Доклад "Школа Олимпийского резерва"
методическая разработка

Колесова Марина Николаевна

Представленная разработка соответствует  образовательной программе «Биология. 5-11 класс»

В соответствии с Примерной рабочей программой основного общего образования «Биология» (для 5-9 классов общеобразовательной организации) «место предмета «Биология» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shkola_olimpiyskogo_rezerva.docx49.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

 «Развитие и формирование функциональной грамотности обучающихся: от теории к практике»

(доклад)

ТЕМА:

«Школа олимпийского резерва» как средство развития

функциональной грамотности учащихся по биологии»

Автор:

Колесова Марина Николаевна,

учитель биологии и химии, высшей квалификационной категории МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

Усть-Илимск, 2023

 «Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только помочь ему открыть это в себе».

Галилей

        В  современном  российском  обществе  возрастает  потребность  в людях,  неординарно  мыслящих,  творческих,  активных,  способных нестандартно  решать  поставленные  задачи  и  формулировать  новые, перспективные  цели.  Установка  на  массовое  образование  снизила возможность  развития  интеллектуального  ресурса,  и  только  современная реформа  образования  в  России  позволила  вновь  обратиться  к  поддержке одарѐнных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная,

профессиональная элита[1].

        В  этих  условиях  поддержка,  развитие  и  социализация  одарѐнных детей,  несомненно,  становятся  одной  из  приоритетных  задач  системы образования.  Процесс  выявления,  обучения  и  воспитания  одарѐнных, талантливых  детей  составляет  новую  задачу  совершенствования  системы образования,  так  как  обучение  одарѐнных  детей  сегодня  –  это  модель обучения всех детей завтра.

        Однако  существующая  на  сегодняшний  день  проблема  развития одарѐнности  детей  с  повышенным  творческим  и  интеллектуальным потенциалом  в  полной  мере пока не находит своего решения.  Сложность заключается  в  специфике  работы  с  одарѐнными  детьми.  Вот  некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1.  Эпизодическая индивидуальная работа с одарѐнными детьми.

2.  Проблемой остаѐтся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарѐнных детей.

3.  Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарѐнных детей.

4.  Требует  совершенствования  сотрудничество  педагогов  и родителей  в  создании  условий  для  развития  природных  задатков школьников.

        Указанные  проблемы  приводят  к  тому,  что  творческий  и интеллектуальный  потенциал одарѐнных детей  не  раскрывается  в полной мере.  Проблема  обучения  и  развития  одарѐнных  детей  требует пристального  внимания  и  тесного  взаимодействия  всей  педагогической общественности.  Для того чтобы развить  интеллектуальный и творческий потенциал  учащихся,  необходимо  внедрять  в  образовательный  процесс

новые  образовательные  технологии,  развивающие  формы  и  методы обучения [2].

Я  -  учитель биологии, и я учу впускать этот прекрасный мир в себя. А чтобы достичь этого, вначале надо научиться видеть, как окружающий мир  прекрасен:  полет  мотылька,  цветок,  тянущийся  к  солнцу,  трель соловья,  улыбка  ребенка.  Моя  задача  как  учителя  состоит  в  создании условий  для  реализации  и  развития  индивидуальных  и  творческих способностей учащихся, в воспитании  личности:

- способной к саморазвитию и творчеству,

-  обладающей  стремлением  к  успеху,  верой  в  свои  возможности, потребностью в новых достижениях,

- имеющей позитивное мышление,

- умеющей предвидеть результаты своих действий,

- обладающей активной жизненной позицией.

        В  каждой  школе  есть  много  детей,  которых  интересуют биологические  дисциплины,  но  необходимо  так  увлечь,  заинтересовать ребенка,  чтобы  в  дальнейшем  он  пошел  именно  по  этому  направлению.

        Как  пишет  Анатолий  Гин:  «Ничто  так  не  привлекает  внимания  и  не стимулирует  работу  ума,  как  удивительное».  От  учителя,  работающего  с детьми, требуется умение строить обучение соотносительно с результатом диагностического  обследования,  модифицировать  учебные  программы, прекрасно знать свой предмет, чувствовать потребности и интересы детей, владеть чувством  юмора, иметь живой и активный характер, быть готовым к пересмотру своих взглядов и еще многое другое [3].

Какие условия необходимы для того, чтобы возник интерес?

1.  Учитель  должен  уметь,  иметь  возможность  и  желание  вызвать такой  интерес,  чтобы  заинтересовать  детей  своим  предметом.  В  этом вопросе  одного  таланта  учителю  будет  мало,  необходима  постоянная работа  над  собой.  Как  сказал  В.  Сухомлинский:  «К  хорошему  уроку учитель готовится всю жизнь».

