состав крови
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Тема урока"Состав крови"
Тип урока: открытия новых знаний и первичного закрепления нового материала.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель:
1.Ввести понятие о внутренней среде организма, охарактеризовать состав крови, показать ее роль в организме, значение ее постоянства.
2.Развивать логическое мышление учащихся.
3.Осуществлять экологическое воспитание, формировать научное мировоззрение.
Задачи:
- образовательные: знать внутреннюю среду организма, а так же состав крови и её значение.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять значение и функции форменных элементов крови; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: формировать научное мировоззрение и умение осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать состав и значение внутренней среды организма;
- рассмотреть форменные элементы крови и их значение;
- уметь определять функции крови.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, презентация, проектор, экран, карточки, дополнительный информационный материал, микроскопы и готовые микропрепараты крови человека и лягушки
Основные термины и понятия: внутренняя среда.тканевая жидкость, лимфа, плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гомеостаз
Ход урока:
Эпиграф урока
«Кровь как зеркало отражает многое
из того, что происходит в организме».
Н.А. Кассирский.
1. Мотивация
Учитель биологии: - Ребята, добрый день!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
2 Актуализация знаний учащихся .
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?
+ жидкая внутренняя среда.
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Это мы с вами вспомним, выполнив тест.
(учащиеся выполняют тест)
Тест «Кровь.9класс»
А1Внутреннюю среду организма составляют
- Кровь
- Кровь, тканевая жидкость
- Кровь, тканевая жидкость, лимфа
- Кровь, тканевая жидкость, лимфа, губчатая ткань
А2. Клеточный иммунитет открыл
- И.И.Мечников
- П. Эрлих
- Л.Пастер
- Э.Дженнер
А3. Способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять внутренний химический состав называется:
1)гомеостаз
2) иммунитет
3) прививка
4) гемофилия
В1.Выберите все верные, по вашему мнению, ответы.
Функции крови:
1) гуморальная
2) питательная
3) выделительная
4) защитная
5) терморегуляторная
6) секреторная
7) двигательная
8) дыхательная
Создание проблемной ситуации
Ребята, на прошлом уроке мы с вами узнали, что кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, т.к выполняет разнообразные функции. А скажите, каким образом кровь может выполнять одновременно столько функций? С чем это связано? (с составом крови)
3 Определение темы и задач урока
Почему ее считают «Зеркалом здоровья», «Носительницей жизни»? (Вероятно она состоит из каких-то компонентов, обеспечивающих жизнь и здоровье)
-А как определить, что вы здоровы? (По анализу)
_Слайд Общий анализ крови
- Ребята, а вы можете что-либо сказать о состоянии здоровья человека по этому анализу крови?
(Учащиеся, как правило, дают неточные ответ)
Слайд Тема урока
Записывают тему урока в тетрадь
Синквейн
Составьте «синквейн (пятистрочье) на тему «Кровь».
Памятка по составлению синквейна.
1. Само понятие
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Смысловая фраза
5. Слово синоним, которое отражает ключевое слово
Примерный ответ детей в начале урока:
1.Кровь
2.Красная, жидкая
3.Бежит, переносит, течёт
4.Кровь переносит нужные вещества по организму
5.Жидкость
- Так что бы вы хотели узнать сегодня о крови?,( Что такое кровь, из чего она состоит, рассмотреть ее роль в организме, значение ее постоянства)
- Изучение нового материала
Что такое кровь? Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она приходит в соприкосновение со всеми тканями организма, обеспечивая возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека, 7% от его веса.( Высчитывают,зная свой вес-это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков).
Жидкая соединительная ткань. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.
Слайд Состав крови
Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (90% – вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада .
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы
СХЕМА “СОСТАВ КРОВИ”
Форменные элементы крови (работа с учебником)
Задание 1. Работа в группах, самостоятельное изучение характеристики клеток крови по плану и создание кластера «Чистая доска» На доске вывешены разные определения, термины, цифры. Каждая группа находит нужные для их форменного элемента и составляют кластер.
А также в ходе работы учащиеся заполняют таблицу «Основные характеристики клеток крови», придерживаясь инструкции:
Заполнить таблицу
Форменные элементы крови | В1 куб. мм | Форма и цвет | Место образования | Продолжительность жизни | Разрушаются | Функции |
1 группа характеризуют эритроциты, 2 группа — лейкоциты,
3 группа— тромбоциты. Затем каждая пара презентует свой постер.
1Слайд. Эритроциты:
- Красные кровяные тельца.
- Зрелые эритроциты не содержат ядра.
- Форма двояковогнутых дисков.
- Циркулируют 120 дней.
- Разрушаются в печени и селезенке.
- Содержат белок — гемоглобин.
Слайд2. Лейкоциты:
- Белые клетки крови.
- Главная функция лейкоцитов - защита.
- Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом
- Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества;
- В-клетки, вырабатывающие антитела,
- макрофаги, которые уничтожают эти вещества
Слайд3. Тромбоциты:
- Кровяные пластинки
- Бесцветные безъядерные тельца сферической, овальной или палочкообразной формы, диаметром 2-4 мкм.
- Продолжительность жизни 5-7 дней.
- Образуются тромбоциты в красном костном мозге.
