Методическое пособие по теме "Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов".
методическая разработка

Данное методическое пособие по учебной дисциплине «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ» составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  34.02.01 Сестринское дело в соответствии с  рабочей программой. В результате освоения темы обучающийся должен овладеть следующими компетенциями ОК1, ОК2, ПК1.2, ПК1.3, ПК 2.3.

Представленное методическое пособие может быть использовано обучающимися  как на занятиях, так и во внеурочное время. Оно позволяет, не прибегая к другим источникам, полностью изучить тему занятия. Обучающиеся, недостаточно хорошо усвоившие материал по данной теме в отведенное учебное время или пропустившие занятие, могут использовать данное пособие для самостоятельного изучения пропущенной темы и самоконтроля знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2  СП№ 4»

Методическое пособие

ТЕМА:

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОБИОЛОГИЮ И ИММУНОЛОГИЮ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТАКСОНОМИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Дисциплина: ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Специальность: 34.02.01.СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Москва  2016 


Рассмотрено и утверждено                                      

Методсоветом МК№ 2

Протокол №_________

от______________2016   г.

Составлено на основе Федерального государственного образовательного

стандарта по специальности среднего профессионального образования  

 34.02.01 Сестринское дело

примерной и рабочей программы

Одобрено на заседании ЦМК №3

Протокол №_________

от______________2016   г.

Председатель__________Майорова М.Е.

Согласовано

Начальник одела организации методической работы и контроля качества          

"    "                               2016г.

Галабурда С.Ю.

Автор:

Мусиенко А.Б.

Преподаватель.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2 СП №4»

Рецензент:

Майорова М.Е.

Преподаватель высшей квалификационной категории.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2»

СОДЕРЖАНИЕ

Организационно-методический блок

4 стр.

Пояснительная записка

5

Мотивация.

6

Тема занятия

7

Междисциплинарные связи

8

Внутридисциплинарные связи

9

План проведения занятия

10

Оснащение занятия

10

Литература для обучающихся

11

Контроль исходного уровня знаний

12

Информационный блок

16

1.Предмет, задачи и разделы микробиологии и иммунологии


17-18

2.История развития микробиологии и иммунологии

18-21

3.Классификация микроорганизмов, их медицинское значение

21-23

4.Характеристика некоторых групп бактерий

23-24

5.Таксономия микроорганизмов; правила бинарной номенклатуры

24-25

6. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности

25

Наглядный методический материал

26

Приложение №1

27-30

Контроль эффективности обучения

31

Карточка №1

32

Карточка №2

33

Эталоны ответов к заданиям контроля эффективности обучения

34

Критерии оценки знаний, умений студентов

35

Задание на дом

36-37

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

БЛОК


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное методическое пособие по учебной дисциплине «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ» составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  34.02.01 Сестринское дело в соответствии с  рабочей программой. В результате освоения темы обучающийся должен овладеть следующими компетенциями ОК1, ОК2, ПК1.2, ПК1.3, ПК 2.3.

Представленное методическое пособие может быть использовано обучающимися  как на занятиях, так и во внеурочное время. Оно позволяет, не прибегая к другим источникам, полностью изучить тему занятия. Обучающиеся, недостаточно хорошо усвоившие материал по данной теме в отведенное учебное время или пропустившие занятие, могут использовать данное пособие для самостоятельного изучения пропущенной темы и самоконтроля знаний.

МОТИВАЦИЯ

Без знаний классификации и характерных особенностей отдельных групп микроорганизмов невозможно понимание закономерностей строения микроскопических организмов, их свойств, положения и роли в системе живой природы. Эти знания помогут ориентироваться в существующих группах патогенных и условно-патогенных микробов и иметь представление о биологических и патогенетических особенностях каждой группы в отдельности. Данная тема закладывает фундамент теоретических знаний и представлений для изучения последующих тем и вопросов, касающихся структуры и физиологии патогенных бактерий, грибов, простейших, гельминтов, вирусов; инфекционного процесса; иммунитета, экологии микроорганизмов.

Освоение данной темы раскрывает возможности понимания причин, путей, механизмов возникновения и патогенеза бактериальных заболевания и их последствий.

Цель занятия:

 сформировать представление о микробиологии и иммунологии как науке, о ее роли в подготовке медицинских работников.

Обучающийся должен знать:

  • структуру науки;
  • предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии;
  • основные этапы развития науки;
  • принципы систематизации микроорганизмов;
  •  основные таксономические категории;
  • правила бинарной номенклатуры;
  • краткую характеристику групп возбудителей инфекционных болезней и их      медицинское значение;
  • классификацию микроорганизмов по степени их биологической опасности;
  • роль микроорганизмов в жизни человека и общества.

Обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в отдельных группах микроорганизмов;
  • давать характеристику отдельным группам микроорганизмов;
  •  распознавать отдельных представителей групп микроорганизмов наглядно, по картинкам.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов.

ВИД ЗАНЯТИЯ:   комбинированное     (теоретическое     -     лекционное c

элементами беседы).

ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:   90 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: кабинет  микробиологии и иммунологии.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ


Дисциплина

Темы

Фармакология

Антибиотики группы пенициллина.

Полимексины.

Антибиотики широкого спектра действия.  Синтетические противомикробные средства.  Противовирусные средства.

Противоаллергические препараты.

Гигиена

и экология человека

Окружающая среда и ее гигиеническое

значение.

Эпидемиологическое значение

воздуха, воды, почвы.

Безопасность

жизнедеятельности

Противоэпидемические мероприятия

в очаге катастроф.

Основы  

латинского языка с медицинской терминологией

Латинские и греческие названия  видов

возбудителей и лекарственных препаратов. 

ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

        

   Общая микробиология                             Бактериология                                  Микология

                        Введение в микробиологию и иммунологию.

                  Классификация и таксономия микроорганизмов.

Паразитология                                       Вирусология                             Основы инфектологии и

                                                                                                                   эпидемиологии 

        

                ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (регистрация отсутствующих; проверка внешнего вида; ознакомление студентов с темой, целями и планом занятия; вводное слово с целью начальной мотивации).

5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (выполнение письменных проверочных заданий).

10мин

3. Подведение итогов контроля исходного уровня знаний.

5 мин.

4. Изучение нового материала (лекция с элементами беседы).

50 мин.

5. Контроль эффективности обучения (выполнение письменных проверочных заданий).

15 мин.

6. Подведение итогов урока, задание на дом к следующему занятию.

5 мин.

Всего:

90 мин.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1.Технические средства обучения:

- компьютер;

- интерактивная доска;

- мультимедийное оборудование;

- программное обеспечение для пользования электронными образовательными  

ресурсами.

2. Учебно-наглядные пособия

- презентация по теме «Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов»;

- таблица «Классификация микроорганизмов»;

- приложение №1 ( на каждого студента);

- задания для контроля исходного уровня знаний (на каждого студента);

-задания для контроля эффективности обучения (на каждого студента).

        ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Воробьёв А.А., Быков А.С. Основы микробиологии и иммунологии: учеб. для студ. учреждений сред. проф. мед. образования/ под редакцией В.В. Зверева, Е.В. Будановой. – 6-ое изд., стер. –  М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Черкес Ф.К., Богоявленская Л.Б.. Бельская Н.А.  Микробиология / Под ред. Ф.К. Черкес – 2-е изд., стереотипное. – М.: ООО «Издательский дм Альянс», 2011.. – 512  с.: ил.
  2. Просеков, А.Ю. Общая биология и микробиология: Учебное пособие / А.Ю. Просеков. - СПб.: Просп. Науки, 2012. - 320 c.
  3. Интернет ресурсы: http://refleader.ru/polotrbewaty.html

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

                

Инструкция: выберите один правильный ответ из предложенных.

1.Ученый, который впервые увидел микроорганизмы:

А) А. Левенгуг                              Б) Р.Гук

В) И.И. Мечников                         Г) Л. Пастер

2. В биологическую систематику бинарную номенклатуру впервые ввел:

 А) А. Левенгук                             Б) Ж.Б. Ламарк

 В) Н.И. Вавилов                           Г)  К. Линней

3.Ученый, который ввел термин «клетка»:

А) Р.Гук                                          Б) Г.Мендель

В) А.Левенгук                                Г) Л.Пастер

4. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

 А) вирусы                                      Б) бактерии

 В) лишайники                               Г) грибы

 5.Не имеет собственного обмена веществ:

  А) кишечная палочка                  Б) инфузория – туфелька

  В) хламидомонада                       Г) ВИЧ

6.Бактерии принадлежат к царству:

  А) растения                                  Б) животные

  В) дробянки                                 Г) грибы

7.Молекула  ДНК бактерии расположена в:

  А) ядре                                          Б) рибосоме

  В) лизосоме                                   Г) цитоплазме, замкнута в кольцо

8.К прокариотам  относят:

  А) простейшие                             Б) бактерии

  В) грибы                                       Г) растения

9. Выберите  простейшее, которое   можно отнести к паразитам:

  А) лямблия                                   Б) вольвокс

  В) инфузория туфелька               Г) амеба протей

 10. Инфекционное заболевание бактериальной природы:

  А) оспа                                           Б) малярия

  В) СПИД                                       Г) холера

11. Для некоторых бактерий характерен половой процесс, который называется

А) почкование                                Б) спорообразование

В) конъюгация                               Г) бинарное поперечное деление

12. Укажите, какие химические соединения  характерны для вируса:

А) ДНК и РНК                                            Б) ДНК или РНК

13.Бактерии, выполняющие  роль санитаров называются:
А) железобактерии                         Б) серобактерии.

