ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Основы технической механики и слесарных работ»
рабочая программа на тему
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« Основы технической механики и слесарных работ»
Общепрофессиональная подготовка
для профессии 21.01.01 «Оператор нефтяных и газовых скважин»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Когалымский политехнический колледж»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« Основы технической механики и слесарных работ»
Общепрофессиональная подготовка
для профессии 21.01.01 «Оператор нефтяных и газовых скважин»
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины « Основы технической механики и слесарных работ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее - НПО):
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Организация-разработчик:
бюджетное учреждение начального профессионального образования Ханты- Мансийского автономного округа-Югры «Когалымский политехнический колледж»
Разработчики:
Балахнин А.Ю. –преподаватель БУ «Когалымский политехнический колледж»
Рассмотрена на методическом объединении по профессии «Оператор нефтяных и газовых скважин», «Оператор по ремонту скважин», «Машинист на буровых установках», «Лаборант химического анализа» протокол № 1 от 05.09. 2014 г.
Рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»
протокол № 1 от 05.09. 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 6 |
| 19 |
| 20 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы технической механики и слесарных работ»
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий:
- 21.01.01 «Оператор нефтяных и газовых скважин»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании ( в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: «Оператор нефтяных и газовых скважин»,
-Оператор по гидравлическому разрыву пластов;
-Оператор по добыче нефти и газа;
-Оператор по исследованию скважин;
-Оператор по поддержанию пластового давления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОП03.
Индекс и наименование дисциплины, междисциплинарных курсов (МДК)-ОП.03 «Основы технической механики и слесарных работ».
Коды формируемых компетенций ОК 1 – 7; ПК 1.2-1.6; ПК 2.1-2.4; ПК 3.1-3.5; ПК 4.1-4.6
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
читать кинематические схемы;
определять напряжения в конструкционных элементах;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
виды износа и деформации деталей и узлов;
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
назначение и классификацию подшипников;
основные типы смазочных устройств;
принципы организации слесарных работ;
типы, назначение, устройство редукторов;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ«Основы технической механики и слесарных работ».
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество Часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 44 |
практические работы | 8 |
контрольные работы ( зачет) | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | 4 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 36 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Основы технической механики и слесарных работ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Допуски и посадки | 22 | ||
Тема 1.1. Поверхности, размеры, отклонения, измерительный инструмент | Шероховатость поверхности: понятие, параметры, средства для измерения шероховатости поверхности, измерительные инструменты и приборы: виды, назначение, основные характеристики | 2 | 2 |
Лабораторная работа №1 Определение характеристик поверхности по техническим чертежам | 2 | 2 | |
Практическая работа №1. Измерение размеров деталей штангенциркулем, гладким микрометром . | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Определение характеристик состояния поверхностей материалов. | 4 | 3 | |
Тема 1.2 Допуски и посадки | Допуски: понятие, определение. Посадки: понятие, виды, назначение. Системы допусков и посадок. Классы точности. Обозначение на чертежах полей допусков и посадок. | 2 | 2 |
Лабораторная работа №2. Определение размеров отверстия и цилиндра с учетом допусков | 2 | 2 | |
Практическая работа №2 Подсчет значений предельных размеров и допуска размера на изготовление по данным чертежа. Определение годности заданного действительного размера | 2 | 2 | |
Практическая работа №3 Анализ размеров и графическое изображение отклонения и допуска размера. | 2 | 2 | |
Практическая работа №4 Анализ соединения и определение вида посадки. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Определение технологических размеров деталей болтового соединения | 2 | 3 | |
Раздел 2. Основы слесарных работ | 60 | ||
Тема 2.1 Разметка плоскостная | Назначение и виды разметки. Инструменты и приспособления, применяемые при разметке, их устройство, применение и уход за ними. Последовательность выполнения работ при разметке по шаблону, изделию и чертежам. | 1 | 2 |
Лабораторная работа № 3 Разметка плоской детали | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Автоматизация разметочных работ на производстве». | 4 | 3 | |
Тема 2.2 Рубка, резка металла | Назначение и применение слесарной рубки. Инструмент для рубки и приемы пользования им. Рубка в тисках, на плите и наковальне. Механизация процесса рубки. Понятие о резке металлов. Устройство слесарной ножовки и правила пользования ею. Приемы резки различных заготовок. | 2 | 2 |
Лабораторная работа № 4. Рубка и резка металла | 2 | 2 | |
Лабораторная работа № 5. Опиливание металла | 2 | 2 | |