Физминутка: А сейчас мы заставим кровь более интенсивно снабдить наш организм кислородом. Проведём разминку "Надуй шарик". Встаньте , пожалуйста , из-за парт , чтобы вам ничего не мешало и вы никому не мешали. Теперь присядьте на корточки. По моей команде мы начнём надувать воображаемый шарик , медленно поднимаясь и вытягиваясь вверх , а потом резко сдуваем шарик. Итак , начали вместе со мной…
Хорошо. Немного согрелись , отдохнули. Продолжаем изучение нового материала.
5Выполнение лабораторной работы №1«Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение)»
Экспериментальная работа: учащиеся в микроскоп рассматривают готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Делают рисунки и заполняют таблицу.
Цель: Выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Оборудование: Микроскопы, микропрепараты лягушки и человека;
результаты наблюдений занесите в таблицу.
Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки
Признаки | Эритроциты человека | Эритроциты лягушки |
Форма | ||
Размеры | 7-8 мкм | 21-23 мкм |
Количество (много или мало) | ||
Наличие ядра |
Какая кровь переносит больше кислорода и почему?
Выводы к работе :Эритроциты человека более мелкие, не имеют ядра, их больше в единице объема, поэтому они могут перенести больше кислорода, чем эритроциты лягушки
6.Осмысление полученных знаний. Решение проблемной ситуации.Практическая значимость данной темы.Работа по слайду и табличные нормы компонентов крови человека
- Давайте вернемся к медицинскому бланку «Общий анализ крови» и поставим диагноз состояния здоровья человека
-Как и где вы можете использовать эти знания?
7.Закрепление изученного материала
а)Решение задач
Задача 1. При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (30 тысяч). Это встревожило врача. Почему?
Ответ: Повышенное содержание лейкоцитов в крови указывает на воспалительный процесс в организме больного.
Задача 2.
Это самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”.Что это за клетки? Почему им дали такое название?
Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки.
Задача 3.
Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.
Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения
Задача 4
Как изменится количество эритроцитов у людей, живущих в горах?
Ответ: У людей с равнины, попавших в горы, значительно повышается количество эритроцитов — клеток крови, переносящих кислород. Избыток эритроцитов увеличивает вязкость крови, в результате возрастает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Со временем развивается так называемая хроническая горная болезнь.
Б)Работа с тестом
Прочитайте предложенияПоставьте «+» или «-»
1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость
2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.
3. Плазма занимает 55% от объёма крови.
4. Зрелые эритроциты не имеют оформленного ядра.
5. Эритроциты выполняют защитную функцию.
6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.
7. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.
8. Мечников И.И. открыл фагоцитоз.
9. Гемоглобин входит в состав лейкоцитов
10. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.
- А теперь поменяйтесь бланками с соседями. Давайте проверим и поставим друг, другу оценки, оценивая каждый правильный ответ в 0,5 баллов. Какие оценки вы получили?
Выполнил(а):___________ ______
8.Закрепление изученного материала:
9. Задание на дом (2 мин):
1. Параграф 20 учебника, ответить на вопросы после параграфа устно;
2. Составить кроссворд по теме “Кровь” из 10-15 слов;
3. Подумайте над вопросом, каким докторам нужно обращаться для обследования крови?
4.Попробуйте объяснить, почему врачи - диетологи не рекомендуют пить газированные напитки, особенно цветные и даже на наш взгляд безвредную минеральную воду?
10. Подведение итогов урока – Этап «Рефлексия»
Игра «5 пальцев»
- Информация была интересна.
- Я знаю состав внутренней среды организма и крови.
- Мне понравилось, как я работал на уроке.
- Я удовлетворен работой своей группы.
- Я готов к выполнению домашней работы.
-- Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно.
- Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке.
- Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы.
11. Заключение (сл.32)
Бережное отношение к своему здоровью.
Здоровье народа превыше всего,
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купишь-никто не продаст.
Его берегите как сердце, как глаз.
Жамбыл Жабабаев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Анализ крови"
Основными целями данного пособия являются:1. Ознакомление студентов с профессиональной терминологией по теме «Лабораторные исследования»2. Развити...
Презентация на тему: "Кровь".
Презентация на тему: "Кровь", предназначена для студентов медицинских колледжей, обучающихся по направлениям: "Сестринское дело" и "Лечебное дело"....

Практическое занятие "Кровь"
Методическая разработка для студентов по теме "Кровь" дисциплина "Анатомия и физиология человека"...
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

Инфузии и основы гемотрансфузиологии. Определение группы крови и резус-фактора. Переливание крови
Мультимедиа презентация для сопровождения теоретического занятия по ПМ.02 МДК.02.01 Сестринский уход в хирургии, специальность 34.02.01 Сестринское дело....

Кроссворд: "Инфузии и основы трансфузиологии. Определение группы крови и резус-фактора. Переливание крови."
Классический кроссоврд для орагнизации контроля качества и уровня знаний по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01 Сестринский уход в хирургии. Тема:...

Презентация "Химический состав крови"
Данная презентация посвящена теме "Химический состав крови". Презентация по английскому языку для медицинских колледжей. Специальность 31.02.01 Лечебное дело. Кровь - это жидкая ткань, цирку...
- Мне нравится (1)

