Биология
методическая разработка

Ячник Евгения Васильевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Внутреннее строение рыб

Цель: изучить внутреннее строение рыбы, выявить черты приспособленности к жизни в воде, отметить признаки прогрессивной организации рыб

ХОД РАБОТЫ:

Задание 1. Выберите из приведенного перечня соответствующее название части скелета речного окуня.

1.Жаберная крышка     2. Череп    3. Скелет спинного плавника   4. Челюсти  5. Скелет брюшного плавника 

6. Плавниковые лучи               7. Ребра               8. Позвоночник

Задание 2. Выберите из приведенного перечня соответствующее название органов речного окуня:


плавательный пузырь, желудок, кишка, печень, сердце, жабры, рот

Задание 3. Вставьте пропущенные слова (или группы слов).

Кровеносная система у рыб... .
Сердце у рыб... .
Кровь, насыщенная кислородом, называется ... .
Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через ... .
После заглатывания пища проходит через ... и пищевод в ... .

Для большинства костных рыб характерен ..., заполненный смесью газов. 

Дыхательная система представлена ... .

  1. плавательный пузырь
  2. глотку
  3. желудок
  4. анальное отверстие
  5. трехкамерное
  6. артериальной
  7. замкнутая
  8. незамкнутая
  9. двухкамерное
  10. почками
  11. легкими
  12. жабрами

Задание 4. Заполните таблицу:

Системы органов

Строение

Функции







Выводы:
Костные рыбы – это ... позвоночные животные с непостоянной ... тела.
Кровеносная система ... , сердце ... , один круг ... .
Дыхание ... .
Пищеварительная система ... .
Характерная особенность рыб – наличие у большинства видов ... пузыря.
Органами выделения являются ... .




Предварительный просмотр:

 Проверочная работа по теме: «Надкласс рыбы»  

Вариант 1.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова (или группы слов).

1.Сердце у рыб ... .                        

2. Кровеносная система у рыб... .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        3.Кровь, насыщенная кислородом, называется ...                                                                                                                                                                                                    4.Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через ... .
5. После заглатывания пища проходит через ... и пищевод в ... .

6.Для большинства костных рыб характерен ..., заполненный смесью газов. 

7. Дыхательная система представлена ...

1.плавательный пузырь      2. глотку      3. желудок    4. анальное отверстие   5.трехкамерное    6. артериальной       7.замкнутая     8. незамкнутая      9. двухкамерное     10. почкам   11. легкими        12. жабрами

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в предложения.

Костные рыбы – это ... позвоночные животные с непостоянной ... тела.
Кровеносная система ... , сердце ... , один круг ... .
Дыхание ... .
Пищеварительная система ... .
Характерная особенность рыб – наличие у большинства видов ... пузыря.
Органами выделения являются ... .

Тест по биологии. Тема: "Надкласс Рыбы"

 Вариант - 2

1. Какое насчитывается количество видов рыб?

1)Около 5 тыс.  2) Около 10 тыс.   3) Около 15 тыс. 4) Около 20 тыс.

2. Чешуя рыб покрыта слизью, которая выделяется…

1) Жаберной крышкой; 2) Железами, расположенными в коже;

3) Жаберным пузырем 4) Железами, расположенными в чешуе

3. Какие плавники относятся к парным?

1) Анальные, грудные и брюшные;  2) Спинные, грудные и хвостовые

3) Спинные и грудные; 4) Грудные и брюшные

 4. Что примыкает к боковым отросткам позвонков рыб?

1) Ребра;  2) Скелет грудного плавника; 3) Жаберная крышка; 4) Скелет брюшного плавника

5. Выберите правильное описание кровеносной системы рыб.

1) Замкнутая, состоит из сердца и одного круга кровообращения

2) Незамкнутая, состоит из сердца и двух кругов кровообращения

3) Замкнутая, состоит из сердца и двух кругов кровообращения

4) Незамкнутая, состоит из сердца и одного круга кровообращения

6. Пузырь, находящийся в теле рыбы, служит для…

1) Переваривания пищи;            2) Осуществления дыхания

3) Перемещения вверх и вниз;   4) Регенерации кожи и чешуи

7. Какой орган чувств помогает рыбам воспринимать колебания воды, направление и скорость течения?

1) Глаза;            2) Боковая линия;      3) Внутреннее ухо;     4) Жабры

Проверочная работа. Тема: «Надкласс Рыбы»  

Вариант - 3

Задание: Подпишите органы:  А) внешнего строение рыб.      Б) Внутреннего строение.

А)              Б)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Селекция. Методы селекции.

