Доклад "Школа Олимпийского резерва"
методическая разработка
Представленная разработка соответствует образовательной программе «Биология. 5-11 класс»
В соответствии с Примерной рабочей программой основного общего образования «Биология» (для 5-9 классов общеобразовательной организации) «место предмета «Биология» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»
«Развитие и формирование функциональной грамотности обучающихся: от теории к практике»
(доклад)
ТЕМА:
«Школа олимпийского резерва» как средство развития
функциональной грамотности учащихся по биологии»
Автор:
Колесова Марина Николаевна,
учитель биологии и химии, высшей квалификационной категории МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»
Усть-Илимск, 2023
«Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе».
Галилей
В современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одарѐнных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная,
профессиональная элита[1].
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарѐнных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарѐнных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одарѐнных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одарѐнности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одарѐнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Эпизодическая индивидуальная работа с одарѐнными детьми.
2. Проблемой остаѐтся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарѐнных детей.
3. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарѐнных детей.
4. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одарѐнных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарѐнных детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс
новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения [2].
Я - учитель биологии, и я учу впускать этот прекрасный мир в себя. А чтобы достичь этого, вначале надо научиться видеть, как окружающий мир прекрасен: полет мотылька, цветок, тянущийся к солнцу, трель соловья, улыбка ребенка. Моя задача как учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании личности:
- способной к саморазвитию и творчеству,
- обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,
- имеющей позитивное мышление,
- умеющей предвидеть результаты своих действий,
- обладающей активной жизненной позицией.
В каждой школе есть много детей, которых интересуют биологические дисциплины, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению.
Как пишет Анатолий Гин: «Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное». От учителя, работающего с детьми, требуется умение строить обучение соотносительно с результатом диагностического обследования, модифицировать учебные программы, прекрасно знать свой предмет, чувствовать потребности и интересы детей, владеть чувством юмора, иметь живой и активный характер, быть готовым к пересмотру своих взглядов и еще многое другое [3].
Какие условия необходимы для того, чтобы возник интерес?
1. Учитель должен уметь, иметь возможность и желание вызвать такой интерес, чтобы заинтересовать детей своим предметом. В этом вопросе одного таланта учителю будет мало, необходима постоянная работа над собой. Как сказал В. Сухомлинский: «К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь».
2. Ребенок должен иметь не только природные способности, но и самое главное, быть настойчивым, очень трудолюбивым и видеть, что учитель искренне хочет ему помочь.
3.Многое зависит от родителей. В семье закладывается личность ребѐнка, она же играет и большую роль в еѐ формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
- Уверенность , которая основывается на сознании самооценки.
- Понимание достоинств и недостатков в себе самом.
- Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
- Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.
- Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
- Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми [4].
Я представляю методическую разработку «Школа олимпийского резерва по биологии», которая содержит сборник олимпиадных заданий по биологии. Он подходит для самостоятельного изучения, целью которой является создание дидактических условий для развития творчества и повышения личностной мотивации обучающихся к учебной деятельности, повышения интереса обучающихся к изучению естественных наук и знакомство учащихся со всеми типами олимпиадных заданий. Данный сборник позволяет улучшить качество знаний учащихся по биологии, выявить проблемные места в усвоении учебного материала, повысить мотивацию к изучению естественных наук, а также предоставляет возможность подготовиться к участию в олимпиадах как регионального, так и федерального уровней. Кроме того, сборник направлен на приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся решать различные прикладные задачи в т.ч. на метапредметном уровне [5].
Представленная методическая разработка имеет личную значимость, она является продолжением разработки заданий, направленных на развитие естественнонаучной грамотности у учащихся.
Значимость представленной методической разработки состоит в том, что она дополняет и расширяет содержание биологического образования, дает возможность обучающимся наполнить личностным смыслом изучаемые явления, повышает функциональную грамотность. Использование олимпиадных заданий дает возможность развить творческие способности ребенка и обрести внутренний мотив к изучению биологии [6].
Учителя биологии знают, какое значительное время занимает подготовка учащихся к предметным олимпиадам. Часто приходится одновременно готовить учащихся разных параллелей, а для этого нужны тесты по отдельным разделам школьного курса биологии.
Данное пособие поможет эффективно проводить подготовку учащихся разных параллелей, потому что в нем собрано большое количество заданий. Пособие разработано на основе анализа содержания олимпиадных заданий муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии и предназначено для подготовки к теоретическому туру Всероссийской олимпиады школьников по биологии [7].
