4.  Развитие креативных способностей детей.

5.  Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.

6.  Развитие лидерских качеств.

Для педагогической команды:

  1. Приобретение опыта реализации проектов, в частности игровых проектов.
  2. Формирование банка новых игр, созданных детьми. По итогам смены у нас появилось несколько полноценных, завершённых игр:

мемори «Известные российские немцы» (сопоставление фотографий и фактов из жизни известных россиян); игра «Leckermäulchen» (о правильном питании с заданиями для участников); карточная фэнтази-игра «Robomafia»; на стыке викторин и экономических игр, игра «Ру.Deu»(содержит 60 вопросов и различных заданий на немецком языке, сформулированные и переведённые самими детьми ); квиз-«бродилка»(приключенческая игра) «Deutschland».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом

Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...

Использование метода проектов на уроках специальных дисциплин

Презентация рассказывает об использовании метода проектов на уроках специальных дисциплин с  применением технологического модуля САПР CAD/CAM/ ADEM  для подготовки  обучающихся по профе...

Развитие межкультурной компетенции в процессе непрерывного обучения немецкому языку в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp”.

В последние годы непрерывное образование стало целью, к которой идет общество. Под влиянием идеи непрерывного обучения происходят изменения в системе образования. Также меняется процесс обучения и кон...

Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....

Использование современных технологий и методов как обусловленная необходжимость в обучении иностраннному языку

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных демонстрациях, которые могут быть выполнены с помощью информационных технологий.Большие возможности для использ...

Использование метода проекта на уроках английского языка

Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на обучения, используя педагогические технологии, т.к. они позволяют реализовывать различн...

Статья "Использование ИКТ технологий как способ оптимизации образовательного процесса в обучении иностранным языкам"

Использование ИКТ на уроках иностранного языка позволяет оптимизировать учебный процесс и является, одним из эффективных средств обучения. Современные компьютерные обучающие программы дают возможность...