Реализация системно - деятельностного подхода в обучении литературе. "А.А. Ахматова. Судьба и творчество". Из практического опыта работы преподавателя.
статья на тему

Данная статья показывает как на практике преподаватель-словесник применяет системно-деятельностный подход в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»

Помочтова Елена Николаевна

преподаватель русского языка и литературы

Реализация системно – деятельностного подхода в обучении литературе.

«А.А. Ахматова. Судьба и творчество».

Из практического опыта работы преподавателя.

Повышение эффективности обучения – главная задача в работе каждого преподавателя. Этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс. Вся современная практическая ситуация требует от молодых людей навыков и умений, начиная от способности с первых дней эффективно учиться выбранной профессии и заканчивая выстраиванием позитивных отношений с другими людьми, осознанием своих потребностей и реальных жизненных целей. Наряду с обширными знаниями от профессионального образования сейчас в такой же степени требуется обучение тому, как и где применить эти знания, как находить необходимую для разных сфер деятельности информацию и как ее «понимать», то есть интерпретировать.                                                        

Именно поэтому новые образовательные стандарты опираются на понятие системно-деятельностного подхода. Самой важной задачей системно-деятельностного подхода является создание условий, при которых обучающиеся будут использовать содержание и результаты обучения как в решении значимых жизненных задач, так и в повседневной жизни. Новые цели в системе образования неизбежно изменяют всю методическую составляющую подготовки и деятельности преподавателя. Одно из этих изменений – системно-деятельностный подход – переход от объяснительного способа обучения к деятельностному, где обучающийся становится активной частью, субъектом учебной деятельности.

              Реализация системно-деятельностного подхода в обучении опирается на информационно-коммуникативные технологии. Информационные технологии следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса и одно из основных требований к профессиональной деятельности преподавателя – информационной компетентности. Применение компьютера интенсифицирует учебный процесс, делает более продуктивной работу преподавателя, приучает обучающихся к последовательной и планомерной работе в изучении русского языка и литературы, повышает познавательную активность и мотивацию.

               Помимо ИКТ для достижения деятельностного подхода в своей работе я опираюсь на технологию РКМЧП. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

              Осуществляя состемно-деятельностный подход в обучении, опираясь при этом на технологии ИКТ, РКМЧП, я разработала и внедрила в практику своей работы ряд занятий. Предлагаю вниманию одно из таких занятий.

Цель образования: дать представление о личности поэтессы, о поэтическом мире А. Ахматовой, о мотивах и настроениях лирики, познакомить с этапами биографии и творческого пути.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение студентов анализировать поэтический текст на примере стихотворений Ахматовой, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического текста.

Развивающие: развивать устную речь студентов, навыки составления конспекта лекции преподавателя.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому поэтическому слову, речевую культуру студентов.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, программное обеспечение «MS Power Point», презентации «Сведения из биографии. Анна Андреевна Горенко – Гумилева – Ахматова», «Портреты Анны Ахматовой», сборники стихотворений А. Ахматовой, компакт диск с записями стихотворений в авторском исполнении; романс «Сероглазый король» в исполнении А. Вертинского; документальный фильм «Поэт и время», компакт диск с записями музыки (Шуберт, Шопен, Бетховен), раздаточный материал – подборка стихотворений А. Ахматовой, словарики литературоведческих терминов, памятка «план анализа стихотворения», тест (2 варианта).

Методические приемы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста, применение знаний по теории литературы, постановка вопросов по теме.

Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий.

Технологии: РКМЧП, личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении.

Межпредметные связи: живопись, музыка, история.

Дома (опережающее задание) студентам было предложено познакомиться со стихами Ахматовой, выучить наизусть понравившееся; провести исследовательские работы на темы «Сведения из биографии А. Ахматовой», «Портреты А. Ахматовой».

Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Анна Ахматова

Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые.

Федор Тютчев

Ход занятия

I. Оргмомент. Подготовка студентов к занятию – создание благоприятного психологического климата на занятии, рабочей настроенности.

