ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Основы технической механики и слесарных работ»
рабочая программа на тему

Балахнин Александр Юрьевич

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

« Основы технической механики и слесарных работ»

Общепрофессиональная подготовка

    для профессии 21.01.01 «Оператор нефтяных и газовых скважин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_teh._meh.i_slesarnyh_rabot.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Когалымский политехнический колледж»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

« Основы технической механики и слесарных работ»

Общепрофессиональная подготовка

    для профессии 21.01.01 «Оператор нефтяных и газовых скважин»

2014г.

Рабочая программа учебной дисциплины « Основы технической механики и слесарных работ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее - НПО):

21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин

Организация-разработчик: 

бюджетное учреждение начального профессионального образования Ханты- Мансийского автономного округа-Югры  «Когалымский политехнический колледж»

Разработчики: 

Балахнин А.Ю. –преподаватель  БУ «Когалымский политехнический колледж»

Рассмотрена на  методическом объединении по профессии «Оператор нефтяных и газовых скважин»,  «Оператор по ремонту скважин», «Машинист на буровых установках», «Лаборант химического анализа»  протокол № 1 от 05.09. 2014 г.

Рекомендована методическим советом  БУ «Когалымский политехнический колледж»

протокол    № 1 от 05.09. 2014 г.

               

   

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы технической механики и слесарных работ»

1.1.Область применения программы

          Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий:

- 21.01.01 «Оператор нефтяных и газовых скважин»

        Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании ( в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:  «Оператор нефтяных и газовых скважин»,

 -Оператор по гидравлическому разрыву пластов;

-Оператор по добыче нефти и газа;

-Оператор по исследованию скважин;

-Оператор по поддержанию пластового давления.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОП03.

Индекс и наименование дисциплины, междисциплинарных курсов (МДК)-ОП.03 «Основы технической механики и слесарных работ».

  Коды формируемых компетенций  ОК 1 – 7; ПК 1.2-1.6; ПК 2.1-2.4; ПК 3.1-3.5; ПК 4.1-4.6

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

читать кинематические схемы;

определять напряжения в конструкционных элементах;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

виды износа и деформации деталей и узлов;

виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;

кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;

назначение и классификацию подшипников;

основные типы смазочных устройств;

принципы организации слесарных работ;

типы, назначение, устройство редукторов;

трение, его виды, роль трения в технике;

устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 40 часов.

  2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ«Основы технической механики и слесарных работ».

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

                     Вид учебной работы

Количество

     Часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

лабораторные работы

44

практические работы

8

контрольные работы ( зачет)

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

индивидуальное проектное задание

4

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

36

Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Основы технической механики и слесарных работ»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Допуски и посадки

22

Тема 1.1. Поверхности, размеры, отклонения, измерительный инструмент

Шероховатость поверхности: понятие, параметры, средства для измерения шероховатости поверхности, измерительные инструменты и приборы: виды, назначение, основные характеристики

2

2

Лабораторная работа №1 Определение характеристик поверхности по техническим чертежам

2

2

Практическая работа №1. Измерение размеров деталей штангенциркулем, гладким микрометром .

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Определение характеристик состояния поверхностей материалов.

4

3

Тема 1.2 Допуски и посадки

Допуски: понятие, определение. Посадки: понятие, виды, назначение. Системы допусков и посадок. Классы точности. Обозначение на чертежах полей допусков и посадок.

2

2

Лабораторная работа №2.  Определение размеров отверстия и цилиндра с учетом допусков

2

2

Практическая работа №2 Подсчет значений предельных размеров и допуска размера на изготовление по данным чертежа. Определение годности заданного действительного размера

2

2

Практическая работа №3 Анализ размеров и графическое изображение отклонения и допуска размера.

2

2

Практическая работа №4 Анализ соединения и определение вида посадки.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Определение технологических размеров деталей болтового соединения

2

3

Раздел 2. Основы слесарных работ

60

Тема 2.1 Разметка плоскостная

Назначение и виды разметки. Инструменты и приспособления, применяемые при разметке, их устройство, применение и уход за ними. Последовательность выполнения работ при разметке по шаблону, изделию и чертежам.

1

2

Лабораторная работа № 3  Разметка плоской детали

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Автоматизация разметочных работ на производстве».

4

3

Тема 2.2 Рубка, резка металла

Назначение и применение слесарной рубки. Инструмент для рубки и приемы пользования им. Рубка в тисках, на плите и наковальне. Механизация процесса рубки.

Понятие о резке металлов. Устройство слесарной ножовки и правила пользования ею. Приемы резки различных заготовок.

2

2

Лабораторная работа № 4.  Рубка и резка металла

2

2

Лабораторная работа № 5.  Опиливание металла

2

2

Тема 2.3 Гибка и правка металла

Назначение и применение правки и гибки металла. Инструменты и оборудование, применяемые при правке и гибке металла. Разновидности процессов правки и гибки. Навивка пружин.

2

2

Лабораторная работа № 6.  Гибка и правка металла

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление технологической карты изготовления и восстановления спиральных пружин

4

3

Тема 2.4 Сверление, зенкование, развертывание отверстий

Сверлильные станки и их типы. Сверла, их виды и назначение.. Сверление сквозных и глухих отверстий. Зенкование отверстий. Зенкование и развертывание отверстий. Технологический процесс и техника развертывания цилиндрических и конических отверстий. Способы и средства контроля отверстий. Контрольно-измерительные инструменты. Дефекты при обработке отверстий, их предупреждение.

2

2

Лабораторная работа № 7.  Сверление отверстий

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Автоматизация процессов сверления и обработки отверстий

4

3

Тема 2.5 Нарезание

резьбы

Понятие о резьбе и ее элементах. Виды и назначение резьб. Инструменты для нарезания резьб. Подбор сверл для сверления отверстий под резьбу и выбор диаметра стержня при нарезании резьбы. Дефекты при нарезании резьбы и способы их предупреждения. Соединения с применением самонарезных винтов.

2

2

Лабораторная работа № 8.  Нарезание наружной резьбы

2

2

Лабораторная работа № 9.  Нарезание внутренней резьбы

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Нарезание различных резьб на токарно-винторезном станке

2

3

Тема 2.6 Притирка и доводка

Притирка и доводка, их назначение и применение. Притиры и абразивные материалы. Притирка плоских, цилиндрических и конических поверхностей. Тепловые явления при притирке и их влияние на точность обработки. Полировка. Механизация притирки. Контроль качества притирки.

1

2

Лабораторная работа №10.  Выполнение пригоночных операций

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Использование механизированного оборудования для слесарной обработки металлов

4

3

Тема 2.7 Технология сборки разъемных соединений

Общая технология сборки: методы, требования к подготовке деталей, техническая документация на сборку Сборка неподвижных неразъемных соединений (пайка, лужение, склеивание, сборка под сварку):способы, используемые материалы инструмент, приспособления, последовательность и приемы выполнения. Контроль качества сборки: методы и средства, наиболее вероятные дефекты, меры их предупреждения и устранения.

2

2

Лабораторная работа №11.  Выполнение сборки неподвижных разъемных соединений

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Соединение деталей клепкой.

4

3

Зачет

2

3

Тема 2.8 Технология сборки неразъемных соединений

Сборка неподвижных разъемных соединений (резьбовых, шпоночных,

шлицевых, штифтовых): способы, используемое оборудование, приспособления, инструмент, последовательность и техника сборки. Контроль качества сборки: методы и средства. Наиболее вероятные дефекты сборки, методы их предупреждения и исправления.

2

2

Лабораторная работа №12. Выполнение сборки неподвижных неразъемных соединений

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Сборка подвижных разъемных соединений.

4

3

Раздел 3. Основы технической механики

34

Тема 3.1 Кинематика механизмов

Кинематика механизмов. Кинематические пары: понятие, типы.

Кинематические схемы механизмов, правила чтения кинематических схем.

2

2

Лабораторная работа № 13. «Кинематический и силовой расчет многоступенчатой передачи».                                                   

2

2

Лабораторная  работа  № 14. «Геометрические параметры зубчатого колеса».                                                                                              

2

2

Лабораторная работа № 15. «Изучение конструкции конического редуктора».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Конические кинематические пары и их применение.

4

3

Тема 3.2 Детали машин, составные части изделия

Детали машин и сборочные единицы: понятие, типы, назначение, требования, предъявляемые к ним. Типовые детали и сборочные механизмы, применяемые в электрооборудовании.

2

2

Лабораторная работа №16  Детализация электрической машины.

2

2

Лабораторная работа № 17 «Расчет передачи винт-гайка»

2

2

Лабораторная работа № 18 «Расчет валов».

2

2

Лабораторная работа №19«Шпоночные и шлицевые соединения».

2

2

Тема 3.3 Передачи вращательного и поступательного движения

Передачи вращательного движения: виды, назначение, устройство, условные обозначения на кинематических схемах. Механизмы, преобразующие движение: виды, назначение, устройство, условные обозначения на кинематических схемах.

2

2

Лабораторная работа № 20 «Изучение конструкции червячного редуктора».

2

2

Лабораторная работа №21 «Проведение расчетов клиноременной передачи».                                                                                            

2

2

Лабораторная работа №22«Проведение расчетов цепной передачи».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Кинематическая схема токарно-винторезного станка.

4

3

Дифференцированный зачет

2

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеются в наличии слесарно-механические мастерские.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

- рабочие места для обучающихся;

- рабочее место для преподавателя;

- станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;

- набор слесарных инструментов;

- набор измерительных инструментов;

- набор электромонтажных инструментов.

Дидактические средства обучения:

- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических занятий, курс лекций по дисциплине), контрольно-измерительные материалы;

- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные и электрифицированные стенды, плакаты).

Технические средства обучения:

- персональный компьютер;

- ноутбук;

-плазменная панель;

- мультимедиа проектор;

- экран переносной;

- интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Карпицкий, В. Р. Общий курс слесарного дела. – М.: Новое знание, 2012.

2.Макиенко, Н.И. Общий курс слесарного дела. - М.: Академия, 2012.

3.Покровский, Б.С., Скакун, В.А. Слесарное дело. Учебник. - М.: Академия, 2012.

4.Филиппов, А.С. Основы слесарного дела. – М.:Технопринт, 2010.

5.Сибикин, Ю.Д., Сибикин, М.Ю. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. – М.: ПрофобрИздат, 2012.

Дополнительные источники:

1. Катаев, А. М. Слесарное дело. – М.: Лань, 2012.

2. Комплект обучающих инструкционных карт по курсу «Общеслесарные работы» – для всех профессий машиностроения, слесарей-ремонтников, автослесарей, монтажников и других профессий, связанных с ремонтом, сборкой и эксплуатацией машин и механизмов.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоения умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

расчетно - практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа;

- пользоваться инструментами и контрольно – измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

 контрольные работы; расчетно- практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; индивидуальное проектное задание;

- собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

внеаудиторная самостоятельная работа  

- читать кинематические схемы;

внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

- виды износа и деформации деталей и узлов;

контрольная работа;  внеаудиторная самостоятельная работа

- виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

контрольная работа; расчетно-практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа;

- виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;

контрольная работа ;внеаудиторная самостоятельная работа

- кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;

контрольная работа; расчетно- практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа

- назначение и классификацию подшипников;

контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа

- основные типы смазочных устройств;

контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа

- принципы организации слесарных работ;

контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа; индивидуальные проектные задания

- трение, его виды, роль трения в технике;

контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа

- устройство и назначение инструментов и контрольно – измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

контрольная работа; практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа

- виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики.

контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа

Разработчики:

БУ «Когалымский

политехнический колледж»             ___преподаватель____                    А.Ю. Балахнин____                    (место работы)                                    (занимаемая должность)               (инициалы, фамилия)

 

Эксперты:

БУ «Когалымский

политехнический колледж»      __преподаватель______           _С.В.Терентьева_

(место работы)                 (занимаемая должность)                    (инициалы, фамилия)

БУ «Когалымский

политехнический колледж»      __преподаватель______           __О.К.Зварич__ (место работы)                          (занимаемая должность)        (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка Фонд оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ

Фонд оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы технической механики"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ по профессии 23.01.03 АвтомеханикРабочая программа (далее  программа) учебной дисциплины разработана на основе Федерального ...

Программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ

Представлена программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессио...

Программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ

Представлена программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессио...

Комплект оценивающих средств по дисциплине "Основы технической механики и слесарных работ"

Комплект оценивающих средств по дисциплине "Основы технической механики и слесарных работ"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся  в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и слесарных работ».Настоящие методические указа...