 В) бактерии гниения                     Г) бактерии уксуснокислого брожения

14.  Бактерии, вызывающие заболевания называются:

А)  патогенные                               Б) бактерии уксуснокислого брожения  

В) бактерии гниения;                     Г) бактерии молочнокислого брожения;

15. Вирус – это:

А) клеточная фома жизни             Б)  одноклеточное животное

В) одноклеточное растение           Г) неклеточная форма жизни

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ЗАДАНИЯМ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1-А, 2-Г, 3-А, 4-А, 5-Г, 6-В, 7-Г, 8-Б, 9-А, 10-Г, 11-В, 12-Б,13-В, 14-А, 15-Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Оценка «отлично» - если Вы ответили на все вопросы тестового задания или допустили одну ошибку.

Оценка «хорошо» - если Вы допустили не более трех ошибок.

Оценка «удовлетворительно» - если Вы допустили не более пяти ошибок.

Оценка «неудовлетворительно» - если Вы допустили более пяти ошибок.

.

% правильных ответов

Количество набранных баллов

Отметка

100-90 %

15-14

«5»

89-80 %

13-12

«4»

79-70 %

11-10

«3»

69% и менее

менее 10

«2»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов.

1.Предмет, задачи и разделы микробиологии и иммунологии.

Микробиология(от греч. «mikros» - малый, «bios» - жизнь, «logos» - учение) - наука о мельчайших, невидимых невооруженным глазом организмах, называемых микроорганизмами или микробами.

Микробиология – раздел биологии, изучающий закономерность жизни и развитие микроорганизмов в их единстве с окружающей средой. Эта наука изучает свойства микроорганизмов, а также процессы, которые они вызывают в макроорганизме (в частности, в организме человека) и различных объектах окружающей среды.

Предметомизучения медицинской микробиологии являются свойства патогенных (болезнетворных) и условно-патогенных для человека микроорганизмов с целью разработки методов диагностики вызываемых этими микроорганизмами заболеваний.

Объектом изучения медицинской микробиологии являются патогенные и условно-патогенные для человека микроорганизмы.

Основные разделы микробиологии:

1. Общая микробиология  
изучает строение и жизнедеятельность микроорганизмов, их распространение в природе, наследственность и изменчивость.

2. Сельскохозяйственная микробиология изучает микроорганизмы, играющие роль в повышении плодородия почвы, создании удобрений.

3. Ветеринарная микробиология
изучает микроорганизмы, вызывающие заболевания животных.

4. Промышленная микробиология
изучает микроорганизмы, которые используют в производстве пищевых продуктов, антибиотиков, др. лекарственных веществ.

5.Медицинская микробиологияизучает микроорганизмы, которые вызывают заболевания  человека,  а также процессы, происходящие в организмепри внедрении болезнетворных микроорганизмов.
Задачей медицинской микробиологии является разработка методов лабораторной диагностики инфекционных болезней, создание иммунологических медицинских препаратов для их предупреждения и лечения.
Подразделяется на:
А) паразитологию – науку о гельминтах.

Б) бактериологию –  науку о бактериях.

В) вирусологию – науку о вирусах.

Г) микологию, изучающую патогенные для человека грибы.

Д) протозоологию, изучающую патогенные одноклеточные организмы.

Е) иммунологию
 -  науку о механизмах защиты организма от патогенных и непатогенных агентов.

2.История развития микробиологии и иммунологии.  


Эвристический этап


  • Задолго до открытия микроорганизмов человек сталкивается с некоторыми процессами их жизнедеятельности: брожением виноградного сока, теста, молока и использует их. Знакомы человеку и повальные заболевания.

  • На ранних этапах развития науки врачи и естествоиспытатели стремились выяснить причины инфекционных заболеваний. В трудах Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), Лукреция (99-95 гг. до н.э.), Плиния (23-75 гг. до н.э.) и других уже была высказана гипотеза о живой природе (contagiumvivum) возбудителей заразных заболеваний.
  • ______________________________________________________________


Описательный этап


С развитием физики, химии и медицины в эпоху возрождения и в период промышленного развития XVI ‒ XVIII вв. в Западной Европе и России накапливаются наблюдения и научные исследования о сущности инфекционных болезней.


