Статья "Деятельностный подход в обучении биологии"
статья

Наталья Викторовна Куркина

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. В этом и состоит педагогическая задача учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему "Деятельностный подход в обучении биологии"

     «Никто не может попробовать для тебя яблоко…», гласит английская пословица. А ведь часто мы именно это и пытаемся сделать на уроках – заставляем «проглотить знания». Ученики глотают их не чувствуя вкуса, морщатся и зачастую не испытывают ничего кроме равнодушия или раздражения. Как привить детям хороший вкус к знаниям не только как к источнику высокой оценки в дневник, но и как к захватывающему процессу познания неведомого. Детям легче запомнить то, что им предлагается в готовом виде, чем прочувствовать логику процессов, смысл и звучание терминов и понятий. Память первое и иногда единственное, что включается в работу на уроке. Потом она, память, услужливо воспроизведет необходимую информацию во время контрольной работы или экзамена и сотрет ее как ненужные файлы, освободив емкость для новой временной записи. А где же багаж, который, как говорится, «за плечами не носить» и в жизни пригодится? Пополнения багажа происходит в результате перевода информации из кратковременной памяти в долговременную форму хранения. Обеспечивают этот процесс определенные приемы запоминания. В долговременной памяти участвуют все отделы хранения головного мозга, активизировать которые способен только сам «хозяин». Соответственно знания и умения не могут быть усвоены и сохранены вне действий самого обучаемого. В данном случае под действиями (деятельностью) понимается преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром для решения жизненно важных задач. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. В этом и состоит педагогическая задача учителя, которую я решаю следующим образом.

В качестве метода активного обучения и способа деятельности интересен метод интеллект - карт. Интеллект - карты – это один из способов структурирования и обработки информации. Их можно использовать на уроках-лекциях для активизации внимания учащихся, на уроках изучения нового материала, проверки уровня усвоения или обобщения изученного. В зависимости от того, как будет организована работа по составлению карт, и будет решаться та или иная педагогическая задача. В одном случае карта оформляется постепенно в процессе объяснения (обсуждения) материала и в постоянном диалоге с учащимися, в другом – заполняется учащимися самостоятельно, с последующей проверкой и коррекцией.

Данная технология очень удобна для применения при изучении многих тем из курса «Биология. Человек» в 9 классе. Например, при изучении тем о строении и значении кожи и выделительной системы можно организовать самостоятельную работу с текстом учебника и последующим составлением карт индивидуально или в парах. Презентация работы позволит организовать работу по проверке и коррекции первичного усвоения материала и составленной интеллект-карты. Изучение нервной системы требует несколько иного подхода в организации. Эта тема сложна сама по себе и затрагивается многократно в течение всего курса. Данная технология позволяет удачно организовать одновременно освоение нового, повторение и обобщение уже знакомого материала. Класс разбивается на группы, которые получают свои задания. Итогом работы в группах являются мини-карты по рабочей теме. Далее каждая группа представляет свой теоретический блок и свою карту. Итогом урока является общая карта, составленная из отдельных мини-карт. В качестве первичного закрепления материала или проверки усвоения можно предложить работу по исправлению заранее составленной, но «испорченной» карты. Такая форма работы позволяет формировать умение анализировать и структурировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. Работа в группах создает условия для общения, распределения ролей, обмена знаниями. Каждый ученик имеет возможность выбрать тот вид деятельности, который поможет проявить себя с лучшей стороны и включиться в коллективную работу, от которой в итоге выиграют все. Во время презентации важно организовать обратную связь, диалог между докладчиками и слушателями. Это, наверное, один из самых сложных моментов, но именно он обеспечивает обмен вопросами и, следовательно, взаимное обучение и коррекцию.

Навык по составлению интеллект-карт является универсальным учебным действием, потому что он может применяться при изучении других предметов школьного курса и в любых жизненных ситуациях.

