Применения интегралов в геометрии и физике
учебно-методический материал

Елена Викторовна Тютюнова

Применения интегралов в геометрии и физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenia_integralov_v_geometrii_i_fizike.docx653.32 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина

Математика, физика

Специальность / профессия

08.02.15 Информационное моделирование в строительстве

Тема занятия

Примеры применения интеграла в геометрии и физике.

Содержание занятия

Неопределенный и определенный интеграл, вычисление площадей фигур и объёмов тел вращения, нахождение пути и работы с помощью определенного интеграла.

Тип занятия

Интегрированное занятие.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, сообщения обучающихся, опережающие задания.

Учебная и дополнительная литература

  1. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы.
  2. Учебник «Алгебра и начала математического анализа 11 класс» Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др.
  3. Учебник «Алгебра и начала математического анализа 11 класс» М.И. Башмаков.
  4. Дидактические материалы/ М.И. Башмаков, Т.А. Братусь и др.
  5. Интернет-ресурсы: Википедия.

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

1. Организационный этап занятия

Организация начала занятия:

-Отметить отсутствующих

-Проверить готовность аудитории к уроку

-Формирование команд, выбор капитанов.

-Постановка целей и задач урока.

-План работы на уроке.

Записывают тему урока. Проверяют наличие на столах раздаточного материала.

Цель: Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы: «Первообразная. Определённый интеграл». Расширить представления о практическом значении данной темы.

ОК- 01.

Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности

2. Основной этап занятия

Актуализация знаний

Устная работа

Найти неопределенный интеграл:

Вычислить определенный интеграл

Повторить площадь криволинейной трапеции и по готовым чертежам выразить, с помощью интеграла площади фигуры, изображённой на рисунке

ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-07

ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.5

Студенты слушают ответы своих товарищей и исправляют, если необходимо

Студенты у доски вычисляют интегралы и объясняют решение.

Устные ответы с последующей проверкой на слайдах

Мотивация учебной деятельности

Итог актуализации знаний: Постановка задачи.

Рассмотрим тело, образованное вращением этой криволинейной трапеции вокруг оси OX. Получится тело вращения. Научимся находить объем тела вращения.

Если тело образовано вращением криволинейной трапеции, образованной функцией у=f(x) на отрезке  [a;b],вокруг оси ОХ, то его объём можно найти по формуле:

ОК-01, ОК-02,
ОК-03, ОК-05

Делают записи в тетради, анализируют формулу.

Изучение нового материала

Применение интеграла в геометрии

Предлагает решить задачу по готовому чертежу, помогает разобраться с исходными данными

Пусть тело образовано вращением параболы у=х2  на отрезке [0;2] вокруг оси ОХ. Найдите объём тела вращения.

ОК-01, ОК-02,

ОК-03, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК-11, ПК-12, ПК-15

Делают чертеж в тетрадях, у доски один студент составляет интеграл и вычисляет объем тела вращения.

Предлагает студентам представить решение опережающих заданий, выданных на предыдущем занятии.

Подводит итоги

1.  С помощью интеграла вывести формулу объема цилиндра

2. С помощью интеграла вывести формулу объема конуса.

Записывают решение задач в тетрадь, задают вопросы.

Применение интеграла в физике:

Преподаватель физики говорит вступительное слово, настраивает на изучение новых фактов.

ОК-01, ОК-02,

ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК-11, ПК-12, ПК-15

Студенты слушают

Предлагает прослушать сообщения студентов на тему: «История интеграла» и «Применение интеграла»

Демонстрация слайдов

Выступление студентов с сообщениями.

Подведение итогов, обобщение сказанного ребятами на примере раздаточного материала

Анализируют таблицу

Предлагает две задачи о нахождении пути по заданной скорости. Задает наводящие вопросы, акцентирует внимание на основных моментах.

1. Скорость движения точки   м/с.
Найти путь, пройденный точкой за 4-ю секунду.

Решает студент у доски. Все записывают решение в тетрадь. Разбирают алгоритм решения при решении этих задач.

2. Тело брошено с поверхности земли вертикально вверх со скоростью
v = (39,2—9,8t) м/с. Найти наибольшую высоту подъема тела.

Предлагает задачу о вычислении работы переменной силы. Рассматривает теоретические вопросы.

Работа, произведенная переменной силой f(х) при перемещении по оси Ох материальной точки от х = а до х=b, находится по формуле

А=

При решении задач на вычисление работы силы часто используется
закон Г у к а: 

 F=k x,    

где F — сила (Н); х—абсолютное удлинение пружины ( м), вызванное силой F, —коэффициент пропорциональности ( Н/м).

Записывают в тетрадь, вспоминают закон Гука, единицы измерения необходимых физических величин.

Пружина в спокойном состоянии имеет длину 0,2 м. Сила в 50 Н растягивает пружину на 0,01 м. Какую работу надо совершить, чтобы растянуть ее от 0,22 до 0,32 м?

