Методическая статья.Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"
методическая разработка
ГБОУ школа №59 СПБ, учитель русского языка и литературы- Мельник Светлана Георгиевна
"Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"
Аннотация: Целью настоящей статьи является: определение условий, для формирования читательской и функциональной грамотности школьников. Рассматриваются особенности личности роста учащихся.при развитии функциональной грамотности и креативного мышления.
Ключевые слова: ФГОС НОО, развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы, смысловое чтение, читательская компетентность, работа с текстом, текстовая информация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность заявленной темы можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, реализацией федеральных государственных образовательных стандартов, которые определили круг планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы определены стратегические направления модернизации российского образования с целью признания его результатов международными партнерами, ведущими западными образовательными системами [1].
Одним из таких направлений является активизация участия России в международных программах оценки качества образования. В настоящее время Россия принимает участие в следующих программах:
- Международное исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS);
- Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS);
- Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA);
- Международное исследование по вопросам преподавания и обучения (TALIS).
Исследования PISA оценивают функциональную грамотность школьников в области чтения. Анализ результатов исследований TIMSS показал, что уровень подготовки младших школьников превышает средние международные показатели. Российские учащиеся незначительно уступают в общеобразовательной подготовке своим сверстникам в других развитых странах мира. В этом исследовании лидируют учащиеся Японии, Южной Кореи, Сингапура.
В рамках господствующего в современной педагогической мысли системно-деятельностного подхода к процессу обучения важное внимание следует уделять функциональной грамотности чтения. Системно-деятельностный подход ориентирован на формирование у обучающихся навыков самостоятельного получения знаний, на развитие высокой мотивации к обучению и к познанию окружающего мира в общем и целом. Для достижения данной цели используются разные средства, одним из которых является функциональное чтение, суть которого заключается в том, что ребенок не просто читает текст и извлекает из него определенные смыслы, а сознательно находит информацию, облаченную в текстовую форму, для решения конкретных задач, усваивает эту информацию посредством применения различных приемов (беглое выделение тезисов, сканирование текста, определение направленности текста и др.) и использует полученные сведения в ходе решения необходимой задачи. Таким образом, процесс функционального чтения (если трактовать его широко) складывается из следующих этапов:
• осознание проблемы, которую нужно разрешить, и необходимости получения для этого определенных знаний;
• поиск и выбор текстового источника, в котором содержатся или могут содержаться искомые знания;
• работа с текстовым источником;
• применение полученных знаний для разрешения проблемы.
Для формирования читательской грамотности учащихся. при переходе на ФГОС. учителя нуждаются не только в знаниях теоретических аспектов обучения смысловому чтению. Но. самое главное, педагогам необходим методический инструментарий, который мог бы помочь сформировать у младших школьников необходимые умения работы с различными текстами (научными, художественными. учебными).
Характер функционального чтения делает его важным инструментом социализации, поскольку в постоянно меняющемся мире информация регулярно обновляется, прежние знания постепенно утрачивают свою актуальность, появляются новые профессии, поэтому человек должен быть способен активно извлекать из различных источников сведения, необходимые для его адаптации к изменившейся реальности. Наиболее полезными источниками чаще всего являются источники текстовые - книги, журналы, интернет-издания. В связи с этим нужно, начиная с младшего школьного возраста, развивать у детей функциональную грамотность чтения, которая позволит им более успешно проходить процесс социализации, что в нынешнее время весьма актуально, поскольку роль школы как института социализации становится все более важной (происходит это ввиду разных причин таких, как кризис семьи, усложнение общественных отношений) [1, с. 200]. Функциональная грамотность чтения крайне важна для вступления в отношения с обществом -она используется при заключении договоров, просмотре новостных сводок, даже при посещении магазинов.
Для того чтобы функциональная грамотность чтения дала максимально плодотворный результат в плане социализации, нужно придерживаться разработанных педагогических методик, применение которых позволит школьникам достичь необходимого уровня развития функционального чтения. Педагогу следует обратить внимание на то, что функциональное чтение неразрывно связано с формированием общих читательских умений, процесс которого складывается из определенных этапов: этап адаптации, призванный заинтересовать школьников; познавательно-деятельностный этап, направленный на развитие выразительного чтения; этап коммуникативной активности, на котором школьник самостоятельно ищет интересующие его книги и извлекает из них нужные ему знаний [3, с. 110]. Функциональное чтение возможно лишь после последовательного прохождения названных этапов, которые являются его базой, фундаментом. К тому же, функциональное чтение наиболее эффективно в целях социализации тогда, когда дети уже имеют определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире.