Несомненным преимуществом данного пособия, является то, что представленные задания систематизированы по основным разделам школьного курса биологии и по четырем типам олимпиадных заданий. Приведенные в пособии ответы позволяют проводить самоконтроль знаний и выработать умения по выполнению типовых олимпиадных [8].
Пособие предназначено педагогам, занимающимся организацией и подготовкой учащихся к олимпиаде по биологии, учащимся, проявляющим повышенный интерес к биологии.
Методика «Интеллектуальный портрет»
Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.
Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик [9].
Познавательная сфера
1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).
2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблемы.
3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.
Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).
4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру.
Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.
5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.
Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.
6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременных занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).
7. Память – способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.
Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком [10].
Методическая разработка состоит из нескольких частей:
-целеполагающая часть (содержит варианты вопросов для определения собственного смысла изучения биологии учащимися основной общеобразовательной школы);
-каталог эвристических заданий для выбора учащимися направления изучения биологии исходя из личных предпочтений;
-критерии оценивания эвристических заданий;
-варианты рефлексий;
-алгоритм педагогического сопровождения учащегося (для минимизации стрессового состояния обучающихся в период выполнения эвристического задания).
Каждый человек обладает творческим началом, но не каждый способен творить по заданному плану и нести ответственность за собственное творчество. Творчество — это не только самовыражение человека, это процесс, которым можно управлять и развивать.
Таким образом, заявленная на участие в конкурсе методическая разработка соответствует современным тенденциям государственной политики и нацелена на развитие одаренности и талантов обучающихся, создает условия для мотивации изучения истории биологии.
В отечественной педагогике и психологии существует много определений «детской одаренности». Приведем классическое определение: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (предметной сфере) [11].
Бытует мнение, что одаренность ребенка в школе должна обязательно проявляться в рамках какого-либо предмета, а если ученик «троечник», то на нем можно ставить
«педагогический крест». Это далеко не так, потому что существует несколько видов (типов) детской одаренности: в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная и организационная; в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов; в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, художественный вкус и т.д.; в коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренности; одаренность в духовно-оценочной деятельности (один из наиболее сложно диагностированных видов одаренности, связан с чувством справедливости, ответственности, высоких идеалов и т.д.) [12].
Таким образом, успешность школьника по определенным предметам (опережение программы, победа в конкурсах и олимпиадах) можно отнести к интеллектуальной одаренности. Для любого вида детской одаренности один из принципиальных вопросов – это своевременное ее диагностирование и стимулирование.
Для образовательного учреждения можно предложить следующие этапы выявления и развития талантов ребят с учетом особенностей российской системы образования:
1-й этап - анамнестический - на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;
2-й этап - диагностический - на этом этапе (5-7 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;
3-й этап (8-9 классы) - этап накопления достижений выпускника основной школы;
4-й этап – это этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу.
В настоящее время существует целый комплекс внутришкольных, региональных и всероссийских мероприятий, направленных на развитие интеллектуального потенциала ребенка и его одаренности. Примерами является : работа школьного клуба «Интеллект»; межшкольные интеллектуальные конкурсы в рамках «Недели Наук», конкурс творческих проектов «Мои увлечения», работа научного общества учащихся (выход: научно-практическая конференция), школьные спецкурсы (например, «Интеллектуальные игры», «Тренажер мышления»), широкий выбор факультативных и элективных курсов, созданных по заявкам учащихся, создание профильных групп (консультации), малая академия наук (сотрудничество с вузами региона), конкурс «Ученик года», слѐт хорошистов и отличников «Учиться – это весело!», участие в Интернет-коференциях, форумах, фестивалях, летние школы по предметам для одаренных детей, и наконец, предметные олимпиады (очные и заочные).
В данной разработке рассматриваются вопросы, связанные с интеллектуальной
одаренностью учащихся в естественнонаучной области знаний [12].
Олимпиадное движение
Олимпиады позволяют:
1. выявить одаренных детей;
2. мотивировать школьников к углубленному изучению предмета;
3. развить творческий подход к решению нестандартных задач.
Зачем участвовать в олимпиадах:
1. Льготы при поступлении в ВУЗ
2. Общение с интересными людьми
3. Получение глубоких конкурентных знаний и формирование творческого подхода к решению задач
Преимущества олимпиадного движения по биологии
Интенсивная довузовская подготовка в области естественных наук
• Льготы при поступлении в ВУЗ
• Стипендиальное и премиальное вознаграждение в школе/университете
• Профориентационный компонент
• Установление долгосрочных знакомств –коллегиальное и коллаборационное взаимодействие
• Развитие навыка самообразования и информационного поиска
Специфика олимпиадных заданий по биологии
Задания основываются на образовательной программе по биологии в ВУЗах
• Тематика заданий соответствует современным актуальным вопросам биологии и смежных наук
• Решение задач требует высокого уровня общебиологической эрудиции
• Проверяется умение решать нестандартные задания, применять знания в новой ситуации, производить умозаключения, прогнозировать, моделировать изменения живых систем
• Высокая ценность практических заданий!
• 9, 10 и 11 класс тематически разобщен [13].
Олимпиадные задания 8-9 класса
ТЕМАТИКА:
• Основы систематики
• Морфология растений
• Морфология и анатомия беспозвоночных
животных
• Анатомия человека
• Цитология
НАВЫКИ:
• Работа с атласами-определителями
• Работа с микроскопом
• Построение филогенетических древ
• Первая медицинская помощь
• Препарирование беспозвоночных животных
• Описание анатомических препаратов
Олимпиадные задания 10 класса
ТЕМАТИКА:
• Основы систематики
• Анатомия и физиология растений
• Морфология и анатомия позвоночных животных
• Физиология человека
• Микробиология
• Классическая и молекулярная генетика
• Молекулярная биология и цитология
НАВЫКИ:
• Работа с атласами-определителями
• Работа с микроскопом и иммерсией
• Приготовление микробиологических мазков
• Расшифровка результатов медицинских диагностических процедур
• Приготовление анатомических срезов растений
Олимпиадные задания 11 класса
ТЕМАТИКА:
• Молекулярная и генетическая систематика
• Анатомия и физиология растений
• Физиология и этология животных
• Биохимия
• Эволюция
• Эмбриология
• Микробиология
• Медицинская молекулярная генетика
• Молекулярная биология и цитология
НАВЫКИ:
• Работа с атласами-определителями
• Работа с микроскопом и иммерсией
• Приготовление микробиологических мазков
• Расшифровка результатов медицинских диагностических процедур
• Приготовление анатомических срезов растений
• Моделирование биологических процессов (действие гормонов, ферментов, осмос, фотолиз ит.д.) [14].
Общие стратегии подготовки к олимпиадам по биологии
Перед началом и в процессе подготовки необходимо решать задания прошлых лет
• Пользоваться литературой издательства «Мир», «Бином», «Academia», «URSS»
• Брать рекомендации у бывших олимпиадников
• Смотреть образовательные блоги составителей олимпиад и бывших олимпиадников
• Посещать летние многопредметные образовательные школы и учебно-тренировочные сборы (Новосибирск, Москва, Киров и др.)
• Чем раньше начинает участвовать школьник –тем лучше! [15].
1 этап подготовки
- Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут - Биология. 3 тома. (зоология, ботаника, общая биология)
- Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. Биология. Полный курс. В 3-х томах
- Б. М. Медников - Биология: формы и уровни жизни
- Л.Г. Богданова. Биология. Справочник для поступающих в вузы Соловков Д. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка, 5-е изд.
- С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А. Козлова. Биология. Под редакцией академика РАЕН, профессора С. Г. Мамонтова.
2 этап подготовки – база 9 класса
- К. Эзау Анатомия растений
- Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя в 2-х ч.
- Васильев А.Е. Ботаника, морфология и анатомия растений
- Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника в 2-х томах.
- Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных
- Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных в 2-х томах
- Руперт Э.Э. Зоология беспозвоночных. в 4-х томах.
- В.А. Догель Зоология беспозвоночных
- Синельников Р.Д. – Атлас по анатомии человека
- Сапин М.Р. – Анатомия человека в 2-х томах
- А. Фаллер, М. Шюнке - Анатомия и физиология человека
3 этап подготовки – база 10 класса
- К. Эзау Анатомия растений
- Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных в 2-х томах
- Ленгелер Й., Древс Г., Шлегель Г. Современная микробиология. В 2-х томах.
- Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология
- Асланян М.М., Глазер В.М., Ким А.И., Орлова Н.Н. Задачи по современной генетике.
