Главные вкладки

    К вопросу об использовании новых технологий в обучении иностранным языкам. Дистанционное обучение.
    статья на тему

    Бакашева Наталья Султановна

    В статье освещены основные преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Достоинства электронных учебников и использование современных средств обучения, а также поднят вопрос о широких возможностях интернета на занятиях по иностранному языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k_voprosu_ob_ispolzovanii_informatsionnyh_tehnologiy.docx24.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    К  вопросу об использовании информационных технологий

    в   обучении иностранному языку.

    Бакашева Н.С., ГБОУ  СПО  МО  Раменский Политехнический техникум.

    На сегодняшний день прогресс технологий в сферах информатиза-ции   и телекоммуникаций дает ведущим мировым аналитикам основания  утверждать, что 21век ознаменован как Глобальное информационное  общество. Качество цивилизациии во все большей степени начинает зависеть от развития компьютерных коммуникаций. Нельзя не согласиться с мнением  О.Тоффлер, который в своей работе «Сдвиг власти» определяет информационное общество как общество,в котором фактор знания и сфера знания играют решающую роль в общественном развитии.

    Современная система образования все активнее использует инфор-мационные технологии и компьютерные телекоммуникации.Осо-бенно динамично развивается система дистанционного обра-зования,чему способствуют такие факторы,как оснащение образо-вательных учреждений мощной компьютерной техникой, также развитие сообщества сетей Интернет.

    Под компьютерной технологией обучения понимается процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. Компьютерные технологии могут включать различные методы обучения: программированное обучение, интеллектуаль-ное(проблемное) обучение, экспертные системы и др.

    Структурные изменения, происходящие во всем мире,cтановятся катализатором трансформации традиционной системы предоста-вления образования. Появляется все больше негосударственных образовательных учреждений,деятельность и предоставляемые услуги которых стремительно диверсифицируются по мере разви-тия не только инновационных педагогических методик, но и информационных, компьютерных технологий.

    Одной из успешно работающих альтернатив традиционной модели образования является дистанционная технология обучения.

    Каковы же основные преимущества внедрения дистанционного обучения?-Это обеспеченность удобными средствами для обу-чения или общения, широкие возможности для групповой работы, свободный доступ  обучаемых к базам данных, библиотечным ка-талогам и другим ресурсам, возможность прохождения тестиро-вания в режиме прямого доступа.

    Данная форма обучения позволяет самому обучаемому выбрать время и место для обучения, а также использовать в обучении новые информационные технологии, осуществлять разнообразные совместные проекты с учащимися из других регионов. Освоение материала может происходить в индивидуальном темпе.

    Главным преимуществом дистанционного образования, как и всей технологии работы в Интернете, является смещение акцента с вер-бальных методов обучения иностранному языку на методы поиско-вой, творческой деятельности. Курсы дистанционного обучения не должны заменять учебники и пособия ,они, на мой взгляд, должны формировать собой основу для организации учебно-познаватель-ной деятельности обучающихся.

    Основной методической проблемой дистанционного обучения иностранным языкам через Интернет является отсутствие общего подхода к разработке методики практических курсов обучения иностранным языкам. Но все же,одним из главных условий обуче-ния,определяющим действенность всех методических принципов является квалификация преподавателя. Какими бы ни были сред-ства обучения,они остаются лишь средствами. Главная роль в процессе обучения всегда принадлежала, и будет принадлежать преподавателю. Именно преподаватель направляет и выстраивает весь процесс обучения, именно от его квалификации и педагоги-ческого мастерства будет зависеть успех, именно человек управля-ет машиной, какой бы «умной» она не оказалась.

    Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с разви-тием компьютерных сетей ,в-третьих, адекватность уровню разви-тия современных научных знаний.

    С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и таковой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. Кроме того,при помощи электрон-ных учебников осуществляется контроль знаний –компьютерное тестирование.

    На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников. Формы ра-боты с компьютерными обучающими программами на уроках инос-транного языка включают: изучение лексики; отработку произно-шения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.        

    В настоящее время к электронным учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обраще-нии, наглядность изложенного материала.

    Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесооб-разно использование гипертекстовой технологии.

    Практика использования электронных учебников показывает, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют материалы тестирования.

    Цель обучения иностранному языку-это коммуникативная деятельность обучающихся, то есть практическое владение инос-транным языком. Задача преподавателя-активизировать деятель-ность каждого обучающегося в процессе обучения, создать ситуа-ции для их творческой активности. Использование современных средств обучения таких, как компьютерные программы, Интернет-технологии, видео и аудио материалы позволяют решить эти задачи. Таким образом, особенность предмета «иностранный язык» состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т.е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений в разных видах речевой деятельности на основе знаний о способе деятель-ности. В соответствии с теорией деятельности обучить любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности. Отсюда следует,что при обучении иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия обучающегося в том виде речевой деятельности, которому его обучают. При обучении ауди-рованию каждый обучающийся должен получить возможность слу-шать иноязычную речь. Здесь широкие возможности предоставляет Интенет.

    С дидактической точки зрения преимущества Интернет перед тра-диционными средствами обучения заключаются в доступности и актуальности аутентичных материалов, а также в обеспечении меж-культурной коммуникации.

    Студенты осуществляют с помощью ресурсов Интернет поиск до-полнительной информации при подготовке рефератов, проектов, семинарских и практических занятий.

    Используя новые информационные технологии и ресурсы сети Интернет, и, интегрируя  их в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на занятиях по английскому языку:

    совершенствовать  умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

    совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представлен-ных преподавателем или кем-то из студентов, материалов сети;

    формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности обучающихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждение не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого;

    знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

    При работе с инновационными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого-поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск.

    Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В  этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся на сегодняшний день  организационных  форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы обучающихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

    Выполнение заданий и использование новых информационных технологий позволяет студентам погружаться в реальную языковую среду через телекоммуникационное общение с носителями языка, открывает для них доступ к электронным, дидактическим и спра-вочным материалам, к  актуальной аутентичной информации.

    Таким образом, подведя итог вышеизложенному, мы приходим к выводу о том, что применение новых информационных технологий в обучении иностранному языку способствует повышению эффек-тивности обучения, а также является незаменимым инструментом для автономной самостоятельной деятельности обучающихся в совершенствовании  их творческого потенциала.

                                             

                                                Литература:

    1.Лекерова Г., Маджуга А. Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе-Москва:Просвещение,2001.-с.29-32.

    2.Павлова Д.Д. Современные технологии обучения иностранным языкам// Молодой ученый -2012-№11-с.471-473.

    3.Концепция гос. политики в области образования

    4.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка//ИЯШ№2,2001.

    5.Коряковцева Н.Ф. Современные методы организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык –Москва: Просвещение,2002.-c.219.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МУЛЬТИМЕДИА

    Возможные интернет ресурсы для уроков английского языка...

    Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО

    Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

    Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему н...

    Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

    Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

    Статья "Использование новых технологий на уроках родного языка"

    quot;Использование новых технологий на уроках родного языка"...

    Дистанционное обучение иностранному языку в СПО

    Дистанционное обучение иностранному языку в СПО имеет свои преимущества и недостатки. В этой статье рассмотрены те трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты, а также те плюсы, которы...

    Дистанционное обучение иностранному языку в СПО

    Плюсы и минусы дистанционного образования, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели СПО...