Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики
статья

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Преподаватель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

       Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет преподавателя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить студентам самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно студенты являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

             

Реализация

системно-деятельностного подхода

в преподавании физики

Автор: Хусаинова Альбина Раильевна,

преподаватель физики

Перед современным преподавателем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении студентов. Так как особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

       Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Преподаватель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

       Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет преподавателя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить студентам самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно студенты являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Современные психолого-педагогические исследования показали, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие.

При деятельностном подходе в обучении физике используются те же дидактические средства, что и при любых других подходах: экспериментальные установки, физические задачи, компьютерные программы и т.д.
Реализацию системно-деятельностного подхода в преподавании физики осуществляю через  решение следующих основных задач:

 -освоение структуры деятельности с позиции системно-деятельностного подхода;
           -дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения;

-разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих системно - деятельностный подход в обучении;
           -создание простой и объективной системы мониторинга, рефлексия учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих студентов по созданию и (или) применению отдельных элементов или системы физических знаний.

     Преимущество данного метода в том, что студент вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выбирая тему работы, участвует в совместном труде в процессе общения, тем самым повышая мотивацию к изучению физики. У студента  формируются исследовательские навыки и навыки работы с информацией.

      Особенности предмета физика позволяют широко применять в учебном процессе такие методы обучения как исследовательский и проектный.

      В моей практической деятельности этот метод часто используется: при выступлениях студентов на научно-практических конференциях, при подготовке докладов, а затем выступлениях на уроках, самостоятельных индивидуальных и групповых работах студентов на уроках и во внеурочное время.

Другой образовательной технологией, играющей важную роль в системно-деятельностном подходе при изучении физики, является технология интегрированного обучения. Она особенно важна в виду того, что современному человеку необходим синтез знаний математики, биологии, экологии и т. д. Поэтому на уроке показываю, например роль математических знаний,  для решения задач и проблем физики, биологических явлений протекающих по законам физики, экологических последствий в результате влияния физических явлений (технологий).

              Из множества приемов и методов в моей работе например применяются такие приемы целепологания:

1. «Привлекательная цель» Ставлю перед студентом простую, понятную и привлекательную цель, при достижении которой он волей-неволей выполняет  то учебное действие, которое планирует преподаватель. Пример. Цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед студентами же я ставлю иную цель – научиться пользоваться оптическими приборами, понимать принцип их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик. Всегда ли нужно находить привлекательную цель урока и объявлять ее? Конечно, нет. Это только один из возможных приемов входа в урок.

2. «Отсроченная отгадка» В начале урока задаю  загадку (излагаю удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Так же применяю активные методы обучения которые развивают у студентов личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.

Например

3. «Лови ошибку»  Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала студенты предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить студентов мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется.

4. «Использование периодической печати на уроках» В этом случае я использую следующую серию заданий.

 Задание 1. Из доступных вам источников в течение  недели, месяца подберите информацию об использовании… (например, лазеров в современной жизни). На основе подобранного материала составьте структурную схему, например «Применение лазеров».

        Найти задания и систематизировать информацию можно давая студентам при изучении явления фотоэффекта, радиоактивных изотопов, ядерной энергии.

5. «Приемы групповой учебной деятельности»  Организация работы в группах.   Группы получают разные задания. Например, каждая группа определяет плотность какого-либо минерала, после чего результаты сводятся на доске в единую таблицу.

 В моей практике не так давно был проведен открытый урок по теме «Источники звука. Звуковые волны»  в рамках недели естественных наук.

На этапе закрепления была проведена  работа в группах.

Где студенты  исследовали звучание тех предметов, которые были  им  предоставлены.

1-й группе давались  расчески с различной длиной зубьев. Студенты должны были объяснить, почему расчески звучат по-разному, если ими проводить по куску плотной бумаги. От чего это зависит.(Чем меньше зубья расчески, тем больше частота и, соответственно, выше звук.)

2-й группе давались подвешенные  ложки разной величины. Стукнув по ним, можно услышать разное звучание. От чего это зависит? (Звучание ложек зависит от частоты колебаний. Чем больше величина ложки, тем меньше ее частота и, следовательно, ниже звук.)

3-й группе давались бокалы  разной величины нужно было исследовать  их звучание. Одни с водой, другие без воды. Отчего зависит издаваемый ими звук. (Звук поющего бокала зависит от частоты колебаний, на которую влияют глубина бокала и даже небольшая разница в толщине стенок. Наливая воду, мы меняем глубину бокала, соответственно, и частоту тоже. Поэтому звук получается разный.)

Так же в рамках недели естественных наук  проводилась конференция «Космические исследования человечеству» посвященная дню космонавтики. 

Где так же применялась работа в группах. Одна часть студентов в  течение двух недель собирала материал,  ставили цель и задачи, оформляли презентации, учились  выбирать главное, т. к. время выступления ограничено.

Другая часть студентов непосредственно на конференции была разбита на группы где они должны были не просто слушать своих одногруппников  а работать: отвечать на вопросы, заполнять таблицу.

Так же применяю на своих уроках метод

6. «Выход за пределы» а) выход за пределы учебника. б) выход за рамки своего учебного предмета. Часто на своих уроках цитирую стихи и меткие высказывания великих людей. Связать гуманитарный цикл с естественнонаучным «помогают» мне  Данте, Ломоносов, Гете, Брюсов, Омар Хайям… На таком уроке углубляются знания студентов об испарении и конденсации, дается понятие насыщенного и ненасыщенного пара и зависимости давления насыщенного пара от температуры. Студенты расширяют свои представления о природе, они получают знания о физических явлениях, у них воспитывается чувство прекрасного путем использования межпредметных связей, поддерживается интерес к предмету.

Д/з: Найти народные приметы, поговорки, связанные с влажностью воздуха и объяснить их с точки зрения физики.


Системно-деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности т.е. рефлексии. Рефлексия является одним из основных этапов системно – деятельностного подхода.

На этом этапе я применяю следующие задания например

7.  «Контрольная работа» Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Я задаю д/з массивом. Задания таких контрольных работ и формирую из этого массива. Иногда включаю и когда-то разобранные в классе задачи. Чем больше задач студент решил, чем внимательнее был при этом, тем  больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро с ней справиться. Я думаю что это хороший стимул!

Так же провожу

8. Опрос-итог. В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии. Такие, как: «Что на уроке было главным?»; «Что было интересным?»; «Что новое вы сегодня узнали и чему научились?». Высказываю при этом и собственное мнение.

     Физика – наука экспериментальная. Каждый урок физики сопровождается проведением опыта, с последующим обсуждением увиденного и выводом.  Во время проведения лабораторной работы студенты работают в паре. В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать вывод о проделанной работе. Для более сильных студентов у меня есть всегда дополнительные творческие задания.  Работа в паре и  в группах позволяет развивать  коммуникативные качества личности.

    Создание электронных презентаций формирует умение использовать информационные технологии в процессе обучения. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни, а  значит более интересной и понятной для детей.

Внедрение технологий деятельностного подхода длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие  каждого студента.