- Инге-Вечтомов С.Г. - Генетика с основами селекции
- Гилберт С. Биология развития в 3-х томах
- Белоусов Л.В. - Введение в общую эмбриологию
- Р. Шмидт, Г.Тевс - Физиология человека: В 3-х томах
- Гайтон А., Холл Д. - Медицинская физиология
- Розен В.Б., Смирнова О.В. - Основы эндокринологии
- Камкин А., Каменский А. Фундаментальная и клиническая физиология
4 этап подготовки – база 11 класса
- Д.Нельсон, М.Кокс – Основы биохимии Ленинджера в 3-х томах
- Альбертс Б., Брэй Д., Льюис и др. - Молекулярная биология клетки. 3 тома. (молекулярная биология)
- Б. Льюин – Клетки
- Б. Льюин – Гены
- Г.Ф.Хелдт – Биохимия растении
- Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
- В. Г. Бабенко – Экология
- Н.Кемпбелл – Биология, 9-е изд
- Николлс Дж.Г., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж. – От нейрона к мозгу, 5-е изд. [16].
Олимпиада «Покори Воробьевы горы»
Заочный этап – 5-8 класс, 9 класс, 10-11 класс
Очный этап – 5-8 класс, 9 класс, 10-11 класс
Акцент на работе с картинками –функциональная морфология, систематика
Решение генетической задачи
Решение биометрической задачи
Олимпиада «Ломоносов»
Первый отборочный тур– 5-8, 9, 10-11 классы
Второй отборочный тур – 5-8, 9, 10-11 классы
Заключительный (очный этап) – 5-8, 9, 10-11 классы
Акцент на работе с картинками –функциональная морфология, систематика, работа с определителями
Решение задачи по молекулярной генетике
Решение биометрической задачи
Решение задач по экологии
Турнир Ломоносова
Заочный этап – сентябрь, 6-11 класс
Заключительный этап – март, 10-11 класс
Свободный формат ответа на задание
Может быть несколько правильных ответов
Оценивается любая разумная идея
Чем нестандартнее подход и лучше идея, тем больше баллов
Олимпиада «Высшая проба»
Первый (отборочный) заочный этап –ноябрь-декабрь
Второй (заключительный) очный этап —январь-февраль
Олимпиада проводится для школьников 9–11 классов
Акцент на творческом подходе –необходимо нарисовать, привести аргументы, предложить гипотезы
Тип заданий – с открытым ответом, расчетные задачи
Олимпиада СПбГУ
Заочный этап – 5-6 класс, 7-8 класс, 9 класс, 10-11 класс
Очный этап – 5-6 класс, 7-8 класс, 9 класс, 10-11 класс
Есть отдельно олимпиада по медицине!
Множественный выбор
Работа с рисунком
Работа с информацией
Работа с текстом
Развернутый ответ
Всесибирская олимпиада школьников
Два заочных этапа, победа в любом из них дает право на участие в очном этапе
Участвуют школьники 7-11 классов
Тестовые задания, соответствия, открытый ответ по основным школьным разделам биологии
Задачи медицинской тематики
Олимпиада «Нанотехнологии– прорыв в будущее»
Заочный этап – 10-11 класс
Очный этап – 10-11 класс
Необходимо решить задания в формате открытого ответа по 4 дисциплинам –биология, химия, физика, биология.
Акцент на молекулярном уровне организации живого
Требуется знание микроскопии, метода меченых атомов, методов фармтехнологии и молекулярной биологии
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
Теоретический этап – с одиночным, множественным выбором, на оценку суждений, на соответствие
Практический этап – 3-4 тематических кабинета с лабораторными практикумами или описанием препаратов, решением задач
Школьный этап – 6-11 класс
Муниципальный этап – 6-11 класс
Региональный этап – 9-11 класс
Заключительный этап – 9-11 класс
IBO – 4 человека от РФ 11 класс
IJSO – международная естественно-научная олимпиада юниоров
Участники до 16 лет
Подготовка на базе МФТИ
Отбор кандидатов в сборную РФ на заключительном этапе ВОШ
Необходимо решить задания по 4 дисциплинам –биология, химия, физика, биология.
Первый теоретический тур – 10 заданий по каждой из 4 дисциплин с единственным э
ответа, за неправильный ответ баллы снимаются
Второй теоретический тур – решение задач в формате открытого ответа о 4 дисциплинам
Практический тур – командное выполнение 4 лабораторных практикумов
Сопровождение и подготовка к олимпиадам по биологии
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
- Школьный этап – 6-11 класс
- Муниципальный этап – 6-11 класс
- Региональный этап – 9-11 класс
- Заключительный этап – 9-11 класс
- IBO – 4 человека от РФ 11 класс
Теоретический этап – с одиночным, множественным выбором, на оценку суждений, на соответствие
Практический этап – 3-4 тематических кабинета с лабораторными практикумами или описанием препаратов, решением задач
Муниципальный этап ВОШ
Типология заданий – похожа на ЕГЭ, плюс оценка правильности суждений и подписи к рисунку
Задания на единичный и множественный выбор повторяются из года в год с вероятностью около 10%
Нет практики!
Материал - в рамках профильного школьного учебника
Акцент на детальном строении живых организмов, знании нестандартных жизненных форм
Региональный этап ВОШ
Есть 3 практических кабинета
Материал - за рамками профильного школьного учебника
Акцент на детальном строении живых организмов, знании нестандартных жизненных форм
Задания только с 9класса!
Трудные задания регионального этапа
• Интерпретация экспериментов и агротехнологий
• Фундаментальные законы экологии
• Расшифровка графиков регистрации физиологиеских процессов
• Адаптационная анатомия и физиология
• Жизнедеятельность малоизвестных животных и растений
• Особенности поведения диких и лабораторных животных
• Палеонтология
- Модификации основных биохимических процессов (фотосинтез, окисление биополимеров и др.)
• Токсикология и фармакология
• Микробиология жизненных циклов растений
• Колониальные и симбиотические формы жизни
• Методы биоинженерии
• Альгология и микология
• Системы жизненных форм (по Раункиеру, Серебрякову) [15].
Практический тур регионального этапа
9 класс:
1. Морфология и систематика растений – работа с атласом-определителем, доскональное знание морфологии побега, цветка, корня, плода, знание жизненных форм растений
2. Зоология беспозвоночных – навык препарирования, знание типов развития, строение
ротового аппарата, функций конечностей, модификаций первичных органов. Систематики
- Биология человека – навык расшифровки снимков электронной микроскопии, определения, описания и схематической зарисовки гистологических препаратов, знание классификаций по системам органов, особенно опорно-двигательного аппарата, нервной и эндокринной систем
10 класс:
1. Анатомия растений – навык приготовления поперечных и продольных срезов, их окрашивания
флороглюцином, знание терминологии анатомического строения корня/побега/листа , их видоизменения
2. Зоология позвоночных – навык определения и систематизации животного по черепу, чучелу,
консервированному препарату, гнезду, голосу, следам, знание зубных формул, работа с атласами-определителями, определение экологических групп и места в пищевой цепи
- Биология человека – навык расшифровки снимков электронной микроскопии, определения, описания и схематической зарисовки гистологических препаратов, знание особенностей кровоснабжения, питания, регуляции деятельности, регенерации и возможные патологии каждого органа
11 класс:
1. Лаборатория биохимии – знание качественных реакций биополимеров и их мономеров, навыки расчета активности фермента, молярных соотношений в гидролизате, количественного выхода продуктов реакции, знание распределения биохимических процессов по клеточным компартментам, биофизики осмоса
2. Физиология и морфология растений – знание пигментного и антиоксидантного состава растений, их запасающих веществ, биохимии этих соединений и их функций, навык хроматографии, получения гомогенизатов, знание методики спектрофотометрии
3. Генетика – знание классификации мутаций, расчет скорости мутаций, построение филогенетических древ по последовательностям ДНК, решение задач классической и популяционной генетики, знание основных моногенных патологий и генетических семейств
В 10 классе еще могут быть:
1. Микробиология – навык приготовления препаратов «висячая капля», «раздавленная капля», «фиксированный мазок», окраски по Грамму, знание типов питательных сред, особенностей культивирования м/о, их экологических групп, морфологии бактерий, микроскопических грибов и протистов, мишеней воздействия антибиотиков
2. Физиология человека – навык регистрации и анализа ЭКГ, проведение физиологических
проб, анализ данных спирометрии, медицинских анализов
В 11 классе еще могут быть:
1. Экология, эволюция и этология – знание особенностей пищевого, полового,
материнского, исследовательского поведения, их генетический и
физиологический субстраты, экологические адаптации организмов, взаимодействие внутривидовое и межвидовое
2. Физиология развития – знание основных стадий эмбриогенеза, эмбрио- и фетопатий,
их генетических причин, тератогенов, врожденных генетических аномалий и пороков развития
Таким образом, при подготовке к региону рекомендуется:
• Углубить знания по альгологии, микологии, систематике, филогенетике, экологии, палеонтологии, этологии
• Изучить методы генной инженерии, электронной микроскопии, основы медицинской диагностики, работы с лабораторными животными
• Отработать практикумы по зоологии беспозвоночных, морфологии, анатомии и физиологии растений, гистологии, микробиологии
• Отработать расчетные задачи по биохимии и генетике
• Делать краткие конспекты специализированных книг, распечатывать или зарисовывать схемы, классификации
• Смотреть на YouTube методики лабораторных практикумов по биологии
• Воспроизвести практикумы прошлых лет и прорешать задания прошлых лет
• Довести до автоматизма подсчет химических показателей (концентрации, моли, массовая доля и т.д.)
