Методические указания по для контроля и оценки образовательных достижений студентов СПО
учебно-методический материал по теме

Кудинов Юрий Витальевич

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу раздела "ОГП".

КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. КИМ разработаны на основании следующих документов:

  • Государственного образовательного стандарта СПО специальности;
  • основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО:
  • учебный план
  • рабочая программа раздела МДК.01.01."Основы горного производства".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_ukazaniya_po_dlya_kontrolya_i_otsenki_.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания по для контроля и оценки образовательных достижений студентов СПО

Контрольно-измерительные материалы (КИМ)

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу раздела "Разрушение горных пород взрывом".

КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. КИМ разработаны на основании следующих документов:

  • Государственного образовательного стандарта СПО специальности;
  • основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО:
  • учебный план
  • рабочая программа раздела МДК.01.01."Основы горного производства".

 

 Результаты освоения МДК, подлежащие проверке

Код

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Умения:

У.1

- проходить различные виды выработок с помощью шурфопроходческих комплексов, бурильных машин и установок;

Тестирование, выполнение и защита практических работ, курсового проекта , оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач.

У.2

проходить выработки буровзрывным способом;

Тестирование, выполнение и защита практических работ, курсового проекта, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач.

У.3

производить расчёт конструкций крепи; крепить горные выработки;

Тестирование, выполнение и защита практических работ, курсового проекта, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач

У.4

контролировать вентиляцию, освещение и водоотлив при проведении горных выработок;

Тестирование, выполнение и защита практических работ, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач

У.5

- составлять документацию горных выработок с использованием информационных технологий;

Тестирование, выполнение и защита практических работ, курсового проекта, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач.

Знания:

З.1

- горные породы и их классификацию; физико-механические свойства горных пород,

грунтов и виды их разрушения;

Тестирование, выполнение и защита практических работ, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач.

1

2

3

З.2

- основы горного дела и виды горных выработок;

Тестирование, оценка выполнения внеа-удиторной самостоятельной работы, реше-ние проблемных задач.

З.3

- технологические процессы проходки горных выработок в различных горно-геологических

условиях;

Тестирование, выполнение и защита практических работ, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач.

З.4

- конструкции, правила эксплуатации и применения основного и вспомогательного технологического оборудования;

Тестирование, выполнение и защита практических работ, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач.

З.5

- материалы горной крепи, их конструкции и расчёт;

Тестирование, выполнение и защита практических работ, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач.

З.6

- правила и способы установки и контроля вентиляции, освещения и водоотлива при проведении горных выработок;

Тестирование, выполнение и защита практических работ, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач.

3.7

комплекс работ по ликвидации поверхностных и подземных выработок;

Тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, решение проблемных задач.

Структура контрольного задания

Текст задания для текущего контроля.

Вопросы для устного опроса

1.        Обоснуйте необходимость изучения раздела "Сооружение горых выработок для будущего шахтостроителя.

2.        Приведите классификацию горных пород.

3.        Рассмотрите физико-механические свойства горных пород

4.        Дайте определение горных работ, приведите их классификацию, сущ-ность и область применения

5.        Дайте определение горной выработки; её частей.

6.        Приведите классификацию горных выработок.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

Инструкция по выполнению работы

Внимательно прочитайте и выполните ряд заданий.

Задания даны с выбором ответа. К каждому из заданий  даны  варианты  ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и отметьте номер правильного ответа  (жирным шрифтом обозначены правильные варианты ответов).

Вариант 1

1. Штольней называется:

а - наклонная выработка, не имеющая непосредственного выхода на поверхность и предназначенная для подъёма полезного ископаемого. Уклон отличается от бремсберга направлением движения полезного ископаемого;

б - горная выработка, проведённая к месторождению с поверхности горизонтально или с незначительным подъёмом, имеющая непосредственный выход на поверхность, предназначенная для обслуживания подземных горных работ.

в - горная выработка, проводимая обычно в толще полезного ископаемого по простира-нию пласта или залежи и предназначенная для проветривания, передвижения людей и транспортирования грузов.

2. горными выработками называют:

а -  сооружения горно-обогатительных комбинатов;

б -  полости в недрах Земли, образовавшиеся после ведения горных работ;

в -  полости в недрах Земли, образовавшиеся в результате действия подземных вод.

3. Абразивностью породы называется

а - способность восстанавливать форму, которую она приобрела под действием внешнего усилия;

б - способность истирать металлический инструмент при контакте с ним под действием внешнего усилия;

в - способность пропускать воду через поры, которые имеет порода в естественном состо-янии.

4. Контактная прочность - это

а - сопротивление горной породы вдавливанию плоского штампа в необработанную поверхность породы

б - способность истирать металлический инструмент при контакте с ним под действием внешнего усилия;

в - выделение энергии при синтезе ядер лёгких элементов.

5. При вращательном бурении на инструмент действуют:

а - динамическое осевое усилие + крутящий момент;

б - постоянное осевое усилие + крутящий момент;

в - крутящий момент + подъёмная сила.

Вариант 2

1. Допишите названия пород по происхождению:

…………………магматические, осадочные, метаморфические………………

2. Физико-механические свойства породы зависят:

а -от структуры породы;

б - степени её метаморфизма;

в - условий залегания

г – всех вышеперечисленных факторов.

3. Допишите определения физико - механического свойства породы:

 прочность - это .....................................................................................

способность породы сопротивляться нагрузкам, которые её раздавливают, разрывают или скалывают ……………………………………………………………………………………………………………………

4. Шпуром называется цилиндрическая выемка в породе, которая имеет такие длину и диаметр соответственно:

а - 4,5м и 70мм;

б - 5,5м и 75мм.

В - 3,5 м и 76мм,

5. Обычно принимают, что коэффициент крепости f равен

а – вязкости породы в сантистоксах;

б – одной сотой предела прочности на разрыв

в - одному проценту временного сопротивления сжатию.

Вариант 3

1. Допишите определения физико – механических свойств породы:

Пластичностью называется способность породы сохранять деформацию после снятия нагрузки

2. При поворотно-ударном бурении на инструмент действуют:

а - динамическое осевое усилие + крутящий момент;

б - постоянное осевое усилие + крутящий момент;

в - крутящий момент + подъёмная сила.

3. Скважиной называется цилиндрическая выемка в породе, которая имеет соответственно длину и диаметр:

а - 4,5м и 70мм;

б - 5,5м и 75мм.

в - 3,5 м и 66мм,

4. Для бурения в трещиноватых породах должны использоваться используются трёхпёрые и крестовые буровые коронки для:

 а – повышения скорости бурения;

б – избегания заклинивания инструмента;

в – уменьшения износа рабочей поверхности.

5. Уклоном называется:

а - наклонная выработка, не имеющая непосредственного выхода на поверхность и предназначенная для подъёма полезного ископаемого.

б - горная выработка, проведённая к месторождению с поверхности горизонтально или с незначительным подъёмом, имеющая непосредственный выход на поверхность, предназначенная для обслуживания подземных горных работ.

в - горная выработка, проводимая обычно в толще полезного ископаемого по простира-нию пласта или залежи и предназначенная для проветривания, передвижения людей и транспортирования грузов.

Вариант 4

1. Просеком называется:

а - наклонная выработка, не имеющая непосредственного выхода на поверхность и предназначенная для подъёма полезного ископаемого.

б - горная выработка, проведённая к месторождению с поверхности горизонтально или с незначительным подъёмом, имеющая непосредственный выход на поверхность, предназначенная для обслуживания подземных горных работ.

в - горная выработка, проводимая обычно в толще полезного ископаемого по простира-нию пласта или залежи и предназначенная для проветривания, передвижения людей и транспортирования грузов.

2. Каких горных работ не бывает

а - ручные

б - машинные

в – ремонтные

г - взрывные

3. Упругостью породы называется

а - Способность восстанавливать форму, которую она изменила под действием внешних усилий;

б – способность истирать металлический инструмент при контакте с ним под действием внешнего усилия;

в – способность пропускать воду через поры, которые имеет порода в естественном состоянии.

4. Г е з е н к о м  называется –

а - вертикальная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную по-верхность и предназначенная для спуска полезного ископаемого под действием соб-ственного веса или в специальных сосудах механическим способом.

б - горизонтальная (с углом наклона не более 0-3°) выработка, не имеющая непосред-ственного выхода на поверхность и проведённая вкрест простирания месторождения (при крутом и наклонном падении).