Тема 2.3 Гибка и правка металла | Назначение и применение правки и гибки металла. Инструменты и оборудование, применяемые при правке и гибке металла. Разновидности процессов правки и гибки. Навивка пружин. | 2 | 2 |
Лабораторная работа № 6. Гибка и правка металла | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление технологической карты изготовления и восстановления спиральных пружин | 4 | 3 | |
Тема 2.4 Сверление, зенкование, развертывание отверстий | Сверлильные станки и их типы. Сверла, их виды и назначение.. Сверление сквозных и глухих отверстий. Зенкование отверстий. Зенкование и развертывание отверстий. Технологический процесс и техника развертывания цилиндрических и конических отверстий. Способы и средства контроля отверстий. Контрольно-измерительные инструменты. Дефекты при обработке отверстий, их предупреждение. | 2 | 2 |
Лабораторная работа № 7. Сверление отверстий | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Автоматизация процессов сверления и обработки отверстий | 4 | 3 | |
Тема 2.5 Нарезание резьбы | Понятие о резьбе и ее элементах. Виды и назначение резьб. Инструменты для нарезания резьб. Подбор сверл для сверления отверстий под резьбу и выбор диаметра стержня при нарезании резьбы. Дефекты при нарезании резьбы и способы их предупреждения. Соединения с применением самонарезных винтов. | 2 | 2 |
Лабораторная работа № 8. Нарезание наружной резьбы | 2 | 2 | |
Лабораторная работа № 9. Нарезание внутренней резьбы | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Нарезание различных резьб на токарно-винторезном станке | 2 | 3 | |
Тема 2.6 Притирка и доводка | Притирка и доводка, их назначение и применение. Притиры и абразивные материалы. Притирка плоских, цилиндрических и конических поверхностей. Тепловые явления при притирке и их влияние на точность обработки. Полировка. Механизация притирки. Контроль качества притирки. | 1 | 2 |
Лабораторная работа №10. Выполнение пригоночных операций | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Использование механизированного оборудования для слесарной обработки металлов | 4 | 3 | |
Тема 2.7 Технология сборки разъемных соединений | Общая технология сборки: методы, требования к подготовке деталей, техническая документация на сборку Сборка неподвижных неразъемных соединений (пайка, лужение, склеивание, сборка под сварку):способы, используемые материалы инструмент, приспособления, последовательность и приемы выполнения. Контроль качества сборки: методы и средства, наиболее вероятные дефекты, меры их предупреждения и устранения. | 2 | 2 |
Лабораторная работа №11. Выполнение сборки неподвижных разъемных соединений | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Соединение деталей клепкой. | 4 | 3 | |
Зачет | 2 | 3 | |
Тема 2.8 Технология сборки неразъемных соединений | Сборка неподвижных разъемных соединений (резьбовых, шпоночных, шлицевых, штифтовых): способы, используемое оборудование, приспособления, инструмент, последовательность и техника сборки. Контроль качества сборки: методы и средства. Наиболее вероятные дефекты сборки, методы их предупреждения и исправления. | 2 | 2 |
Лабораторная работа №12. Выполнение сборки неподвижных неразъемных соединений | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Сборка подвижных разъемных соединений. | 4 | 3 | |
Раздел 3. Основы технической механики | 34 | ||
Тема 3.1 Кинематика механизмов | Кинематика механизмов. Кинематические пары: понятие, типы. Кинематические схемы механизмов, правила чтения кинематических схем. | 2 | 2 |
Лабораторная работа № 13. «Кинематический и силовой расчет многоступенчатой передачи». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа № 14. «Геометрические параметры зубчатого колеса». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа № 15. «Изучение конструкции конического редуктора». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Конические кинематические пары и их применение. | 4 | 3 | |
Тема 3.2 Детали машин, составные части изделия | Детали машин и сборочные единицы: понятие, типы, назначение, требования, предъявляемые к ним. Типовые детали и сборочные механизмы, применяемые в электрооборудовании. | 2 | 2 |
Лабораторная работа №16 Детализация электрической машины. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа № 17 «Расчет передачи винт-гайка» | 2 | 2 | |
Лабораторная работа № 18 «Расчет валов». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №19«Шпоночные и шлицевые соединения». | 2 | 2 | |
Тема 3.3 Передачи вращательного и поступательного движения | Передачи вращательного движения: виды, назначение, устройство, условные обозначения на кинематических схемах. Механизмы, преобразующие движение: виды, назначение, устройство, условные обозначения на кинематических схемах. | 2 | 2 |
Лабораторная работа № 20 «Изучение конструкции червячного редуктора». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №21 «Проведение расчетов клиноременной передачи». | 2 | 2 | |
Лабораторная работа №22«Проведение расчетов цепной передачи». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Кинематическая схема токарно-винторезного станка. | 4 | 3 | |
Дифференцированный зачет | 2 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеются в наличии слесарно-механические мастерские.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- рабочие места для обучающихся;
- рабочее место для преподавателя;
- станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
- набор слесарных инструментов;
- набор измерительных инструментов;
- набор электромонтажных инструментов.