Цель:

  • познакомиться с основными понятиями и методами селекции
  • сравнительные методы селекции растений и животных

Задание: ознакомиться с опорно-информационным рабочим листком: выполнить задания, используя учебное пособие дополнительные источники информации Интернет ресурсов.

Основные  понятия селекции: (записать в тетради)

Селекция – наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку качествами.

Порода, сорт, штамм – популяция микроорганизмов, искусственно созданная человеком и характеризующаяся специфическим генофондом, определенным уровнем и характером продуктивности.

Задачи селекции:

  1. Повышение продуктивности объектов.
  2. Изучения разнообразия объектов селекции
  3. Анализ закономерностей наследственности
  4. Исследование роли среды в развитии фенотипа
  5. Разработка систем искусственного отбора для достижения поставленных целей.
  6. Создание устойчивых к разнообразным  воздействиям среды организмов.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов, 1920) – генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.

2. Основные Методы селекции:

Скрещивание

Искусственный отбор

родственное (инбридинг) – для закрепления признаков

неродственное (аутбридинг)

Массовый 

(без учета родословной)

Индивидуальный 

(с учетом родословной)

Неродственное скрещивание

внутрипородное (внутрисортовое) – для закрепление признаков, размножения пород (сортов)

межпородное (межсортовое) – для получения новых признаков

отдаленная гибридизация – скрещивание представителей разных видов.

3. Методы селекции растений и животных.

растения

Отбор:

  1. массовый – выделение группы с нужными признаками
  1. индивидуальный

Гибридизация (скрещивание)

  1. родственная(получение чистых линий АА аа)
  2. неродственная (межлинейная) – гетерозис (Р: АА + аа; F1 – Аа (гибридная сила)

Отдаленная гибридизация - получение гибридов разных видов, родов

-пшеница-рожь =тритикале

Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом (гибриды более урожайны, устойчивы к неблагоприятным условиям)

Мутагенез – получение мутаций искусственным путем.

животные

Подбор родительских пар:

-учет родословной каждого производителя

индивидуальный отбор – выделение одной особи с нужными признаками

Гибридизация

  • родственная (братья+ сестра; родители+дети)
  • неродственная(межпородная, внутри породная)

Отдаленная гибридизация – скрещивание животных разных видов и родов

  • кобыла+осел= мул
  • ослица+конь=лошак
  • овца-меринос+баран(архар)= архаромеринос
  • стерлядь+белуга=бестер

Гибриды бесплодны!

Испытание производителя по потомству (хозяйственные признаки необходимые только у самок: яйценоскость, молочность..)

4. Новейшие методы селекции (заполните таблицу, используя видеофильм и параграф)

Клеточная

Генная

Хромосомная

5. Биотехнологии - это...



Предварительный просмотр:

Тема: ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.

Генетика как отрасль биологической науки. Методы генетики.

Цель: познакомиться с основными понятиями и методами генетики.

Задание:

1.Прочитать текст параграфа.

2. Составить конспект по плану:

Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.

  1. Предмет исследования генетики как науки.
  2. Наследственность.
  3. Изменчивость.
  4. Элементарная единица наследственности.
  5. Ген.
  6. Признак.
  7. Этапы развития генетики:
  1. представления Гиппократа
  2. работы Грегора Менделя
  3. исследования Гуго де Фриз, Карла Эриха Корренса, Эриха Чермак
  1. Методы исследования наследственности.
  2. Сущность гибридологического метода.
  3. Записать Понятия генетики:
  1. гибридизация                         в) генотип                                д) чистые линии
  2. гибриды                                  г) фенотип


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по биологии: Высшие и низшие растения.

По учебнику биологии 7 класса,составлены контрольные работы по теме " Семейства растений", ( по два варианта )...

Экзаменационные билеты; экзаменационные вопросы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия

Экзаменнационные билеты; экзаменнационные вопрсы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия...

Роль кабинета биологии в работе учителя биологии

Преподавание биологии вносит существенный вклад в воспитание учащихся. Знания и умения, приобретаемые на уроках биологии, обеспечивают развитие материалистических взглядов, научного мировоззрения, гум...

Проверочная работа. Биологии 5 класс "Биология - как наука о живой природе"

Урок биоглогии 5 класс ФГОС  к учебнику Пасечник "Биология - как наука о живой природе".  Проверочная работаматериал готов к распечатке  для 2 вариантов...

Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"

Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей...

Методическая разработка интегрированного урока (химия+биология) по теме: «Спирты. Их значение в биологии и медицине»

Моделирование явлений различной природы составляет суть нашего мышления. Дедуктивные структуры, которые активно развиваются в современной математике в целом и формальной логике в частности, игра...

ДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.   Работа выполнена Алешунайте Анастасией Петровнойобу...