2.  Ребенок  должен  иметь  не  только  природные  способности,  но  и самое  главное,  быть  настойчивым,  очень  трудолюбивым  и  видеть,  что учитель искренне хочет ему помочь.

3.Многое  зависит   от  родителей.  В  семье  закладывается  личность ребѐнка,  она  же  играет  и  большую  роль  в  еѐ  формировании.  Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

- Уверенность , которая основывается на сознании самооценки.

- Понимание достоинств и недостатков в себе самом.

- Интеллектуальную  любознательность  и  готовность  к исследовательскому риску.

- Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.

- Привычку  опираться  на  собственные  силы  и  готовность  нести ответственность за свои поступки.

- Умение  помогать  находить  общий  язык  и  радость  в  общении  с людьми [4].

        Я представляю методическую разработку «Школа олимпийского резерва по биологии», которая содержит сборник олимпиадных заданий по биологии. Он подходит для самостоятельного изучения, целью которой является создание дидактических условий для развития творчества и повышения личностной мотивации обучающихся к учебной деятельности, повышения интереса обучающихся к изучению естественных наук и знакомство учащихся со всеми типами олимпиадных заданий.  Данный  сборник позволяет улучшить качество знаний учащихся по биологии, выявить проблемные места в усвоении учебного материала, повысить мотивацию к изучению естественных наук, а также предоставляет возможность подготовиться к участию в олимпиадах как регионального, так и федерального  уровней. Кроме того, сборник направлен на приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся решать различные прикладные задачи в т.ч. на метапредметном уровне [5].

        Представленная методическая разработка имеет личную значимость, она является продолжением разработки заданий, направленных на развитие естественнонаучной грамотности у учащихся.

        Значимость представленной методической разработки состоит в том, что она дополняет и расширяет содержание биологического образования, дает возможность обучающимся наполнить личностным смыслом изучаемые явления, повышает функциональную грамотность.  Использование олимпиадных  заданий дает возможность развить творческие способности ребенка и обрести внутренний мотив к изучению биологии [6].

        Учителя биологии знают, какое значительное время занимает подготовка учащихся к предметным олимпиадам. Часто приходится одновременно готовить учащихся разных параллелей, а для этого нужны тесты по отдельным разделам школьного курса биологии.

        Данное пособие поможет эффективно проводить подготовку учащихся разных параллелей, потому что в нем собрано большое количество заданий.  Пособие разработано на основе анализа содержания  олимпиадных заданий муниципального,  регионального  и  заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии и   предназначено для подготовки к теоретическому туру Всероссийской олимпиады  школьников по биологии [7].

        Несомненным преимуществом данного пособия, является то, что представленные задания  систематизированы   по основным разделам школьного курса биологии и по четырем типам  олимпиадных заданий. Приведенные в пособии  ответы  позволяют  проводить самоконтроль знаний и  выработать умения по выполнению  типовых олимпиадных [8].

        Пособие  предназначено педагогам, занимающимся организацией и подготовкой учащихся к олимпиаде по биологии, учащимся, проявляющим   повышенный интерес к биологии.

Методика «Интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик [9].

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременных занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память – способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком [10].

        Методическая разработка состоит из нескольких частей:

-целеполагающая часть (содержит варианты вопросов для определения собственного смысла изучения биологии учащимися основной общеобразовательной школы);

-каталог эвристических заданий для выбора учащимися направления изучения биологии исходя из личных предпочтений;

-критерии оценивания эвристических заданий;

-варианты рефлексий;

-алгоритм педагогического сопровождения учащегося (для минимизации стрессового состояния обучающихся в период выполнения эвристического задания).

                Каждый человек обладает творческим началом, но не каждый способен творить по заданному плану и нести ответственность за собственное творчество. Творчество — это не только самовыражение человека, это процесс, которым можно управлять и развивать.

Таким образом, заявленная на участие в конкурсе методическая разработка соответствует современным тенденциям государственной политики и нацелена на развитие  одаренности и талантов обучающихся,  создает условия для мотивации изучения истории биологии.

В отечественной  педагогике  и  психологии  существует  много  определений  «детской одаренности».  Приведем  классическое  определение:  «Одаренный  ребенок  –  это  ребенок, который  выделяется  яркими,  очевидными,  иногда  выдающимися  достижениями  (или имеет  предпосылки  для  таких  достижений)  в  том  или  ином  виде  деятельности (предметной сфере) [11].

