Формы контроля на уроках биологии
статья

Систематический контроль знаний и умений обучающихся  -это важная составная часть процесса обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса: методами изложения учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и систематизации знаний. Назначение контроля - проверить, определить, как усвоен пройденный материал выяснить качество знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_konr_na_urokah_biologii.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Имамутдинова Лилия Дамировна

преподаватель химии и биологии

ГБПОУ «Губернский техникум м.р. Кошкинский»

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Систематический контроль знаний и умений обучающихся -это важная составная часть процесса обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса: методами изложения учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и систематизации знаний. Назначение контроля - проверить, определить, как усвоен пройденный материал выяснить качество знаний, умений и навыков.

Планомерное осуществление контроля позволяет учителю привести в систему знания, усвоенные обучающиемися за определенный период времени, выявить успехи в учении, Формы контроля. Проверка и учет знаний - важная сторона любого урока биологии. Поэтому проверку надо организовать так, чтобы она активизировала познавательную деятельность каждого ученика, позволяла ему самостоятельно оперировать усвоенным учебным материалом.

Проверка требует от учителя очень больших трудовых затрат и внимания. Ее эффективность возрастает в зависимости от разнообразия методических приемов, которые обеспечивают как повторение ранее изученного, так и объяснение, закрепление нового материала через различные виды самостоятельных работ. Сознательное усвоение нового содержания должно быть логически связано с ранее полученными знаниями, а также с жизненными наблюдениями и опытом ученика.

Учителя на уроках часто используют словесные, наглядные и практические методы контроля знаний и умений. Для примера можно назвать следующие формы учета знаний:

Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии

- написание реферата;

- сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений;

- участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;

- оценивание сообщения ученика;

- доклад по литературным источникам;

- составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос;

- решение биологических задач;

- ответ по тестовым заданиям;

- заполнение рабочей тетради;

- ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;

- коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске;

- участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ);

- написание "сочинения-фантазии" на заданную тему;

- создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре;

- доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением;

- реферат по материалам телепередачи;

- ответ по обучающим программам компьютера.

Многие учителя-биологи используют наглядные и практические приемы контроля знаний, например:

- узнавание препарата под микроскопом или лупой;

- монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.);

- выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;

- самостоятельное выполнение лабораторной работы;

- узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой.

Эти и подобные им формы проверки знаний оживляют урок, делают контроль знаний нестандартным, интересным и, как следствие - активизируют учебный процесс.Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей, педагог может "поднять" с места слабо- и среднеуспевающих.Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Вопросы, заданные ученикам, должны быть понятны настолько, чтобы не пришлось дополнительно их объяснять. Одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу.

Письменная работа часто используется для проверки знаний по биологии. Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эффективности обучения. С помощью письменной работы в течение 10-15 мин можно проверить знания большого количества учащихся. Однако при подготовке письменной работы следует помнить о точности вопросов и заданий, не требующих развернутых описаний и характеристик. Письменная проверка оказывает положительное влияние на развитие абстрактного, отвлеченного мышления в письменной речи учащихся. Эта проверочная работа не требует специального оборудования, и ее можно проводить в любой части урока.Тестирование (от англ., test - проба, испытание) считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Педагогический тест характеризуется как система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности.

В настоящее время тестирование активно внедряется в контроль учебно-познавательной деятельности школьников. Основная позиция тестирования определяется его четкой определенностью, однозначностью, надежностью, комплексностью с другими формами. Тесты, созданные внутри школы (одним учителем или группой учителей) или вне школы (научными центрами) и прошедшие экспертную оценку, называются стандартизированными . Разработанные тесты проверяются на валидность (адекватность, соответствие) и надежность (степень доверия к данной форме).Задания в тестовой форме состоят из инструкции, самого задания и вариантов ответов.Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний как результат обучаемости (индивидуальной способности ученика к усвоению знаний) и обученности (степени воздействия учителя на усвоение знаний ученика). На основании результатов выполнения теста определяется успеваемость , которую считают обобщенным показателем знаний.

Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат - отметка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы тестового контроля на уроках русского языка

Рассказывается о формах тествого контроля...

Использование теста как одной из форм контроля знаний студентов на уроках английского языка

Основной целью дисциплины "Иностранный язык" является формирование коммуникативной компетенции, которая обеспечивает способность учащихся вести равноправный диалог с носителями языка, умение формулиро...

" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"

" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"...

Использование форм контроля на уроке методики русского языка

Конспект урока демонстрирует практическое применение различных форм контроля на уроке методики обучения грамоте с целью активизации познавательной деятельности студентов 2 курса.а...

Традиционные формы, типы и виды контроля на уроках английского языка

Уважаемые коллеги, преподаватели иностранного языка. Хочу поделиться с вами материалом, с которым я выступила на педогической конференции в марте 2015 года  в своем учебном заведении. Может быть ...

Применение разнообразных форм, методов и приемов учета знаний на уроках биологии

Теорией и практикой накоплено много разнообразных форм, методов и приемов учета знаний. Наиболее эффективны формы и методы опроса, позволяющие с первых минут урока привлечь всех учащихся к акт...

Методическая разработка урока биологии по теме «Вирусы и бактериофаги. Неклеточные формы жизни»

Методическая разработка урока биологии с использованием технологии проблемного обучения....