в - горная выработка, проводимая обычно в толще полезного ископаемого по простира-нию пласта или залежи и предназначенная для проветривания, передвижения людей и транспортирования грузов

5. П р о в е д е н и е м     г о р н о й     в ы р а б о т к и называют:

а -  комплекс работ, включающий выемку, погрузку и транспортирование горной массы, возведение крепи, наращивание транспортных устройств и коммуникаций, обеспечивающих определённую скорость продвижения забоя.

б - комплекс работ, выполнение которых обеспечивает готовность горной выработки к сдаче в эксплуатацию согласно техническому проекту..

Вариант 5

1. Прочностью породы по шкале М.М.Протодьяконова является комплексная характе-ристика, которую условно можно оценить по предельной прочностью породы:

а - на одноосное сжатие;

б - на изгиб;

в - на растяжение.

2. С т р о и т е л ь с т в о м     г о р н о й     в ы р а б о т к и называют:

а -  комплекс работ, включающий выемку, погрузку и транспортирование горной массы, возведение крепи, наращивание транспортных устройств и коммуникаций, обеспечивающих определённую скорость продвижения забоя.

б - комплекс работ, выполнение которых обеспечивает готовность горной выработки к сдаче в эксплуатацию согласно техническому проекту..

3. Ортом  называется –

а - вертикальная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверх-ность и предназначенная для спуска полезного ископаемого под действием собственного веса или в специальных сосудах механическим способом.:

б - горизонтальная (с углом наклона не более 0-3°) выработка, не имеющая непосред-ственного выхода на поверхность и проведённая вкрест простирания месторождения (при крутом и наклонном падении).

в - горная выработка, проводимая обычно в толще полезного ископаемого по простира-нию пласта или залежи и предназначенная для проветривания, передвижения людей и транспортирования грузов

4. Допишите определения физико - механических свойств породы:

Газопроницаемостью называется .......... свойство пористых и трещиноватых горных по-род пропускать газ; зависит от размера отдельных пор, соотношения пор различных размеров, их расположения в породе и степени влажности поро-ды..........................................

5 Под структурой горной породы понимают

а - взаимное расположение отдельных минеральных зёрен или отдельных агрегатов этих зёрен, на которые породы могут распадаться.

б - ее особенности, которые оговариваются взаимным пространственным расположением минеральных зёрен,

Вариант 6

1. Под текстурой горной породы понимают

а - взаимное расположение отдельных минеральных зёрен или отдельных агрегатов этих зёрен, на которые породы могут распадаться.

б - ее особенности, которые оговариваются взаимным пространственным расположе-нием минеральных зёрен

2. Просеком называется –

а - вертикальная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверх-ность и предназначенная для спуска полезного ископаемого под действием собственного веса или в специальных сосудах механическим способом.:

б - горизонтальная (с углом наклона не более 0-3°) выработка, не имеющая непосред-ственного выхода на поверхность и проведённая вкрест простирания месторождения (при крутом и наклонном падении).

в - горная выработка, проводимая обычно в толще полезного ископаемого по простира-нию пласта или залежи и предназначенная для проветривания, передвижения людей и транспортирования грузов

3. Допишите определения физико - механических свойств породы:

Хрупкостью называется ................. свойство горных пород разрушаться без пластических деформаций......................................................

4. Упругостью породы называется

а - Способность восстанавливать форму, которую она изменила под действием внешних усилий;

б – способность истирать металлический инструмент при контакте с ним под действием внешнего усилия;

в – способность пропускать воду через поры, которые имеет порода в естественном состоянии.

5. Обычно принимают, что коэффициент крепости f равен

а – вязкости породы в сантистоксах;

б – одной сотой предела прочности на разрыв

в - одному проценту временного сопротивления сжатию.

     

Время на выполнение тестового контроля – 10 мин (2 мин на вопрос)  

Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов. Результат до 20 баллов – оценка неудовлетворительно, 30 баллов – удовлетворительно, 40 баллов – хорошо, 50 баллов – отлично.

Вопросы для устного опроса

1.        Назовите факторы, определяющие форму поперечного сечения горной выработки.

2.        Назовите разновидности форм поперечного сечения выработок.

3.        Обозначте область применения тех или иных форм поперечного сечения выработок.

4.        Дайте определение площади сечения в свету, вчерне и в проходке.

5.        Назовите факторы, определяющие размеры сечения выработок.

6.        Перечислите значения зазоров и проходов, регламентируемые ПБ для сечений горных выработок.

7.        Назовите факторы, определяющие размеры поперечного сечения выработки.

8.        Назовите величину зазора между подвижным составом и крепью для разных видов крепи и средств транспорта.

9.        Поясните влияние метановыделения на размеры сечения выработки.

10.        Проанализируйте необходимость регламентации минимальной скорости движения воздушной струи по выработке.

11.        Охарактеризуйте состояние нетронутого массива горных пород.

12.        Раскройте понятие деформации горных пород.

13.        Рассмотрите зоны повышенных и пониженных напряжений.

14.        Проанализируйте образование свода естественного обрушения пород.

15.        Дайте определение горного давления.

16.        Проанализируйте распределение горного давления вокруг контура одиночной выработки.

17.        Рассмотрите процесс изменения давления  по периметру выработки в зависимости от свойств пород.

18.        Рассмотрите процесс изменения давления в различные моменты времени после проведения выработки.

19.        Проанализируйте три характерные зоны влияния очистных работ на характер проявления горного давления.

20.        Дайте оценку устойчивости вмещающих выработки горных пород.

21.        Представьте основные принципы обеспечения устойчивости горных выработок.

22.        Дайте определение крепи и объясните сущность процесса крепления.

23.        Назовите функции, выполняемые крепью.

24.        Приведите классификация горных крепей, в т.ч. крепей капитальных и подготовительных выработок.

25.        Рассмотрите основные требования, предъявляемые к конструкциям горной крепи.

26.        Приведите критерии способов выбора и расчёта параметров горной крепи.

27.        Приведите историю создания и применения горной крепи.

28.        Охарактеризуйте дерево как крепёжный материал.

29.        Рассмотрите конструкцию деревянной крепи.

30.        Проанализируйте способы соединения стоек с верхняком.

31.        Представьте способы увеличения податливости и усиления деревянной крепи.

32.        Рассмотрите технологию установки крепи.

33.        Приведите ваше представление о металлической рамной крепи.

34.        Расскажите об истории применения металлических крепей.

35.        Охарактеризуйте виды, в которых металл применяется для изготовления горных крепей.

36.        Проанализируйте достоинства и недостатки металла как крепёжного материала.

37.        Расшифруйте аббревиатуру СВП. Расскажите о сортаменте этого профиля.

38.        Приведите классификацию жёстких металлических крепей и их область применения.

39.        Охарактеризуйте арочные трёх- и пятизвенные податливые крепи.

40.        Охарактеризуйте арочную металлическую крепь MПK-А3 (с безболтовыми податливыми узлами.

41.        Охарактеризуйте металлическую арочную четырёхзвенную крепь МПК-А4.

42.        Охарактеризуйте кольцевую податливую крепь КМП-К4.

43.        Охарактеризуйте  кольцевую податливую крепь с пологим лежнем КПК-ПЛ.

44.        Охарактеризуйте металлическую трапециевидную крепь МПК-Т1.

45.        Охарактеризуйте трапециевидную крепь МИК-4.

46.        Приведите технические требования при возведении металлической крепи.

47.        Рассмотрите технологию выполнения операций при возведении металлической крепи.

48.        Охарактеризуйте последовательность выполнения операций при возведении металлической крепи.

49.        Прокомментируйте методику расчёта металлической арочной податливой крепи.

50.        Охарактеризуйте бетон как крепёжный материал.

51.        Приведите показатели качества бетона.

52.        Проанализируйте состав бетонной смеси.

53.        Охарактеризуйте бетонную смесь в зависимости от количества воды.

54.        Рассмотрите понятие водоцементного отношения.

55.        Охарактеризуйте специальные виды бетона.

56.        Проклассифицируйте арматурную сталь для армирования железобетонных подземных конструкций.

57.        Перечислите оборудование для возведения монолитной бетонной крепи вручную.

58.        Охарактеризуйте механизированную укладку бетонной смеси.

59.        Рассмотрите классификацию и конструкцию опалубок.

60.        Рассмотрите крепи из железобетонных тюбингов.

61.        Проанализируйте набрызг-бетонную крепь.

62.        Прокомментируйте достоинства, недостатки, область применения железобетонной крепи.

63.        Приведите классификацию железобетонной крепи.