II. Cообщение темы занятия. Запись даты и темы в тетрадь.

III. Актуализация знаний. Вступительное слово преподавателя.

     С творчеством Анны Андреевны Ахматовой мы знакомимся еще в младших классах. И знакомство это начинается с чудесного стихотворения «Перед весной бывают дни такие…». (Чтение стихотворения преподавателем.)

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Лето 1915, Слепнево

– О чем это стихотворение?

    Два предложения. Обычные, обыденные слова. Но из этих обыденных слов рождается что-то неуловимо необыкновенное. В этом и заключается особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах, переживаниях прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть ассоциации.

– Вспомним, что такое ассоциация?

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое. (Записать определение в тетрадь.)

– А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя – Анна Ахматова?

(Студенты предлагают свои варианты, а преподаватель записывает их на доске. Обычно это – красивые стихи, поэтесса, Серебряный век, женщина, акмеизм, Петербург, Царское Село, Николай Гумилев, «Реквием», «Мужество».)

– Найдем в этом перечне ключевые слова. (Стихи, поэтесса, женщина.)

– Значит, мы можем сказать, что Анна Ахматова – это женщина, которая писала стихи, потому что была поэтессой.

IV. Формулировка цели занятия.

– А теперь попробуем сформулировать цель нашего занятия.

(Студентам предлагается самим сформулировать цель занятия. Преподаватель может помочь студентам сформулировать цель занятия или скорректировать предложенную студентами.)

– Запишем в тетрадь цель занятия: познакомиться с этапами биографии и творчества А. Ахматовой, с ее поэтическим миром.

V. Изучение нового материала.

  1. Сведения из биографии А. Ахматовой.

– Обратимся к эпиграфу.

Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Анна Ахматова

– Что вы можете сказать об этих строчках?

– Какое здесь слово привлекает наше внимание?

(Перчатка. Деталь, которая помогает понять, что происходит в душе женщины.)

– Эти строки из стихотворения «Песня последней встречи» стали визитной карточкой Ахматовой, характеризующей особенности её творческой манеры. Деталь. Жест. И в этом жесте — волнение, растерянность лирической героини, которые больше ни в чём не проявляются.

Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые.

Федор Тютчев

– Как вы понимаете слова Тютчева?

(Ахматова стала свидетелем самых трагических событий в мировой истории XX века и самых страшных событий в истории России – «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».)

Биография Ахматовой-поэта стала неотъемлемой частью биографии страны, судьбы всего народа.

Отчет по исследовательской работе студентов на тему «Сведения из биографии. Анна Андреевна  Горенко – Гумилева – Ахматова». Сообщения студентов. Сообщение сопровождается подготовленной студентами презентацией.

Приложение № 1

  1. Портреты Ахматовой.

О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.

Анна Ахматова. «Портреты».

      Путь Ахматовой к славе не был долгим и тернистым. Уже первый ее сборник стихов «Вечер», увидевший свет в 1912 г., не остался без внимания критиков и свидетельствовал о том, что в русской поэзии появилось новое имя. Ею восхищались, ей подражали, сочиняли посвящения, художники искали возможности нарисовать ее портрет... Существует множество художественных изображений Ахматовой. Образы замечательной поэтессы проходят перед нами в многочисленных портретах, написанных с натуры, а потому особенно интересных.

Отчет по исследовательской работе студентов на тему «Портреты Анны Ахматовой». Сообщение сопровождается подготовленной студентами презентацией.

Приложение № 2

       Мы с вами увидели лишь некоторые портреты Ахматовой, но и это позволяет составить представление о том, какой была поэтесса. Художники ведь не только изображали на своих полотнах внешность Ахматовой, но и старались передать внутренний мир поэтессы.

Письменная работа студентов с последующей проверкой.

     Расскажите о портрете Ахматовой, наиболее вам понравившемся, затронувшем вас.

  1. Художественный мир поэта. Знакомство с лирикой А. Ахматовой.

Лекция преподавателя.

(Прием РКМЧП «Лекция с остановками»)

     Стихи Анны Ахматовой – это жизнь, изложенная в стихах, это судьба женщины, семьи, страны…
     В начале своего творческого пути Ахматова принадлежала к такому поэтическому течению, как акмеизм.

Вспомним, что такое акмеизм?

