"Планирование и создание творческого урока"
методическая разработка

Творческий урок проводится с целью создания учениками собственного образовательного продукта. Образовательная продукция являете результатом выполнения определенных видов деятельности, поэтому разделение творческих уроков на типы может происходить на основе  различных ведущих видов деятельности: когнитивных,  креативные,  коммуникативных и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_tvorcheskiy_urok.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

                              ГПОУ «Воркутинский медицинский колледж»

                                Преподаватель: Федосенко Оксана Ивановна

           Методическая разработка «Планирование и создание творческого урока»

            Творческий урок — многогранный кристалл, в котором отражается система обучения учителя. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.

        Создание творческого урока — творчество в квадрате, поскольку учитель  разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников.

Во время проектирования должны учитываются образовательная программа, уровень подготовки детей, наличие методического инструментария,  специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный  продукт и достичь главных целей. Ключевую роль на данном уроке имеют составленные или подобранные задания для учеников. После проектирования урока происходит его реализация, которая тоже является творческим процессом, поскольку урок выходит за рамки ~ воспроизведения намеченного плана. Уровень творчества детей зависит от творчества педагога А это значит, что во время урока учитель —творец, а не простой посредник, передающий информацию.

        Для определения базовой основы творческого урока выбирается оптимальный  для каждого случая тип урока.

           Творческий урок проводится с целью создания учениками собственного образовательного продукта. Образовательная продукция являете результатом выполнения определенных видов деятельности, поэтому разделение творческих уроков на типы может происходить на основе  различных ведущих видов деятельности: когнитивных,  креативные,  коммуникативных и др.

          Творческие уроки, чаще всего, как правило, комбинированные. Они включают 3-4 сменяемых друг друга деятельности учеников. В старших классах деятельностная доминанта  урока может быть одна при различных формах ее воплощения.

           Ниже представлены перечни названий типов творческих уроков. На их основе могут составляться комбинированные уроки. Кроме того каждый из перечисленных творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.

Посмотрите на слайд

Перечисленные типы уроков распределены по доминирующим типам. Для этих уроков действует принцип двойного вхождения, которому каждый урок:

1)        принадлежит своему типу;

2)        присутствует как аспект урока любого другого типа.

Типы уроков позволяют строить систему занятий, образующую

целостную технологию обучения. На основе данной технологии учитель планирует, разрабатывает и проводит конкретные уроки.

                                     Планирование творческого урока

        1.        План творческого урока — это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.

        2.        Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Припоминаются особенности учеников того класса, в котором будет проводиться урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.

        3.        Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к про-блематике темы. С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны самому учителю (тогда есть вероятность, что эти же проблемы заинтересуют и учеников). Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке их индивидуальные подходы, не пройти мимо оригинальных направлений мыслей учеников.

         4.   Определение смысла урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу. Важно учесть, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть различен. Полезно иметь представление о направленности индивидуальных образовательных программ учеников, об их интересах в изучаемой области.

        5.     Разрабатывается идея урока, которая обусловливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результаты. Формулируются одно или несколько открытых заданий для учащихся, которые не имеют однозначного варианта выполнения и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуальность.

        6.  Отбираются такой материал и такие средства, методы и форме деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего  содержания образования.

      7. Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги. Например, к уроку по составлению учениками собственных таблиц сложения чисел учитель готовит аналогичные таблицы, составленные древними и современными учеными

      8.     Уточнение и письменное формулирование целей урока различного ранга по отношению к разным субъектам обучения.  Приведем примеры трех уровней целей по отношению к ученикам: «Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности» {предметная цель), «Сформулировать понятие "закономерность"» (метапредметная цель), «Научиться формулировать свою цель, освоить способ графической рефлексии  {методологические цели).

       9.      Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока.  Одно из требований занятия — «дыхание урока», то есть смена контрастных видов деятельности учеников при сохранении  образовательной доминанты. Так, на уроке с учениками началъай школы такая смена происходит не реже чем через 10-15 мин. Например, в начале урока 10 минут проходит обсуждение проблемы («громкая» коллективная работа), затем формулируем задание, и в течение 15 минут каждый ученик решает проблему («тихая» индивидуальная работа), далее ученики в течение 10 минут выступают перед друг другом или в группе со своими результатами («громкая» индивидуально-групповая деятельность). В завершающие 5 минут происходит письмена рефлексия — каждый ученик пишет в тетради, что он узнал и чему научился («тихая» индивидуальная деятельность).

        10.        Написание конспекта (плана) урока.

Характерные затруднения при планировании

         Типичным затруднением при составлении конспекта урока являются формулировка его целей. Часто цели записываются как направления  деятельности, а не в качестве конкретного предвосхищаемого результата урока. Например, если целью считать «формирование логического мышления», то непонятно, каким образом можно будет определить достигнута эта цель или нет. В данном случае конкретно поставленной  и проверяемой целью урока по литературе может быть, например, учиться выделять ключевые признаки художественного текста с  последующим анализом.

          Другая проблема — постановка слишком общих или глобальных целей на урок, которые не могут быть достигнуты за отведенное время. Например, неопределенную и довольно общую цель «научиться складывать  однозначные числа» лучше заменить на более конкретную проверяемую — «освоение учениками графического способа сложения однозначных чисел с помощью числовой прямой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО)

Данное методическое пособие разработано для преподавателей  гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО. Неоценимый помощник для тех педагогов, кто хочет научиться  не только...

Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.

Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...

В помощь молодым преподавателям "Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС"

Т. Ю. Бутурлакина Т.Ю. Бутурлакина "Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС"...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС(для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО)...

Планирование результатов обучения на уроке

Планирование результатов обучения на уроке...

Педагогический проект "Создание творческой мастерской декоративной росписи ткани как средство формирования профессиональной компетенции художника-мастера". Автор Миргород И.Ю.

Основная идея проекта заключалась в том, что создание худождественной мастерской декоративной росписи ткани в педагогическом колледже  позволит раскрыть творческий потенциал студентов и подготови...

"Планирование и создание творческого урока"

Творческий урок проводится с целью создания учениками собственного образовательного продукта. Образовательная продукция являете результатом выполнения определенных видов деятельности, поэтому р...