Методическая разработка внеурочного мероприятия Олимпиада по химии
методическая разработка

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по теме: «Д.И. Менделеев - патриот, учёный, педагог», посвящена 190-летию со дня рождения Д.И. Менделеева и Дню Российской науки, и составлена в соответствии с ФГОС по специальностям 31.02.03 Лабораторная диагностика, 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело.

Внеаудиторное мероприятие входит в план работы Орехово-Зуевского филиала и индивидуально-творческий план работы преподавателя по развитию обучающихся и охватывает изучаемый по дисциплине материал раздела «Общая и неорганическая химия» по теме: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Предназначено для студентов 1 и 2 курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx72.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОЛИМПИАДЫ ПО ТЕМЕ:

«Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ - ПАТРИОТ, УЧЁНЫЙ, ПЕДАГОГ»

по дисциплине ОУД.11 Химия

для специальностей

31.02.03 Лабораторная диагностика, 33.02.01 Фармация,

34.02.01 Сестринское дело

Орехово-Зуево – 2024

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК ________

«___» ____________ 2024 г.

Председатель ЦМК

_________ Е.П. Мельникова

                   СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

  по методической работе

_____________ Е.П. Мельникова

Разработчики:

  1. Бородина Т.И., преподаватель высшей квалификационной категории Орехово-Зуевского филиала
  2. Акулова Л.Н., преподаватель химии Орехово-Зуевского филиала

Методическая разработка предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин с целью подготовки и проведения внеаудиторного мероприятия с обучающимися по дисциплине ОУД.11 Химия.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 4

ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ ......................................................................... 6

ПРОФЕССИОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ .................................................. 9

КАРТА ОСНАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ............................................................... 12

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ ........................................... 14

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ .................................... 15

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ................................. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .......................................................................................... 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .......................................................................................... 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 .......................................................................................... 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 .......................................................................................... 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 .......................................................................................…33

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 .......................................................................................... 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 .......................................................................................... 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 .......................................................................................... 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 .......................................................................................... 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 ........................................................................................ 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 ........................................................................................ 50


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по теме: «Д.И. Менделеев - патриот, учёный, педагог», посвящена 190-летию со дня рождения Д.И. Менделеева и Дню Российской науки, и составлена в соответствии с ФГОС по специальностям 31.02.03 Лабораторная диагностика, 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело.

Внеаудиторное мероприятие входит в план работы Орехово-Зуевского филиала и индивидуально-творческий план работы преподавателя по развитию обучающихся и охватывает изучаемый по дисциплине материал раздела «Общая и неорганическая химия» по теме: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Предназначено для студентов 1 и 2 курсов.

Для развития познавательной активности и интереса к изучению химии, гармоничной и всесторонне развитой личности студентов колледжа используются разные педагогические технологии, методы и средства. Одним из них является проведение внеаудиторного занятия по дисциплине – олимпиады по химии. Олимпиада — это не только проверка образовательных достижений студентов, но и поисковое интеллектуальное соревнование в творческом применении знаний, умений и навыков по решению стандартных и нестандартных заданий. Студенческая олимпиада — это возможность приобрести опыт работы в группе (команде) с людьми, которая подразумевает атмосферу дружбы, солидарности и честной игры среди студентов. Кроме того, у студентов, участвующих в олимпиаде по химии, появляется возможность познакомиться с учёным из ряда научных отраслей, привлечёнными организаторами к проведению этого интеллектуального соревнования.

Предметная олимпиада создаёт условия для личностного профессионального роста преподавателей, которые участвуют в её подготовке и проведении.

Новизна и актуальность данной методической разработки заключается в том, что воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся происходит через знакомство и изучение жизнедеятельности выдающегося русского ученого Д.И. Менделеева, который был истинным патриотом и гражданином России, неутомимым защитником Отечества. Представление материалов и конкурсных заданий олимпиады происходит с применением инновационных педагогических технологий и методов: активного обучения, информационно-коммуникативных, проблемно-поисковых, кейс-метода, составление синквейна и др.

Внутриколледжная олимпиада, проводимая в форме групповой работы, позволяет студентам детально изучить жизнь и деятельность учёного с мировым именем, узнать новые грани таланта человека, исключительной честности, трудолюбия, познакомиться с его хобби, что, несомненно расширяет кругозор обучающихся и развивает познавательный интерес к изучению химии.

Специфика командной работы вырабатывает навыки у студентов к коллективному творчеству, работе каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами группы, позволяет выявить и развивать коммуникативные и лидерские качества студентов.

Применение игровой технологии в данном внеаудиторном мероприятии привлекает внимание обучающихся к дисциплине «Химия», и поэтому в своей методической разработке используем материалы, основанные на межпредметных связях.

Использование информационно-коммуникативной технологии, как методическое сопровождение, позволяет создать необходимую атмосферу, нацеливает на процесс познания и облегчает восприятие объёмного мероприятия. Слайды презентации несут смысловую нагрузку и отражают роль и значимость учёного для российской науки, и становятся яркой иллюстрацией внеаудиторного мероприятия.

Конкурсные задания олимпиады данной методической разработки отражает многогранность яркой, талантливой личности Д.И. Менделеева, его научную деятельность, воспитание чувств гордости за великого соотечественника.


ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ

Цели внеаудиторного мероприятия:

методическая   цель:

  • апробация элементов игровой, информационно-коммуникативной технологии, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) для проведения внеаудиторного мероприятия, посвящённого 190 -летию Д.И. Менделеева и Дню Российской науки;

дидактическая цель:

  • организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы "Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева";
  • способствовать развитию общих, компетенций в соответствии с ФГОС и личностных результатов в соответствии с программой воспитания по специальностям подготовки студентов;

развивающая цель:

  • развитие познавательного интереса и творческой активности студентов;
  • содействие развитию умений обучающихся анализировать, аргументировать собственное мнение, вести дискуссию, работать в группе (команде);
  • обеспечение условий для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно- популярной информации, выделение главного и характерного в актуальных и востребованных идеях учёного в современном обществе;

воспитательная цель:

  • воспитание патриотических чувств и гражданской гордости за своего соотечественника выдающейся личности Д.И. Менделеева как патриота, гениального русского учёного, общественного деятеля, педагога;
  • обеспечение условий по формированию активной жизненной позиции на внеаудиторном мероприятии;
  • обеспечение условий для воспитания чувства коллективизма, сплочённости в малых группах (командах);

Задачи внеаудиторного мероприятия:

учебно-практические:

  • закрепить знания по теме;
  • сформировать новые умения;

учебно-познавательные:

  • способствовать развитию познавательного интереса к химии;
  • способствовать развитию творческой активности;

учебно-воспитательные:

  • содействовать воспитанию чувства ответственности, работая в коллективе и команде.

Вид занятия: внеаудиторное.

Тип занятия: занятие обобщения и систематизации знаний.

Методы организации внеаудиторной деятельности:

  • словесный;
  • наглядный;
  • проблемно-поисковый;
  • практический.

Приёмы организации внеаудиторной деятельности:

  • составление фразы с использованием Периодической системы химических элементов;
  • составление синквейнов по теме олимпиады;
  • дидактическая игра;
  • демонстрация занимательного опыта.

Используемые педагогические технологии: игровая, ИКТ-технология, кейс-метод, личностно-ориентированная технология.

Время: 90 минут.

Группа, курс: 1 курс, группы: 11 СД, 12 СД, 13 СД, 11 Лаб, 11 Фарм.

                         2 курс, группы: 21 Лаб, 21 Фарм.  

Место проведения: аудитория № 107.

Требования к уровню подготовки студентов: повторение и обобщение знаний биографии и величайших трудов русского учёного Д.И. Менделеева, периодической системы химических элементов.

Прогнозируемый результат.

  1. Формирование мотивации у студентов к изучению жизненного пути, достижений Д.И. Менделеева, имя которого является образцом служения народу, символом патриотизма.
  2. Участие в дискуссиях, формирование собственных позиций.


ПРОФЕССИОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

Обучающиеся должны знать:

  • биографию Д.И. Менделеева, основные естественнонаучные открытия учёного;
  • важнейшие химические понятия (химический элемент, атом, молекула);
  • современную формулировку периодического закона и строение периодической системы Д.И. Менделеева в свете строения атома;
  • закономерности изменения свойств элементов и их соединений в пределах группы, периода;
  • вклад Д.И. Менделеева в развитие образования и науки России;

 Обучающиеся должны уметь:

  • формулировать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать;
  • анализировать, оценивать и обобщать сведения;
  • работать в малых группах (командах);
  • уметь выслушать оппонентов и корректно вести себя в полемике.

Формируемые компетенции (результаты):

Предметные:

  • сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира, понимании роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основопологающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией.

Метапредметные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение навыками познавательной рефлексии, как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные:

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог в командах, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества с одногрупниками, преподавателями в образовательной деятельности.

В соответствии с программой воспитания колледжа в ходе изучения данной темы у обучающихся должны развиваться следующими личностными результатами: реализации программы воспитания.

Личностные результаты

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости

ЛР 2

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 5

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского

государства.

ЛР 8

Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся условиях.

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности

ЛР 10

Умеющий реализовать лидерские качества при выполнении профессиональных задач

ЛР 16

Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности

ЛР 20

Формируемые компетенции

ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учётом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения


БАЗОВЫЕ ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ

Код

Дисциплина/

Профессиональный модуль

Раздел/Тема

ОУД.10

Физика

Раздел 2 Основы молекулярной физики и термодинамики

Тема2.1 Идеальный газ. Основное уравнение МКТ газов

Тема 2.2 Температура и её измерение. Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа

ОУД.11

Химия

  1. Раздел 1. Органическая химия

Тема 1.5 Ароматические углеводороды

Раздел.2. Общая и неорганическая химия

Тема2.1 Химия - наука о веществах. Строение атома.

Тема 2.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

ОУД.13

Биология

  1. Раздел 5. Основы генетики и селекции.

Тема 5.10 Основные методы селекции. Понятие селекция, сорт, порода, штамм. Задачи селекции. Клеточная инженерия. Генная инженерия.


КАРТА ОСНАЩЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

  1. Техническое оснащение:

– ноутбук;

– мультимедийный проектор;

– экран;

– телевизор;

– презентация Power Point.

  1. Учебно-методическая документация:

– рабочая программа дисциплины "Химия";

– календарно-тематический план дисциплины "Химия";

– методическая разработка проведения внеаудиторного занятия олимпиады по химии.

  1. Оборудование:

– песочные часы;

– Периодическая система Д.И. Менделеева;

– плакаты, бейджики, эмблемы;

– ручки и блокноты;

– оценочные листы для жюри;

– правила работы в группах;

– правила написания синквейна командами по теме;

– листы самоконтроля для студентов;

– штатив с пробирками, химический стакан с дистиллированной водой, пипетки, щпатель, сахароза, перманганат калия, средство для очистки труб "Крот";

– перчатки, брезентовый фартук, очки.


МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

Этапы мероприятия

Время

Организационный момент и мотивация обучающихся:

  • проверка готовности кабинета к проведению мероприятия;
  • проверка внешнего вида обучающихся.

1 минута

Мотивация занятия:

  • сообщение цели мероприятия;
  • обоснование значения данного мероприятия;
  • ознакомление с правилами проведения олимпиады.

Приложение № 1

5 минут

Проверка выполнения домашнего задания:

  • «Визитная карточка» - представление команд, капитанов, девиза, эмблемы.

Приложение № 2

14 минут

Актуализация опорных знаний:

  • Своя Менделеевская игра – выполнение конкурсных заданий олимпиады с демонстрацией во время занимательной паузы лабораторного опыта.

Приложение № 3- № 9

60 минут

Рефлексия, подведение итогов:

  • объявление победителей

Приложение № 10 – № 11

10 минут

ИТОГО:

90 минут

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ

Этап занятия

Содержание занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Организационный момент

Создание делового настроя. Актуализация внимания и образовательной активности

Проверка состояния кабинета к занятию, проверка внешнего вида обучающихся, фиксация отсутствующих

Концентрация внимания, организационная подготовка к занятию

Мотивация занятия

Создание рабочей обстановки. Студентам объясняется сценарий олимпиады

Ознакомление с темой, целью и условиями олимпиады, представление жюри

Концентрация внимания, запись темы, плана занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Деление на команды по специальности: "Визитная карточка" команд

Представление команд

Представление капитанов, девиза, эмблемы, декларирование стихотворения о периодической системе элементов

Актуализация опорных знаний

Олимпиада в форме «Своя Менделеевская игра», в которой два тура, занимательная пауза, игра с болельщиками, капитанами демонстрация химического лабораторного опыта, финальное задание

Контроль исходящего уровня знаний

Ведут обсуждения внутри команды по теме, выслушивают ответы других участников. Проявление активности капитанов, болельщиков в ответах на вопросы, демонстрация лабораторного опыта во время занимательной паузы

Рефлексия, подведение итогов

Обобщение пройденного материала, выставление баллов

Формирование положительного настроя обучающихся, подведение итогов

Пишут синквейн, участвуют в подведении итогов

СПИСОК НФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Для обучающихся:

  1. Бабков А.В. Общая и неоганическая химия / А.В. Бабков – М: ГЭОТАР Медиа, 2020. — 384с.
  2.  Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО – М, 2019. — 383с.
  3. Кириллов В.В. Основы неорганической химии: учебник В.В. Кириллов – Санкт - Петербург: Лань, 2020. – 352с.
  4. Лупейко Т.Г. Химия: учебник для СПО / Т.Г. Лупейко, О.В. Дябло, Е.А. Решетникова. – Саратов, М: Профобразование, Ай Ти Ар Медиа, 2020 – 308с – ISBN 978-5-4488-0433-5, 978-5-4497-0395-8  – текст электронный // электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт] – URL: https://profspo.ru/books/94217
  5. Никитина Н.Г. Общая и неорганическая химия в 2ч. Часть 2. Химия элементов: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н.Г. Никитина, В.И. Гребенькова – 2-е изд, перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2020. – 322с. – (Профессиональное образование) – ISBN 978-5-534-03677-0 – Режим доступа: www.urait.ru/book/obschaya-i-neorqanicheskaya-himiya-v-2ch-chast-2-himiya-elementov-438696

Для преподавателя:

  1. Бояринцев В.И. Великий русский учёный Дмитрий  Иванович Менделеев / В.И. Бояринцев – М: Русская правда, 2014 – 446с.
  2. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М: Дрофа, 2004. – 176с.
  3. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии – М: 5 за знания, 2007 – 208с.
  4. Менделеев Д.И. К познанию России – М: Айрис – пресс, 2002  – 576с.
  5. Морозов Н.А. Д.И. Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего / Н.А. Морозов – М: книга по требованию, 2012 – 119с.


Приложение 1

ОРГАНИЗАЦИЯ, УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

Внутриколледжная олимпиада на тему "Д.И. Менделеев – патриот, учёный, педагог" – командное состязание, составленное из игровых конкурсов, химической тематики, посвящённой Д.И. Менделееву.

Олимпиада проводится между студентов первых курсов.

Олимпиаду проводят ведущие из числа преподавателей химии и студенты вторых курсов. Студенты второго курса участвуют в роли ведущих и ассистентов, которые демонстрируют занимательный химический лабораторный опыт.

Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий, время его выполнения проводит жюри, в состав которого входят преподаватели филиала. Члены жюри ведут учёт баллов, набранных каждой командой, и заполняют оценочные листы.

В олимпиаде принимают участие 5 команд по четыре человека и по два болельщика из каждой группы. Болельщики от каждой команды могут своими баллами за ответы в конкурсе болельщиков помочь своим командам. Их баллы плюсуются с общим числом баллов команды.

Участникам олимпиады было дано домашнее задание: придумать название команды, приветствие, эмблему, нарисовать стенгазету.

Олимпиада проводится в три тура. В первых двух турах команды по очереди выбирают тему и вопрос, стоимость каждого приведена в таблицах 1 и 2. В третьем туре проводится финал с расшифровкой фразы Д.И. Менделеева. Все вопросы и задания олимпиады оформлены мультимедийно. В перерыве между турами проводится игра с болельщиками.

Перед первым туром участником команд задаются вопросы. Та команда, которая отвечает правильно, получает возможность первой начать первый тур, выбирая рубрику и количество баллов, на которые претендует. Если команда отвечает правильно, то баллы прибавляются, если даёт неправильный ответ, то баллы вычитаются. В командах должна соблюдаться тишина, за порядком следит капитан. Если команда нарушает правила, снимаются баллы; за разговоры 10 баллов, за помощь болельщиков 10 баллов.

Для болельщиков в перерывах между раундами будет свой конкурс.

Ответственность за ответ команды берёт на себя капитан.

На обдумывание ответа даётся 1 минута, в финальном туре - 5 минут. За временем следят члены жюри, используя песочные часы.

Побеждает команда, которая заработала наибольшее количество баллов. За выполнение домашнего задания: эмблема, девиз, стенгазета, название команды, внешность – 10 баллов, оценивают члены жюри.


МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Ведущий:

Много великих имён на планете,

Их уважают за подвиг и труд.

Сегодня мы вспомним

Ярчайшее имя на свете:

Дмитрий Иванович Менделеев –

Потомки забыть тебя не дадут.

Другого ничего в природе нет.

Ни здесь, ни там в космических глубинах:

Всё - от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший – водород,

Есть просто кислород, а вместе это –

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И тёмно-бурые растворы брома

И кажется Вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

Тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу –

Глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,

Будь то железо, медь или гранит –

Всю страшную космическую силу,

Закованную в атомы хранит.

Мы не отступим, мы пробьём дорогу

Туда, где замкнут мирозданья круг,

И что приписывалось раньше богу,

Всё будет делом наших грешных рук.

                                        С. Шипачёв

Д.И. Менделеев писал на склоне лет: «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность...»

Девиз олимпиады: «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте ещё».

                                                                            Д.И. Менделеев


Приложение 2

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»

Проводится оценивание оригинальности названия команды, её девиз, эмблема, стенгазета.

Оценивание проводит жюри. Баллы члены жюри вносят в специальный оценочный лист (приложение).

Шкала оценивания вступительного этапа от 1 до 10 баллов.


Приложение 3

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

«ЖЕРЕБЬЁВКА»

Цель подготовительного этапа – выявить очерёдность участия пяти команд в первом туре.  

Проводится в виде текстовых и визуальных вопросов.

Команда, которая отвечает правильно, получает возможность первой начать первый тур, выбирая рубрику и количество баллов, на которые претендует.

Оценочная шкала:                                                                правильный полный ответ – 10 баллов;                                         правильный, но неполный ответ (по решению жюри) – 5 баллов; неправильный ответ – 0 баллов.

Вопросы – задания для I тура

Задание 1.

          Все мы, когда-то ошибаемся, и авторы не исключение. Зачастую они допускают ошибки или же лишают читателя соответствующих пояснений.

Вопрос 1: Определите неточность, которую допустил И. Сельвинский?..
                           "... Видишь – мрамор:

Это просто кальций"

Эталон ответа: Мрамор – это не кальций, а соль карбонат кальция (CaCO3).

Вопрос 2: Определите ошибку А.Н. Рыбакова в литературном тексте.

     А.Н. Рыбаков в своей повести "Приключения Кроша" выразился некорректно: "Стоящий а электроцехе запах серной кислоты напоминал мне о сожжённых в Липках брюках ..."
Эталон ответа: Это химически не грамотно, так, как серная кислота не имеет запаха.

Вопрос 3: Определите ошибку в тексте.

     В. Дудинцев в своём романе "Белые одежды" писал: "Так ты ж врёшь всё, врёшь. Ты же не как люди. На тебя самого нужно капать индикатором фенолфталеином. Покраснеешь ты или посинеешь. И потом, надо ж ещё подобрать этот индикатор."

Эталон ответа: Фенолфталеин не может посинеть ни в какой среде. Автор допустил химическую ошибку.

Вопрос 4: Определите ошибку в тексте.

     В произведении "Зашифрованный план" М. Кравцовца присутствует следующая ошибка:  "А знаете, товарищи, – эти статуи кто-то облил уксусной кислотой. Кислота разъела гипс, и он за ночь отвалился. Объяснение было правдоподобно."

Эталон ответа: Гипс — это соль серной кислоты CaSO4*2H2O, которая значительнее уксусной. Поэтому вытеснить серную кислоту более сильную менее слабой уксусной невозможно.

Вопрос 5: Определите ошибку в тексте.

     Л. Лавренев в своём творении так же допустил неточность: "В озон превращается воздух ..."

Эталон ответа: Воздух не превращается в озон, а кислород. Кислород входит в состав воздуха. При грозовых разрядах озон образуется в атмосфере, чем объясняется специфический запах свежести после грозы. 2 = 2О3 (при электрическом разряде).


Приложение 4

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ХИМИИ

«СВОЯ МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ ИГРА»

I ТУР

Цель: углубить знания студентов в области знаний биографии великого                          

           русского учёного Д.И. Менделеева и вклад его в химию, физику,    

           метеорологию, географию, метрологию, экономику и педагогику.

Оценочная шкала:

  • правильный полный ответ – максимальный балл;                        
  • правильный, но неполный ответ (по решению жюри) – половина максимального балла;
  • неправильный ответ – 0 баллов.

ЗАДАНИЯ I ТУРА

Категории заданий

Уровень сложности задания (баллы)

Биография великого учёного Д.И. Менделеева

10

20

30

40

50

Д.И.Менделеев и химия

10

20

30

40

50

Д.И.Менделеев и физика

10

20

30

40

50

Д.И.Менделеев и метеорология

10

20

30

40

50

География, метрология, экономика и Д.И.Менделеев

10

20

30

40

50

Д.И.Менделеев и педагогика

10

20

30

40

50


Вопросы категории

 "Биография великого учёного Д.И. Менделеева"

Задание 1.

Вопрос: Назовите дату, год, место рождения Д.И. Менделеева.
Эталон ответа: 08.02.1834г. в городе Тобольск.

Максимальный балл: 10 баллов.

Задание 2.

Вопрос: Назовите имя, отчество отца и матери Д.И. Менделеева.
Эталон ответа: Иван Павлович, Мария Дмитриевна

Максимальный балл: 20 баллов.

Задание 3.

Вопрос: Сколько детей было у родителей Д.И. Менделеева?
Эталон ответа: 17 детей

Максимальный балл: 30 баллов.

Задание 4.

Вопрос: На вступительных экзаменах в Главный педагогический институт в городе Санкт-Петербурге за его успехи в физике и математике были оценены в 3 и 3 "с плюсом" балла соответственно. Назовите дисциплину, которая была для Д.И. Менделеева каторгой, но он получил "четвёрку".
Эталон ответа: латынь.

Максимальный балл: 40 баллов.

Задание 5.

Вопрос: Назовите происхождение фамилии Менделеев.
Эталон ответа: "Дана отцу, когда он что-то выменял, как соседский помещик Менделеев менял лошадей".

Максимальный балл: 50 баллов.

Вопросы категории

"Менделеев и химия"

Задание 1.

Вопрос:  О чём говорил Д.И. Менделеев?

"Я над ней, может 25 лет думал, а вы полагаете: сидел, и вдруг пятак за строчку, пятак за строчку и готово!" – возмущался учёный в интервью газете "Петербургский листок".
Эталон ответа: О Периодической таблице

Максимальный балл: 10 баллов.

Задание 2.

Вопрос: Назовите название учебника, автор которого награждён Демидовской премией.
Эталон ответа: учебник "Органическая химия".

Максимальный балл: 20 баллов.

Задание 3.

Вопрос: Назовите название учебника, в процессе работы над которым Д.И. Менделеев раздумывает о природе химических элементов, ищет принципы их систематизации.
Эталон ответа:  учебник "Основы химии"

Максимальный балл: 30 баллов.

Задание 4.

Вопрос: Назовите название докторской диссертации, защита которой в 1865 году принесла Д.И. Менделееву профессорское звание.
Эталон ответа: докторская диссертация "О соединении спиртов с водой".

Максимальный балл: 40 баллов.

Задание 5.

Вопрос: Сколько процентов работ Д.И. Менделеева были посвящены химии?
Эталон ответа: 10% работ по химии, остальные посвящены геологии, метрологии, экономике и физике

Максимальный балл: 50 баллов.

Вопросы категории "Менделеев и физика"

Задание 1.

Вопрос: Назовите фамилию французского физика, который вывел раньше Менделеева уравнение идеального спирта?
Эталон ответа: Клапейрон

Максимальный балл: 10 баллов.

Задание 2.

Вопрос: Что являлось главным предметом занятий Д.И. Менделеева 16 декабря 1860 года из письма попечителю Санкт-Петербургского учебного округа И. Делянову из Гейдельберга?
Эталон ответа: физическая химия

Максимальный балл: 20 баллов.

Задание 3.

Вопрос: Как называлась температура абсолютного кипения жидкостей, при которой поверхностное натяжение становится равным нулю, и выше этой температуры вещество не может находиться в жидком состоянии?
Эталон ответа: критическая температура, в 1860 году установил

Максимальный балл: 30 баллов.

Задание 4.

Вопрос: Назовите прибор, изобретённый Д.И. Менделеевым для измерения плотности веществ в газообразном, жидком и твёрдом состоянии.
Эталон ответа: пикнометр, изобретён в 1859 году..

Максимальный балл: 40 баллов.

Задание 5.

Вопрос: В 1854-1856 году Д.И. Менделеев исследовал явление, раскрывающее отношение между кристаллической формой и химическим составом соединений, а так же зависимость их атомных объёмов. Какое это явление?
Эталон ответа: изоморфизм

Максимальный балл: 50 баллов.

Вопросы категории "Менделеев и метеорология"

Задание 1.

Вопрос: Каким газом Д.И. Менделеев предложил заполнять аэростаты с помощью специальных баллонов?
Эталон ответа: водородом

Максимальный балл: 10 баллов.

Задание 2.

Вопрос: Как назывался воздушный шар, на котором Д.И. Менделеев 7 августа 1887 года наблюдал солнечное затмение?
Эталон ответа: воздушный шар "Русский"

Максимальный балл: 20 баллов.

Задание 3.

Вопрос: Как назывался летательный аппарат тяжелее воздуха, упомянутый в1878 году в письме в военное министерство?
Эталон ответа: аэродинам

Максимальный балл: 30 баллов.

Задание 4.

Вопрос: Что предложил в статье Д.И. Менделеев в 1876 году, опубликованной в Женеве, использовать вместо открытой корзины, поддерживающую атмосферное давление для повышения безопасности полёта, на высотных воздушных шарах?
Эталон ответа: герметическую гондолу

Максимальный балл: 40 баллов.

Задание 5.

Вопрос: Как называлась работа Д.И. Менделеева, посвящённая полёту 7 августа 1887 года?
Эталон ответа: "Воздушный полёт из Клина во время затмения".

Максимальный балл: 50 баллов.

Вопросы категории

"География, метрология, экономика и Менделеев"

Задание 1.

Вопрос: Назовите название ледокола для изучения Арктики и достижения Северного полюса, который просил предоставить Д.И. Менделеев в своё распоряжение?
Эталон ответа: ледокол "Ермак"

Максимальный балл: 10 баллов.

Задание 2.

Вопрос: Как называлась в 1892 году должность Д.И. Менделеева в Депо образцовых мер и весов?
Эталон ответа: учёный - хранитель

Максимальный балл: 20 баллов.

Задание 3.

Вопрос: На чём была построена в 1906 году последняя работа Д.И. Менделеева экономико-географического характера "К познанию России", в которой устанавливались демографические показатели общего характера?

Эталон ответа: на материале первой всеобщей переписи населения в России в 1897 году.

Максимальный балл: 30 баллов.

Задание 4.

Вопрос: Какие единицы массы и длинны были приняты в России в 1899 году в законе "О мерах весах и длины", подготовленным Д.И. Менделеевым?
Эталон ответа: единица массы – фунт; длины – аршин.

Максимальный балл: 40 баллов.

Задание 5.

Вопрос: Что называется русским изобретением пирроколлодий  Д.И. Менделеева?
Эталон ответа: бездымный порох

Максимальный балл: 50 баллов.

Вопросы категории "Менделеев и педагогика"

Задание 1.

Вопрос: Какую должность занимал Д.И. Менделеев в местной гимназии города Симферополя?
Эталон ответа: старший учитель естественных наук

Максимальный балл: 10 баллов.

Задание 2.

Вопрос: Какое звание в 30 лет получил Д.И. Менделеев в Санкт-Петербургском университете?
Эталон ответа: профессор

Максимальный балл: 20 баллов.

Задание 3.

Вопрос: Сколько лет своей жизни посвятил Д.И. Менделеев работе в Санкт-Петербургском университете?

Эталон ответа: около 30 лет

Максимальный балл: 30 баллов.

Задание 4.

Вопрос: Назовите причину из-за которой Д.И. Менделеев ушёл из Санкт-Петербургского университета в знак протеста?
Эталон ответа: Министр народного просвещения Делянов отказался принять студенческую петицию, в которой требовали свободы слова.

Максимальный балл: 40 баллов.

Задание 5.

Вопрос: Назовите фамилию ученика Д.И. Менделеева, который является основоположником русской физиологической школы.
Эталон ответа: И.М. Сеченов в 1863 году опубликовал работу "Рефлексы головного мозга", который писал: "Быть учеником такого учителя, как Менделеев, было, конечно и приятно, и полезно, но я уж слишком много вкусил от физиологии, чтобы изменить ей, и химиком не сделался".

Максимальный балл: 50 баллов.

Приложение 5

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ

Цель: Выявить теоретические знания студентов в области химии металлов

           и неметаллов неорганической химии. Проводится в виде текстовых и

           визуальных вопросов.

 

Оценочная шкала:

Болельщикам каждой команды необходимо ответить на два вопроса.

  • правильный полный ответ – 5 баллов;                                        
  • правильный, но неполный ответ (по решению жюри) – 2,5 балла;
  • неправильный ответ – 0 баллов.

Вопросы – задания для болельщиков команд.

Задание 1.

Вопрос: В воздухе он главный газ,

               Окружает всюду нас.

               Угасает жизнь растений

               Без него, без удобрений,

               В наших клеточках живёт

               Важный элемент ...
Эталон ответа: азот

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 2.

 Вопрос: Хлорид его зелёный –

               И синий – купорос,

               Какой металл те соли

               Даёт – вот в чём вопрос.
Эталон ответа: медь

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 3.

 Вопрос: Я блестящий, светло-серый,

               Образуя хлорофилл,

               И меня фотограф первый

               Очень поджигать любил.
Эталон ответа: магний

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 4.

 Вопрос: Менделеев впервые меня предсказал,

               Французский учёный название дал.
Эталон ответа: галлий – открыл французский учёный Лекок де Буабодран

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 5.

 Вопрос: В конце периода стоит,

               В нём вода и так горит.
Эталон ответа: фтор

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 6.

 Вопрос: Металл я самый тугоплавкий на планете.

               Твёрже сплавов нет на свете,

               Кто я? Тебе подскажу,

               Как только лампочку включаешь,

               Меня ты мигом накаляешь.
Эталон ответа: вольфрам

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 7.

 Вопрос: Я металл незаменимый,

               Очень лётчиком любимый,

              Лёгкий, электропроводный,

              А характер переходный.
Эталон ответа: алюминий

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 8.

 Вопрос: Удивить готов он нас –

               Он и уголь, и алмаз,

               Он в карандашах сидит.

               Грамотный народ поймёт

               То, что это .....
Эталон ответа: углерод

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 9.

 Вопрос: В честь него был назван век,

               Он в крови у нас у всех,

               В космосе метеорит.

               Его содержит, и летит,

               Ржавчина его съедает,

               Кто металл этот не знает?
Эталон ответа: железо

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 10.

 Вопрос: Раны смазываем мы

               Его раствором спиртовым,

               А в условиях обычных

               Твёрдый он, что непривычно,

               И к возгонке он способен,

               Переходит в пар легко

               Фиолетового цвета

               Что за галоген же это?
Эталон ответа: йод

Максимальный балл: 5 баллов.


Приложение 6

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КАПИТАНОВ ОЛИМПИАДЫ

Цель: выявить теоретические знания студентов в области биографии,                                    

           личной жизни, открытий великого учёного.

     Проводится в виде текстовых и визуальных вопросов.

     Капитанам из пяти команд необходимо каждому ответить на два вопроса.

Оценочная шкала:                                                              

  • правильный полный ответ – 5 баллов;                                        
  • правильный, но неполный ответ (по решению жюри) – 2,5 балла;
  • неправильный ответ – 0 баллов.

Вопросы – задания для капитанов команд

Задание 1.

Вопрос: Какой пост в Тобольской гимназии занимал отец Д.И. Менделеева?

Эталон ответа: директор

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 2.

 Вопрос: Что связывало Д.И. Менделеева с автором "Конька – горбунка", писателя П. Ершова?
Эталон ответа: Первая жена Д.И. Менделеева  Феозва Лещёва была падчерицей автора.

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 3.

Вопрос: Что связывало Д.И. Менделеева с поэтом А. Блоком?

Эталон ответа: Дочь Любовь Менделеева была женой поэта.

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 4.

 Вопрос: Великий учёный был не равнодушен к классической музыке. Назовите любимого композитора Д.И. Менделеева.
Эталон ответа: Бетховен

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 5.

Вопрос: Назовите химический элемент, открытый в 1955 году, искусственным путём, получивший своё название в честь создателя периодической таблицы.

Эталон ответа: №101 Md – менделеевий.

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 6.

 Вопрос: Почему в своей таблице Д.И. Менделеев оставил свободные места для элементов?
Эталон ответа: Учёный предугадал характеристики неоткрытых на тот момент элементов.

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 7.

Вопрос: Благодаря кому Митя получил возможность поступить в институт?

Эталон ответа: Благодаря матери Марии Дмитриевне Менделеевой.

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 8.

 Вопрос: Как назывались собрания, на которых были физики, химики, художники, приходившие в квартиру учёного на Университетской набережной?
Эталон ответа: "Менделеевские среды"

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 9.

Вопрос: Назовите фамилию друга-художника Д.И. Менделеева, автора картин "Иван Грозный и его сын Иван", "Не ждали", "Бурлаки на Волге", "Садко".

Эталон ответа: Илья Ефимович Репин.

Максимальный балл: 5 баллов.

Задание 10.

 Вопрос: На какой первой лекции в учебном году в аудитории присутствовали больше всего слушателей со всех факультетов?
Эталон ответа: На лекции о периодическом законе. Д.И. Менделеев написал: "Ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мыслей".

Максимальный балл: 5 баллов.


Приложение 7

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ХИМИИ

«СВОЯ МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ ИГРА»

Ⅱ   ТУР

Цель: углубить знания студентов в области знаний об открытии

           периодического закона, расширить кругозор и привить у студента

           познавательный интерес к дисциплине «Химия».

Оценочная шкала:                                                              

  • правильный полный ответ – 5 баллов;                                        
  • правильный, но неполный ответ (по решению жюри) – 2,5 балла;
  • неправильный ответ – 0 баллов.

ЗАДАНИЯ II ТУРА

Категории заданий

Уровень сложности задания (баллы)

Периодический закон

Д.И. Менделеева

10

20

30

40

50

Химические элементы

10

20

30

40

50

Объекты, названные в честь Д.И. Менделеева

10

20

30

40

50

Кот в мешке

10

20

30

40

50


Вопросы категории "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Задание 1.

Вопрос: Как изменяются свойства элементов в группе сверху вниз?
Эталон ответа: усиливаются металлические свойства

Максимальный балл: 10 баллов.

Задание 2.

Вопрос: Как изменяются свойства элементов в периоде слева на право?
Эталон ответа: усиливаются неметаллические свойства

Максимальный балл: 20 баллов.

Задание 3.

Вопрос: У какого химического элемента Д.И. Менделеев исправил атомную массу?
Эталон ответа: бериллий

Максимальный балл: 30 баллов.

Задание 4.

Вопрос: В каком возрасте Д.И. Менделеев открыл периодический закон?
Эталон ответа: в 35 лет

Максимальный балл: 40 баллов.

Задание 5.

Вопрос: Как называлось свойство атомов, которое Д.И. Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов?
Эталон ответа: масса

Максимальный балл: 50 баллов.


Вопросы категории "Химические элементы"

Задание 1.

Вопрос: Какой неметалл является летучей жидкостью при нормальных условиях?

Эталон ответа: бром

Максимальный балл: 10 баллов.

Задание 2.

Вопрос: Какой халькоген необходим для изготовления спичек?
Эталон ответа: сера

Максимальный балл: 20 баллов.

Задание 3.

Вопрос: С названием какого химического элемента созвучно название земной коры?
Эталон ответа: литий – литосфера, от греческого litos – камень

Максимальный балл: 30 баллов.

Задание 4.

Вопрос: У какого неметалла название совпадает с фамилией знаменитого учёного, лауреата Нобелевской премии?
Эталон ответа: Бор, учёный Нильс Бор.

Максимальный балл: 40 баллов.

Задание 5.

Вопрос: Самый тяжёлый металл?
Эталон ответа: осьмий

Максимальный балл: 50 баллов.


Вопросы категории

"Объекты, названные в честь Д.И. Менделеева"

Задание 1.

Вопрос: Назовите название реки, где образован посёлок городского типа Менделеево, в котором находится Всесоюзный научно-исследовательский институт физико-химических и радиотехнических измерений?

Эталон ответа: Река Клязьма солнечногорского района Подмосковья.

Максимальный балл: 10 баллов.

Задание 2.

Вопрос: Назовите объект, построенный в городе Москва 31 декабря 1988 года, стены которого декорированы вставками с картинами молекулярного и атомного строения?
Эталон ответа: Станция метро Менделеевская.

Максимальный балл: 20 баллов.

Задание 3.

Вопрос: Назовите название редкого высокорадиоактивного минерала, открытого в Прибайкалье в 1913 году геологом-минералогом Зильберминцем??
Эталон ответа: Менделеевит, учеником В.И. Вернадского.

Максимальный балл: 30 баллов.

Задание 4.

Вопрос: Назовите, в каком году был открыт перед главным входом на химический факультет МГУ памятник Д.И. Менделеева, скульптора А.О. Бембеля?

Эталон ответа: в 1953 году

Максимальный балл: 40 баллов.

Задание 5.

Вопрос: Назовите название города Челябинской области, где установлен памятник Д.И. Менделееву на фоне его таблицы?
Эталон ответа: Город Верхний Уфалей. В 1899 году Д.И. Менделеев заезжал в этот город и воскликнул: "Да у вас тут вся моя таблица!"

Максимальный балл: 50 баллов.

Вопросы категории "Кот в мешке"

Задание 1.

Вопрос: Как называется изобретение Д.И. Менделеева, благодаря которому он переплетал книги, изготавливал чемоданы, клеил рамки для картин?

Эталон ответа: "клеевое изобретение"

Максимальный балл: 10 баллов.

Задание 2.

Вопрос: Как называется  напиток, с которым связан метод самолечения, применяемый Д.И. Менделеевым при простудах?
Эталон ответа: Чай. "Он надевал халат на меху, высокие меховые сапоги, выпивал крепкий чай, ложился на диван и засыпал, выгоняя хворь потогоном".

Максимальный балл: 20 баллов.

Задание 3.

Вопрос: Как называется увлечение Д.И. Менделеева, задерживающее до 4-5 часов утра физика-химика А.И. Горбова, художника А.И. Куинджи?

Эталон ответа: шахматы

Максимальный балл: 30 баллов.

Задание 4.

Вопрос: Какой опыт в усадьбе Боблово, расположенной недалеко от города Клин, передавал Д.И. Менделеев крестьянам соседских деревень?

Эталон ответа: Опыт в области агрохимии по сельскому хозяйству, связанный с использованием химических удобрений, лесоводству, обработке и производству сельскохозяйственной продукции.

Максимальный балл: 40 баллов.

Задание 5.

Вопрос: Как любил свою страну Россию Д.И. Менделев беспредельно?
Эталон ответа: Д.И. Менделеев: "Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благославляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств".

Максимальный балл: 50 баллов.

 


Приложение 8

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА

Химический лабораторный опыт: «Доказательство научности магии алхимии на практике»

Цель: доказать с помощью лабораторного опыта научное обоснование,                                  

           что ни одна реакция в химии не является чудом.

Оборудование и реактивы: штатив с химическими пробирками, шпатель, пипетки, химический стакан с дистиллированной водой, сахароза, порошок перманганата калия, средство для очистки труб "Крот"

Ход работы:

  1. В первую пробирку насыпаем с помощью шпателя немного порошка перманганата калия, далее добавляем немного дистиллированной воды.
  2. Во вторую пробирку наливаем немного воды, а затем из первой пробирки добавляем разбавленный раствор перманганата калия такое количество до появление розового цвета.
  3. В третью пробирку наливаем раствор сахарозы, добавляя средство для очистки труб, слегка взбалтывая получившуюся смесь.
  4. Во вторую пробирку с растворённым перманганатом калия добавляем смесь сахарозы и средства для очистки труб, наблюдаем за реакцией. Окраска начинает меняться. Сначала раствор постепенно становится сине-зелёным, далее красивого изумрудного цвета, а затем медленно происходит переход в жёлтый цвет, таким образом, перманганат калия окислил сахарозу, находящейся в щелочной среде в средстве для очистки труб. В итоге образовался жёлтый диоксид марганца, MnO2 – устойчивое соединение широко распространённое.                    C12H22O11 + 24KMnO4 = 12K2MnO4 + 12MnO2 + 11H2O + 12CO2


Стихотворение «Химия и любовь»

В порывах страстного брожения,

Я окисляюсь от тоски.

Душа не выдержит давленья

 И разорвётся на куски.

Мне нет отрады в этом мире,

Бессильна воля, как азот

И как H2SO4 любовь мне сердце

Жжёт и жжёт!

Ты помнишь, плыли мы на лодке,

Здесь Н2О, там небосклон.

В тот вечер словно в царской водке

Я был с тобою растворён.

Сливался сердцем я с тобою

Того не выразят слова,

Как окись кальция с водою,

Как едкий натрий с СО2

И на реакцию обмена,

Когда надеяться я мог.

Я был светлей ацетилена,

Луч счастья бы в душе зажёг.

Душа теряет электроны,

Горит, как натрий на воде,

И положительные ионы

Несутся от меня к тебе

Клянусь я фосфором и хлором,

Что ты дороже мне всего.

Полна, полна любви растворов

Пробирка сердца моего.

 


Приложение 9

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ОЛИМПИАДЫ - ФИНАЛ

Цель: расшифровать фразу Д.И. Менделеева, используя Периодическую                                    

           систему химических элементов.

Задание:

Буквы текста зашифрованы номерами химических элементов. Для составления фразы необходимо найти элементы под этими номерами и записать первую букву названия химического элемента.

Время выполнения задания 5 минут.

S(с), Fe(ж), Ir(и), Ge(г), Al(а), Te(т), b(ь), Na(н), Eu(е), Fm(ф), Ta(т), b(ь), Bi(в), S(с), Eu(е), Rh(р), N(а), H(в), Ne(н), Sn(о), Ч(ч), Ti(т), Sn(о), Tc(т), Sn(о), Pt(п), I(и), Tc(т), b(ь), Pd(п), Eu(е), Ч(ч), Ca(к), U(у), N(а), S(с), S(с). I(и), HF(г), Na(н), N(а) Cs(ц), I(и),Я(я), As(м), Y(и).

 Эталон ответа: сжигать нефть, всё равно, что топить печку ассигнациями.

Максимальный балл: 40 баллов.


Приложение 10

РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Инструкция по выполнению задания: Вам необходимо, на тему "Менделеев", составить синквейн – нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам:

  • первая строка – существительное, указывающее тему синквейна;
  • вторая строка – два прилагательных, которые дают описание свойств объекта;
  • третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта;
  • четвёртая строка – предложение, в котором основная мысль синквейна от трёх до пяти слов;
  • пятая строка – одно слово существительное резюме, характеризующее суть объекта, то есть вывод.

Вывод: 5 минут

Максимальный балл: 10 баллов

Например:

  1. Менделеев;
  2. Русский, гениальный;
  3. Учёный с мировым именем;
  4. Энциклопедист;

Например:

  1. Менделеев;
  2. Выдающийся, деятельный;
  3. Исследует, пишет, анализирует;
  4. Востребованный своим временем гений;
  5. Учёный.


Приложение 11

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Заполняется членами жюри

Название команды, домашнее задание

1 тур

Игра с

болель-

щиками

Игра с капита-

нами

2 тур

Финал

Синк-

вейн

Итог

Место

1-10 баллов

0-5 баллов

0-5

баллов

40 баллов

10 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка внеурочного мероприятия "Развивайте дар слова""

Сценарий беседы за круглым столом с игровыми элементами на тему  « Развивайте дар слова»...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Счастливый случай»

Интеллектуальная игра содержит познавательный, информационный, занимательный, исторический и литературный материал по учебным дисциплинам история и литература .Игра поможет углубить знания по теме: «О...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"

Методическая разработка  олимпиады  по  психологии для  студентов 2 курсов  колледжей....

Методическая разработка внеурочного мероприятия “Хлеб войны”

АннотацияМетодическая разработка внеурочного мероприятия «Хлеб войны» призвана способствовать воспитанию толерантности, патриотизма и становлению активной гражданской позиции студентов колледжа. Работ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия для первокурсников по профессии «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания» «Посвящение в профессию и специальность»

Данное мероприятие направлено на формирование у обучающихся познавательного интереса к профессии «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции  общественного питания». Проводится в перв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеурочного мероприятия для специальности 18.02.11 «Технология пиротехнических составов и изделий» на тему: Исследование химического состава чая

Чай как напиток настолько всем знаком и известен, что, казалось бы, ничего необычного в нем уже не обнаружишь. Мы решили посмотреть на чай с химической точки зрения. Целью нашего исследования является...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» среди студентов 1-го курса

Методическая разработка представляет собой комплект документов, сопровождающих проведение внеурочного мероприятия «Предметная олимпиада по английскому языку». Предназначена для повыше...