64.        Рассмотрите конструкцию и элементы сборной железобетонной крепи.

65.        Охарактеризуйте особенности крепей семейства УРП и УТЭ.

66.        Проанализируйте свойства и конструкцию железобетонной рамной крепи конструкции ПНИУИ.

67.        Охарактеризуйте тюбинговые железобетонные крепи.

68.        Охарактеризуйте смешанные рамные крепи.

69.        Рассмотрите историю применения и назначение анкерной крепи.

70.        Проанализируйте сущность работы, достоинства и недостатки анкерной крепи.

71.        Охарактеризуйте разновидности анкерной крепи и их конструкцию.

72.        Рассмотрите горногеологические условия применения анкерной крепи.

73.        Назовите горно-геологические условия, в которых запрещено применять анкерные крепи.

74.        Прокомментируйте конструкцию и условия применения комбинированной анкер-металлической крепи.

75.        Изложите основные направления совершенствования механизации возведения анкерной крепи.

76.        Прокомментируйте характерную особенность машин третьего направления.

77.        Проанализируйте двухрастворную схемы подачи.

78.        Изложите технологию установки трубчатого анкера «Свелекс».

79.        Представьте средства механизации для установки трубчатых анкеров.

80.        Охарактеризуйте основные положения расчёта параметров анкерной крепи.

81.        Дайте определение закругления, сопряжения и пересечения.

82.        Приведите классификацию сопряжений по форме в плане.

83.        Проанализируйте унифицированные сопряжения горизонтальных горных выработок.

84.        Охарактеризуйте работы по сооружению сопряжений с бетонной крепью.

85.        Назовите группы сопряжений горных выработок.

86.        Приведите особенности крепи сопряжения под прямым углом двух горизонтальных или горизонтальной и наклонной выработок.

87.        Приведите особенности крепи сопряжение штреков под острым углом с арочной крепью.

88.        Проанализируйте особенности горного давления в наклонных выработках.

89.        Охарактеризуйте особенности применения деревянной крепи в наклонных выработках.

90.        Охарактеризуйте особенности применения металлической крепи в наклонных выработках.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ВИДАМ КОНТРОЛЯ

 

Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация  

1

2

3

Умения:

 

 

- проходить различные виды выработок с помощью шурфопроходческих комплексов, бурильных машин и установок;

тесты, защита практических работ, самостоятельное изучение вопросов, анализ деловых ситуаций

Экзамен

 - проходить выработки буровзрывным способом;

тесты, защита практических работ, самостоятельное изучение вопросов, анализ деловых ситуаций

- производить расчёт конструкций крепи; крепить горные выработки;

тесты, защита практических работ, самостоятельное изучение вопросов, анализ деловых ситуаций

контролировать вентиляцию, освещение и водоотлив при проведении горных выработок;

тесты, защита практических работ, самостоятельное изучение вопросов, анализ деловых ситуаций

 - составлять документацию горных выработок с использованием информационных технологий

тесты, защита практических работ, выполнение и защита курсового проекта, самостоятельное изучение вопросов, анализ деловых ситуаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся при получении среднего общего образования".

Данная статья посвященя оценке и контролю качества образовательных достижений при изучении иностранного языка (английский) . В ней отражены формы и типы контроля, описаны  правила оформления...

Статья: «Система контроля и оценки учебных достижений в государственном профессиональном образовательном учреждении»

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т. е. та информация, которая поступает от преподавателя к студенту и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях сту...

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ

В данной статье описывается применение методики  Темняткиной Ольги Владимировны, к. п. н., доцента кафедры ИРО СО для мониторинга образовательных достижений студентов, обучающихся по дисциплине О...

Методические указания по выполнению и оформлению курсовой работы для студентов специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения по МДК 02.01 Кадастры и кадастровая оценка земель

В условиях совершенствования хозяйственного механизма большое значение приобретают вопросы осуществления кадастровых отношений в области недвижимого имущества, внедрения новых технологий в оце...

Система оценки образовательных достижений

Система оценки состоит их оценки текущей успеваемости, промежуточной аттестации, Государственной итоговой аттестации....

Контрольно – оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших учебной материал дисциплины_Анатомия и физиология человека

Контрольно – оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших учебной материал дисциплин ОП. 02. Анатомия и физиология человека, ОП....