У доски студент, все записывают задачу в тетрадь.

Закрепление нового материала

Игра «Что? Где? Когда?»

1. Решить уравнение

2.

 

3.

4.

5. Вычислить интеграл на отрезке [-2; 4], если график функции  f(x) =

6.

7. То, что лежит в нем – получено в результате вращения фигуры, образованной графиками функций y = x вокруг оси ОХ на отрезке [0; 3]. Что это за тело? Каков его объем?

8. Пользуясь геометрическим смыслом определенного интеграла, вычислить

9.

10. Какую работу надо затратить на сжатие пружины на 4 см, если известно, что сила в 2 Н сжимает эту пружину на 1 см?

11. Вычислить площадь, ограниченную линиями

12. Сложение (+) и умножение (∙) имеют по обратному действию, которые называется вычитанием и делением. Следующему математическому действию – возведению в степень – обратно, извлечение корня.

С какой математической операцией взаимосвязана операция интегрирования?

Слово «интеграл» придумал Якоб Бернулли (1690 г.). Оно переводится как приводить в прежнее состояние, восстанавливать. Кто  был родоначальником интегрального и дифференциального исчисления?

В Древней Греции математики занимались решением задач на нахождение квадратур плоских фигур и кубатур тел.  Какие задачи к этим видам относим мы сейчас?

ОК-01, ОК-02,
ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК-11, ПК-12, ПК-15

Все задачи решают в тетради, в конце решения команды дают ответ. Первый правильный ответ=1 балл

Подведение итогов игры

Объявляют количество баллов, заработанных каждой командой.

Предлагает каждой команде под руководством капитана оценить работу и вклад каждого в занятие:
1) Работа на уроке

2) Записи в тетради

3) Выступление у доски

4) Решение задач у доски

Наибольший балл за урок «5» получают команды, занявшие 1 и 2 место, «4» получают команды, занявшие 3 и 4 место.

Капитаны обсуждают с командой и выставляют оценки каждому участнику команды, сдают ведомость преподавателю.

3. Заключительный этап занятия

Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся); определение перспективы дальнейшей

работы

Подводит итог занятия. Объявляет оценки.

Проводит рефлексию:

Сегодня мы завершили тему «Интеграл», рассмотрели всё многообразие прикладных задач в физике, которые решаются с помощью интеграла, научились вычислять первообразные, интегралы рассмотрели применение интеграла на практике. Задачи, которые мы решили, могут встретиться вам на занятиях по специальным дисциплинам или в вашей будущей профессиональной деятельности. Думаю, вы с ними успешно справитесь.

− Что вы узнали на сегодняшнем занятии?

− Какой вывод о себе и своей учебной группе можете сделать?

− О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?

− Довольны ли вы своим участием в занятии?

ОК 06

Комплексная оценка за все этапы урока

Отвечают на вопросы.

4. Задания для самостоятельного выполнения 

По математике:

Собрать цитату

По физике:

Решить задачи

1) Скорость движения тела задана уравнением V=(6t2+4)м/с. Найдите путь, пройденный за 5с от начала движения.

2) Сжатие х винтовой пружины пропорционально приложенной силе F. Вычислите работу силы F при сжатии пружины на 0,04 м, если для сжатия ее 0,01м нужна сила 10 Н.

ОК-01, ОК-02,

ОК-03, ОК-05, ОК-07, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.5

Фотографируют задание на раздаточном материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка применения групповых технологий на уроках физики в системе СПО и оценка их эффективности

В работе  излагаются основные методические приемы использования групповых педагогических технологий на уроках физики в системе СПО. Учитываются особенности системы СПО и требования действующего Ф...

Практическая работа по теме "Применение интегралов"

Практическая работа по теме "Применение интеграла" может быть использована для проверки усвоения   материала по данной теме студентами обучающимися по профессии "Автомеханик".В работе содержатся ...

Применение кейс - технологии на уроках физики как средство формирования компетентностей

В современном мире процветают только те, кого можно назвать конкурентно способными. Исходя из этого – одной из задач нынешнего образования является воспитание компетентной личности, способной со...

Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)

Цель:1. Повторение основных определений темы.           2.Формирование умений практического применения действий над...

Применение текстов на занятиях по физике

В данной работе рассматривается возможность применения научно - популярных и художественных текстов для контроля знаний и умений студентов в различных разделах физики....

Презентация по теме "Примеры применения интеграла в геометрии и физике"

Сближение теории с практикой даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сами науки развиваются под её влиянием, она открывает им новые предметы для исследования...

Применение метода проектов в преподавании физики для формирования социально мобильной личности будущего специалиста.

Произошедшие изменения в жизни российского общества, обращение отечественной педагогической науки к идее личностноориентированного обучения не могли не привести к некоторому пересмотру общей стратегии...