      Ахматова впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины. Ее лирическая героиня – не окружена бытом и сиюминутными тревогами, а вечная женщина, она – проявление вечной женской доли и женского голоса.

Вспомним, что такое лирическая героиня?

      Лирическая героиня Ахматовой не совпадает с личностью автора, она – лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, женской судьбы. Поэтесса не ограничилась воплощением одной грани лирической героини – сферой ее любви. Она затронула все грани женской доли: сестры, жены, матери. В зрелом творчестве Ахматовой лирическая героиня предстает в необычном для женской поэзии ракурсе поэта и гражданина.

      Для Ахматовой-художника характерен прием глубочайшего психологизма, который достигается с помощью обыденных, но очень емких и лаконичных говорящих бытовых деталей. Это могут быть детали одежды, мебели, времена года, явления природы, запахи и звуки окружающего мира.

Вспомним, что такое художественная деталь?

  Для лирики Ахматовой характерна сюжетность, близость к новелле. Еще Мандельштам отмечал, что свою поэтическую форму она развивала с оглядкой на русскую психологическую прозу.

Вспомним, что такое сюжет, новелла?

    В лирику Ахматовой входит драматургическое начало, придавая ей особую напряжённость и выразительность звучания, приближая её к живой жизни. Судьбы лирических героев решаются в ходе движения сюжета, ощущается внутренний ритм. Драматизм содержания влечёт за собой и драматическую форму: в стихотворениях встречаются диалог, внутренний монолог, что придаёт зримость совершающейся на наших глазах драме.

Вспомним, что такое драма, диалог, монолог?

    Финал лирического сюжета напоминает последний акт трагедии по напряжённости действия. Но при этом изобразительные средства, используемые в стихотворениях, отличаются известной скупостью, глубина переживаний героев и сложность их отношений вложены поэтессой в жест, деталь и действие.

Прослушивание стихотворений А. Ахматовой в авторском исполнении.

Какое впечатление произвело на вас чтение Анной Ахматовой своих стихотворений?

Анализ поэтического текста на примере стихотворений А. Ахматовой.

А теперь перейдем к анализу поэтических текстов Анны Ахматовой. План анализа перед вами.

Приложение № 3

Коллективный анализ стихотворений:

  1. Анализ стихотворения из сборника «Вечер» «Песня последней встречи».

Студент читает стихотворение наизусть – реализация домашнего задания.

  1. Анализ стихотворения из сборника «Четки» – «Я научилась просто, мудро жить».

Студент читает стихотворение наизусть – реализация домашнего задания.

  1. Анализ стихотворения из сборника «Белая стая» – «Думали: нищие мы, нету у нас ничего».

Студент читает стихотворение наизусть – реализация домашнего задания.

  1. Анализ стихотворения из сборника «Anno Domini» – «Не с теми я, кто бросил землю».

Студент читает стихотворение наизусть – реализация домашнего задания.

  1. Анализ стихотворения из сборника «Бег времени» – «Кого когда-то называли люди…».

Студент читает стихотворение наизусть – реализация домашнего задания.

VI. Самостоятельная работа студентов с последующей проверкой.

(Во время самостоятельной работы студентов звучит музыка, которую любила А. Ахматова: Бетховен, Шуберт, Шопен.)

Анализ стихотворения А. Ахматовой (на выбор студента):

«Сжала руки под темной вуалью» (1911), «Сероглазый король» (1910), «Мне голос был, он звал утешно…» (1917), «Мужество» (1942), «Вечером» (1913), «Муза» (1924), «Мне ни к чему одические рати…» (1940).

(Во время проверки работ целесообразно предварять варианты анализа стихотворений студентами чтением стихотворений А. Ахматовой профессиональными чтецами (актерами). В качестве варианта можно предложить романс на стихи Ахматовой «Сероглазый король» в исполнении А. Вертинского.

Желательно заслушать как можно больше работ, сравнить повторяющиеся варианты анализа стихотворений.)

VII. Контроль знаний студентов – тестирование.

Промежуточный контроль знаний (по материалам занятия.)

Приложение № 4

VIII. Закрепление материала.

Просмотр документального фильма «Поэт и время».

Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы познакомились с некоторыми фактами биографии А. Ахматовой, с ее поэтическим миром. Сейчас посмотрим фильм «Поэт и время», а по его окончании вам предстоит написать эссе на тему «Мои мысли о судьбе Ахматовой», где вы порассуждаете о том, что вас затронуло, поразило, заинтересовало в жизни великой русской поэтессы А. Ахматовой.

VIII. Рефлексия.

  1. Написание 5-тиминутного эссе на тему «Мои мысли о судьбе Ахматовой».
  2. Заслушать работы студентов.

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

О чем мы сегодня говорили?

Какие цели мы ставили в начале занятия?

Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

Как вы оцениваете свою работу? Попробуйте оценить работу своих товарищей.

X. Домашнее задание:

Прочитать поэму А. Ахматовой «Реквием».

Дифференцированное задание:

а. выучить наизусть понравившийся отрывок из поэмы «Реквием».

б. выучить наизусть понравившийся отрывок из поэмы «Реквием»; проанализировать, обозначив значимость отрывка для раскрытия идейного замысла всей поэмы.

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение на тему «В чем видит Ахматова предназначение поэта, почему ее можно назвать «голосом своего поколения».

Приложение № 3

План анализа стихотворения

  1. Определите тему стихотворения.
  2. Какова основная мысль (идея) стихотворения? (Что хотел сказать автор?)
  3. Вид лирики (пейзажная, патриотическая, социально-политическая, историческая, философская, интимная).
  4. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  5. Время действия. Как оно представлено?
  6. Место действия. Как оно представлено?
  7. Герои. Как они представлены?
  8. Мысли, чувства, вызванные всем строем произведения, особенности его цветовой гаммы, мелодики, ритма.
  9. Художественные детали.
  10.  Роль и место монолога (диалога).
  11.  Назовите художественные средства, используемые поэтом.
  12.  Собственная оценка произведения.

Приложение № 4

Тест по лирике А. Ахматовой

Вариант I

  1. Назовите настоящую фамилию и место рождения А.А. Ахматовой.
  2. К какому поэтическому направлению начала XX века относится творчество А. Ахматовой?

а. футуризм

б. символизм

в. акмеизм

г. Модернизм

  1. Покажите свое понимание значения детали в лирике А. Ахматовой на примере анализа следующих строк:

В этом сером, будничном платье

На стоптанных каблуках…

  1. Какие композиционные особенности стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их «новеллами» или «маленькими повестями»?
  2. Объясните значение термина «полифонизм» применительно к поэзии А. Ахматовой. В каком произведении А. Ахматовой полифонизм становится основным структурным элементом?

Вариант II

  1. Как называется первый сборник стихотворений А. Ахматовой, и в каком году он вышел?

а. «Романтические цветы»                       а. 1911

б. «Вечер»                                                  б. 1912

в. «Четки»                                                  в. 1914

  1. Как вы понимаете определение «женственность» относительно поэзии А. Ахматовой?
  2. Приведите несколько примеров передачи душевных состояний через предмет материального мира или психологический жест в лирике А. Ахматовой.
  3. В чем сходство и различия лирических героинь А. Ахматовой? Можно ли утверждать, что в лирике А. Ахматовой присутствует один женский образ самой поэтессы?
  4. Можно ли согласиться с утверждением о том, что лирика А. Ахматовой может заменить чтение романа? Что сближает лирику А. Ахматовой с романной формой?  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

системно-деятельностный подход при обучении математике

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта позволяет по новому посмотреть на образовательный процесс...

Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»

Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...

Обобщение опыта на тему "Системно – деятельностный подход при обучении информатике и спецдисциплин как способ формирования общих и профессиональных компетенций студентов" преподавателя Кропачевой Т.Е.

Представленный опыт работы преподавателя информатики и спецдисциплин ГБПОУ МПТ первой квалификационной категории Кропачевой Татьяны Евгеньевны, призера I областного конкурса «Преподаватель года - 2016...

Статья на тему: "Методические приемы реализации системно-деятельностного подхода в п процессе обучения математике младших школьников"

Данная статья может использоваться, как студентами данной специальности, так и учителями...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельно...