Методическая разработка интегрированного урока по дисциплине математика по теме: «Логарифмическая функция»
методическая разработка
Авторская разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Логарифмическая функция»
Методическая разработка посвящена вопросу обобщения способов преобразования выражений, содержащих логарифмы. Урок разработан для учащихся 1 и 2 курсов учебных заведений начального профессионального образования. На 1-ом курсе урок проводится как урок обобщения по данной теме, на 2- ом курсе – как урок повторения и подготовки к выпускным экзаменам.
На уроке используется презентация «Логарифмическая функция. Свойства логарифмов», а также тренировочные тесты на компьютерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок по теме Логарифмическая функция | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Страница из
Методическая разработка интегрированного урока по дисциплине математика по теме: «Логарифмическая функция»
Урок обобщения изученного материала для 1 и 2 курсов
Дроздова Наталия Геннадьевна преподаватель математики
АННОТАЦИЯ
Авторская разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Логарифмическая функция»
Методическая разработка посвящена вопросу обобщения способов преобразования выражений, содержащих логарифмы. Урок разработан для учащихся 1 и 2 курсов учебных заведений начального профессионального образования. На 1-ом курсе урок проводится как урок обобщения по данной теме, на 2- ом курсе – как урок повторения и подготовки к выпускным экзаменам.
На уроке используется презентация «Логарифмическая функция. Свойства логарифмов», а также тренировочные тесты на компьютерах.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель данного урока – повторение теоретического материала, основных формул и способов логарифмических преобразований. Урок разработан для учащихся 11 класса, а так же может использоваться и в 10 классе как урок обобщения. На уроке решаются задания, подобные задачам ЕГЭ части В, для того чтобы учащиеся имели представление о требованиях экзамена.
Урок состоит из 3 частей:
- Повторение теоретического материала и устный счет для развития устных вычислительных навыков
- Самостоятельная работа на компьютере.
- Заключительная часть. История возникновения логарифмов, связь с другими науками, релаксация.
Урок построен таким образом, что на любом этапе урока происходит постоянное чередование видов деятельности учащихся ( устные вопросы, устный счет, письменный опрос, опять устные теоретические вопросы и т.д.). И на протяжении всего урока преподаватель ведет диалог с учащимися. Постоянная смена деятельности позволяет концентрировать внимание учащихся, но в то же время не дает им уставать.
План проведения открытого урока по математике.
КОНСПЕКТ УРОКА
Этап 1. Организационный момент ( 2 минуты)
Преподаватель здоровается с учащимися, отмечает присутствующих на уроке, сообщает тему урока
( слайд 1) - Наш сегодняшний урок посвящен теме «логарифмическая функция». Мы повторим свойства, определение, вспомним, как вычисляются логарифмы , как решаются логарифмические уравнения и неравенства
- У каждого на столе лежит «РАБОЧИЙ ЛИСТ», в котором вы и будете вести записи на уроке. В начале «РАБОЧЕГО ЛИСТА» таблица где вы будете выставлять баллы за каждый вид работы, а в конце урока подсчитаете средний балл- это и будет оценка за урок.