Бытует мнение, что одаренность ребенка в школе должна  обязательно проявляться  в рамках  какого-либо  предмета,  а  если  ученик  «троечник»,  то  на  нем  можно  ставить

«педагогический крест». Это далеко не так,  потому что существует несколько видов (типов) детской одаренности: в  практической  деятельности  –  одаренность  в  ремеслах,  спортивная  и организационная; в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов; в  художественно-эстетической  деятельности  –  хореографическая,  сценическая,  художественный вкус и т.д.; в коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренности; одаренность  в  духовно-оценочной  деятельности  (один  из  наиболее  сложно  диагностированных  видов  одаренности,  связан  с  чувством  справедливости,  ответственности, высоких идеалов и т.д.) [12].

Таким  образом,  успешность  школьника  по  определенным  предметам  (опережение  программы,  победа  в  конкурсах  и  олимпиадах)  можно  отнести  к  интеллектуальной одаренности.  Для  любого  вида  детской  одаренности  один  из  принципиальных  вопросов  – это своевременное ее диагностирование и стимулирование.

Для  образовательного учреждения  можно предложить следующие этапы выявления и развития талантов ребят с учетом особенностей российской системы образования:

1-й  этап  -  анамнестический  -  на  первой  ступени  обучения,  где  при  выявлении  одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;

2-й этап  -  диагностический  -  на этом этапе (5-7 классы) проводится индивидуальная  оценка творческих возможностей и способностей ребенка;

3-й этап (8-9 классы) - этап накопления достижений выпускника основной школы;

4-й  этап  –  это  этап  формирования,  углубления  и  развития  неординарных  способностей ребенка приходится на старшую школу.

В  настоящее  время  существует  целый  комплекс  внутришкольных,  региональных  и всероссийских  мероприятий,  направленных  на  развитие  интеллектуального  потенциала  ребенка  и  его  одаренности.  Примерами является :  работа  школьного  клуба  «Интеллект»;  межшкольные  интеллектуальные  конкурсы  в  рамках  «Недели Наук», конкурс  творческих  проектов  «Мои  увлечения»,  работа  научного  общества  учащихся  (выход:  научно-практическая  конференция),  школьные  спецкурсы  (например, «Интеллектуальные  игры»,  «Тренажер  мышления»),  широкий  выбор  факультативных  и  элективных  курсов,  созданных  по  заявкам  учащихся,  создание  профильных  групп  (консультации),  малая академия наук (сотрудничество с вузами  региона), конкурс «Ученик  года»,  слѐт  хорошистов  и  отличников  «Учиться  –  это  весело!»,  участие  в  Интернет-коференциях,  форумах,  фестивалях,  летние  школы  по  предметам  для  одаренных  детей,  и наконец, предметные олимпиады (очные и заочные).

В  данной  разработке рассматриваются вопросы,  связанные  с  интеллектуальной

одаренностью учащихся в естественнонаучной области знаний [12].

Олимпиадное движение

Олимпиады позволяют:

1. выявить одаренных детей;

2. мотивировать школьников к углубленному изучению предмета;

3. развить творческий подход к решению нестандартных задач.

Зачем участвовать в олимпиадах:

1. Льготы при поступлении в ВУЗ

2. Общение с интересными людьми

3. Получение глубоких конкурентных знаний и формирование творческого подхода к решению задач

Преимущества олимпиадного движения по биологии

Интенсивная довузовская подготовка в области естественных наук

• Льготы при поступлении в ВУЗ

• Стипендиальное и премиальное вознаграждение в школе/университете

• Профориентационный компонент

• Установление долгосрочных знакомств –коллегиальное и коллаборационное взаимодействие

• Развитие навыка самообразования и информационного поиска

Специфика олимпиадных заданий по биологии

Задания основываются на образовательной  программе по биологии в ВУЗах

• Тематика заданий соответствует современным  актуальным вопросам биологии и смежных наук

• Решение задач требует высокого уровня  общебиологической эрудиции

• Проверяется умение решать нестандартные задания, применять знания в новой ситуации, производить умозаключения, прогнозировать, моделировать изменения живых систем

• Высокая ценность практических заданий!

• 9, 10 и 11 класс тематически разобщен [13].