• Выработать графическую память на микропрепараты и срезы [16].
Трудные задания заключительного этапа
Альгология и микология
• Современная систематика
• Жизненный циклы высших растений
• Происхождение, развитие и преобразование частей зародышевого мешка/семени
• Виды запасающих и структурных биополимеров в природе и их ферментизация
• Особенности проводящей системы разных отделов высших растений
• Гормоны растений (функции, формулы, место секреции и органы мишени)
• Внутриклеточные молекулярные каскады и их генетическая модификация
• Молекулярные аспекты экспрессии генов
• Физиологическая регуляция гомеостаза
• Пигменты и антиоксиданты
• Ферментативная кинетика
• Энергетические выходы биохимических реакций
• Методы молекулярной биологии
• Иммунология
• Биохимические модификации основных метаболических путей (брожение, пентозо-фосфатный путь и т.д.)
• Нейроэлектрофизиология
Направление и способы работы с одарёнными детьми
1. Организационное направление
Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одарѐнных детях, условиях их обучения и развития.
2. Научно-методическое направление. Создание банка методических материалов для работы с одарѐнными детьми.
3. Экспериментальное направление. Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.
Организация работы с родителями одарѐнных детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарѐнных детей.
4. Аналитическое направление
На данном этапе планируется проанализировать результаты работы,
определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план
на следующий учебный год. Эксперименгтальный лицей уделяет особое внимание детям. В работе с учащимися используются различные формы организации учебной работы; участие в школьных и муниципальных и краевых олимпиадах, соревнованиях. Наши
выпускники конкурентоспособны при поступлении на биологические и медицинские специальности вузов. Основной формой организации учебного процесса в школе остаѐтся
урок. Формы и приѐмы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и
индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках биологии. При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого
процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной
для изучения темы. А для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы
активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к биологии, в моей системе работы есть и такие направления, как:
- работа по индивидуальным планам развития,
- элективные курсы,
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися,
- конкурсы,
- интеллектуальный марафон,
- участие в олимпиадах,
- творческие экзамены,
- проектно-исследовательская деятельность,
- ролевые и интеллектуальные игры,
- диагностика – изучение личности учащихся,
- работа со способными и одаренными учащимися на уроках
биологии,
- внеклассная работа и другие.
Вывод
Представленная разработка соответствует образовательной программе «Биология. 5-11 класс»
В соответствии с Примерной рабочей программой основного общего образования «Биология» (для 5-9 классов общеобразовательной организации) «место предмета «Биология» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. –М.: Академия, 2002.
2. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: работа с хорошо успевающими и одарѐнными учащимися//Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Пед. общество России, 2000. – С. 96-111.
3. Возрастная и педагогическая психология /Сост. Дубровина И.В. – М.: Академия, 2001. 81
4. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия/ Мухина В.С. – М.: Академия, 2001.
5. Гильбух Ю.З. Внимание: одарѐнные дети. – М.: Знание, 1991.
6. Ильин В.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. (способности и одарѐнность)
7. Ландау Э. Одарѐнность требует мужества: психологическое сопровождение одарѐнного ребенка. – М.: Академия, 2002.
8. Лейтес Н.С. Возрастные основы умственного роста. Возрастная и педагогическая психология/ сост. И. В. Дубровина и др. – М.: Академия, 2000 – С. 166-173.
9. Миллер А. Драма одарѐнного ребенка и поиск собственного Я. – М.:Академический проект, 2001.
10. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр "Пед.поиск", 2001.