  • Первым увидел, описал и зарисовал микроб голландский ученый А.Левенгук (1632 – 1723), который сам изготовил лупы и микроскоп с увеличением в 160 – 300 раз.

  • Д.С. Самойлович (1744 – 1805) высказал мысль о том, что возбудителем чумы является « особливое и совсем отменное существо»; делает прививку – вводит в организм человека ослабленное заразное начало.

  • Английский ученый Э. Дженнер (1749 – 1823) в 1796 г. показал, что делая людям прививки возбудителя коровьей оспы, предохраняет их от заражения натуральной оспой.

___________________________________________________________________

Физиологический этап


  • Появились усовершенствованные микроскопы, улучшилась техника микроскопирования. В изучении микроорганизмов стали уделять внимание биохимическим процессам – способности микробов ферментировать органические вещества.

  • С именем французского ученого, химика и микробиолога Л.Пастера (1822 – 1895) связаны важнейшие открытия. Он доказал ферментативную природу спиртового, молочнокислого и маслянокислого брожения, у некоторых микробов обнаружил новый (анаэробный) тип дыхания. Установил, что гниение вызывается деятельностью определенных видов микроорганизмов. Большое значение имеют работы о болезнях вина, пива, шелковичных червей и мерах борьбы с ними. Полученные данные Пастера легли в основу развития промышленной микробиологии. Его исследования положили начало применению предохранительных прививок. Он получил вакцины против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства.  Исходя из наблюдений о вездесущности микробов, Пастер разработал методику исследований, обеспечивающую предохранение питательных сред от прямого попадания в них микробов. Он доказал, что самопроизвольного зарождения живых существ не происходит. Благодаря его открытиям хирургия обогатилась современными методами борьбы с нагноительными процессами ран.

  • Немецкий ученый Р.Кох (1843 – 1910) обогатил микробиологию современными методами исследования. В практику лабораторной техники были введены плотные питательные среды, анилиновые красители, иммерсионная система, конденсор Аббе, микрофотографирование. Открыл возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883), получил из туберкулезных микобактерий туберкулин; окончательно установил этиологию сибирской язвы (1876). Произвел подробное исследование раневых инфекций, разработал способы выделения в чистой культуре патогенных бактерий.

  • В конце XIX в. были описаны возбудители дифтерии (Э.Клебс и Ф.Леффлер), брюшного тифа (К.Эберт и Г.Гаффки), столбняка (А. Николайер и С.Китазато), дизентерии (А.В.Григорьев и К.Шига) и другие.

  • Г.Н.Минх доказал, что возбудители возвратного тифа находятся в крови; высказал предположение, что возбудители передаются через кровососущих насекомых. __________________________________________________________________

Иммуологический

этап

з


  • Русский ученый И.И.Мечников (1845 – 1916) создал учение о фагоцитозе. Открыл и изучил процесс внутриклеточного пищеварения инородных веществ у некоторых животных, осуществляемый клетками мезодермального происхождения. Подобные клетки (лейкоциты, клетки селезенки, костного мозга) выполняют функцию защиты от болезнетворных микробов, проникающих в организм животных и человека. Мезодермальные клетки Мечников назвал фагоцитами.

  • Учение о фагоцитозе явилось основой для понимания сущности воспаления. Воспаление является активной реакцией против болезнетворных микробов, обеспечивающей устойчивость организма.

  • Совместно с французским микробиологом Э.Ру в 1903 году Мечников разработал метод воспроизведения экспериментального сифилиса. Мечников был организатором первой в России бактериологической станции в Одессе. Им была создана школа микробиологов (Г.Н.Габричевский, А.М.Безредка, Л.А.Тарасевич, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, И.В.Циклинская и др.) Доказал, что в защитных реакциях организма большую роль играют особые вещества сыворотки крови – антитела, вырабатываемые специальными клетками под влиянием микробов и их ядов.

  • Немецкий исследователь П.Эрлих (1854 – 1915) – создал теорию гуморального иммунитета.

  • В это время были разработаны современные методы диагностики инфекционных болезней, получены вакцины против брюшного тифа, холеры, чумы и другие. Установлено, что невосприимчивость к инфекционным заболеваниям зависит от клеточных и гуморальных факторов.

________________________________________________________________



Молекулярно-генетический этап


  • Начиная с 40-50–х годов  прошлого века  микробиология и иммунология вступили в молекулярно-генетический этап развития. Этот этап характеризуется расцветом молекулярной биологии, доказавшей универсальность генетического кода человека, растений, животных, бактерий. Расшифрованы, клонированы и синтезированы отдельные гены, созданы рекомбинантные ДНК. Генная инженерия стала началом промышленного производства биологически активных веществ – гормонов, ферментов, интерферона, вакцин.