Олимпиадные задания 8-9 класса

ТЕМАТИКА:

• Основы систематики

• Морфология растений

• Морфология и анатомия беспозвоночных

животных

• Анатомия человека

• Цитология

НАВЫКИ:

• Работа с атласами-определителями

• Работа с микроскопом

• Построение филогенетических древ

• Первая медицинская помощь

• Препарирование беспозвоночных животных

• Описание анатомических препаратов

Олимпиадные задания 10 класса

ТЕМАТИКА:

• Основы систематики

• Анатомия и физиология растений

• Морфология и анатомия позвоночных животных

• Физиология человека

• Микробиология

• Классическая и молекулярная генетика

• Молекулярная биология и цитология

НАВЫКИ:

• Работа с атласами-определителями

• Работа с микроскопом и иммерсией

• Приготовление микробиологических мазков

• Расшифровка результатов медицинских диагностических процедур

• Приготовление анатомических срезов растений

Олимпиадные задания 11 класса

ТЕМАТИКА:

• Молекулярная и генетическая систематика

• Анатомия и физиология растений

• Физиология и этология животных

• Биохимия

• Эволюция

• Эмбриология

• Микробиология

• Медицинская молекулярная генетика

• Молекулярная биология и цитология

НАВЫКИ:

• Работа с атласами-определителями

• Работа с микроскопом и иммерсией

• Приготовление микробиологических мазков

• Расшифровка результатов медицинских диагностических процедур

• Приготовление анатомических срезов растений

• Моделирование биологических процессов (действие гормонов, ферментов, осмос, фотолиз ит.д.) [14].

Общие стратегии подготовки к олимпиадам по биологии

Перед началом и в процессе подготовки необходимо решать задания прошлых лет

• Пользоваться литературой издательства «Мир», «Бином», «Academia», «URSS»

• Брать рекомендации у бывших олимпиадников

• Смотреть образовательные блоги составителей олимпиад и бывших олимпиадников

• Посещать летние многопредметные образовательные школы и учебно-тренировочные сборы (Новосибирск, Москва, Киров и др.)

• Чем раньше начинает участвовать школьник –тем лучше!  [15].

        

1 этап подготовки

  1. Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут - Биология. 3 тома. (зоология, ботаника, общая биология)
  2. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. Биология. Полный курс. В 3-х томах
  3. Б. М. Медников - Биология: формы и уровни жизни
  4. Л.Г. Богданова. Биология. Справочник для поступающих в вузы Соловков Д. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка, 5-е изд.
  5. С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А. Козлова. Биология. Под редакцией академика РАЕН, профессора С. Г. Мамонтова.

2 этап подготовки – база 9 класса

  1.  К. Эзау Анатомия растений
  2.  Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя в 2-х ч.
  3. Васильев А.Е. Ботаника, морфология и анатомия растений
  4. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника в 2-х томах.
  5.  Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных
  6.  Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных в 2-х томах
  7. Руперт Э.Э. Зоология беспозвоночных. в 4-х томах.
  8. В.А. Догель Зоология беспозвоночных
  9. Синельников Р.Д. – Атлас по анатомии человека
  10. Сапин М.Р. – Анатомия человека в 2-х томах
  11. А. Фаллер, М. Шюнке  - Анатомия и физиология человека  

3 этап подготовки – база 10 класса

  1. К. Эзау Анатомия растений
  2. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных в 2-х томах
  3. Ленгелер Й., Древс Г., Шлегель Г. Современная  микробиология. В 2-х томах.
  4. Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология
  5. Асланян М.М., Глазер В.М., Ким А.И., Орлова Н.Н. Задачи по современной генетике.
  6. Инге-Вечтомов  С.Г. - Генетика с основами селекции
  7. Гилберт С. Биология развития в 3-х томах
  8. Белоусов Л.В. - Введение в общую эмбриологию
  9. Р. Шмидт, Г.Тевс  - Физиология человека: В 3-х томах
  10.  Гайтон А., Холл Д. - Медицинская физиология
  11. Розен В.Б., Смирнова О.В. - Основы эндокринологии
  12.  Камкин А., Каменский А. Фундаментальная и клиническая физиология

        4 этап подготовки – база 11 класса

  1. Д.Нельсон, М.Кокс – Основы биохимии Ленинджера в 3-х томах
  2. Альбертс Б., Брэй Д., Льюис и др. - Молекулярная биология клетки. 3 тома. (молекулярная биология)
  3.  Б. Льюин – Клетки
  4.  Б. Льюин – Гены
  5. Г.Ф.Хелдт – Биохимия растении
  6. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
  7. В. Г. Бабенко – Экология
  8.  Н.Кемпбелл – Биология, 9-е изд
  9. Николлс Дж.Г., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж. – От нейрона к мозгу, 5-е изд. [16].