11. Психология одарѐнности: от теории к практике./ ред. Ушаков Д.В. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
12. Психология одарѐнности детей и подростков: учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав. /под ред. Лейтеса Н.С. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000.
13. Савенков А.И. Детская одарѐнность: развитие средствами искусства. – М.: Пед. общ-во России, 1999.
14. Савенков А.И. Одарѐнный ребенок в массовой школе/ред. Ушакова М.А. – М.: Сентябрь, 2001.
16. Холодная М.А. Психология интеллекта. – 2-е изд., доп., перераб. – СПб.: Питер, 2002.
Приложение 1
В помощь учителям и учащимся
Один из важных моментов деятельности учителя при организации работы с одаренными
детьми – обеспечение условий для их самостоятельной работы. Предлагаю наиболее
интересные с содержательной точки зрения литературные источники, которые могут стать практической основой для целенаправленной работы с одаренными детьми, разработки системы творческих самостоятельных заданий и самоподготовки, а также факультативных занятий.
- Канал “КПД-БИО” в Youtube https://www.youtube.com/channel/UCiejdJQoUR-suil5EkAaEVg
- Приложение на Android (подготовка к ВОШ - тесты прошлых лет) https://play.google.com/store/apps/details?id=com.kpdquiz.kpdquiz
- Новостной портал и архив ВОШ http://www.rosolymp.ru
Подборка увлекательных онлайн-ресурсов для тех, кто интересуется биологией!
- www.childrenscience.ru - бесплатные онлайн-курсы для самостоятельного изучения предмета, в том числе «Окружающий мир» (познавательные лекции для учеников 1-4 классов) и «Эволюция», «Ботаника», «Естествознание», «Микробиология», «Решение генетических задач» (для учеников 9-11 классов);
- www.ladle.ru - размещены лаконичные и наглядные видеолекции для учеников 6-9 классов, а также тесты ЕГЭ по биологии и другим предметам. Материал подается в легкой, доступной форме. Каждая тема разбита на несколько частей, после изучения основного материала слушателям предлагают ознакомиться с дополнительной интересной информацией и пройти итоговый тест.
- www.biology.su - конспекты по различным темам биологии («Бактерии», «Грибы», «Растения», «Животные», «Анатомия и физиология человека», «Эволюция», «Генетика», «Клетка», «Молекулярная биология») с качественными иллюстрациями;
- www.zin.ru/ Сайт Зоологического института РАН (Санкт-Петербург). Здесь есть и виртуальные экскурсии по залам музея, и оцифрованные коллекции, а также отдельные тематические страницы, посвященные, к примеру, жукам или пресноводным рыбам. Много рисунков и фотографий.
5. www.filin.vn.ua/ - Энциклопедия животных с шикарными иллюстрациями – удобный и красочный путеводитель по разнообразному и богатому видами царству многоклеточных животных нашей планеты.
Где искать задания, книги, советы?
Сайты
- olimpiada.ru
- bioturnir.ru
- ibo-info.org
- kpdbio.ru
- enanos.nanometer.ru
- www.ijsoweb.org
- pvg.mk.ru
- olymp.msu.ru
- turlom.olimpiada.ru
- olymp.hse.ru
- sesc.nsu.ru/vsesib/
- olympiada.spbu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропаганда здорового образа жизни посредством физкультурно-спортивных мероприятий на базе Санкт-Петербургского училища олимпийского резерва № 2
В статье обобщается опыт организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий в училище олимпийского резерва, направленных на профилактику асоциального поведения учащихся и студентов и проп...
Пропаганда здорового образа жизни посредством физкультурно-спортивных мероприятий на базе Санкт-Петербургского училища олимпийского резерва № 2
В статье обобщается опыт организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий в училище олимпийского резерва, направленных на профилактику асоциального поведения учащихся и студентов и проп...

Проект " Мы-Олимпийский резерв"
Олимпийские игры как средство патриотического воспитания детей, основные задачи которого могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов свое...

о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культ
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее Совет по профилактике) создается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «...

Информационные технологии и резервы качества урока.
Применение информационных технологий, в учебном процессе, позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации л...
Дистанционное обучение спортсменов в училище Олимпийского резерва им. В. С. Тишина
Статья посвящена дистанционному обучению спортсменов в УОР им.В. С. Тишина...
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Олимпийские резервы»
Материал представляет из себя сценарий внеурочного мероприятия на тему: "Олимпийские резервы"...
