Внеклассное мероприятие по химии 5 класс
план-конспект урока
Конспект внеклассного мероприятия в рамках "Неделя науки " по химии в 5-х классе "Занимательная химия"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
в рамках «Неделя науки»
«Занимательная химия»
для учащихся среднего звена МБОУ «СООШ №5» г.о.Прохладный, КБР
Цели: формирование познавательного интереса к изучению химии;
воспитание преемственности между учащимися, реализация межпредметных связей.
Задачи:
- изучение основных классов неорганической химии;
- воспитание познавательного интереса к изучению химии;
- воспитание реализации межпредметных связей;
- расширение кругозора.
Целевая аудитория: учащиеся среднего звена.
Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, штатив для пробирок, химическая колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички.
Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, гидроксид натрия, соляная кислота (конц. и в растворе), конц.серная кислота, сульфат железа (III), гексацианоферрат калия (III), СаСI2 х 6Н2 О, КМnO4 , FeСI3 , KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.
Ход мероприятия.
(Звучит музыка и входят 2 ведущих)
1 ведущий: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Всё – от песчинок малых – до планет
Из элементов состоит единых.
2 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
1 ведущий: Мы рады приветствовать вас на мероприятии «Занимательная химия».
2 ведущий: Мы будем знакомить вас с самой интересной, но сложной наукой – ХИМИЯ! И мы уверены, что сегодня вам будет интересно на нашем мероприятии.
1 ведущий: Итак, мы начинаем.
КОНКУРСЫ:
- Отгадай загадки:
- На суку сидит сова,
Выдыхает СО2 (Ответ: углекислый газ)
- NaCI – его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин –
В малых дозах в блюдах нужен. (Ответ: поваренная соль)
- Что за чудо посмотри –
Это СаСО3.
На доске он проезжает,
За собой след оставляет. (Ответ: мел)
- Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, то вместо NaНCО3
Положите в пироги. (Ответ: питьевая сода)
Появляется АЛХИМИК.
Алхимик: Добрый день, дорогие друзья, и может быть будущие химики. Меня зовут Альберт Великий.
Спешил к вам на мероприятие. Боялся опоздать. Людская молва преувеличивает мою славу. Я всего лишь скромный служитель, моей великой науки.
(Обращается к ведущим):
Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей?
2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка в ваших руках?
Алхимик: О, это – замечательная палочка, с её помощью я могу превращать воду в «вино» и творить множество других чудес.
1 ведущий: А я так Вам и поверил.
Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне Альберту Великому – доктору алхимии, которого знает весь мир?! Обращается к своему ученику: Сын мой, дай мне стакан воды.
Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой) Вода становится розовой, похожей на вино.
ОБЪЯСНЕНИЕ ОПЫТА: Учитель комментирует: в стакане – щёлочь, а палочка была смочена фенолфталеином.
2 ведущий: Да, действительно, чудеса!
Алхимик: (забирая у него стакан с насмешкой). Вино – это вредно, а вот молоко полезно для здоровья человека.
Алхимик берёт у своего ученика 2 химических стакана, наполненных прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, переливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».
ОБЪЯСНЕНИЕ ОПЫТА: Учитель комментирует: в 1-ом стакане находился раствор карбоната натрия (технической соды), а в стакане 2-ом – раствор хлорида бария. При их взаимодействии выпадает белый осадок карбоната бария: Na2 CО3 + Ва СI2 ----- ВаCО3 + 2 NaСI
белый осадок
Алхимик: Вот этот напиток тебе больше подойдёт (обращается к ведущему), чем «вино».
А теперь можно «молоко» опять превратить в воду.
Алхимик подзывает к себе своего ученика и, обращаясь к нему, говорит: - Ну-ка, покажи как это делается.
Ученик берёт третий химический стакан, наполненный наполовину прозрачной жидкостью – НСI - и выливает в стакан с «молоком». При этом «молоко» превращается в воду и выделяется газ.
ОБЪЯСНЕНИЕ ОПЫТА: Учитель комментирует происходящее
ВаCО3 + 2 НСI ------- ВаСI2 + CО2 + Н2 О
Алхимик: Вот видишь, получили воду, да ещё и газированную.
1 ведущий: Спасибо Вам большое, дорогой доктор алхимии, за показанные чудеса.
Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы сможете добыть огонь.