Деятельностный подход в обучении биологии может быть реализован и посредством ИКТ. В качестве объекта для организации деятельности по восприятию и усвоению учебной информации могут служить фотографии, сделанные учителем или учениками. Такая организация урока предоставляет возможность обучения на местном материале, воспитывает внимание, формирует умение видеть в жизни то, о чем прочитали в учебнике или услышали от учителя. Я уже не говорю о приобретении навыков работы с фотоаппаратом, компьютером и соответствующими программами. Например, при изучении экосистем в 10 и 11 классах, я предлагаю учащимся рассмотреть фотографии и рассказать об увиденном. Первоначальный интерес к снимкам, их качеству и принадлежности (А чьи это фотографии?) сменяется узнаванием местности и ее литературным описанием. Затем, благодаря самостоятельным размышлениям или наводящим вопросам, звучит вывод о том, что это экосистемы разных видов, находящихся на разной стадии развития или регулирования человеком. Трава, пробивающаяся сквозь асфальт – это не только причина разрушения дороги и показатель качества выполненной работы, но и пример смены экосистем, жизненной силы растений, борьбы за существование. А травянистый покров склона авандюны – это еще и пример многолетней и многотрудной истории борьбы человека с блуждающими песками. Фотографии всего две, а от них в разные стороны расходятся множество лучей в виде знаний, воспоминаний, ассоциаций, наблюдений, размышлений, любопытства. А в итоге каждый получает наглядное представление об экосистеме как научном понятии и окружающей действительности. Благодаря проблемной ситуации, созданной с помощью непривычной на уроке визуальной информации, формируются те универсальные учебные действия, которые называют познавательными и коммуникативными. Дети не просто обсуждают увиденное, они извлекают информацию, представленную в форме фотографии, участвуют в продуктивном диалоге, высказывают свое мнение и оценивают мнение одноклассников, испытывают определенные эмоции и учатся их выражать. Этот прием интересен для применения на уроках по многообразию животного и растительного мира в 6 и 8 классах, экологии и охране окружающей среды в 10 и 11 классах.

Интересным средством обучения могут стать анимационные картинки. Художники-мультипликаторы, создавая фильмы, «учат» своих персонажей двигаться. Но существуют аниматоры-любители, которые создают свои анимационные картинки и размещают их в сети Интернет. При изучении темы о видах и способах движения животных и человека я предлагаю учащимся выступить в роли экспертов, оценить правильность движений животных на анимационных картинках и профессионализм их создателей. Работа в роли эксперта над презентацией у доски вызывает массу положительных эмоций, ведь у всех есть любимые персонажи, а компьютерные игры – практически единственный вид игровой деятельности современных подростков. С одной стороны – это игра, с другой – это деятельность, формирующая умение наблюдать и анализировать, обсуждать, спорить и защищать свою точку зрения. По сути, эту работу можно назвать исследованием. Важно нацелить учащихся не на констатацию факта «правильности» поставленных движений, а на анализ представленной информации и поиск доказательств с научной (биологической) точки зрения, а не только через привлечение личного опыта (видел и поэтому знаю). Критичность, умение оценивать, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников – важные познавательные умения. На мой взгляд, это актуально еще и сточки зрения разграничения виртуальной и реальной жизни. Дети заигравшись, переносят многое в реальную жизнь, не задумываясь о том, что она строится по другим физическим и биологическим законам.

Почему дети так же охотно не используют в реальной жизни знания, приобретенные на уроках? В этом парадокс и это направление, в котором, наверное, должна работать школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку

Какой подход в обучении инностранному языку выбрать? Этот вопрос задают все преподаватели сегодня!           Мой опыт работы в «Петровском колледже»  12 лет. Препода...

Реферат по курсу «Личностно-ориентированный подход в обучении»

Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж  Реферат по курсу «Личностно-ориентированный подходв обучении» на тему «Психолого...

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

Деятельностный подход в обучении биологии

В основе деятельностного подхода в обучении биологии лежит задача научить студентов пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности .Поэтому процесс обучения должен сводиться к выраб...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельност...

«Личностно-орентированный подход в обучении мастера производственного обучения»

Актуальность личностно-ориентированного подхода в процессе производственного обучения...

ДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.   Работа выполнена Алешунайте Анастасией Петровнойобу...