Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии
методическая разработка

«Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии»

   из опыта работы учителя химии и биологии высшей квалификационной категории Божковой Людмилы Петровны,

МОУ «СОШ им. М,В, Скворцова с. Березовая Лука»

«…Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и

педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.»

 (Л. С. Выготский)

  В настоящее время увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психическом. Таким детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

  В нашей школе два ребенка – инвалида, на домашнем обучении. Две девочки -близнецы. Хотя в данный момент Вика на основании медико- педагогической комиссии оставлена на повторный год обучения в 4 классе, а Олеся обучается в 5 классе.

  Биология как учебный предмет для детей с ОВЗ включает разделы: «Природоведение» (5 класс), «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается освоение элементарных сведений знаний о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. 

  Рабочие программы по биологии в 5 классе, составленная мной  с учётом особенностей психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и способствуют их умственному развитию. В соответствии с ФГОС учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности детей с УО и их особые образовательные потребности.

  Основными задачами преподавания биологии для детей с ОВЗ являются:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье); 

2. Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; 

3. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе; 

4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома; 

5. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно–следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё. 

  При проведении уроков активно использую информационно-коммуникативные технологии. Ребенку предлагаю для просмотра мультимедийные презентации, фрагменты учебных фильмов.

  Кроме этого, при проведении уроков использую  разнообразный дидактический материал: (все то, что смогу доставить на дом)

  • таблицы , карточки, иллюстрации по темам программы,
  • муляжи овощей, фруктов, грибов,
  • модели строения растений, природных объектов,
  • гербарии; 
  • коллекции насекомых, полезных ископаемых; 

  Учебные занятия провожу 1 раз в 2 недели (0,5 часа в неделю) на дому. 

При снижении работоспособности у Олеси теряется интерес к деятельности, появляется желание бросить начатое дело, возникает неуверенность в себе, снижается способность к запоминанию, к концентрации внимания, появляются сонливость, головные боли и т.д. Известно, что при регулярном переутомлении у одних детей возникает торпидное состояние – характеризующееся общей вялостью, истощаемостью, у других – напротив, наблюдаются гипердинамические реакции, выражающиеся в повышенной раздражительности, излишней подвижности. Поэтому необходимо планировать самую трудную работу в первые 10-25 минут. После этого периода времени обычно наступает снижение работоспособности.

Особенности умственной деятельности ребенка с ОВЗ, а именно недоразвитие обобщения и отвлечения, создают препятствие в осознании воспринятого учебного материала и формирование на основе этого новых понятий.

Успешное проведение урока зависит от подготовки к нему; от того, насколько в уроке соблюдены ясность плана, логическая последовательность в сообщении нового материала с учётом развития ребенка, оснащённости урока наглядными пособиями, подбора дидактических и развивающих игр, самостоятельных, практических и других видов работ, включены проверка, повторение и закрепление полученных знаний в процессе обучения. 

Наибольший эффект на уроках дают специальные коррекционно – развивающие упражнения, такие как , применяемые мной при работе с Олесей:

1). Карточки с рисунками;

2). Карточки – таблицы;

3). Биологические диктанты;

4). Карточки -тесты;

5). Карточки – схемы (закончить предложения). и т. д.

 Все это делаю для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, стараюсь создать ситуацию успеха на уроке, дать почувствовать ребенку себя самостоятельной и уверенной в себе.

Олеся очень эмоциональный, заинтересованный ребенок, не смотря на особенности своего заболевания и характера.

Очень нравится ей когда уроки проходят в форме игры. Например, при изучении темы: «Живые клетки» использую задание – алфавит:

Термины

№ по алфавиту

1.Оболочка

4

2.Цитоплазма

7

3.Ядро

8

4.Хлоропласт

6

5.Лизосомы

3

6.Клеточный сок

2

7.Вакуоль

1

8.Поры

5

Это и есть развитие и коррекция произвольного внимания, развитие слуха, речи.

А для развития мыслительной деятельности использую такие задания: как например,

1). Дан один термин и несколько определений, надо соединить термин и соответствующие ему функции. Чаще всего делаю это в таблице:

Ядро и ядрышко

Синтез белка

Хранение наследственной информации

Придает форму клетки

Размножение клетки

Создание рибосом

2).Такие упражнения как третий лишний:

Например, береза, яблоко, камень. и т.д.

3).Вставить пропущенные буквы в слова, изученные по теме:

Например, Ц..топл…зма;   М…кроск…п;    Яйц…клетк…;    и т.д.

4). Буквенные шифры (зашифрованные слова из букв)

Задание: найти слова, относящиеся к клетке.

Т

Н

Ь

К

Л

Е

Т

К

А

Ш

З

Х

Ч

Ф

К

Р

Ы

С

А

Л

Я

Д

Р

О

Г

Ш

Е

В

П

О

Р

Ы

С

Л

И

К

Д

С

В

А

К

У

О

Л

Ь

Я

Х

К

Ц

Е

Т

Х

О

Б

О

Л

О

Ч

К

А

  С целью эффективного усвоения учебного материала учащимся с ОВЗ необходимо многократное, поэтапное, частое обращение к «старым» знаниям. Задание на повторение необходимы на каждом уроке. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приемов, кроссвордов, ребусов, тестов и т.д.

  Для облегчения работы учащимся с ОВЗ я использую достаточное количество заданий с опорой на образец, т.е. задания репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом, учебный материал вначале разбираем с Олесей  по учебнику, лишь затем предлагаю выполнить в тетради самостоятельно, по образцу.

   Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка. Например, отвечая на вопрос: «Какой садовод поступает правильно, выращивая декоративный кустарник», Олеся получает элементарные знания по декоративному садоводству, которые могут быть использованы в жизни.

Выполняя задание: «Объясни, в каком стакане семена прорастут», она не только усваивает теоретические знания об условиях прорастания семян, но и практически учится их выращивать: после выдвижения гипотезы идет проверка ее правильности практическим путем.

  Данные виды работ помогают мне  воспитывать усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, развивает восприятие, повышает интерес Олеси как к работе в тетради, так и к уроку биологии в целом.

Применение вышеописанных методов и приёмов обучения позволяют мне развивать познавательные универсальные учебные действия у ребенка на уроках биологии, активизировать умственную деятельность учащихся, формировать понятий и мотивов, развивать самостоятельность и инициативность в процессе обучения.

В результате чего в процессе изучения предмета у детей с ОВЗ создается минимум ситуаций неуспеха, что повышает интерес учащихся как к работе на уроке, так и к биологии как науки в целом.

Литература:

  1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. 134 с. 
  2. Горлова Н. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? // Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 1. С. 53–60.
  3. Деревянкина Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010
  4. Латюшин В. В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии // Биология в школе. 2009. № 3. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...

Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности

Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности...

Применение загадок в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В данной статье представлен опыт применения авторских загадок на логопедических занятиях....

Применение фонопедической методики постановки голоса В.В. Емельянова на уроках вокала при работе с детьми, имеющими нарушения дыхательных путей (астма)

В разработке описаны приёмы постановки голоса в процессе распевки на уроке вокала у ребенка, имеющего нарушения дыхательных путей (аллергическая астма). Используется лечебная методика В. Емельянова....

статья " Методы работы с детьми, имеющими сенсорные расстройства с целью качественного усвоения информации".

В данной статье представлены арт-терапевтические технологии в работе с детьми, имеющими сенсорные расстройства ....