Дидактические средства обучения:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических занятий, курс лекций по дисциплине), контрольно-измерительные материалы;
- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные и электрифицированные стенды, плакаты).
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- ноутбук;
-плазменная панель;
- мультимедиа проектор;
- экран переносной;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Карпицкий, В. Р. Общий курс слесарного дела. – М.: Новое знание, 2012.
2.Макиенко, Н.И. Общий курс слесарного дела. - М.: Академия, 2012.
3.Покровский, Б.С., Скакун, В.А. Слесарное дело. Учебник. - М.: Академия, 2012.
4.Филиппов, А.С. Основы слесарного дела. – М.:Технопринт, 2010.
5.Сибикин, Ю.Д., Сибикин, М.Ю. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. – М.: ПрофобрИздат, 2012.
Дополнительные источники:
1. Катаев, А. М. Слесарное дело. – М.: Лань, 2012.
2. Комплект обучающих инструкционных карт по курсу «Общеслесарные работы» – для всех профессий машиностроения, слесарей-ремонтников, автослесарей, монтажников и других профессий, связанных с ремонтом, сборкой и эксплуатацией машин и механизмов.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоения умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования; | расчетно - практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; |
- пользоваться инструментами и контрольно – измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования; | контрольные работы; расчетно- практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; индивидуальное проектное задание; |
- собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам; | внеаудиторная самостоятельная работа |
- читать кинематические схемы; | внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
- виды износа и деформации деталей и узлов; | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования; | контрольная работа; расчетно-практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа; |
- виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов; | контрольная работа ;внеаудиторная самостоятельная работа |
- кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач; | контрольная работа; расчетно- практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- назначение и классификацию подшипников; | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- основные типы смазочных устройств; | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- принципы организации слесарных работ; | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа; индивидуальные проектные задания |
- трение, его виды, роль трения в технике; | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- устройство и назначение инструментов и контрольно – измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования; | контрольная работа; практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
- виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики. | контрольная работа; внеаудиторная самостоятельная работа |
Разработчики:
БУ «Когалымский
политехнический колледж» ___преподаватель____ А.Ю. Балахнин____ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
БУ «Когалымский
политехнический колледж» __преподаватель______ _С.В.Терентьева_
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
БУ «Когалымский
политехнический колледж» __преподаватель______ __О.К.Зварич__ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/14/picture-455194-1431628828.jpg)
Разработка Фонд оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ
Фонд оценочных средств по общепрофессиональной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-719107-1449044611.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы технической механики"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ по профессии 23.01.03 АвтомеханикРабочая программа (далее программа) учебной дисциплины разработана на основе Федерального ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-209954-1365234415.jpg)
Программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ
Представлена программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессио...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-209954-1365234415.jpg)
Программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ
Представлена программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессио...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1206090-1601449018.jpg)
рабочая программа ОП. 03. Основы технической механики и слесарных работ
рабочая программа тех мех и слесарные работы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/06/picture-1360799-1636186370.jpg)
Комплект оценивающих средств по дисциплине "Основы технической механики и слесарных работ"
Комплект оценивающих средств по дисциплине "Основы технической механики и слесарных работ"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и слесарных работ».Настоящие методические указа...