  • Микробиология и иммунология относятся к общемедицинским наукам, они находятся на стыке фундаментальных, теоретических и клинических дисциплин, поэтому знание их необходимо каждому медицинскому работнику независимо от его специализации.

__________________________________________________________________


VМикробиология в России и СССР

С.Н.Виноградский (1856 – 1953) – основатель сельскохозяйственной микробиологии. Он открыл нитрифицирующие бактерии и изучил их значение в круговороте азота в природе, выявил азотофиксирующие бактерии.


Г.Н.Габричевский (1860 – 1907) – основоположник московской микробиологической школы. Исследовал скарлатину, дифтерию, чуму и другие. Организовал в Москве производство противодифтерийных сывороток и успешно применил их для лечения детей.


  • Д.К.Заболотный (1866-1929) изучал эпидемиологию чумы; доказал лечебное действие противочумной сыворотки.

  • Е.И. Марциновский (1874-1934) посвятил свои исследования борьбе с малярией, лейшманиозом, клещевым возвратным тифом, бруцеллезом, москитной лихорадкой.

  • Л.А. Тарасевич (1868-1927) изучил механизм действия ферментов фагоцитов, эффективность предохранительных прививок против туберкулеза, методы борьбы с сыпным тифом и др.

  • И.Г.Савченко (1862-1932) исследовал вопросы иммунитета при сибирской язве, холере, возвратном тифе, скарлатине и других инфекциях.

  • Л.А.Зильбер (1894 – 1966) открыл вирус клещевого энцефалита и разработал методы профилактики этого заболевания. Изучал онкогенные вирусы; сформулировал теорию происхождения злокачественных опухолей; исследовал механизмы трансформации нормальных клеток в злокачественные в частности интеграции вирусных и клеточных геномов.

  • З.В.Ермольева (1898 – 1974) занималась вопросами бактериофагии, профилактики холеры; изучала новые антибиотики и лекарственные формы пенициллина, тетрациклина, стрептомицина и другие.

  • П.Ф.Здродовский (1890 – 1976) изучал микробиологию и иммунологию малярии, бруцеллеза, менингококковой инфекции, дифтерии, природно-очаговых риккетсиозов и других заболеваний.

  • В.Д.Тимаков (1905 – 1977) разрабатывал средства и методы профилактики инфекционных заболеваний, проблемы генетики микроорганизмов, теоретической и прикладной иммунологии.

3.Классификация микроорганизмов, их медицинское значение.

Мир микроорганизмов представлен:

Доклеточные организмы

Клеточные организмы

Вирусы, бактериофаги

Прокариоты

Эукариоты

Бактерии

Грибы, простейшие

Эубактерии

Архебактерии

Вирусы – это мельчайшие микроорганизмы, не имеющие клеточного строения, белкосинтезирующей систем, содержащие только один тип нуклеиновой кислоты (или только ДНК, или только РНК). ДНК-содержащие вирусы: вирус натуральный оспы, аденовирусы, вирусы герпеса. РНК-содержащие вирусы: вирусы гриппа, кори,бешенства, клещевого энцефалита, краснухи.  Являются облигатными внутриклеточными паразитами. Размножаются  особым разобщенным способом: в клетке хозяина вирус отдельно синтезирует нуклеиновую кислоту, отдельно белок, а затем происходит их сборка в вирусные частицы. Сформированная вирусная частица называется вирионом. Кроме обычных вирусов известны инфекционные молекулы – прионы и вироиды. Вироиды – это небольшие молекулы кольцевой суперспирализованной РНК, не содержащие белка и вызывающие заболевания растений. Прионы – это инфекционные белковые частицы, которые являются возбудителями медленных летальных инфекций, характеризующихся поражением ЦНС человека и животных и объединенных в группу подострых трансмиссивных губкообразных энцефалопатии. Вирусы, которые паразитируют внутри бактерий, называются бактериофагами.( cм. Приложение №1, рисунок 7)

Простейшие – это животные, характерными особенностями которых является одноклеточное строение. Каждая клетка – самостоятельный организм, способный выполнять все свойственные живым организмам функции. Тело состоит из цитоплазмы, ядра, различных органелл, обеспечивающих функции питания, движения, выделения. Передвигаются с помощью псевдоподий (саркодовые), жгутиков и ундулирующих мембран (жгутиконосцы), ресничек (инфузорий). Питание происходит заглатыванием частиц в клеточный рот или включением их в цитоплазму (фагоцитоз и пиноцитоз) или путем всасывания поверхностью тела. Способны к инцистированию, когда клетка округляется и покрывается оболочкой. Образуется циста. Размножение происходит бесполым (поперечное, продольное и множественное деление) и половым путем. Многие виды развиваются последовательно в нескольких хозяевах. (см. Приложение №1, рисунок 8,9,10)


Простейшие, обитающие в организме человека, относятся к 4 классам:

1.Жгутиконосцы: трипаносомы, лейшмании , трихомонады ,лямблии.

