Воспитание как приоритетная задача современного образования
статья

Уткина Вита Георгиевна


Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства. (Выдержка из Федерального Закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_ps13.01.15.doc39 КБ
Office presentation icon ps13.01.15.ppt618 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание как приоритетная задача современного образования

Преподаватель АФК: Уткина В.Г.

Выступление на ПС 13.01.2015г.

«Воспитание — самое святое из всех святых дел».

Святитель Феофан Затворник  

        В начале выступления стоит немного остановиться на выдержках из

Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 21.07.2014)
"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)

Статья 68. Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

В самом законе нет прямой ссылки на ведение непосредственной воспитательной деятельности педагогами.

Воспитание является компонентом процесса обучения.

Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе об образовании

- воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В обращении  Георгия Полтавченко к педагогам накануне учебного года сказано о необходимости усиления воспитательного компонента процесса обучения. Руководители государства отмечают, что приоритетными в стратегии развития системы образования должны стать такие ценности, как  патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях.

        Планируя мероприятия лицея, мы исходим из необходимости формирования устойчивых  нравственных  и морально- этических норм  поведения студентов, соответствующие правилам культурной жизни в обществе, всемерно развивая и поддерживая проявления студентами  активной жизненной позиции.

        Реализация воспитательного компонента происходит не только во время процесса обучения, хотя в условиях лицея- более всего. В начале учебного года каждый классный руководитель определяет  цель воспитательной деятельности. Основные направления отражены в плане воспитательной работы. Конечно же, классному руководителю, приступившему к планированию воспитательной деятельности с коллективом, необходимо умение видеть специфику своей группы, умение обосновать цели и задачи воспитательной работы.

                Цели и задачи могут быть самыми разными, однако, при грамотном изучении своей группы, тесном взаимодействии со службой сопровождения, возможно, в результате педагогических усилий будет воспитана личность, которая  способна 

      - самостоятельно строить свою жизнь;

- умеющая взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие;

- стремящаяся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто ее окружает;

- испытывающая гордость за свой город, уважение к его истории, культуре;

 - обладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность к судьбе страны.

        Планируя свою деятельность, важно обращение к неудачам, так как невозможно без этого определить свои дальнейшие шаги. Анализ неудач дает возможность понять, где и что мы не учли. Классные часы,  индивидуальные беседы со студентами, работа с родителями способствуют решению этой задачи. В результате – студенты становятся более дисциплинированными, значительно меньше получают замечаний учителей. Однако всегда. остается еще группа ребят, вызывающих беспокойство, способных мешать учебному процессу.

        Необходимо, прежде всего, организовать педагогическое руководство самовоспитанием студентов. Только поставив перед конкретными студентами конкретную задачу формирования навыков сознательной дисциплины и изо дня в день помогая им формировать эти навыки, можно добиться успеха. Возможны и другие пути. Такие, например, как приглашение студента на совет профилактики, но мне кажется, что индивидуальная работа с каждым значительно полезнее и эффективнее. Практически к каждому студенту за период его обучения, классные руководители находят  «Ключик».

       Необходимо вести постоянную индивидуальную работу – образно говоря, держать руку на пульсе, чтобы вовремя почувствовать первые признаки неблагополучия и найти верные пути решения проблем. Описание этих проблем не является обязательной составной частью плана, они как бы остаются за скобками, но не учитывать их нельзя, поэтому предвидеть их заранее есть высший пилотаж.

        Немалую роль в воспитательном процессе играют внеурочные мероприятия. Особенно для наших студентов, имеющих свои индивидуальные особенности. Вовлекая их в разные виды деятельности, мы способствуем:

 -   формированию системы ценностных ориентаций студентов как основы их воспитанности.  

- формированию коллектива группы как воспитательной системы.

-  организации разнообразных видов коллективной творческой деятельности,   вовлекающей студентов в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию.

       вероятно, добиться некоторого успеха вам помогут следующие советы:

         учатся, тому чему учат;

         пытаясь воспитать у студентов (у кого угодно) определенные душевные качества, нужно помнить, что личный пример в этом деле незаменим;

         большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших студентах, должны быть частью ежедневной жизни;

         следует приучать студентов к самоконтролю;

         нельзя обвинять студента в чем-либо, не уяснив, каковы были его намерения;

         не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздражение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение;

         помните, что некоторые вещи в жизни гораздо важнее, чем успехи в учебе. Одна из них – самооценка человека, его отношение к себе;

         во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями, администрацией  и студентами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание как приоритетная задача современного образования Преподаватель АФК: Уткина В.Г. Выступление на ПС 13.01.2015г.

Слайд 2

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 68. Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Воспитание является компонентом процесса обучения .

Слайд 3

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Слайд 4

Воспитание личности, которая способна: с амостоятельно строить свою жизнь; - у меющая взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие; - с тремящаяся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто ее окружает; - и спытывающая гордость за свой город, уважение к его истории, культуре; - о бладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность к судьбе страны.

Слайд 5

Мы способствуем : - Ф ормированию системы ценностных ориентаций студентов как основы их воспитанности. - Ф ормированию коллектива группы как воспитательной системы. - О рганизации разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей студентов в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию.

Слайд 6

Добиться успеха вам помогут следующие советы : У чатся, тому чему учат. П ытаясь воспитать у студентов (у кого угодно) определенные душевные качества, нужно помнить, что личный пример в этом деле незаменим. Б ольшинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших студентах, должны быть частью ежедневной жизни. С ледует приучать студентов к самоконтролю. Н ельзя обвинять студента в чем-либо, не уяснив, каковы были его намерения. П омните, что некоторые вещи в жизни гораздо важнее, чем успехи в учебе. О дна из них – самооценка человека, его отношение к себе. В о многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями, администрацией и студентами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

Современное образование и актуальность воспитания.

Социально-политический и экономический кризис об­щества поставил педагогов перед необходимостью пересмот­ра педагогических позиций, переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем во...

Задача современного образования - научить учиться всю жизнь

Задача современного образования - научить учиться всю жизнь....

Проблемы духовно-нравственнго воспитания в системе современного образования

Материал городской научно-практической конференции...

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании требуют пристального внимания и решения в ближайшее время, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, ...

Методическая статья.Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"

ГБОУ школа №59 СПБ, учитель русского языка и литературы- Мельник Светлана Георгиевна"Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"Аннотация: Целью настоящей статьи явля...