Алхимик: Что ж, нет ничего проще. (Обращается к ученику):
Принеси-ка мне что-нибудь зажечь. (Приносят спиртовку).
Алхимик незаметно касается палочкой смеси, состоящей из сухого КМnO4 и конц.серной кислоты, а потом делая несколько пассов над спиртовкой , касается его фитиля – спиртовка зажигается. (Можно потушить спиртовку и снова зажечь палочкой).
2 ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Всё это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое.
1 ведущий: Действительно ли алхимики могут делать золото? Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.
Алхимик: Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии, Великий Альберт. Я умею делать золото.
2 ведущий: Покажи нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.
Алхимик: Это совершенно невозможно, друзья мои. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только моему ученику, и только перед самой своей смертью.
Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к своему ученику): Принеси, мой друг, сюда сосуд с полученным мною золотом. (Ученик приносит большую колбу, в которой находятся искрящиеся кристаллы йодида свинца, полученные в ходе реакции: Pb(NO3 )2 + 2KI ------ PbI2 + 2K NO3
осадок
1 ведущий: Уважаемый алхимик, в знак благодарности, мы хотим преподнести тебе эти цветы.
Алхимик: Конечно, но давайте сначала из них сделаем «аленькие цветочки».
«Волшебные цветы»
Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина.
После произнесения волшебной фразы, их обрызгивают из пульверизатора раствором щёлочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.
2 ведущий: Как здорово это у Вас получается! А возможна операция без боли?
«Оперируем без боли»
Вызываем желающего из зала. «Обрабатываем» руку раствором хлорида железа (III), проводим по руке ножом, предварительно смоченным в растворе родонида калия – «кровь» струйкой стекает по руке.
1 ведущий: Больно?
2 ведущий: Нет, ни сколько!
1 ведущий: А дым без огня бывает?
Алхимик: Конечно бывает.
2 ведущий: Я что-то не верю.
Алхимик: Попробую вам это доказать.
«Дым без огня»
Взаимодействие концентрированных растворов НСI и NН3 через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.
2 ведущий: И вправду бывает , просто чудеса какие-то.
1 ведущий: Если уж дым без огня бывает, то и вулкан на столе сделать можно!?
Алхимик: Это очень просто.
«Вулкан»
Дихромат аммония - (NН4 )2 Cr2 O7 – насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно там поджечь, далее реакция протекает самостоятельно).
1 ведущий: Дорогой, доктор алхимии, разрешите поблагодарить Вас за всё интересное, что мы увидели и услышали здесь.
2 ведущий: Ребята, вам понравились чудеса доктора алхимии, Альберта Великого?
Вы готовы продолжить своё путешествие по стране ХИМИЯ. Вам предстоит узнать много нового и интересного.
1 ведущий: А для этого нужно изучать химию.
Список использованной литературы:
1). О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», Издательство «Академия», Москва, 2014 г.
2). Л.М. Брейнер, П.В. Глинская «Предметные недели в школе: химия, физика», Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.
3). С.А. Харлакевич «Посвящение в химики»// Химия в школе, №6/2015, с. 76-79
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии на тему "Вода"
Материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия по теме "Вода"...

Сценарий внеклассного мероприятия по химии "Химия за чайным столом"
Сценарий может быть использован при проведении недели химии преподавателями колледжей или учителями химии....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "АВТОВАЗ - это класс!"
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия на тему «АвтоВАЗ – это класс!» среди студентов I курса специальности 23.02.03 Техническое обслужи...
Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»
Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»...

Внеклассное мероприятие по химии "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие позволяет повторить основные термины химии, вспомнить самые особенные химические вещества, учёных – химиков, проследить связь между наукой «Химия» и по...

внеклассное мероприятие. Викторина "Химия в профессии"
Викторина. Для учащихся 8-9 класс и обучающихся СПО 1-2 курс. Связь химии и профессий повар, портной, строитель....
