Дистанционное обучение иностранному языку в СПО
статья

Будылина Юлия Владимировна

доклад на семинар областного МО преподавателей иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budylina_material.doc.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Дистанционное обучение иностранному языку в СПО

Подготовила: преподаватель немецкого языка

Будылина Юлия Владимировна


      В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики вид занятий в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у обучающихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, усиление мотивации студента к познанию. Студент должен стать живым участником образовательного процесса. Идеальное воплощение новых стандартов на практике - это такой вид занятий, на котором так организована деятельность обучающихся, где преподаватель лишь направляет, заставляя мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

       Одной из таких форм  является дистанционное обучение студентов. Дистанционное обучение (ДО)  — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Одним из основных достоинств ДО является технологичность. Данный вид обучения характеризуется использованием современных программных и технических средств, что, в свою очередь, делает обучение более эффективным. Новейшие технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Немало важным является доступность и открытость обучения.

Обучение студентов СПО иностранному языку строится вокруг учебной программы, учебника (печатного или электронного), поурочных методических рекомендаций и инструкций преподавателя. Как и «традиционное» занятие, дистанционное может включать этапы презентации нового языкового материала, отработку речевых умений и языковых навыков, продуктивного использования изучаемых языковых единиц в речи (устной и письменной), контроля сформированности навыков. В рамках дистанционного урока на этапе презентации нового материала могут использоваться различные типы цифровых образовательных ресурсов: анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы и правила, учебные тексты и т.д. На этапе отработки и практического использования введенных языковых единиц могут применяться интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки. Этап контроля осуществляется обычно при помощи тестов, в роли которых могут выступать и интерактивные задания.

       При осуществлении дистанционного обучения иностранным языкам преподаватели могут использовать кейс-технологии и сетевые технологии, телеконференции для организации общения с обучающимися или обеспечения взаимного общения обучающихся, электронную почту, различные чаты и электронную доску объявлений. Такие виды деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо, выступают ведущим компонентом обучения иностранным языкам в средне-специальном учебном заведении.

В процессе дистанционного обучения иностранным языкам работа обучающихся должна быть организована таким образом, чтобы они самостоятельно, под руководством преподавателя, осуществляли эти виды деятельности для развития навыков во всех аспектах изучаемого иностранного языка.

       При обучении аудированию необходимо использовать не только аудиофрагменты, но и видеозаписи, содержащие ряд экстралингвистических и контекстуальных ключей, обеспечивающих некоторые важные визуальные элементы, способствующие лучшему пониманию. Положительное влияние оказывает способность останавливаться и повторно слушать или просматривать материал, что позволяет обучающимся обрабатывать звуки и изображения, лучше разбираясь в материалах. Компьютерные мультимедийные программы играют важную роль в обучении аудированию на иностранном языке в дистанционном обучении.

Когда целью занятия является обучение навыкам чтения, преподавателю иностранного языка необходимо рассмотреть различные варианты контроля уровня понимания. В качестве средств контроля можно использовать тестирование, вопросы, пересказ, перефразирование и другие виды заданий. В процессе обучения навыкам чтения обучающиеся должны следовать требованиям, разработанным преподавателями, то есть вести дневники, отражающие их работу с текстами, записывать вопросы для преподавателя, а также свои ответы на вопросы, выполненные проверочные и контрольные задания.

В процессе обучения навыкам чтения, при дистанционном обучении, каждый обучающийся должен читать и практиковать этот вид деятельности самостоятельно. В том случае, когда целью обучения является изучение правил чтения, учебник должен содержать правила чтения букв и слогов, упражнения по применению этих правил для чтения отдельных слов и предложений. В настоящее время существует целый ряд программ, способных определить правильность произношения.

В дистанционном обучении навыки устной и письменной речи обучаются через общение обучающихся друг с другом и с преподавателем. Реализация обучения навыкам письма осуществляется через электронную почту, чаты, синхронные или асинхронные коммуникации. Овладение речевыми навыками с помощью дистанционного обучения возможно только путем проведения телеконференций.

Во время общения обучающиеся используют все виды деятельности:

- навыки чтения и письма (обучающиеся общаются с помощью письма);

- навыки аудирования и говорения (обучающиеся общаются с помощью устной речи).

Изучение лексики осуществляется с использованием электронных учебников и приложений с разработанными упражнениями и заданиями для контроля и самоконтроля. Преподаватель контролирует все процессы.

При обучении грамматике обучающимся должен быть обеспечен доступ к различным электронным словарям, учебникам, справочникам по грамматике. В этом аспекте также уместно использование кейс-технологий и сетевых технологий. При обсуждении грамматических явлений можно использовать все средства общения обучающихся и преподавателей.

Изучение фонетики осуществляется в несколько этапов. Первый этап-теоретический, когда обучающиеся получают краткую теоретическую информацию по фонетике изучаемого языка. На практическом этапе отрабатывается произношение, интонация, скорость речи. В настоящее время разработаны технологии, позволяющие осуществлять обучение фонетике в дистанционном образовании.

Однако наиболее плодотворное преподавание практической фонетики осуществляется в процессе непосредственного общения обучающихся с преподавателем. Это создает обратную связь, позволяющую преподавателю услышать произношение обучающегося и при необходимости исправить его. Этот процесс возможен в онлайн-телевизионных и аудиоконференциях.

В заключение хотелось бы отметить, что грамотное развитие дидактической и технической стороны дистанционного обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях СПО, регулярная и профессиональная поддержка обучающихся, их высокая мотивация, наличие необходимых учебно-методических пособий и электронных образовательных ресурсов могут помочь сделать дистанционное обучение иностранным языкам конкурентоспособным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО

Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....

К вопросу об использовании новых технологий в обучении иностранным языкам. Дистанционное обучение.

В статье освещены основные преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Достоинства электронных учебников и использование современных средств обучения, а также поднят вопрос о широких возм...

тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Дистанционное обучение иностранному языку в СПО

Дистанционное обучение иностранному языку в СПО имеет свои преимущества и недостатки. В этой статье рассмотрены те трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты, а также те плюсы, которы...

Дистанционное обучение иностранному языку в СПО

Плюсы и минусы дистанционного образования, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели СПО...

Дистанционное обучение иностранному языку с использованием платформы Zoom"

Современные реалии заставляют нас искать новые пути обучения с применением новейших информационных технологий. В кратчайшие сроки мы, учителя иностранного языка, должны были выбрать из огромного колич...