Этап 2: Проверка знания теории и вычислительных навыков ( 22 минуты)
Преподаватель : На дом вам было задано повторить по конспекту все логарифмические формулы. Устные вопросы , за каждый правильный ответ вы проставляете в «РАБОЧИХ ЛИСТАХ» в таблице по 1 баллу за устные вопросы. ( вызывает к доске 3 человек и дает задание):
Задание | Ответ |
- Написать определение логарифма в математической форме и основное логарифмическое тождество | |
Написать формулы суммы и разности логарифмов | |
Написать формулы свойств логарифмов, если в основании или под знаком логарифма стоит число в степени |
( слайд 3) (Фронтальный опрос учащихся по слайду)
вопрос | ответ | |
1 | Дать определение логарифму | Логарифмом числа В по основанию А называется показатель степени, в которую надо возвести основание А , чтобы получить число В |
2 | Как называется число « a » ? | Число «а» называется основание логарифма |
3 | Каким должно быть основание? | Основание может быть больше нуля и не равно единице |
4 | Каким должно быть число « b » ? | Число, стоящее под знаком логарифма должно быть больше нуля |
5 | Какой логарифм называется десятичным? | Логарифм с основание 10 называется десятичным логарифмом |
6 | Какой логарифм называется натуральным? | Логарифм, у которого основание равно иррациональному числу «е», называется натуральным |
( слайд 4) Преподаватель проверяет работу учащихся у доски , при необходимости просит помощь группы или помогает сам. Комментирует слайд, на котором изображены некоторые важные логарифмические равенства. Затем переходит к следующему заданию «Устный счет» и напоминает, что за каждый правильный ответ учащиеся должны записывать по 1 баллу в «РАБОЧИЕ ЛИСТЫ»
( слайд 5) Преподаватель: - Задание: правильно прочитать пример и дать ответ (Фронтальный опрос)
( слайд 6) Преподаватель: - Задание: Составить логарифм с числами:
( слайд 7) (Фронтальный опрос):
Вопрос | Ответ | |
1 | Чему равен логарифм единицы по любому основанию ? | Логарифм единицы по любому основанию равен нулю |
2 | Сумма логарифмов равна …… ? | Сумма логарифмов с одинаковыми основаниями равна логарифму произведения чисел с этим же основанием |
3 | Разность логарифмов равна ….. ? | Разность логарифмов с одинаковыми основаниями равна логарифму часного этих числе по этому же основанию |
4 | Логарифмическая функция возрастающая или убывающая? | Логарифмическая функция может быть как убывающей , так и возрастающей |
5 | Отчего это зависит? | Если основание логарифма больше единицы- функция возрастает, если меньше единицы – функция убывает |
( слайд 8) Преподаватель показывает слайд, илюстрируюший ответы на последние два вопроса и кратко комментирует его
( слайд 9,10) – Преподаватель : Письменная проверочнуая работа. Представлена и на слайде и у каждого в рабочих листах. Н а эту работу отводится 5 минут.
Учащиеся работают, Преподаватель проходит по кабинету, следит за выполнением работы. По истечении 5 минут делается проверка этой работы. Учащиеся меняются с соседом РАБОЧИМИ ЛИСТАМИ, и проверяют работы и выставляют друг другу оценки.
Преподаватель проверяет качество выполнения работы путем поднятия рук тех учащихся, кто выполнил работу на на оценку «5», «4», «3» и «2». Кратко комментирует итоги работы группы ..
( слайд 11) Преподаватель : Следующий этап работы: Тесты на компьютере. На работу отводится 15 минут.
На рабочем столе находится файл «Тест», откройте его. Перед вами 2 теста. 1 тест – на вычисление логарифмов ( 10 вопросов), 2-ой тест на решение простейших логарифмических уравнений и неравенств ( 5 заданий). Задания в этих тестах соответствуют по сложности заданиям ЕГЭ части В и первой части вашего письменного выпускного экзамена.
Преподаватель объясняет учащимся как работать с тестами. В это время на слайде демонстрируются логарифмические формулы.
Преподаватель наблюдает за работой. При необходимости помогает..Если учащийся справляется с этими тестами, то преподаватель выдает ему индивидуальную карточку с усложненными примерами и за это выставляется отдельная поощрительная оценка.
За 1 минуту до окончания времени преподаватель просит прекратить работу и посчитать сумму заработанных балов.
Этап 4 Заключительный: подведение итогов урока ( 6 минут)
( слайд 12) Учащиеся в зависимости от количества заработанных баллов определяют свои оценки за урок согласно слайду.в конце урока сдают «РАБОЧИЕЛИСТЫ» на проверку.
Преподаватель выставляет оценки за урок в журнал .Оценивает работу группы в целом и отдельных учащихся с целью поощрения или в связи с недостаточно хорошей работой на уроке.
( слайд 13 - 20) В заключении Преподаватель рассказывает учащимся историю возникновения логарифмов и где и как в нашей обыденной жизни мы можем встречаться с логарифмами. Рассказ ведется в форме диалога и с сопровождением слайдов.
Логарифмы впервые были введены шотландским математиком Джоном Непером, который жил в конце 16 – начале 17 века. Им же были составлены логарифмические таблицы Непера.
Таблицы Непера, расчет которых требовал очень много времени, были позже «встроены" в удобное устройство, чрезвычайно ускоряющее процесс вычисления – логарифмическая линейка.
Логарифмическая линейка была изобретена Непером в 1614 году и пользовалась инженерами и учеными вплоть до 70 – 80 годов прошлого века .
Представьте себе огромные часы с большой секундной стрелкой, по которой движется жучок и оставляет на белой бумаге след, который выглядит как спираль. Эту спираль называют логарифмической спиралью.
Первым ученым, открывшим эту удивительную кривую, был Рене Декарт (1596-1650г.г.). Особенности логарифмической спирали поражали не только математиков. Ее свойства удивляют и биологов, которые считают именно эту спираль своего рода стандартом биологических объектов самой разной природы.
- - раковины морских животных могут расти лишь в одном направлении. Чтобы не слишком вытягиваться в длину, им приходится скручиваться, причем каждый следующий виток подобен предыдущему. А такой рост может совершаться лишь по логарифмической спирали или ее аналогиям
- Рога таких рогатых млекопитающих, как архары – горные козлы, закручены по логарифмической спирали.
- В подсолнухе семечки расположены по дугам близким к логарифмическим спиралям.
- Один из наиболее распространенных видов пауков, эпейра, сплетая паутину, закручивает нити вокруг центра по логарифмической спирали.
- По логарифмической спирали закручены и многие галактики, в частности, галактика Млечный Путь, к которой принадлежит Солнечная система.
И если мы с вами будем наблюдательны , то сможем заметить еще много явлений, которые можно описать с помощью логарифмической спирали.
И в заключении повторю слова совсем не математика, а великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
( слайд 21) - И в конце урока я бы хотела узнать сделали ли вы какие–нибудь « Открытия» для себя на уроке. Продолжите фразы или придумайте свои.
Сегодня на уроке я узнал…..
Сегодня на уроке я познакомился…….
Сегодня на уроке я повторил…….
Сегодня на уроке я научился………
Учащиеся по желанию или выборочно встают и продолжают фразы , начала которых могут выбрать по желанию на слайде. (3 или более человек.)
Преподаватель благодарит учащихся за урок .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Логарифмическая функция и ее свойства"
Урок по алгебре на тему "Логарифмическая функция и ее свойства" предназначен НПО 2 курс (11класс). Урок закрепления изученного материала....
Методическая разработка урока по предмету «Менеджмент». Тема: «Общие функции управления» по специальности «Экономика, бухгалтерский учет»
Работая в режиме технологии критического мышления преподаватель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение - в продвижение от незнания к знанию - ...
Конспект открытого урока на тему: "Логарифмическая функция"
Разработка открытого урока на тему: "Логарифмическая функция"...
Методическая разработка урока по дисциплине «История» Тема: СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века.
Методическая разработка урока на тему «СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения. Использо...
Методическая разработка урока по дисциплине Экономика. Тема:"Роль продукции хлебопекарного производства"
Материал предназначен для студентов специальности "Бухгалтерский учет"...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Математика». " Дифференциальное исчисление. Функции. Предел функции".
Дифференциальное исчисление это раздел математики, в котором изучаются производные и дифференциалы функций и их применения к исследованию функций. Методы математического анализа нашли применение ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине «Материаловедение» Тема: « Металлы: черные и цветные, их сплавы, маркировка и их применение »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине «Материаловедение» Тема: « Металлы: черные и цветные, их сплавы, маркировка и их применение »...