Методическая статья.Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"
методическая разработка

Мельник Светлана Георгиевна

ГБОУ школа №59 СПБ, учитель русского языка и литературы- Мельник Светлана Георгиевна
"Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"
Аннотация: Целью настоящей статьи является: определение условий, для  формирования читательской и функциональной грамотности  школьников. Рассматриваются особенности личности роста учащихся.при развитии функциональной грамотности и креативного мышления.
Ключевые слова: ФГОС НОО, развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы, смысловое чтение, читательская компетентность, работа с текстом, текстовая информация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность заявленной темы можно объяснить несколькими причинами.  Во-первых, реализацией федеральных государственных образовательных стандартов, которые определили круг планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы определены стратегические направления модернизации российского образования с целью признания его результатов международными партнерами, ведущими западными образовательными системами [1].

Одним из таких направлений является активизация участия России в международных программах оценки качества образования. В настоящее время Россия принимает участие в следующих программах:

-        Международное исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS);

-        Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS);

-        Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA);

-        Международное исследование по вопросам преподавания и обучения (TALIS).

        Исследования PISA оценивают функциональную грамотность школьников в области чтения. Анализ результатов исследований TIMSS показал, что уровень подготовки младших школьников превышает средние международные показатели. Российские учащиеся незначительно уступают в общеобразовательной подготовке своим сверстникам в других развитых странах мира. В этом исследовании лидируют учащиеся Японии, Южной Кореи, Сингапура.

В рамках господствующего в современной педагогической мысли системно-деятельностного подхода к процессу обучения важное внимание следует уделять функциональной грамотности чтения. Системно-деятельностный подход ориентирован на формирование у обучающихся навыков самостоятельного получения знаний, на развитие высокой мотивации к обучению и к познанию окружающего мира в общем и целом. Для достижения данной цели используются разные средства, одним из которых является функциональное чтение, суть которого заключается в том, что ребенок не просто читает текст и извлекает из него определенные смыслы, а сознательно находит информацию, облаченную в текстовую форму, для решения конкретных задач, усваивает эту информацию посредством применения различных приемов (беглое выделение тезисов, сканирование текста, определение направленности текста и др.) и использует полученные сведения в ходе решения необходимой задачи. Таким образом, процесс функционального чтения (если трактовать его широко) складывается из следующих этапов:

•        осознание проблемы, которую нужно разрешить, и необходимости получения для этого определенных знаний;

•        поиск и выбор текстового источника, в котором содержатся или могут содержаться искомые знания;

•        работа с текстовым источником;

•         применение полученных знаний для разрешения проблемы.

Для формирования читательской грамотности учащихся. при переходе на ФГОС. учителя нуждаются не только в знаниях теоретических аспектов обучения смысловому чтению. Но. самое главное, педагогам необходим методический инструментарий, который мог бы помочь сформировать у младших школьников необходимые умения работы с различными текстами (научными, художественными. учебными).

Характер функционального чтения делает его важным инструментом социализации, поскольку в постоянно меняющемся мире информация регулярно обновляется, прежние знания постепенно утрачивают свою актуальность, появляются новые профессии, поэтому человек должен быть способен активно извлекать из различных источников сведения, необходимые для его адаптации к изменившейся реальности. Наиболее полезными источниками чаще всего являются источники текстовые - книги, журналы, интернет-издания. В связи с этим нужно, начиная с младшего школьного возраста, развивать у детей функциональную грамотность чтения, которая позволит им более успешно проходить процесс социализации, что в нынешнее время весьма актуально, поскольку роль школы как института социализации становится все более важной (происходит это ввиду разных причин таких, как кризис семьи, усложнение общественных отношений) [1, с. 200]. Функциональная грамотность чтения крайне важна для вступления в отношения с обществом -она используется при заключении договоров, просмотре новостных сводок, даже при посещении магазинов.

Для того чтобы функциональная грамотность чтения дала максимально плодотворный результат в плане социализации, нужно придерживаться разработанных педагогических методик, применение которых позволит школьникам достичь необходимого уровня развития функционального чтения. Педагогу следует обратить внимание на то, что функциональное чтение неразрывно связано с формированием общих читательских умений, процесс которого складывается из определенных этапов: этап адаптации, призванный заинтересовать школьников; познавательно-деятельностный этап, направленный на развитие выразительного чтения; этап коммуникативной активности, на котором школьник самостоятельно ищет интересующие его книги и извлекает из них нужные ему знаний [3, с. 110]. Функциональное чтение возможно лишь после последовательного прохождения названных этапов, которые являются его базой, фундаментом. К тому же, функциональное чтение наиболее эффективно в целях социализации тогда, когда дети уже имеют определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире.

В процессе развития функционального чтения нужно учитывать общие требования, предъявляемые к речи учащихся, поскольку устная речь, письменная речь и чтение тесно связаны друг с другом, а именно: содержательность, логическая последовательность, грамматическая верность, точность словоупотребления, выразительность речи, ясность речи, правильное звуковое оформление речи [5].

Развитие функциональной грамотности чтения должно происходить в рамках самых различных дисциплин, что отвечает всесторонней направленности ее использования в общественных отношениях. Особое значение функциональная грамотность имеет в естественнонаучных областях, поскольку, как отмечают педагоги, в процессе освоения учебного предмета «Окружающий мир» детям очень сложно работать с текстом, который постепенно усложняется [5]

Важное значение имеет мониторинг усвоения языкового материала, производящийся посредством обратной связи [4]. Именно так наиболее плодотворно можно осуществлять контроль над формированием функциональной грамотности чтения.

Развитие навыка функционального чтения в младшем школьном возрасте имеет большое значение, поскольку в старшей школе процесс социализации приобретает более осмысленный характер, для чего необходимо наличие нужных умений и навыков.

Проанализировав особенности и акценты современных технологий, мы пришли к выводу, что технология развития критического мышления (ТРКМ)в большей степени соответствует целям овладения стратегиями чтения, так как направлена на формирование и совершенствование читательской грамотности школьников.

Процесс чтения, как нам кажется, должен поменять свой формат. Чтение должно стать интерактивным (т.е. необходима обратная связь между автором и читателем). Важно, чтобы чтение взаимодействовало с другими видами речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, графические опоры). Именно использование технологии развития критического мышления формирует УУД работы с текстом через чтение, письмо, графическую организацию информации делает школьные уроки более продуктивными и интересными.

Главным фактором в интеллектуальном, культурном и творческом развитии школьника является читательская самостоятельность, которая выражается в постоянной потребности обращения к книге, в сознательном выборе материала для чтения, в умении эффективно использовать в процессе чтения полученные знания, умения и навыки. Объективным показателем сформированности читательской самостоятельности является постоянная потребность и способность осознанно выбирать книги для чтения.

Читательский интерес выражается не к книгам вообще, а к выборочному чтению их. Он рассматривается как устойчивое свойство личности, формируется в процессе постоянного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности. Таким образом, можно говорить о связи читательского интереса с потребностью в чтении, которое выражает объективную значимость школьника в прочтении и знакомстве с информацией.

На основе вышеизложенного мы приходим к выводу о том, что формирование грамотного читателя предусматривается ФГОС НОО. Также, мы можем говорить о том, что в настоящее время формирование грамотного читателя одна из наиглавнейших задач, которая стоит перед учителем начальной школы в рамках учебного предмета «Литературное чтение».

Список литературы

1.        Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий. Опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения [Текст] / С. Г. Воровщиков. - М.: Книга по требованию, 2012. - 225 с.

2.        Дмитриенко, 3. И. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа) / 3. И. Дмитриенко. - М.: Академкнига: Учебник, 2010. -184 с.

3. Пранцова. Г.В. Романичева. Е.С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М: «Форум», 2015

4. Киселева, Н. В Методические материалы для составления междисциплинарных программ [Текст] / Н.В. Киселева. - Ярославль: МОУ ГЦРО, 2013. - 64 с.

5. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развитие речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2012. № 1. С. 164-166.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание как приоритетная задача современного образования

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и ...

Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности

В статье подробно рассмотрены этапы работы над проектом  и как взамосвязаны между собой понятия "функциональная грамотность" и "проектная деятельность"....

статья "Формирование компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью."

Особенности обучения элементарной компьютерной грамотности учащихся с умственной отсталостью....

КЕЙС заданий для определения функциональной грамотности.

КЕЙС заданий для определения  функциональной грамотности....

Математическая грамотность как составляющая функциональной грамотности.

Математическая  грамотность является одной из составляющей функциональной грамотности.Данная работа наполнена примерами,источниками,ссылками для успешного использования её на семинаре для математ...