Методическая разработка занятия на тему "Биологическая очистка сточных вод"
методическая разработка

Ольга Николаевна Поступинская

Занятие составлено в форме презентации. Данная структура занятия может быть использована на занятиях по экологии, природопользованию, а также спец.дисциплинах, связанных с экологическим контролем на производственных объектах. Применение данной разработки возможно при организации дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bio.ochistka_stoch.vod_1.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая работа Тема: Биологические методы очистки воды.

Слайд 2

Цель работы: ознакомиться с биологическими методами очистки сточных вод, уметь выбирать методы для очистки воды Задачи: 1. Рассмотреть устройство оборудования для очистки воды. 2. Ознакомиться с принципами работы оборудования.

Слайд 3

Организационный момент: Рассмотрите внимательно материалы презентации Изучите устройство и принцип работы оборудования. Сделайте чертёж устройства биологического фильтра для улавливания растворимых органических примесей из сточных вод и аэротенки-вытеснителя . Выполните письменно задания для самоконтроля Подготовьте домашнее задание. Работы пришлите в соц.сети Контакт. Желаю успехов!

Слайд 4

Ход работы Биологическая очистка сточных вод применяется для выделения из них тонкодисперсных и растворимых органических веществ и основана на способности микроорганизмов использовать, для питания, содержащиеся в сточных водах органические вещества. Процесс реализуется в две стадии: адсорбция из сточных вод примесей микроорганизмами и разрушение адсорбированных веществ внутри клеток микроорганизмов.

Слайд 6

МЕТОДЫ ПРИРОДНОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЧИСТКИ

Слайд 7

Схема полей

Слайд 9

МЕТОДЫ ИСКУССТВЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЧИСТКИ

Слайд 11

Виды аэротенков Существуют различные модели аэротенков , которые отличаются спецификой технологических схем очищения. В качестве критериев могут быть выбраны: гидродинамический режим; режим ввода стоков; число ступеней очистки агрегата; объем нагрузки на активный ил; технология регенерирования ила. Например, по гидродинамическому режиму аэротенки могут быть: смесителями (ввод и вывод стоков осуществляется одновременно), вытеснителями (наличие входа и выхода сточных вод), работать по технологиям рассредоточенного вливания воды и неравномерного рассредоточения стоков. Также существуют аэротенки высокой и низкой нагрузки, одно- и многоступенчатые и прочие. Одними из самых эффективных устройств являются агрегаты со специальными регенераторами. В основу их работы положен принцип поэтапной биохимической очистки сточных вод, когда адсорбция различных органических элементов идет быстрее, чем процесс их окисления. Исходя из того этапы адсорбции и минерализации идут в одном отсеке, а завершение стадии очистки и обратное возвращение ила в состояние начальной активности – в другом.

Слайд 14

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР Биологический фильтр (биофильтр ) — сооружение, в котором сточная вода фильтруется через загрузочный материал, покрытый биологической пленкой ( биопленкой ), образованной колониями микроорганизмов (схема). Биофильтр состоит из следующих частей : - фильтрующей загрузки, помещенной в резервуаре круглой или прямоугольной формы в плане; - водораспределительного устройства, обеспечивающего равномерное орошение сточной водой поверхности загрузки биофильтра; - дренажного устройства для удаления профильтрованной воды; - воздухораспределительного устройства, с помощью которого поступает необходимый для окислительного процесса воздух. Схема биологического фильтра: 1 — подача сточных вод; 2— водораспределительное устройство; 3 — фильтрующая загрузка; 4 — дренажное устройство; 5 — профильтрованная сточная вода; 6 — воздухораспределительное устройство

Слайд 15

Принцип работы биофильтра Проходя через загрузку биофильтра, загрязненная вода оставляет в ней нерастворимые примеси, не осевшие в первичных отстойниках, а также коллоидные и растворенные органические вещества, сорбируемые биологической пленкой. Густо заселяющие биопленку микроорганизмы окисляют органические вещества и отсюда получают энергию, необходимую для своей жизнедеятельности. Часть органических веществ микроорганизмы используют как материал для увеличения своей массы. Таким образом, из сточной воды удаляются органические вещества и, в то же время, увеличивается масса активной биологической пленки в теле биофильтра. Отработавшая и омертвевшая пленка смывается протекающей сточной водой и выносится из тела биофильтра. Необходимый для биохимического процесса кислород поступает в толщу загрузки путем естественной и искусственной вентиляции фильтра (схема). Схема обмена веществ в элементарном слое биофильтра: 1— анаэробный слой биопленки ; 2 — аэробный слой биопленки ; 3 — слой сточной воды

Слайд 16

Процессы окисления в биофильтре аналогичны процессам, происходящим в других сооружениях биологической очистки, и в первую очередь на полях орошения и полях фильтрации. Однако в биофильтре эти процессы протекают значительно интенсивнее.

Слайд 17

Окситенки

Слайд 18

Устройство окситенка Конструктивная схема окситенка представлена на рисунке . Он представляет собой резервуар, круглой в плане формы с цилиндрической перегородкой, которая отделяет зону аэрации от зоны илоотделения . Основным отличием окситенка от аэротенка , работающего на атмосферном воздухе, является повышенная концентрация ила. Это связано с увеличенным массообменом кислорода между газовой и жидкой фазами.

Слайд 19

Принцип работы окситенка Сточная вода поступает в зону аэрации по трубе, где турбоаэратором аэрируется и интенсивно перемешивается с активным илом. Из зоны аэрации через окна и зону дегазации иловая смесь поступает в илоотделитель . Благодаря направляющим щиткам жидкость в илоотделителе медленно движется по окружности, вследствие чего значительно интенсифицируется процесс отделения и уплотнения ила. Очищенная вода проходит сквозь слой взвешенного активного ила, доочищается от взвешенных и растворенных органических веществ, поступает в сборный лоток и отводится по трубе. Возвратный активный ил спирально опускается вниз и через окна и направляется в зону аэрации. Преимуществом аэробной очистки является высокая скорость и использование веществ в низких концентрациях. Существенными недостатками, особенно при обработке концентрированных сточных вод, являются высокие энергозатраты на аэрацию и проблемы, связанные с обработкой и утилизацией больших количеств избыточного ила. Аэробный процесс используется при очистке бытовых, некоторых промышленных и свиноводческих сточных вод с химическим потреблением кислорода не выше 2000. Исключить указанные недостатки аэробных технологий может предварительная анаэробная обработка концентрированных сточных вод методом метанового сбраживания, которая не требует затрат энергии на аэрацию и более того сопряжена с образованием ценного энергоносителя - метана.

Слайд 20

Вопросы для самоконтроля Для чего поводится биологическая очистка сточных вод? Как реализуется процесс биологической очистки? Что лежит в основе орошения полей? Что лежит в основе биологического пруда? Каков принцип работы биологического фильтра? Что лежит в основе работы аэротенок и окситенок ? Чем отличается работа аэротенок и окситенок друг от друга?

Слайд 21

Домашнее задание Выучите название оборудования и его принцип работы. Подготовьтесь к устному опросу на занятии в очном формате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Методическая разработка занятия "Опыт разработки открытого урока на примере спецдисциплины"

Данная методическая разработка урока по дисциплине "Основы материаловедения"Общепрофессиональный цикл подготовки по профессии программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)...

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт

Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок».  Учебное занятие предполагает дальнейш...