Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка

Олеся Владимировна Громобоева

Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе. Громобоева О. В., учитель начальных классов МАОУ Горненская СОШ Зейского муниципального округа

Слайд 2

М етоды работы со словарными словами метод орфографического чтения ; этимологический анализ ; метод ассоциативного запоминания .

Слайд 3

Метод орфографического чтения ‒ внимательно прочитайте слово про себя и вслух; ‒ справьтесь о значении слова, если не знаете его; ‒ прочитайте слово по слогам и запишите его; ‒ подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить; ‒ проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам; ‒ подберите несколько родственных слов и напишите слово два — три раза.

Слайд 4

Этимологический анализ Например, возможно предложить ученикам экскурс в историю происхождения слова. Так, синицу раньше называли с и ней птицей, поэтому она с И ница . Снегирь появляется около человеческого жилья зимой, в большие морозы, когда снег в лесу скрывает его корм. В сознании людей данная птица связана со сн е гом, поэтому она получили название « сн Е гирь ».

Слайд 5

Метод ассоциативного запоминания Например: cловарное слово — берёза . Ассоциативный образ — берёза по цвету белая, или берёза кудрявая (чтобы расчесать кудрявую берёзу, нужен гребень, по форме, напоминающий букву Е). Результат: б Е рёза — б Е лая — гр Е б Е нь (Е).

Слайд 6

Условия для обеспечения результативности использования приёма ассоциативного запоминания словарных слов: - Систематичность (от урока к уроку, от класса к классу). - Использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова. - Систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов.



Предварительный просмотр:

Публичная лекция

Тема: Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.

Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

В программе по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одна из главных задач учителя – научить детей писать эти слова без ошибок.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена.

             Перейдем к описанию некоторых методов работы со словарными словами такие как: метод орфографического чтения,
метод этимологического анализа слова, метод ассоциаций

Метод орфографического чтения
Николай  Сергеевич Рождественский (учёный, лингвист-методист) рекомендует следующую последовательность действий для запоминания непроверяемых слов:

‒ внимательно прочитайте слово про себя и вслух;

‒ справьтесь о значении слова, если не знаете его;

‒ прочитайте слово по слогам и запишите его;

‒ подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;

‒ проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам;

‒ подберите несколько родственных слов и напишите слово два — три раза.          

                      Необходимо отметить, что применение метода орфографического чтения требует поэтапного осуществления и подготовки, он ориентирован на механическое запоминание написания слова, что не вполне соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Этимологический анализ — эффективный метод повышения грамотности, поскольку, как известно, при сознательном усвоении определенной информации степень ее запоминания значительно повышается. При таком подходе ученики являются субъектами учебной деятельности, у них повышается интерес к изучению словарных слов, что полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Дмитрий Николаевич Богоявленский — (учёный в области педагогической  психологии0

            По его мнению «учащиеся должны осмыслить не только «как» пишется слово, но и «почему». Только такое осмысление сознательное и надёжное.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, что помогает выяснить исторические корни слова и найти опору для запоминания его современного графического написания.

Пример вы видите на слайде:

Например, возможно предложить ученикам экскурс в историю происхождения слова. Так, синицу раньше называли синей птицей, поэтому она сИница. Снегирь появляется около человеческого жилья зимой, в большие морозы, когда снег в лесу скрывает его корм. В сознании людей данная птица связана со снегом, поэтому она получили название «снЕгирь».

Перейдем к рассмотрению ассоциативной методики запоминания словарных слов. Мышление младших школьников носит наглядно-образный характер, то есть опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает образный тип памяти. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при организации словарной работы. Для того чтобы запомнить слово с непроверяемой орфограммой с учетом психологических особенностей мышления младшего школьника, необходимо создать ее образ в конкретном слове. Орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. (Мнемотехника)

Марат  Гафитулин предлагает обучить детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания написания слов, не проверяемых в современном языке.

Автор выдвигает следующие требования к ассоциативному образу:

 ‒ ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству и т. д.;

 ‒ ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например: cловарное слово — берёза. Ассоциативный образ — берёза по цвету белая, или берёза кудрявая (чтобы расчесать кудрявую берёзу, нужен гребень, по форме, напоминающий букву Е). Результат: бЕрёза — бЕлая — грЕбЕнь (Е).

Погодина Альбина  Александровна (кандидат педагогических наук) указывает на необходимость соблюдения следующих условий для обеспечения результативности  использования приёма ассоциативного запоминания словарных слов:

- Систематичность (от урока к уроку, от класса к классу). 

- Использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова. 

- Систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов. 

Также она рекомендует при использовании метода ассоциаций проводить словарную работу в определенной последовательности:

1) предъявление словарного слова;

2) объяснение лексического значения слова;

3) постановка ударения;

4) подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;

5) запись в словарь с выделением орфограммы;

 6) нахождение ассоциативного образа, связанного со словарем, и запись его напротив словарного слова в словаре с выделением одинаковых букв;

7) изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слова через сомнительную орфограмму), т. е. работа по опоре;

8) прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух найденного ассоциативного образа (по словарю и по опоре) с предоставлением их объединения и связующей их сомнительной орфограммы;

9) составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном слове цветом орфограммы, подбором родственных слов.

Вывод: Для усвоения словарных слов в современной начальной школе необходимы такие методы, которые обеспечат успех в теоретико-практическом обучении орфографии младших школьников. К таким эффективным методам можно отнести метод этимологического анализа и ассоциативного запоминания словарных слов, которые соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

Итог: Закончу свою лекцию словами лингвиста, педагога и методиста Алексея Васильевича Текучева:

"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка"

Источник:

Журнал «Молодой ученый» научная статья: к вопросу о методах работы со словарными словами в современной начальной школе / Н. Л. Бежанова, А. А. Капустина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 334-337. — URL:https://moluch.ru/archive/123/33994/ 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр при обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе

Обучение чтению на английском языке, является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Многие учителя сталкиваются с прооблемой - как научить учеников читать, и в то же время, поддержать интер...

«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»

«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»...

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС, статья...

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

Дипломная работа ВКР "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ...