Использование современных технологий и методов как обусловленная необходжимость в обучении иностраннному языку
статья на тему

Кислун Жанна Константивновна

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных демонстрациях, которые могут быть выполнены с помощью информационных технологий.

Большие возможности для использования метода проектов представляет и компьютерное моделирование. Разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проектной деятельности.

Если студенты владеют приемами програмирования и проектной деятельностью, то в этом случае они имеют возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ.

Работа над проектом пробуждает студентов не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и програмных проектов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. несомненно, в этом случае решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями, могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой , творчески чвободной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья « Использование современных технологий и методов как обусловленная необходимость в обучении иностранному языку»

Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии, огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться и культивироваться у человека постоянно, начиная с раннего возраста.

« Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов, преподавателей.

Без качественного роста педагогического профессионализма мы навсегда  останемся в прошлом, поэтому педагоги нового поколения должны квалифицированно уметь выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины.

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс ( в том числе и по иностранному языку).

Целью данной работы является рассмотрение образовательных возможностей современных информационных технологий, а также проектирование и создание электронного учебного курса, направленного на изучение грамматики английского языка.

  1. Цели обучения иностранному языку

Согласно образовательному стандарту профессионального образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует следующие цели:

Развитие иноязычной компетенции, подразумевающей развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции;

Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:

а) дальнейшее самообразование с помощью английского языка в других областях знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;

в) личностному самоопределению студентов в отношении их будущей профессии;

  1. Образовательные технологии

Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий:

технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение студентов и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных и профессиональных умений и навыков;

личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности студентов, учета и развития их индивидуальных особенностей;

технологии развивающего обучения, в центре внимания которых-способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития студентов, их интеллектуальных способностей.

Основополагающими являются технологии интегрированного обучения, которые, в принципе, повторяют традиционные занятия и лекции по формированию навыков и умений, занятия по развитию речи, практике, контролю и проверке. Что касается интегрированных занятий, то они подразумевают достаточно большой информационный блок на самих лекциях и самостоятельную работу по решению каких-либо задач на  практических занятиях.

Основную задачу преподавателя я вижу в обучении студентов умениям самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Для этого в своей преподавательской деятельности использую несколько описанных ниже методов.

Метод проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, понимать значение новых слов, грамматических явлений. Задача преподавателя-организовать самостоятельную познавательную деятельность каждого студента в ходе работы над проектом.

Например, проект группы технологов II курса ( Санкт- Петербургский колледж туризма и гостиничного сервиса) на тему «Preparing for the party» включал в себя предварительную стажировку в ресторане гостиницы «Юность» и гранд - отеля « Европа»,  где студенты практиковались в навыках сервировки стола, изучали новую лексику: (service plates,soup bowls, white wine glasses, brandy glasses, tall champagne glasses,low champagne glasses, dinnerware, stemware, utensils, handles, tulip flutes) etc.

Брали интервью у британцев, американцев, канадцев, австралийцев об их предпочтениях в еде и напитках.

Составляли разнообразные  меню главных (основных) блюд, холодных закусок, салатов, безалкогольных и алкогольных напитков, десертов.

Практиковались в обслуживании носителей английского языка, советовали и предлагали им различные блюда, напитки, объясняли стоимость за комплексные обеды и блюда, входившие в меню a la corte.

Каждый студент вел ежедневный дневник, в который заносилась  информация по различным аспектам практики.

По окончании практической деятельности каждый студент представил свой проект, в который внес фрагменты видеоматериалов приготовления наиболее интересных блюд, интервью с клиентами, процесс обслуживания посетителей и показ последовательной сервировки банкетного и праздничного стола.

Как правило, у студентов всегда  появляются идеи создавать проекты , методические разработки по обслуживанию клиентов, показывать мастер-классы, принимать участие в международном конкурсе  профессий World Skills.

Метод обучения в сотрудничестве

К нам в колледж  поступают студенты с разной степенью подготовленности по всем предметам, но градация «на сильных и слабых » в нашем учебном заведении не приветствуется.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения и сотрудничестве.

Это означает, что при создании проектов в группе всегда студенты с разной степенью подготовленности и обученности. Оказание помощи «слабым» всегда в состоянии взять на себя более «сильные» студенты, которым нравится быть лидерами, умеющими отвечать и брать ответственность за успехи и поражения всех и каждого в отдельности.

В результате использования данного метода стало очевидно, что студенты стали более активными, уверенными в себе, воспитали в себе чувство ответственности, доброжелательности;

 полученные в итоге положительные оценки стали результатом усилий каждого и послужили стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к совместному труду, к учению вообще. Данная эффективность касается не только академических успехов студентов, но и их интеллектуального и нравственного развития. Студенты стали проявлять большую активность в участии различных интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях, диспутах.

Метод формирования учебной деятельности студентов

Как бы ни был студент мотивирован и как бы ни хотел высказаться, .выполнить задание, он должен, прежде всего, знать, как его выполнять. Это значит, что студенты должны учиться выполнять задания различных видов. Для этих целей я использую различные памятки: « Как работать со словарем», «Как работать с текстом», «Как подготовиться к диспуту», «Основные вопросы в интервью с работодателем», « Как правильно составить меню», « Как использовать в речи новые лексические обороты, фразы, конструкции» и т.д.

Предъявляется памятка непосредственно перед началом работы над новым заданием. Каждый сверяет свой» шаг» с памяткой и постепенно овладевает алгоритмом работы.

Далее используется метод обучения в сотрудничестве, т.е. студенты помогают друг другу контролировать ход действий и впоследствии памятка становится лишней.