2.Саркодовые: амебы.

3.Споровики: плазмодии, токсоплазма.

4.Ресничные, или инфузории: балантидий.

Грибы – это много- или одноклеточные нефотосинтезирующие (бесхлорофилльные) микроорганизмы с толстой клеточной стенкой. Различают гифальные (плесневые) и дрожжевые грибы (дрожжи). Гифальные грибы образуют ветвящиеся тонкие нити (гифы), сплетающиеся в грибницу, или мицелий (плесень). Гифы низших грибов не имеют перегородок. Гифы высших грибов разделены перегородками, или септами, с отверстиями. Дрожжевые грибы имеют вид отдельных овальных клеток. Дрожжи – это одноклеточные грибы. Они могут размножаться бесполым (почкованием) и половым путем.(см. Приложение №1, рисунок 11,12)

Бактерии –  это одноклеточные организмы, которые не имеют оформленного ядра и

организованных органелл.

Бактерии

Эубактерии

Архебактерии

Бактерии с тонкой клеточной стенкой (грамотрицательные)

Среди них нет возбудителей инфекций

Бактерии с толстой клеточной стенкой (грамположительные)

Без клеточной стенки (класс микоплазмы)

Подразделение эубактерий связано с особенностями строения клеточной стенки, которая окрашивается в тот или иной цвет по методу Грама. Грамотрицательные красятся в красный цвет, а грамположительные в сине-фиолетовый.

4.Характеристика некоторых групп бактерий:

Спирохеты – это тонкие, извитые микроорганизмы, тело которых состоит из осевой нити и спирально завитой вокруг нее цитоплазмы, что придает им штопорообразную форму. Грамотрицательные. Спор, капсул и жгутиков не образуют. Очень подвижны благодаря сгибательным изменениям клеток. Обладают 3 видами движения: поступательным, сгибательным и вращательным. Морфологически отличаются друг от друга количеством и глубиной завитков спирали. Заболевания, вызываемые ими, называются спирохетозами. (см. Приложение №1, рисунок 1)

К патогенным для человека спирохетам относятся следующие рода:

1.Трепонемы - возбудитель сифилиса.

2.Боррелии-возбудители возвратного эпидемического тифа, болезни Лайма.

3.Лептоспиры - возбудители лептоспирозов.

Риккетсии – это мелкие грамотрицательные палочковидные бактерии. Являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами, размножающимися в цитоплазме, а некоторые – в ядре инфицированных клеток. Обитают в членистоногих (вшах, блохах, клещах), которые являются их хозяевами или переносчиками. У человека вызывают эпидемический сыпной тиф и клещевой риккетсиоз.

 (см. Приложение №1, рисунок 2,3)

Хламидии  - это облигатные внутриклеточные кокковидные грамотрицательные бактерии, размножающиеся только в живых клетках. Вне клеток хламидии имеют сферическую форму и называются элементарными тельцами. Они, попав в клетку, увеличиваются и превращаются в делящиеся ретикулярные тельца, образуя скопления в вакуолях. Из ретикулярных телец образуются элементарные тельца, которые выходят из клеток и вступают в новый цикл, инфицируя другие клетки. У человека вызывают поражения глаз (конъюнктивит, трахому),  урогенитальной системы.

( см. Приложение №1, рисунок 2,3)

Микоплазмы – это мелкие бактерии, которые не имеют клеточной стенки и окружены только цитоплазматической мембраной. Имеют кокковидную, нитевидную или колбовидную формы. У человека вызывают атипичную пневмонию и поражения мочеполовой системы. (см. Приложение №1, рисунок 5)

Актиномицеты – это ветвящиеся нитевидные или палочковидные грамположительные бактерии. Свое название (от греч. аctis – «луч», «mykes» – гриб) они получили в связи с образованием в пораженных тканях друз – гранул плотно переплетенных нитей в виде лучей, отходящих от центра и заканчивающихся колбовидными утолщениями. Актиномицеты

могут делиться путем фрагментации мицелия на клетки, похожие на палочковидные и кокковидные бактерии. Размножаются спорами.  (см. Приложение №1, рисунок 6)

5.Таксономия микроорганизмов; правила бинарной номенклатуры.

