РП внеурочной деятельности "Мой край"
рабочая программа

Желтырёв Виталий Владиславович

Программа «Мой край» предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению  в 5-6 классах.  

        Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных  работ.

        Программа  имеет краеведческую, туристическую,  социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира., помогает формированию интереса к изучению истории, культуры, природы родного края, активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vneurochnoy_deyatelnosti_._moy_kray._5-6_kl.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

        Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения).

Программа «Мой край» предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению  в 5-6 классах.  

        Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных  работ.

        Программа  имеет краеведческую, туристическую,  социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира., помогает формированию интереса к изучению истории, культуры, природы родного края, активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Срок реализации программы: 1 год

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы по внеурочной деятельности выделено 68 часов:

в 5 классе – 34 ч,

в 6 классе – 34 ч.

  1. Предметными  результатами в 5-6 классе является:  

  • понимать роль различных источников краеведческой информации;

  • знать особенности природы, населения, хозяйства Мурманской области:

  • формулировать причины изменений, происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений на территории области;

  • определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

  • понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственным освоением Мурманской области;

  • определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

  • оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

  • приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Мурманской области;

  • находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Мурманской области;

  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

  • определять на карте местоположение объектов в Мурманской области;

  • работать со статистическими данными, характеризующими различные аспекты географических процессов и явлений в области;

  • формулировать своѐ отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

  • использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

  • формулировать своѐ отношение к культурному и природному наследию Мурманской области.

II.Содержание программы

Курс состоит из 7 разделов.

1 раздел – «Край в котором мы живѐм» - географическое положение Мурманской области (2 ч)

Географическое положение Мурманской области на карте. Исследователи Кольского Севера

2 раздел  Источники географической информации (4 ч).

Ориентирование. План местности. Адреса географических объектов на карте Мурманской области. Культурное и историческое наследие.

3 раздел  Рельеф области (7 ч).

Строение литосферы. Особенности рельефа. Полезные ископаемые. Природные памятники Мурманской области. Хибины – рекреационный район Мурманской области. Охрана богатств литосферы

4 раздел  Водные объекты области (7 ч).

Моря. Охрана северных морей. Северный морской путь. Историческое, экономическое значение открытия СМП. Внутренние воды. Гидрологические памятники. Охрана водных объектов.

5 раздел  Погода и климат (7 ч).

Особенности климата. Воздействие человека на погоду и климат. Сполохи.

6 раздел  Природные комплексы (3 ч).

Природные комплексы. Красота Кольской земли. Естественные и антропогенные ландшафты. Экологические проблемы.

7 раздел  Население (4 ч).Население. Города. Культурное наследие. Коренные жители Кольской земли. Культура, традиции, проблемы

Практические работы:

П.р.№1 Обозначение на карте  географического   положения области.        

П.р.№2 Определение географических координат.

П.р.№3 Обозначение  на  карте месторождений полезных ископаемых.

        

II.Содержание программы и распределение по часам

№ п/п

Наименование

разделов

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1.

Раздел 1. «Край, в котором мы живѐм»

2

1

1

2.

Раздел 2. Источники географической информации

4

3

1

3.

Раздел 3. Рельеф области

7

6

1

4.

Раздел 4. Водные объекты области

7

7

-

5.

Раздел 5. Погода и климат

7

5

2

6.

Раздел 6. Природные комплексы

3

3

-

7.

Раздел 7. Население

4

4

-

Итого:

34

29

5

III.Тематическое планирование

№ урока

Название раздела и тема урока

Элементы содержания

Дата

1

Раздел 1. «Край, в котором мы живѐм»

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.

Мурманская область на карте.

П.р.№1 Обозначение на карте  географического   положения области.

2

Исследователи Кольского Севера.

История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

3

Раздел 2. Источники географической информации.

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Ориентирование.

4

План местности.

5

Карта Мурманской области.

6

Адреса  географических  объектов  на

карте Мурманской области.        

П.р.№2 Определение географических координат.

7

Раздел 3. Рельеф области

Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Минералы Мурманской области.

8

Полезные ископаемые.

П.р.№3 Обозначение  на  карте месторождений полезных ископаемых.

9

Особенности развития рельефа.

10

Созидатели        рельефа        области

(внутренние и внешние процессы).

11

Современный рельеф.

12

Горы области.

13

Охрана богатств литосферы.

14

Раздел 4. Водные объекты области.

Источники краеведческих знаний. Ознакомление с водными биоресурсами. Охрана вод.

Баренцево море.

15

Белое море.

16

Охрана  северных  морей.        Северный

морской путь.                

17

Внутренние воды области. Реки.

18

Озѐра и водохранилища.

19

Болота. Подземные воды.

20

Охрана внутренних вод от загрязнения.

21

Раздел 5. Погода и климат.

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Температура воздуха.

22

Давление и ветер.

23

Влажность. Облачность. Осадки.

24

Погода и климат.

25

Климатообразующие факторы.

26

Неблагоприятные        климатические

явления.

27

Воздействие  человека  на  погоду  и

Климат.        

28

Раздел 6. Природные комплексы.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

Разнообразие природных комплексов.

29

Взаимосвязи компонентов природы.

30

Заповедники области.

31

Раздел 7. Население.

Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Население Мурманской области.

32

Саамы.

33

Поморы.

34

Мурманск   –   столица   Кольского

заполярья.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы» Тема: Моделирование презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы

Форма занятия: практикум-презентацияЦель: формирование первоначального опыта студентов в реализации презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работыЗадачи:1....

«Родной край - Приморье» методическая разработка интегрированного мероприятия, посвященного 80 -летию образования Приморского края

       Данная  работа  посвящена  80- летию образования Приморского края. В  работе  представлены: история образования Приморского края, г. Дальнере...

Программа по внеурочной деятельности "Мой край - моё самоопределение"

Программа по внеурочной деятельности "Мой край - мое самоопределение"...