внеклассное мероприятие. Викторина "Химия в профессии"
методическая разработка

Олейник Марина Петровна

Викторина. Для учащихся 8-9 класс и обучающихся СПО 1-2 курс. Связь химии и профессий повар, портной, строитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Викторина "Химия в профессии"42 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия по теме

Тема. «Химия в моей профессии»

Учитель биологии и химии

Олейник М.П.

Г. Приморско-Ахтарск

2022

Цель: расширить знания по предмету,  повысить качество знаний, сформировать адекватное отношение к предмету как к сложному, но вполне доступному для понимания, интересному и необходимому для качественного овладения профессией.

Оборудование: стенгазеты химия в профессии.

Мероприятие проводится в виде в викторины. Формируются команды разного курса по одной профессии. Каждая команда отвечает на вопросы и набирает баллы. По количеству баллов определяется победитель.

Номер вопроса выбирает команда. Вопрос показывают на экране. Если команда не дает правильный ответ. Ведущий зачитывает правильный ответ и балл не начисляется.
Профессия «Портной»

1. Кто первым изобрел нить?

2. Как отличить волокна растительного и животного происхождения?

3. Назовите первую синтетическую нить?

4. В чем отличие синтетических и искусственных волокон?

5. Какое волокно называют минеральным?

6. Какая ткань лечит от болезней?

7. Какое вещество можно использовать для обновления махровой ткани?

8. С какой целью крахмалят белье, одежду? Как сделать при этом более блестящей ткань?

9. Почему в одежде из синтетических тканей трудно переносить жару?

10. Почему целлюлоза образует волокна, а крахмал нет?

Ответы

Профессия «Портной»

1. Паук

2. Растительное волокно при горении имеет запах жженой бумаги, а животное – запах жженого пера

3. Капрон

4. Искусственные волокна получают на основе природного полимера, а для синтетических полимер синтезируют

5. Асбест

6. Хлорин

7. Поваренная соль

8. Крахмал обволакивает волокна, белье и одежда сохраняются дольше. Глажение.

9. Синтетические ткани не впитывают влагу и не пропускают воздух.

10. Разная структура молекул: у целлюлозы – линейная, у крахмала – разветвленная.

Профессия «Повар»

1. На чем основано применение поваренной соли, уксуса при консервировании?

2. Можно ли консервировать ягоды без кипячения?

3. Какие химические вещества используют при приготовлении пищи?

4. Как лучше сохранить вкус мяса при варке супа?

5. Какая кислота есть в нашем желудке? Ее роль?

6. Какое известное вещество можно использовать при отравлении пищей?

7. Как очистить чайник, кофейник от накипи?

       8. Как сохранить свекольный борщ красный?

        9. Как приготовить “шипучку”, хорошо утоляющую жажду в  жаркий день?

10. Какой цвет имеет йод?

Ответы

Профессия «Повар»

1. Поваренная соль и уксус препятствуют размножению гнилостных бактерий

2. В герметично закрытой стерильной банке

3.  Соли, вода, крахмал, сахароза, глюкоза, желатин, уксус и т.д.

4. Класть мясо в кипящую воду, чтобы сохранить белок мяса

5. Соляная, которая участвует в расщеплении пищи.

6. Уголь

7. Прокипятить воду в чайнике, кофейнике с уксусом, затем промыть

      8. Чтобы вернуть борщу прежний красный цвет, в него добавляют столовый уксус или твёрдую лимонную кислоту.

      9. Возьмите полстакана холодной кипячёной воды, всыпьте в него четверть чайной ложки пищевой соды и одну чайную ложку сахарного песка, добавьте немного (на кончике ножа) твёрдой лимонной кислоты или лимонного сока.

10. Йод – твердое вещество фиолетового цвета

Химия и строительство

Задание 1. Опытные мастера определяют окончание “схватывания” штукатурки по внешним признакам. Можно ли определить это химическим путем – с помощью индикатора?

Ответ можно найти в учебнике для 9 кл (свойства оснований)

Ответ: при полном “схватывании” весь Са(ОН)2 превращается в карбонат и проба с фенолфталеином не даёт окрашивания, если же штукатурка не схватилась полностью, то присутствующий Са(ОН)2 дает с фенолфталеином малиновое окрашивание.

Задание 2. Как лучше с точки зрения гигиены отделать потолок и стены кухни: побелить мелом, известью, окрасить масляной краской, водоэмульсионной краской, эмалью, оклеить клеёнкой?

Необходимая информация в учебниках для 8-9 кл (горение, состав и свойства природного газа, свойства строительных материалов).

Ответ: в порядке убывания гигиенических свойств материалы можно расположить так известь, мел, водоэмульсионная краска, масляная краска, эмаль, клеенка.