Олимпиада «Покори Воробьевы горы»

Заочный этап – 5-8 класс, 9 класс, 10-11 класс

Очный этап – 5-8 класс, 9 класс, 10-11 класс

Акцент на работе с картинками –функциональная морфология, систематика

 Решение генетической задачи

Решение биометрической задачи

Олимпиада «Ломоносов»

Первый отборочный тур– 5-8, 9, 10-11 классы

Второй отборочный тур – 5-8, 9, 10-11 классы

Заключительный (очный этап) – 5-8, 9, 10-11 классы

 Акцент на работе с картинками –функциональная морфология, систематика, работа с определителями

 Решение задачи по молекулярной генетике

Решение биометрической задачи

Решение задач по экологии

Турнир Ломоносова

 Заочный этап – сентябрь, 6-11 класс

Заключительный этап – март, 10-11 класс

Свободный формат ответа на задание

Может быть несколько правильных ответов

Оценивается любая разумная идея

Чем нестандартнее подход и лучше идея, тем больше баллов

Олимпиада «Высшая проба»

 Первый (отборочный) заочный этап –ноябрь-декабрь

 Второй (заключительный) очный этап —январь-февраль

 Олимпиада проводится для школьников 9–11 классов

 Акцент на творческом подходе –необходимо нарисовать, привести аргументы, предложить гипотезы

Тип заданий – с открытым ответом, расчетные задачи

Олимпиада СПбГУ

Заочный этап – 5-6 класс, 7-8 класс, 9 класс, 10-11 класс

 Очный этап – 5-6 класс, 7-8 класс, 9 класс, 10-11 класс

Есть отдельно олимпиада по медицине!

 Множественный выбор

Работа с рисунком

Работа с информацией

Работа с текстом

 Развернутый ответ

Всесибирская  олимпиада школьников

 Два заочных этапа, победа в любом из них дает право на участие в очном этапе

 Участвуют школьники 7-11 классов

Тестовые задания, соответствия, открытый ответ по основным школьным разделам биологии

 Задачи медицинской тематики

Олимпиада «Нанотехнологии– прорыв в будущее»

Заочный этап – 10-11 класс

 Очный этап – 10-11 класс

Необходимо решить задания в формате открытого ответа по 4 дисциплинам –биология, химия, физика, биология.

Акцент на молекулярном уровне организации живого

Требуется знание микроскопии, метода  меченых атомов, методов фармтехнологии и молекулярной биологии  

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Теоретический этап – с одиночным, множественным выбором, на оценку суждений, на соответствие

Практический этап – 3-4 тематических кабинета с лабораторными практикумами или  описанием препаратов, решением задач

Школьный этап – 6-11 класс

Муниципальный этап – 6-11 класс

Региональный этап – 9-11 класс

Заключительный этап – 9-11 класс

IBO – 4 человека от РФ 11 класс

IJSO – международная естественно-научная олимпиада юниоров

Участники до 16 лет

 Подготовка на базе МФТИ

 Отбор кандидатов в сборную РФ на заключительном этапе ВОШ

Необходимо решить задания по 4 дисциплинам –биология, химия, физика, биология.

Первый теоретический тур – 10 заданий по каждой из 4 дисциплин с единственным э

ответа, за неправильный ответ баллы снимаются

 Второй теоретический тур – решение задач в формате открытого ответа о 4 дисциплинам

Практический тур – командное выполнение 4 лабораторных практикумов

        Сопровождение и  подготовка к олимпиадам по биологии

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

  1. Школьный этап – 6-11 класс
  2. Муниципальный этап – 6-11 класс
  3. Региональный этап – 9-11 класс
  4.  Заключительный этап – 9-11 класс
  5. IBO – 4 человека от РФ 11 класс

 Теоретический этап – с одиночным, множественным выбором, на оценку суждений, на соответствие

Практический этап – 3-4 тематических кабинета с лабораторными практикумами или описанием препаратов, решением задач

Муниципальный этап ВОШ

 Типология заданий – похожа на ЕГЭ, плюс оценка правильности суждений и подписи к рисунку

Задания на единичный и множественный выбор повторяются из года в год с вероятностью около 10%

 Нет практики!

 Материал - в рамках профильного школьного учебника

Акцент на детальном строении живых организмов, знании нестандартных жизненных форм

Региональный этап ВОШ

Есть 3 практических кабинета

 Материал - за рамками профильного школьного учебника

Акцент на детальном строении живых организмов, знании нестандартных жизненных форм

Задания только с 9класса!

Трудные задания регионального этапа

• Интерпретация экспериментов и агротехнологий

• Фундаментальные законы экологии

• Расшифровка графиков регистрации физиологиеских процессов

• Адаптационная анатомия и физиология

• Жизнедеятельность малоизвестных животных и растений

• Особенности поведения диких и лабораторных животных

• Палеонтология

  • Модификации основных биохимических процессов (фотосинтез, окисление биополимеров и др.)