В процессе развития функционального чтения нужно учитывать общие требования, предъявляемые к речи учащихся, поскольку устная речь, письменная речь и чтение тесно связаны друг с другом, а именно: содержательность, логическая последовательность, грамматическая верность, точность словоупотребления, выразительность речи, ясность речи, правильное звуковое оформление речи [5].
Развитие функциональной грамотности чтения должно происходить в рамках самых различных дисциплин, что отвечает всесторонней направленности ее использования в общественных отношениях. Особое значение функциональная грамотность имеет в естественнонаучных областях, поскольку, как отмечают педагоги, в процессе освоения учебного предмета «Окружающий мир» детям очень сложно работать с текстом, который постепенно усложняется [5]
Важное значение имеет мониторинг усвоения языкового материала, производящийся посредством обратной связи [4]. Именно так наиболее плодотворно можно осуществлять контроль над формированием функциональной грамотности чтения.
Развитие навыка функционального чтения в младшем школьном возрасте имеет большое значение, поскольку в старшей школе процесс социализации приобретает более осмысленный характер, для чего необходимо наличие нужных умений и навыков.
Проанализировав особенности и акценты современных технологий, мы пришли к выводу, что технология развития критического мышления (ТРКМ)в большей степени соответствует целям овладения стратегиями чтения, так как направлена на формирование и совершенствование читательской грамотности школьников.
Процесс чтения, как нам кажется, должен поменять свой формат. Чтение должно стать интерактивным (т.е. необходима обратная связь между автором и читателем). Важно, чтобы чтение взаимодействовало с другими видами речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, графические опоры). Именно использование технологии развития критического мышления формирует УУД работы с текстом через чтение, письмо, графическую организацию информации делает школьные уроки более продуктивными и интересными.
Главным фактором в интеллектуальном, культурном и творческом развитии школьника является читательская самостоятельность, которая выражается в постоянной потребности обращения к книге, в сознательном выборе материала для чтения, в умении эффективно использовать в процессе чтения полученные знания, умения и навыки. Объективным показателем сформированности читательской самостоятельности является постоянная потребность и способность осознанно выбирать книги для чтения.
Читательский интерес выражается не к книгам вообще, а к выборочному чтению их. Он рассматривается как устойчивое свойство личности, формируется в процессе постоянного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности. Таким образом, можно говорить о связи читательского интереса с потребностью в чтении, которое выражает объективную значимость школьника в прочтении и знакомстве с информацией.
На основе вышеизложенного мы приходим к выводу о том, что формирование грамотного читателя предусматривается ФГОС НОО. Также, мы можем говорить о том, что в настоящее время формирование грамотного читателя одна из наиглавнейших задач, которая стоит перед учителем начальной школы в рамках учебного предмета «Литературное чтение».
Список литературы
1. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий. Опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения [Текст] / С. Г. Воровщиков. - М.: Книга по требованию, 2012. - 225 с.
2. Дмитриенко, 3. И. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа) / 3. И. Дмитриенко. - М.: Академкнига: Учебник, 2010. -184 с.
3. Пранцова. Г.В. Романичева. Е.С. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М: «Форум», 2015
4. Киселева, Н. В Методические материалы для составления междисциплинарных программ [Текст] / Н.В. Киселева. - Ярославль: МОУ ГЦРО, 2013. - 64 с.
5. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развитие речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2012. № 1. С. 164-166.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/26/picture-1064494-1698325897.jpg)
Воспитание как приоритетная задача современного образования
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-140154-1352396257.jpg)
статья "Формирование компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью."
Особенности обучения элементарной компьютерной грамотности учащихся с умственной отсталостью....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-1449126-1673788476.jpg)
Математическая грамотность как составляющая функциональной грамотности.
Математическая грамотность является одной из составляющей функциональной грамотности.Данная работа наполнена примерами,источниками,ссылками для успешного использования её на семинаре для математ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/10/picture-1395774-1670658787.jpg)
Фрагмент статьи для международного журнала "Педагогическая хрестоматия" по теме: "Функциональная грамотность - показатель уровня современного образования обучающихся в условиях реализации обновлённого ФГОС".
Мировое сообщество стоит на пороге социального кризиса, причина которого заключается в скорости развития технологий, что создаёт устойчивое напряжение в том числе и в сфере образования, в школах. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/05/picture-1234993-1651781055.png)
Моя статья "Формирование читательской грамотности обучающихся иностранному языку"
В данной статье затронута тема обучения детей читательской грамотности в начальной школе по методу Марии Монтессори, понятие читательской грамотности и тема обучения выразительному чтению на иностранн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-393693-1391073719.jpg)
Статья «Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО»
Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активн...