Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.
статья

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnoe_myshlenie.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников.

Выполнила Бледных Е.С.

Креативное мышление  как важнейший компонент

функциональной грамотности

Основным направлением формирования  функциональной грамотности является  креативное мышление.

Креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмам

Креативность- – один из видов мышления, характеризующийся созданием  нового продукта в ходе познавательной деятельности, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.

  Качества креативного мышления :

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени)

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей)

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи)

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

Факторы, влияющие на креативность: 

-внутренние  (личностные)

-уверенность в своих силах

-знание предмета, любознательность

 -доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности

склонность к риску

 -отсутствие боязни показаться странным и необычным

 -отсутствие конформизма (делать как все и не отличаться от других)в действиях и мыслях

-развитое чувство юмора

-наличие богатого по содержанию подсознания

- любовь к фантазированию и построению планов на будущее

-нацеленность на достижение результата

Как может проявляться креативность?

Большая креативность.

Творческий прорыв,  открытие , шедевр,глубокое знание предмета,одаренность, выдающиеся способности и талант.

Малая креативность  

Проявляется в  ежедневных делах, например, оформление подарка, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной  проблемы.

Как научить креативному мышлению?

Читать, разговаривать и придумывать

        Креативное мышление связано с умением создавать новые идеи на основе существующей информации. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или окончание любого текста.

Такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей. 

Сочини рассказ по ключевым словам.

        Сочините историю, используя слова: «вулкан»,  «магма»,  «огонь», «ужас».

Как научить креативному мышлению?

Решать головоломки и ребусы

        Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха. 

Подбирать ассоциации

        Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, вулкан, гейзер. затем — семантически далекие: допустим, горы, атмосфера.

         Использовать задачи ТРИЗ

        ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.

Что дает креативное мышление школьнику?

Приобретение разнообразных навыков.

Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.

Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».

«Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.

Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.  

Быть востребованным в современном мире.

В чем проявляются особенности проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности»?

 Основная цель проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» - повышение качества и конкурентоспособности российского образования. Главной задачей является разработка на основе системно-деятельностного подхода системы заданий для учащихся 5-9 классов. Эта система заданий будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях. Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Зачем оценивать креативное мышление? В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес. Чем мотивируется такое решение? Прежде всего необходимо отметить, что способность к творческому мышлению, озарения и открытия — это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Сегодня как никогда раньше как общественное развитие, так и развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и новых технологий [P21, 2011; WEF, 2016; Фрумин и др., 2018]. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно, соотносимая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности. Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске новых идей, оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вызовы. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирован. Включая направление «Оценка креативного мышления», соотносимое с подходами, использующимися в PISA-2021, в качестве составной части общероссийского мониторинга функциональной грамотности, мы исходим из того, что это направление позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Развитие креативного мышления школьников на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС ООО"

В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности .

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности...

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности

Креативное мышление  как важнейший компонентфункциональной грамотности...

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности школьников. Косатова М.В.

Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизм повышения качества образования и конкурентоспособности системы образованияматериалы заочной республиканской научно – практической...

Доклад "Функциональная грамотность школьника".

Доклад "Функциональная грамотность школьника"....

Математическая грамотность как составляющая функциональной грамотности.

Математическая  грамотность является одной из составляющей функциональной грамотности.Данная работа наполнена примерами,источниками,ссылками для успешного использования её на семинаре для математ...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...