Внеклассное мероприятие по химии на тему "Вода"
методическая разработка по теме

Кузнецова Ирина Вячеславовна

Материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия по теме "Вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_po_khimii_itog.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект вечера по химии на тему «Вода»

Система целей к мероприятию:

  1. Общая дидактическая цель (ОДЦ): обобщение и систематизация знаний учащихся о воде, осмысление связей и отношений в изученных объектах.
  2. Триединая дидактическая цель (ТДЦ)
  3. Образовательный аспект: создать условия для повторения, закрепления, коррекции знаний по теме.
  • знания: состав, строение, свойства, получение, применение.
  • понимание: взаимосвязь строения вещества с его свойствами.
  • применение: использование принципа установления связей при использовании вещества в народном хозяйстве.

Обобщение: решение познавательных, экспериментальных и проблемных задач.

Развивающий аспект: создать условия для развития теоретического мышления, коммуникативных умений, грамотного химического языка, установления причинно-следственных связей. Прививать навыки самостоятельной работы, комментированного управления, адекватной самооценки. Подвести учащихся к пониманию глобальных экологических проблем современности, связанных с загрязнением окружающей среды. Формирование целостного восприятия окружающего мира.

Воспитательный аспект: создать условия для формирования эстетического восприятия окружающего мира, сочетания научной и учебной литературы, химических явлений с изучаемыми объектами, чувство само- и взаимоуважения в условиях работы в группах или парах, а также благодарности за результат учебного труда.

Планируемые результаты обучения (ПРО).

Требования к усвоению теоретического учебного материала.

  • Знать виды химической связи, электронное, пространственное строение молекул неорганических веществ и их влияние на свойства. Особенности строения атомов химических элементов и свойства образуемых ими соединений.
  • Уметь разъяснить причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко всё более глубокой сущности.

Требования к усвоению фактов.

  • Знать состав, строение, свойства изученного вещества.
  • Уметь объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, иллюстрировать примерами химические свойства воды и зависимость между составом вещества, его свойствами и применением.
  • Знать о нахождении воды в природе и её значении для живых организмов.

Требования к выполнению химического эксперимента.

  • Знать правила работы с неорганическими веществами и оборудованием.
  • Уметь практически определять некоторые показатели, обеспечивающие благоприятные свойства воды: цвет, прозрачность, запах, кислотность.
  • Проводить лабораторные исследования, определяющие свойства воды.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и интеграции знаний.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Подведение обучающихся  к основному этапу: актуализация ранее полученных знаний и умений, мотивация выполнения работы.
  3. Обобщение знаний по теме.
  4. Защита материалов презентаций.
  5. Обсуждение, взаимопроверка, коррекция ошибок.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: проблемный, описательно-иллюстративный, программированный.

Формы реализации методов: мыслительный диалог-беседа, самостоятельная работа.

Материально-техническое оборудование урока.

Раздаточный материал: рабочие листы с вопросами и заданиями; карты самооценки и самоконтроля.

Технические средства обучения:  компьютер, мультимедийный проектор.

Химическое оборудование: набор реактивов, лабораторная посуда.

Информационные ресурсы: электронная  презентация по теме.

Образовательные технологии: технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационная, программированная.

Оформление доски: тема урока, девиз урока, название блоков, домашнее задание.

Ход урока

Девиз урока: «В любом труде, в любом творенье – необходимо вдохновенье».

Вступительное слово.

Стихотворение о дистиллированной воде (поэт Л. Мартынов)
Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала
Столь чиста,
Что ни напиться,
Ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало –
Чистой,
Дистиллированной
Воде!

Учитель:

Внимание!

Химический вечер, проводимый на тему «Вода»,  разрешите считать открытым ! Химическое вещество «вода» всем присутствующим хорошо известно, и на первых порах кажется ,что в этом веществе нет нечего интересного, но  на самом деле, если всмотреться более внимательно в свойства, значение и состав воды, то мы сможем обнаружить в этом знакомом  для нас веществе очень много таких качеств, которые мы часто не замечали , а может быть, просто еще не узнали.

На самом деле вода  не  такое уж малозначимое  вещество! Этот природный продукт имеет очень большое значение для науки, техники и культуры человека.

Посмотрите на эту прозрачную жидкость (поднимает стакан с водой).

Вода состоит из водорода и кислорода. В свободном состоянии водород хорошо горит, кислород хорошо поддерживает горение, а смешанные дают сильный взрыв,

Но всем хорошо известно, что водой всегда тушат горящие предметы, тушат пожар, за исключением тех веществ, которые, будучи в жидком виде, легче воды (керосин, нефть)

Вода- самое распространенное вещество на поверхности земли. Вода приводит в движение мертвую природу, осуществляет развитие живой природы. А какое огромное значение имеет вода в спорте, в медицине и для здоровья человека!

Вот почему мы решили провести химический вечер на тему «Вода»

Сейчас мы проведем опыты с водой.

«Догадайся, чем я зажгу костер?»

На асбестовой сетке приготавливается из спичечных лучинок (без зажигательных головок)  костер. Под лучинки на асбест кладется 1-2г смеси марганцовокислого калия с концентрированной серной кислотой. Для зажигания такого костра из склянки берут длиной стеклянной трубочкой «воду» (т.е этиловый спирт) и сверху над костром выливают, стараясь попасть на смесь.

От окислительной смеси загорается спирт, а вместе с этим загорается и весь костер.

         «Какую воду я наливала?».

Четыре стакана наполнены растворами; первый- фиолетовыми  чернилами, второй- синим лакмусом, третий-  фенофталеином (малинового  цвета от присутствия  раствора едкого натра) и четвертый- хлорной водой .Из четвертого  стакана доливают житкость в первые три раствора. Окрашенные растворы становятся бесцветными.

«Какое важное свойство воды здесь показано?»       (Вода — растворитель)  На столе, покрытом белой бумагой, выставляются восемь стаканов. Позади ставят белый экран. Что помещают в каждый стакан и что получается, показано на схеме:

Порошок азотно-  Порошок           Порошок -

кислого никеля    сернокислой     азотнокислого       Красной кровяной

                               меди                  кабальто                     соли

Вода                      Вода                  вода                         Ра-ор азот

                                                                                      нокислого висмута        

Зеленый               Голубой               Розовый                 Желтый

Раствор                 раствор             раствор                   раствор

красной                 едного                красной                  соляной

кровяной               натра                 кровяной                 кислоты.

соли                                                  соли

Раствор                Раствор             0,1/%                    Раствор

окисного             фенолфта           раствор                фиолетовых

сернокислого      лена                    хлорного                чернил

железа                                             железа

синий                   красный             синий                     зеленый

                        (Цвета растворов)

«Какое свойство воды показано»

(Вода — катализатор)

В извести цинк и йод соответственного уравнению реакции Zn+Y2  ZnY

В ступке размельчите йод. Смешайте с цинковой пылью ступку или фарфоровую чашку поставьте в катализатор. Пипеткой налейте 5-6 капель воды, накройте колоколом, если закроется- выделяется много паров йода.

           «Как перелить жидкость?»

В колбе находится вода, а в химическом стакане- керосин .Оба сосуда емкостью по 0,5л и наполнены почти до верхнего края. Требуется воду перелить в стакан, в котором находится керосин ,а керосин перелить в колбу ,где помещается вода. Третьего сосуда нет. Как это сделать?

        «Как пробирку наполнить водой?»

В стеклянной ванночке налита вода, едва покрывающая лежащую в ней пробирку. пробирку необходимо наполнить доверху водой. Как это можно сделать?

А теперь проведем викторину:

    вопросы химической викторины.

  1. Какие существуют два наиболее употребительных способа разложения воды в технике и лаборатории?
  2. Что получиться, если смешать 2л водорода и 1л кислорода?
  3. Назовите восемь наименований состояния воды, принятые в метерологии.
  4. Назовите не менее шести специальностей, связанных с водой?
  5. Видимая вода в воздухе?
  6. Вода в предметах, которая обнаруживается на ощупь?
  7. Вода в воздухе в виде игольчатых  кристаллов?
  8. Назовите девять сооружений или приспособлений по использованию воды?
  9. Можно ли постоянно нить дистиллированную воду?(Вредно из-за отсутствия в ней растворенных природных солей)
  10. Какие сухие соли содержат воду?(кристаллогидраты)                          
  11. Какое вещество «гасят» водой, хотя оно и не горит?(жженную известь)

                           Ответы:

Как перелить жидкости?

По удельному весу вода тяжелее керосина, поэтому колбу с водой прикрыть бумагой, опрокинуть и горлышко колбы опустить в стакан с керосином, то в таком случае вода начнет из колбы опускаться в стакан , а керосин начнет заполнять колбу. Так две жидкости поменяются местами.

  Как пробирку наполнить водой?

Если пробирка лежит на боку в вам почке и покрыта водой, то ее следует взять с данной стороны и поставить вертикально вверх дном, не вынимая из воды, а потом пробирку закрыть пальцем и поставить вниз дном.Можно пробирку просто закрыть пальцем под водой.

    Ответы на химическую викторину.

1.В технике водяными парами действуют на раскаленный уголь и получают водяной газ, из которого можно выделить водород. Если через накаленную железную трубку пропускать водяные пары, то при этом происходит окисления железа и за счет разложения воды выделяется водород .Воду можно размешать постоянным электрическим током .

2.Гримучий газ

3.Пар,лед,снег,туман,иней,град,облака,тучи.

4.Водолаз,водник,водопроводчик,водовоз,матрос водное, матрос.

5.Туман.

6.Волга.

7.Иней.

8.Водяная мельница, водяная электростанция,пороход,гидроплан,гидросамолет,пруд,канал,плотина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по биологии и химии «ЧП В ГОСУДАРСТВЕ «ОРГАНИЗМ»

Иногда скучно обучающимся воспринимать информацию на уроке от учителя. И внеклассная работа  вызывает особый интерес к предмету. Спектакль преподносит информацию в игровой форме, где сами студент...

Сценарий внеклассного мероприятия по химии "Химия за чайным столом"

Сценарий может быть использован при проведении недели химии преподавателями колледжей или учителями химии....

Внеклассное мероприятие - игра КВН "На перекрёстках физики и химии"

Внеклассное мероприятие по  предмету «физика»:ИГРА  КВН «На перекрёстках физики и химии»....

Внеклассное мероприятие по химии "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие позволяет повторить основные термины химии, вспомнить самые особенные химические вещества, учёных – химиков, проследить связь между наукой «Химия» и по...

внеклассное мероприятие. Викторина "Химия в профессии"

Викторина. Для учащихся 8-9 класс и обучающихся СПО 1-2 курс. Связь химии и профессий повар, портной, строитель....