• Токсикология и фармакология

• Микробиология жизненных циклов растений

• Колониальные и симбиотические формы жизни

• Методы биоинженерии

• Альгология и микология

• Системы жизненных форм (по Раункиеру, Серебрякову) [15].

Практический тур регионального этапа

9 класс:

1. Морфология и систематика растений – работа с атласом-определителем, доскональное знание морфологии побега, цветка, корня, плода, знание жизненных форм растений

2. Зоология беспозвоночных – навык препарирования, знание типов развития, строение

ротового аппарата, функций конечностей, модификаций первичных органов. Систематики

  1. Биология человека – навык расшифровки снимков электронной микроскопии, определения, описания и схематической зарисовки гистологических препаратов, знание классификаций по системам органов, особенно опорно-двигательного аппарата, нервной и эндокринной систем

10 класс:

1. Анатомия растений – навык приготовления поперечных и продольных срезов, их окрашивания

флороглюцином, знание терминологии анатомического строения корня/побега/листа , их видоизменения

2. Зоология позвоночных – навык определения и систематизации животного по черепу, чучелу,

консервированному препарату, гнезду, голосу, следам, знание зубных формул, работа с атласами-определителями, определение экологических групп и места в пищевой цепи

  1. Биология человека – навык расшифровки снимков электронной микроскопии, определения, описания и схематической зарисовки гистологических препаратов, знание особенностей кровоснабжения, питания, регуляции деятельности, регенерации и возможные патологии каждого органа

11 класс:

1. Лаборатория биохимии – знание качественных реакций биополимеров и их мономеров, навыки расчета активности фермента, молярных соотношений в гидролизате, количественного выхода продуктов реакции, знание распределения биохимических процессов по клеточным компартментам, биофизики осмоса

2.  Физиология и морфология растений – знание пигментного и антиоксидантного состава растений, их запасающих веществ, биохимии этих соединений и их функций, навык хроматографии, получения гомогенизатов, знание методики спектрофотометрии

3. Генетика – знание классификации мутаций, расчет скорости мутаций, построение филогенетических древ по последовательностям ДНК, решение задач классической и популяционной генетики, знание основных моногенных патологий и генетических семейств

В 10 классе еще могут быть:

1. Микробиология – навык приготовления препаратов «висячая капля», «раздавленная капля», «фиксированный мазок», окраски по Грамму, знание типов питательных сред, особенностей культивирования м/о, их экологических групп, морфологии бактерий, микроскопических грибов и протистов, мишеней воздействия антибиотиков

2. Физиология человека – навык регистрации и анализа ЭКГ, проведение физиологических

проб, анализ данных спирометрии, медицинских анализов  

В 11 классе еще могут быть:

1. Экология, эволюция и этология – знание особенностей пищевого, полового,

материнского, исследовательского поведения, их генетический и

физиологический субстраты, экологические адаптации организмов, взаимодействие внутривидовое и межвидовое

2. Физиология развития – знание основных стадий эмбриогенеза, эмбрио- и фетопатий,

их генетических причин, тератогенов, врожденных генетических аномалий и пороков развития

Таким образом, при подготовке к региону рекомендуется:

• Углубить знания по альгологии, микологии, систематике, филогенетике, экологии, палеонтологии, этологии

• Изучить методы генной инженерии, электронной микроскопии, основы медицинской диагностики, работы с лабораторными животными

• Отработать практикумы по зоологии беспозвоночных, морфологии, анатомии и физиологии растений, гистологии, микробиологии

• Отработать расчетные задачи по биохимии и генетике

• Делать краткие конспекты специализированных книг, распечатывать или зарисовывать схемы, классификации

• Смотреть на YouTube методики лабораторных практикумов по биологии

• Воспроизвести практикумы прошлых лет и прорешать задания прошлых лет

• Довести до автоматизма подсчет химических показателей (концентрации, моли, массовая доля и т.д.)

• Выработать графическую память на микропрепараты и срезы [16].

Трудные задания заключительного этапа

Альгология и микология

• Современная  систематика

• Жизненный циклы высших растений

• Происхождение, развитие и преобразование частей зародышевого мешка/семени

• Виды запасающих и структурных биополимеров в природе и их ферментизация

• Особенности проводящей системы разных отделов высших растений

• Гормоны растений (функции, формулы, место секреции и органы мишени)

• Внутриклеточные молекулярные каскады и их генетическая модификация

• Молекулярные аспекты экспрессии генов

• Физиологическая регуляция гомеостаза

• Пигменты и антиоксиданты

• Ферментативная кинетика

• Энергетические выходы биохимических реакций

• Методы молекулярной биологии

• Иммунология

• Биохимические модификации основных метаболических путей (брожение, пентозо-фосфатный путь и т.д.)

• Нейроэлектрофизиология

Направление и способы работы с одарёнными детьми

1.  Организационное направление

Работа  на  этом  этапе  предполагает  диагностику  и  анализ  информации об одарѐнных детях, условиях их обучения и развития.

2.  Научно-методическое направление. Создание банка методических материалов для работы с одарѐнными детьми.

3.  Экспериментальное направление. Внедрение  в  образовательный  процесс  развивающих  форм  и  методов  обучения,  направленных  на  выявление,  развитие  и  поддержку  интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Организация  обучения  с  использованием  образовательного  ресурса Интернет.

Организация  работы  с  родителями  одарѐнных  детей  с  целью  повышения  их  психолого-педагогической  компетентности  и  оказания  помощи в воспитании способных и одарѐнных детей.

4.  Аналитическое направление

На данном этапе планируется проанализировать результаты работы,

определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план

на следующий учебный год. Эксперименгтальный лицей  уделяет особое внимание детям. В работе с учащимися используются различные формы организации учебной работы; участие в  школьных и муниципальных и краевых олимпиадах, соревнованиях. Наши

выпускники  конкурентоспособны  при  поступлении  на  биологические  и  медицинские специальности вузов. Основной формой организации учебного процесса в школе остаѐтся

урок.  Формы  и  приѐмы  в  рамках  отдельного  урока  отличаются  значительным  разнообразием  и  направленностью  на  дифференциацию  и

индивидуализацию  работы.  Широкое  распространение  получили  групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные  формы  вовлечения  учащихся  в  самостоятельную  познавательную  деятельность, дискуссии,  диалоги.  Перечисленные  формы  работы  и  виды  деятельности  нашли  широкое  применение  в  рамках  семинарской  формы  работы, в различных практикумах на уроках биологии. При  современном  подходе  к  образовательному  процессу  урок  уже  нельзя  рассматривать  как  основную  несущую  конструкцию  этого

процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной

для изучения темы. А  для  того  чтобы  сделать  урок  более  эффективным,  чтобы

активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и  тем  самым  вызвать  интерес  к  биологии,  в  моей  системе  работы  есть  и  такие направления, как:

- работа по индивидуальным планам развития,

- элективные курсы,

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися,

- конкурсы,

- интеллектуальный марафон,

- участие в олимпиадах,

- творческие экзамены,

- проектно-исследовательская деятельность,

- ролевые и интеллектуальные игры,

- диагностика – изучение личности учащихся,

- работа со способными и одаренными учащимися на уроках

биологии,

- внеклассная работа и другие.

Вывод

Представленная разработка соответствует  образовательной программе «Биология. 5-11 класс»

В соответствии с Примерной рабочей программой основного общего образования «Биология» (для 5-9 классов общеобразовательной организации) «место предмета «Биология» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека.

Список литературы

1.  Богоявленская  Д.Б.  Психология  творческих  способностей.  –М.: Академия, 2002.

2.  Варианты  использования  типовой  схемы  учебного  занятия  в классах с разными способностями детей:  работа с хорошо успевающими и одарѐнными  учащимися//Ксензова  Г.Ю.  Перспективные  школьные технологии. – М.: Пед. общество России, 2000. – С. 96-111.

3.  Возрастная  и  педагогическая  психология  /Сост.  Дубровина И.В. – М.: Академия, 2001. 81

4.  Возрастная  психология:  детство,  отрочество,  юность: хрестоматия/ Мухина В.С. – М.: Академия, 2001.

5.  Гильбух Ю.З. Внимание: одарѐнные дети. – М.: Знание, 1991.

6.  Ильин  В.П.  Дифференциальная  психофизиология.  –  СПб.: Питер, 2001. (способности и одарѐнность)

7.  Ландау  Э.  Одарѐнность  требует  мужества:  психологическое сопровождение одарѐнного ребенка. – М.: Академия, 2002.

8.  Лейтес  Н.С.  Возрастные  основы  умственного  роста. Возрастная и педагогическая психология/ сост. И. В. Дубровина и др. – М.: Академия, 2000 – С. 166-173.

9.  Миллер А. Драма одарѐнного ребенка и поиск собственного Я. – М.:Академический проект, 2001.

10.  Петрушин  В.И.  Психологические  аспекты  деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр "Пед.поиск", 2001.

11.  Психология  одарѐнности:  от  теории  к  практике./  ред.  Ушаков Д.В. – М.: ПЕР СЭ, 2000.