Задание3. Вы собрались бетонировать дорожку на дачном участке. Когда лучше этим заняться: в жаркую сухую погоду или в дождливую, влажную?

Вам поможет информация из учебника 9 кл (строительные материалы , свойства силикатов, получение цемента )

Ответ: основным химическим процессом, происходящим при “схватывании” бетона, является гидратация. Поэтому все бетонные работы нежелательно проводить в жаркую, сухую погоду, когда вода быстро испаряется. Для нормального схватывания бетона по технологии строительных работ его надо поливать водой, поэтому для выполнения бетонных работ всегда предпочтительна влажная погода.

Задание 4. К каким процессам можно отнести процессы высыхания масляной краски и эмали: к физическим или химическим?

Ответ: высыхание масляной краски - химический процесс, эмали - физический.

Химия и сельское хозяйство

Чтобы занятие сельским хозяйством стало прибыльным делом, нужны интенсивные методы, а это, прежде всего, использование удобрений и ядохимикатов.

Вопрос 1. Поздней осенью, распахав землю, молодой фермер решил убить двух зайцев сразу: известковать участки с кислой почвой и провести подкормку ее суперфосфатом. Однако весной оказалось, что желаемый эффект не был достигнут. Почему?

(На доске записывается уравнение реакции).

Ca (H2 PO4) 2 +2 Ca (OH)2 – Ca3 (PO4)2 + 4 H2O

Вопрос 2. Опытный сосед, пожалев молодого фермера, предложил ему исправить ошибку, внеся в почву хорошо растворимое удобрение, содержащее фосфор. Он позабыл его название, но принес аккуратную запись результатов анализа (%) азота – 12,2, водорода – 5,5, фосфора – 27, кислорода – 55, 6. Что это за вещество?

(Задачу ученики решают самостоятельно, конечный результат – NH4 H2 PO4)

Вопрос 3. Для опрыскивания сада фермеру понадобилось приготовить бордосскую жидкость. Можно ли ее готовить в баках из алюминия или оцинкованной жести?

(Повторяется ряд активности Me). Кроме того, если в процессе приготовления реакция этих растворов окажется кислой, возможно вытеснение меди из раствора цинком и алюминием.

CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu 3CuSO4 + 2Al = Al2 (SO4)3 + 3Cu

Вопрос 4. Очень часто при хранении минеральных удобрений названия на полиэтиленовых мешках стираются. Есть много способов быстро оценить неизвестное удобрение с помощью подручных средств. Но для этого нужно хорошо знать свойство солей.

(Демонстрируются опыты, обсуждаются результаты)

- Если испытываемое вещество селитра, то при растворении его в воде стакан становится “ледяным”, если вещество не растворяется в воде, то это, скорее всего, фосфаты; фосмука или суперфосфат.

- Для определения солей аммония смешиваем примерно равные части удобрения и гашеной извести (гидроксида кальция) и нагреваем. При этом появляется запах аммиака.

(NH4)2 SO4 + Ca (OH)2 = CaSO4 + 2NH3 + 2H2O

- Для определения селитры, сухое, измельченное в тонкий порошок удобрение посыпать на тлеющую лучину, при этом на ней могут появиться яркие вспышки, следовательно, мы имеем дело с селитрами;

2NaNO3 = 2NaNO2 + O2

 

Подводим итог и определяем победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Машинист локомотива – профессия на все времена».

Данное мероприяти разработано для обучающихся 1 курса по профессии машинист локомотива. Может быть использовано при проведении профориентационной работы с целью ознакомления выпускников школ, старшекл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ТЕМА: «МОЯ ПРОФЕССИЯ ТЕХНОЛОГ»

Процесс формирования профессиональных качеств студента начинается с его профессиональной адаптации. На протяжении всего обучения студенты нашего техникума сталкиваются с необходимостью получения новых...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Познай свою профессию» для специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

Данное мероприятие предназначено для знакомства студентов с бедующей профессией, развитие интереса к выбранной профессии.Тема данного внеклассного мероприятия актуальна т.к. главная цель воспитать люб...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Теплотехника - наша профессия!"

Данный материал является методической разработкой внеклассного мероприятия, проводимого с обучающимися специальности 13.02.02 "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование", цель которого углубить з...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Профессия повар и кондитер - это престижно»

Основное назначение внеклассного мероприятия «Профессия «Повар, кондитер» - это престижно», состоит, с одной стороны, в представлении ценности практического труда работника пищ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «У ИСТОКОВ ПРОФЕССИИ» В РАМКАХ НЕДЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРОФЕССИЙ ПО ПРОФЕССИИ 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте»

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятия по теме «У истоков профессии оператор по обработке перевозочных документов на железнодоро...