В 1923 году американский ученый Д. Берги выпустил первый международный определитель бактерий. С 1 января 1980 года для микроорганизмов принята Единая международная классификация, в основе которой лежит система Берги. Различают следующие таксономические категории: империя, царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, подвид.

Главной классификационной категорией является:

Вид - совокупность популяций

  • имеющих общее происхождение;
  • приспособленных к определенной среде обитания;
  • обладающих сходным обменом веществ и характером межвидовых отношений;
  • сходных по генетическому аппарату, морфологическим и физиологическим признакам.

Если при изучении бактерий обнаруживают отклонения от типичных видовых свойств, то такую культуру рассматривают как подвид.

Клон – это культура микроорганизмов, полученная из единичной клетки, которая размножилась и дала начало целой популяции.


Штамм – объединяет микроорганизмы одного и того же вида, но выделенные из различных источников или даже из одного и того же источника, но в разное время. Штаммы одного вида могут быть абсолютно идентичными или различаться по отдельным признакам (напр., по устойчивости к какому-либо антибиотику)  


Смешанные культуры - смесь неоднородных микроорганизмов, выделенных из естественных субстратов (нестерильных полостей, тканей организма, пищевых продуктов, воды, воздуха, почвы, смывов с предметов).


Чистая культура - микроорганизмы одного вида или подвида, выращенные в лабораторных условиях на искусственных питательных средах.

Для обозначения микроорганизмов принята общебиологическая бинарная (двойная) номенклатура. Первое название обозначает род и пишется с прописной буквы. Второе название обозначает вид и пишется со строчной буквы.
Например, Staphylococcusauras – стафилококк золотистый, S. auras.

6. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности.

Все микроорганизмы по степени опасности делятся на 4 группы:

1. Возбудители особо опасных инфекций (чумы, натуральной оспы, желтой лихорадки).

2. Возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний (холера, бруцеллез, туляремия, сибирская язва, лептоспироз, малярия, сыпной тиф).

3. Возбудители эндемических бактериальных инфекций (брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерия, туберкулез, дифтерия, коклюш, менингит, гонорея, трахома, лепра и др.)

4. Условно патогенные микроорганизмы, возбудители оппортунистических инфекций (клебсиеллы, протей и др.)

С материалом, возможно зараженным возбудителями особо опасных инфекций 1 и 2 групп, и с культурами микроорганизмов этих групп работают в специальных лабораториях с разрешения органов здравоохранения. С возбудителями 3 группы – в лабораториях CЭС, больниц и др., а с возбудителями 4 группы – во всех микробиологических лабораториях.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ

Приложение №1

C:\Users\Marat\Desktop\Новая папка\бледная спирохета.jpg

Бледная спирохета – возбудитель сифилиса.

Рисунок 1

C:\Users\Marat\Desktop\Новая папка\риккетсии.jpg

Риккетсии в цитоплазме пораженной клетки.

Рисунок 2

C:\Users\Marat\Desktop\Новая папка\_риккетсии.jpg

Полиморфизм  у риккетсий.

Рисунок 3

C:\Users\Marat\Desktop\Новая папка\хломидия.png

Хламидии в пораженных ими клетках.

Рисунок 4

C:\Users\Marat\Desktop\микробиология\методические разработки занятий\введение в микробиологию.классификация микроорганизмов\микоплазмы.jpg

Микоплазмы в пораженных ими клетках.

Рисунок 5

C:\Users\Marat\Desktop\Новая папка\актиномицеты окраска по граму.jpg

Актиномицеты. Окраска по Граму.

 Рисунок 6

C:\Users\Marat\Desktop\Новая папка\i_047.jpg

Вирусы герпеса и табачной мозаики. Бактериофаг.

Рисунок 7


C:\Users\Marat\Desktop\Новая папка\3.1.5_protozoa_3.png

Трипаносома.

Рисунок 8

C:\Users\Marat\Desktop\Новая папка\кишечная лямблия.jpg

Лямблия.

Рисунок 9

C:\Users\Marat\Desktop\Новая папка\i.jpg

Выход малярийных плазмодиев из эритроцитов.

Рисунок 10

Гифальные грибы.

Рисунок 11

C:\Users\Marat\Desktop\Новая папка\img17.jpg


Дрожжи.

Рисунок 12

КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБУЧЕНИЯ

                        

Карточка № 1

1. Перечислить на какие направления подразделяется наука   микробиология.

2. Выбрать правильный ответ по схеме.

 Укажите вклад ученого в микробиологическую науку:

  1) А.Левенгук                                    а) открыл явление фагоцитоза

   2) И.Мечников                                 б) увидел микроорганизмы под микроскопом

   3) Д.И.Ивановский                           в) открыл вирусы

   4) Р.Кох                                             г) выделил возбудителя туберкулеза

   5) Л.Пастер                                        д) изготовил вакцину против бешенства

3. Выбрать правильно ответ по схеме.

    К эукариотам относят:

1) актиномицеты             а) если верно 1, 2    

2) вирусы                         б) если верно 4, 6

3) грибы                           в) если верно 3, 5

4) спирохеты                   г) если верно 2, 6

5) простейшие

6) хламидии

4.К особо опасным заболеваниям не относятся:

1) чума и холера

2) туберкулёз и грипп

3) сибирская язва и холера

4) сибирская язва и чума

5.Дать определения понятиям клон и штамм.

        

        

Карточка № 2

1. Перечислить на какие направления подразделяется  медицинская микробиология.

2. Выбрать правильный ответ по схеме:

 Укажите вклад ученого в микробиологическую науку:

1) А.Левенгук                        а) открыл внутриклеточное пищеварение

 2) И.И. Мечников                 б) увидел микроорганизмы под микроскопом

3) Э. Дженер                          в) изготовил вакцину против натуральной оспы

4) Р.Кох                                   г) обнаружил анаэробный тип дыхания

 5) Л. Пастер                           д) выделил возбудителя холеры

3.Выбрать правильно ответ по схеме:                

    К прокариотам относят:

1) риккетсии                    а) если верно 1, 2, 3

2) вирусы                         б) если верно 2, 3, 4

3) грибы                           в) если верно 4, 5, 6

4) спирохеты                   г) если верно  3, 4, 5

5) простейшие                 д) если верно 1, 4, 6

6) микоплазмы        

4.К особо опасным заболеваниям не относятся:

1) чума и холера

2) гонорея и коклюш

3) сибирская язва и холера

4) сибирская язва и чума

5.Дать определения понятиям чистая культура и смешанная культура.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К КОНТРОЛЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБУЧЕНИЯ

Карточка №1

1.Наука микробиология подразделяется на следующие разделы:

общая микробиология, сельскохозяйственная микробиология, ветеринарная микробиология, промышленная микробиология, медицинская микробиология.

  1. 1)  б

2)  а

3)  в

4)  г

5)  д

  1. В
  2. 3
  3. Клон – это культура микроорганизмов, полученная из единичной клетки, которая размножилась и дала начало целой популяции.

        
Штамм – объединяет микроорганизмы одного и того же вида, но выделенные из различных источников или даже из одного и того же источника, но в разное время.

Карточка №1

1.Наука медицинская микробиология подразделяется на следующие разделы:

паразитология, бактериология, вирусология, микология, протозоология, иммунология.

2.    1) б

       2)  а

       3)  в

       4)  д

       5)  г

3.     Д

4.     2

5. Смешанные культуры - смесь неоднородных микроорганизмов, выделенных из    естественных субстратов.

Чистая культура - микроорганизмы одного вида или подвида, выращенные в лабораторных условиях на искусственных питательных средах.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка «5» отлично

Все пять заданий выполнены верно.

Оценка «4» хорошо

Одно задание решено неверно,

остальные верно.

Оценка «3» удовлетворительно

Два или три задания решено неверно,

остальные верно

Оценка «2» неудовлетворительно

        Более трех заданий решено неверно.

        

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Используя материал лекции и учебника, составить кроссворд по изученной теме из 10 слов.

Подготовить   сообщения   об   ученных России и СССР, которые вложили свой вклад в развитие микробиологии и иммунологии.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ОП.01. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Методическое пособие  «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» в схемах и рисунках предназначено для учащихся  по профессии (профессиям) НПО 260807.01 Повар, конди...

Методическая разработка урока по предмету "Микробиология" на тему: "Понятие о микроорганизмах"

В ходе урока учащиеся изучают разновидности микроорганизмов, их роль в жизни человека....

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Дифференцированный зачет". В содержании представлены разноуровневые задания для проведения конкурса. Конку...

ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии ТЕМА: Классификация, морфология бактерий

1.Классификация бактерий по Берджи.2.Классификация бактерий по Граму.3.Принципы подразделения бактерий на группы.4.Особенности морфологии микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов.5.Формы бактерий...

Контрольно- оценочные средства ОП.06 Микробиология и иммунология к разделу " Общая микробиология"

Тестовые задания для текущего контроля аудиторной работя студентов ОП.06 Микробиология и иммунология к разделу " Общая микробиология" для специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Контрольно- оценочные средства ОП.06 Микробиология и иммунология разделу" Основы иммунологии"

Тестовые задания для текущего коньтроля аудитрной работы студентов по дисциплине  ОП.06  Микробиология и иммунология к разделу " Основы иммунологии" для специальности 34....