12.  Психология  одарѐнности  детей  и  подростков:  учеб.  пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав. /под ред. Лейтеса Н.С. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000.

13.  Савенков  А.И.  Детская  одарѐнность:  развитие  средствами искусства. – М.: Пед. общ-во России, 1999.

14.  Савенков  А.И.  Одарѐнный  ребенок  в  массовой  школе/ред. Ушакова М.А. –  М.: Сентябрь, 2001.

16.  Холодная  М.А.  Психология  интеллекта.  –  2-е  изд.,  доп., перераб. – СПб.: Питер, 2002.

Приложение 1

В помощь учителям и учащимся

 

Один из важных моментов деятельности учителя при организации  работы с одаренными

детьми – обеспечение условий для их самостоятельной работы. Предлагаю  наиболее

интересные  с  содержательной  точки  зрения  литературные  источники,  которые  могут  стать практической  основой  для  целенаправленной  работы  с  одаренными  детьми,  разработки системы  творческих  самостоятельных  заданий  и  самоподготовки,  а  также  факультативных занятий.

  1. Канал “КПД-БИО” в Youtube https://www.youtube.com/channel/UCiejdJQoUR-suil5EkAaEVg
  2. Приложение на Android (подготовка к ВОШ - тесты прошлых лет) https://play.google.com/store/apps/details?id=com.kpdquiz.kpdquiz
  3.  Новостной портал и архив ВОШ http://www.rosolymp.ru

Подборка увлекательных онлайн-ресурсов для тех, кто интересуется биологией!

  1. www.childrenscience.ru - бесплатные онлайн-курсы для самостоятельного изучения предмета, в том числе «Окружающий мир» (познавательные лекции для учеников 1-4 классов) и «Эволюция», «Ботаника», «Естествознание», «Микробиология», «Решение генетических задач» (для учеников 9-11 классов);
  2.  www.ladle.ru - размещены лаконичные и наглядные видеолекции для учеников 6-9 классов, а также тесты ЕГЭ по биологии и другим предметам. Материал подается в легкой, доступной форме. Каждая тема разбита на несколько частей, после изучения основного материала слушателям предлагают ознакомиться с дополнительной интересной информацией и пройти итоговый тест.
  3.  www.biology.su -  конспекты по различным темам биологии («Бактерии», «Грибы», «Растения», «Животные», «Анатомия и физиология человека», «Эволюция», «Генетика», «Клетка», «Молекулярная биология») с качественными иллюстрациями;
  4. www.zin.ru/ Сайт Зоологического института РАН (Санкт-Петербург). Здесь есть и виртуальные экскурсии по залам музея, и оцифрованные коллекции, а также отдельные тематические страницы, посвященные, к примеру, жукам или пресноводным рыбам. Много рисунков и фотографий.

5. www.filin.vn.ua/ - Энциклопедия животных с шикарными иллюстрациями – удобный и красочный путеводитель по разнообразному и богатому видами царству многоклеточных животных нашей планеты.

Где искать задания, книги, советы?

Сайты

- olimpiada.ru  

- bioturnir.ru

- ibo-info.org

- kpdbio.ru

- enanos.nanometer.ru

- www.ijsoweb.org

- pvg.mk.ru

- olymp.msu.ru

- turlom.olimpiada.ru

- olymp.hse.ru

- sesc.nsu.ru/vsesib/

- olympiada.spbu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропаганда здорового образа жизни посредством физкультурно-спортивных мероприятий на базе Санкт-Петербургского училища олимпийского резерва № 2

В статье обобщается опыт организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий в училище олимпийского резерва, направленных на профилактику асоциального поведения учащихся и студентов и проп...

Пропаганда здорового образа жизни посредством физкультурно-спортивных мероприятий на базе Санкт-Петербургского училища олимпийского резерва № 2

В статье обобщается опыт организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий в училище олимпийского резерва, направленных на профилактику асоциального поведения учащихся и студентов и проп...

Проект " Мы-Олимпийский резерв"

 Олимпийские игры как средство патриотического воспитания детей, основные задачи которого могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов свое...

о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культ

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее Совет по профилактике) создается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «...

Информационные технологии и резервы качества урока.

Применение информационных технологий, в учебном процессе, позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации л...

Дистанционное обучение спортсменов в училище Олимпийского резерва им. В. С. Тишина

Статья посвящена дистанционному обучению спортсменов в УОР им.В. С. Тишина...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Олимпийские резервы»

Материал представляет из себя сценарий внеурочного мероприятия на тему: "Олимпийские резервы"...