Приведу пример одной из памяток:

Памятка к практическому заданию «Еда. Предпочтения в еде».

1.Используйте знание  различных блюд и кухонь народов мира. Коротко расскажите о них.

2.Сравните особенности национальной кухни разных стран и народов,  отечественной кухни. Выберите то, что вам особенно нравятся.

3. Опишите свои  любимые блюда, расскажите об оригинальных рецептах; выразите свои предпочтения.

4. Составьте рецепты блюд и используйте  их в процессе приготовления .

5.Представьте собственно приготовленное блюдо, его рецепт во время практических занятий по использованию профессиональной лексики и выполнению одного из модулей кулинарии (МДК).

Метод моделирования высказываний

Этот метод отличается от использования общеизвестных логико-синтаксических схем тем, что студенты сами на основе разговорного текста выстраивают содержание и логику своего высказывания

Работа с модулем

Модуль-это особый функциональный узел, в котором преподаватель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения ими студентов. Преподаватель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы студентов, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Памятка по работе с лексикой

  1. Переведите слова с английского языка на русский, затем, не глядя в текст, с русского языка на английский.
  2. Составьте свои предложения с новым словом, словосочетанием, постарайтесь создать их интересными, неожиданными, оригинальными.
  3. Объедините все новые слова в небольшой рассказ.
  4. Придумайте свои собственные рассказы с новой лексикой (по какой-то определенной теме или подготовьте доклад по данной теме).
  5. Выскажите свое собственное мнение в отношении данного рассказа. Прокомментируйте данный рассказ.
  6. Продолжите данный рассказ, пофантазируйте насчет другой противоположной концовки данного рассказа.

Преподаватель сам внимательно слушает ответы студентов, в конце высказывает свои рекомендации, комментирует  ошибки.

Модератор практического занятия может быть также выбран из числа студентов.

Использование аутентичных видеокурсов

Один из способов-использования аутентичных видеокурсов и видеоаппаратуры с ее многочисленными полезными функциями, дающими преподавателю возможность применять различные технологии в работе с видеофильмами. Именно они помогают моделировать ситуации, при которых изучение языка  проходит при погружении в культурную среду носителей языка. При драматизации (одна из технологий работы с видеокурсом) студенты учатся технике общения, овладевают речевым и профессиональным этикетом, учатся быть речевыми партнерами, т.е. совершенствуют коммуникативные навыки через общение на иностранном языке.

Доступный аутентичный многоцелевой видеокурс Interprise охватывает диапазон от уровня В 1 до уровня свободного общения на бытовые темы.

Мультимедийные учебные пособия

Использование достижений информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность студентов, расширяет их кругозор. Эффективным средством реализации разноуровнего подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам является использование электронных учебных пособий.

Электронные учебные пособия представляют студентам гораздо более широкие возможности работы. Возможен выбор приемлемого уровня сложности, переход на другой уровень сложности. Электронные пособия экономят время, позволяя обходиться без словаря. Гиперссылки помогают не просто перевести слово, а более подробно раскрывают понятие, давая материал справочного характера. Электронные пособия обладают большей интерактивностью, по сравнению с печатными, благодаря возможности навигации по информационному пространству пособия при помощи меню. Электронные пособия, содержащие интерактивные игры, анимацию, помогают решить проблему мотивации, занимательности, приносят элементы творчества-все это способствует оптимизации учебного процесса.

Macmillan English Dictionary u Macmillan Essential Dictionary -эти компьютерные версии словарей дают возможность прослушать правильность произношения слова, совершенствовать свои фонетические навыки.

Компьютерные презентации

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала студентами и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски показ слайд-фильмов с экрана компьютера на мультимедийном проекторе или на персональный компьютер для каждого студента.

Эффективность воздействия учебного материала на студентов зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации усвоения учебного процесса. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффективные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводить к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала .Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность занятия.

Использование компьютерной презентации на занятии позволяет:

. Повысить мотивацию студентов;

.Использовать большое количество иллюстративного материала;

.Интенсифицировать урок;

.Вовлечь студентов в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития общеучебных навыков.

Компьютер не заменяет преподавателя на занятиях иностранным языком, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Использование даже самых совершенных мультимедийных продуктов не может заменить живое общение на занятии.

Используемая литература

1.Голубев С.П. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка.- Английский язык.- 1 сентября // № 12, 2006.

2.Косачева И., Косачева Ю. Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку.- Английский язык.- 1 сентября // № 3, 2006.

3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку.- Иностранные языки в школе // № 8, 2005.

4. Оганджанян Н.П. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку. -Английский язык.- 1 сентября \\ № 6, 2005.

5.Северова Н.Ю. Электронные учебные пособия.- Английский язык.- 1 сентября \\ № 4, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в процессе непрерывного обучения немецкому языку в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp”.

В этой статье наша пед. команда хотела бы поделиться с Вами опытом ведения проектной деятельности в этнокультурном языковом лагере творческого развития школьников "Sommercamp"....

Методическая разработка для преподавателей по проблеме «Использования современных технологий в обучении биологии»

Информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.    При изучении биологии роль информатизации состоит в по...

Современные технологии, как инструменты для включения в компетентностное обучение на уроках английского языка

  Стратегическое направление развития образования в современном обществе предусматривает, что выпускники будут уметь: применять приобретенные знания на практике для решения разнообразных п...

Статья "Использование ИКТ технологий как способ оптимизации образовательного процесса в обучении иностранным языкам"

Использование ИКТ на уроках иностранного языка позволяет оптимизировать учебный процесс и является, одним из эффективных средств обучения. Современные компьютерные обучающие программы дают возможность...

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"...