Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла
план-конспект урока

Филипова Елена Константиновна

Тригонометрия - раздел математической науки, в котором изучаются тригонометрические функции и их использование в геометрии. Развитие тригонометрии началось еще во времена античной Греции. Во времена средневековья важный вклад в развитие этой нужной науки внесли ученые Ближнего Востока и Индии, которые придумали наиболее важные понятия, объяснили многие свойства, предложили варианты измерения и др.

 

 

Определения тригонометрических функций

 

 

 

Что такое синус?

Синус угла (sin α) - это отношение противолежащего этому углу катета к гипотенузе.

Что такое косинус?

Косинус угла (cosα) - это отношение прилежащего катета к гипотенузе.

Что такое тангенс?

Тангенс угла (tg α) - это отношение противолежащего катета к прилежащему.

Котангенс угла (ctg α) - отношение прилежащего катета к противолежащему.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Дата урока:  24.11.22                        

Предмет: геометрия

Тема: «Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов».

Учитель :  Филипова Е. К.

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов».
  • способствовать формированию умений и навыков использования основных формул тригонометрии для выполнения преобразований тригонометрических выражений;
  • содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться

Задачи урока:

  1. Выявить уровень подготовки учащихся по геометрии по данной теме, систематизировать полученные знания с помощью приема «Кластер»
  2. Помочь в развитии и самореализации творческих способностей личности; обучить приемам организации интеллектуального труда
  3. Продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства      товарищества, культуры общения, чувства ответственности.

План урока

Здравствуйте, ребята.  Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем наши знания по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов».  Повторим основные тригонометрические тождества. Работать мы будем в группах. Откройте тетради и запишите сегодняшние число, и мы продолжаем наш урок.

  1. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов».  Фронтальная работа с классом.

2

Стадия вызова.

1. Проверка учащихся на знания формул тригонометрических тождеств. Для каждой группы начало формулы, а окончание лежат у них на партах. Задача   сопоставить начало и окончание формул, чтобы было все правильно.

Начало формулы

Окончание формулы

1

1

1+ctg2

  1. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме: «Значения тригонометрических функций» (индивидуально)

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР

1 задание: дописать формулы.

Ι вариант

ΙΙвариант

1

1

1500

2 чет

-500

4 чет

-201

2 чет

2200

3 чет

tga

ctg 300

tg 450

Sin600

Cos600

2 задание группе: вычислить.

Ι вариант

ΙΙвариант

0+1=1

0 – 1 = – 1

Стадия осмысления 

4.Нахождениеошибок допущенных в решенных заданиях.  Упрощение тригонометрических выражений.

1. Учащимся нужно проверить правильность решения, найти ошибку, исправить и доказать свое решение.

2. Выписать формулы, использованные в данном решении. (ниже приведены все задания верно решенные)

Задание 1 группе.

Найдите cos α, если известно следующее:

Значение синуса и угла в радианах

Решение

Итак, нам известен синус, а надо найти косинус. Обе эти функции есть в основном тригонометрическом тождестве. Подставляем:

sin2 α + cos2 α = 1; 3/4 + cos2 α = 1; cos2 α = 1/4; cos α = ±1/2 = ±0,5.

Осталось разобраться со знаком перед дробью. Что выбрать: плюс или минус? По условию, угол α принадлежит промежутку (π 3π/2). Переведем, углы из радианной меры в градусную — получим: α (180°; 270°).

Очевидно, это III координатная четверть, где все косинусы отрицательны. Поэтому cos α = −0,5.

Ответ:  −0,5

Задание 2 группе.

Найдите sin α, если известно следующее:

Описание: Значение еще одного котангенса и угла в радианах

Решение

Запишем формулу, которая следует из основного тригонометрического тождества и напрямую связывает синус и котангенс:

Описание: Выражение синуса через тангенс

Отсюда получаем, что sin2 α = 1/25, т.е. sin α = ±1/5 = ±0,2. Известно, что угол α (0; π/2). В градусной мере это записывается так: α (0°; 90°) — I координатная четверть.

Итак, угол находится в I координатной четверти — все тригонометрические функции там положительны, поэтому   sin α = 0,2.

Ответ:   0,2

Задание 3 группе.

Найдите tg α, если известно следующее:

Описание: Значение еще одного косинуса и угла в радианах

Решение

Тангенс и косинус связаны уравнением, следующим из основного тригонометрического тождества:

Описание: Выражение тангенса через косинус

Получаем: tg α = ±3. Знак тангенса определяем по углу α. Известно, что α (3π/2; 2π). Переведем углы из радианной меры в градусную — получим α (270°; 360°).

Очевидно, это IV координатная четверть, где все тангенсы отрицательны. Поэтому tg α = −3.

Ответ:   −3

Задание 4 группе.

Найдите sin α, если известно следующее:

Описание: Значение косинуса и угла в радианах

Решение

Нам известен косинус, но неизвестен синус. Основное тригонометрическое тождество (в «чистом» виде) связывает как раз эти функции, поэтому будем работать с ним. Имеем:

sin2 α + cos2 α = 1; sin2 α + 99/100 = 1; sin2 α = 1/100; sin α = ±1/10 ±0,1. Для решения задачи осталось найти знак синуса. Поскольку уголα (π/2; π), то в градусной мере это записывается так: α (90°; 180°).

Следовательно, угол α лежит во II координатной четверти — все синусы там положительны. Поэтому sin α = 0,1.

Ответ: 0,1

5 .Работа по учебнику.

6.Решение задач на упрощение тригонометрических выражений, и выявление алгоритма решения данного задания. 

  Каждая группа получает определенное задание, у каждой группы свое задание. Задача группы решить данное задание, выписать формулы, применяемые при решении данного задания и составить алгоритм решения данного задания.

  1. (sin2 +tg2 (ответ:1)
  2.  (ответ: 1)
  3. Упростить:   (1)
  4. Дано:. Найти:, .( косинус равен -12/13, тангенс равен 5/12)

6. Из каждой группы вызывается по одному учащемуся для объяснения задания у доски.

1. Решение каждого задания группами по очереди, с комментариями к решению.

2. Ответы на вопросы по решению заданий.

( командир группы при  этом контролирует и оценивает отвечающего  ученика)

7. Составления кластера по теме «Тригонометрические функции и наши знания о них».

1.Составление кластера каждая группа получает свое задание. (На выполнения данного задания ученикам дается 5 минут)

2.Выступление каждой группы.

Стадия рефлексии

Выполнения теста

8. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении теста.

Тест.

Вариант 1
Вопрос 1.
 Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form1.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form33.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form31.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form34.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form32.gif

Вопрос 2. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form2.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form37.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form35.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form36.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form38.gif

Вопрос 3. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form3.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form42.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form40.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form41.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form39.gif

Вопрос 4. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form4.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form43.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form46.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form44.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form45.gif

Вопрос 5. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form5.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form50.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form49.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form47.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form48.gif

Вопрос 6. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form6.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form51.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form54.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form53.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form52.gif

Вопрос 7. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form7.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form57.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form55.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form56.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form58.gif

Вопрос 8. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form8.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form62.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form59.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form60.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form61.gif

Вопрос 9. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form9.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form64.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form63.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form65.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form66.gif

Вопрос 10. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form10.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form68.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form66.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form67.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form69.gif

Вариант 2

Вопрос 1. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form11.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form73.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form70.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form72.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form71.gif

Вопрос 2. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form12.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form74.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form75.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form76.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form77.gif

Вопрос 3. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form13.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form80.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form79.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form81.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form78.gif

Вопрос 4. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form4.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form43.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form46.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form44.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form45.gif

Вопрос 5. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form5.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form50.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form49.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form47.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form48.gif

Вопрос 6. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form6.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form51.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form54.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form53.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form52.gif

Вопрос 7. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form7.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form57.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form55.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form56.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form58.gif

Вопрос 8. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form8.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form62.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form59.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form60.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form61.gif

Вопрос 9. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form9.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form64.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form63.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form65.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form66.gif

Вопрос 10. Упростите выражение Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form10.gif

 A.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form68.gif

 B.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form66.gif

 C.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form67.gif

 D.

Описание: http://fizmat.by/pic/MATH/test169/form69.gif

9. Подведение итогов урока.

  1. Выступление учащихся – командиров групп по листу оценивания своей группы.
  2. Выставление оценок
  3. Домашнее задание: с.157, №593(а,г)
  4. Заполнение листов рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - тренажер к практическому занятию по теме "Сестринская помощь при заболевании системы пищеварения(острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит)"

Данная презентация составлена для всего практического занятия и является иллюстрацией к каждому этапу, включая все виды контроля....

Методическая разработка "Углы и их измерения.Определение синуса,косинуса, тангенса и котангенса

Углы и их измерения. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса...

ПМ.02 МДК.02.01. Сестринская помощь при остром аппендиците, остром холецистите, остром панкреатите

Разработала мультимедийные презентации по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состоянияхтема: Сестринская помощ...

Тригонометрия. Синус и косинус числового аргумента

Презентация по теме для дистанционного урока...

Презентация по теме "Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла"

Презентация по теме "Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла"...

Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла

Тригонометрия - раздел математической науки, в котором изучаются тригонометрические функции и их использование в геометрии. Развитие тригонометрии началось еще во времена античной Греции. Во врем...

Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла

Тригонометрия - раздел математической науки, в котором изучаются тригонометрические функции и их использование в геометрии. Развитие тригонометрии началось еще во времена античной Греции. Во врем...