Методическая разработка практического учебного занятия
методическая разработка

Ребенок Галина Александровна

Данное учебное занятие разработано для студентов 3 курса специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, по МДК 02.01 Эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования. Занятие проводится согласно рабочей программе ПМ.02 Эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования , составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.urok_.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

Методическая разработка практического учебного занятия    

Тема: «Внешний осмотр  и техническое обслуживание скважины,  

оборудованной ШГН»

Преподаватель  Ребенок Г.А.

Данное учебное занятие разработано для студентов 3 курса специальности  21.02.01  Разработка и эксплуатация  нефтяных и газовых месторождений, по  МДК 02.01   Эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования. Занятие проводится согласно рабочей программе ПМ.02  Эксплуатация нефтегазопромыслового  оборудования , составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения по специальности 21.02.01  Разработка и эксплуатация  нефтяных и газовых месторождений

  На занятии студенты повторяют материал, связанный с устройством и техническим обслуживанием  оборудования штанговой глубино-насосной установки.  

 В качестве нового материала студенты изучают порядок проведения внешнего  осмотра   и технического  обслуживания  скважины,  оборудованной ШГНУ

Целью данного занятия является систематизация , обобщение и углублении  знаний об устройстве и техническом обслуживании элементов ШГНУ. После прохождения данного занятия обучающийся должен  уметь самостоятельно выявлять неисправности в ходе проведения внешнего осмотра устьевого  оборудования.

 В процессе занятия создаются проблемные ситуации, которые решаются обучающимися с использованием  уже полученных знаний.

В процессе групповой работы у обучающихся  развиваются коммуникативные умения. В ходе занятия у обучающихся  развивается познавательный интерес, логическое мышление,   умение выдвигать гипотезу, проверять ее, делать выводы. Данное учебное занятие формирует умение самостоятельно анализировать ход выполнения работ, строить речевое высказывание, вести дискуссию.

Данное занятие формирует знания и умения, необходимые для специалиста в производственной сфере.

В результате проводимого занятия обучающийся  должен

иметь представления:

– о прикладном характере МДК в рамках специальности;

– о принципах действия наземного и подземного оборудования штанговой установки;

знать:

– основные термины и определения;

– назначение  и принцип работы основных узлов установки;

уметь:

–проводить внешний осмотр устьевого оборудования на скважине, оборудованной    ШГНУ

– анализировать возможные неисправности в работе станка-качалки;

-устранять выявленные неисправности;

– работать в малых группах.

  План-конспект учебного занятия

Тема программы: "Оборудование для штанговой скважинной насосной установки"

Тема занятия   : «Внешний осмотр  и техническое обслуживание скважины,  оборудованной ШГН»

Цели занятия:

Обучающая: -   обеспечить формирование  и систематизацию знаний  о возможных неисправностях в работе наземного оборудования штанговой установки,

-сформировать умение визуально определить и устранить неисправности в работе ШГН.

Развивающая : -развить практическое умение и навыки по  осмотру  и техническому обслуживание скважины,  оборудованной ШГН»

– развивать умения работать в малых группах;

– развивать умения оценивать свою работу.

Воспитательная – воспитывать умение организовать свой труд

– воспитывать культуру общения;

Тип урока : по изучению трудовых приемов и операций

Вид занятия:  практическое занятие

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный,  практический частично-поисковый, проблемный.

Материально-техническое оснащение: -штанговая установка;

-средства индивидуальной защиты (фильтрующие противогазы с коробкой КД по числу работающих, специальную одежду, специальную обувь, каска, диэлектрические перчатки);

-газоанализатор для отбора анализа воздушной среды в рабочей зоне;

-набор слесарного инструмента.

Внутрипредметная связь:  Конструкция балансирного привода и его узлов, редукторы механических приводов ШСНУ

Межпредметная связь:  Слесарное дело, материаловедение, электрооборудование промыслов

 Информационное обеспечение обучения: 

-Кадырбеков, Ю.Д. Ведение технологического процесса при всех способах добычи нефти, газа и газового - Москва: Академия, 2015.-320 с.

-Покрепин, Б.В. Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений - Ростов н/Д: Феникс, 2016, -Бочарников, В.Ф. Справочник мастера по ремонту нефтегазового технологического оборудования – Москва: Инфра-Инженерия, 2015. - 576

-Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности  - СПБ.: ДЕАН, 2015

Ход урока

I. Организационный момент (3-5 мин).

1.  Проверить присутствующих на занятии.

2.  Проверить внешний вид и состояние обучающихся

II. Вводный инструктаж. (40 мин.)

-Сообщение темы и цели  урока «Внешний осмотр  и техническое обслуживание скважины, оборудованной ШГН»

- Определение мотивации  деятельности: 

Внутренняя – В России более 60% добываемой нефти   обеспечивается щтанговой эксплуатацией месторождений.От того насколько качественно обслуживается штанговое оборудование зависит обьем добываемой продукции, межремонтный период работы скважин, финансовые затраты на ремонтные работ. очень широко используется грузоподъемные механизмы и автомобили, поэтому  каждый квалифицированный специалист должен знать назначение, конструкцию, работу основных узлов обслуживаемого оборудования, чтобы обеспечить их рациональную эксплуатацию и техническое обслуживание. 

-Закрепление полученных  ранее знания.

Вопросы к обучающимся:

1.Какой плакат вывешивают после остановки станка-качалки на   пусковом устройстве станции управления?

2.Что должен  одеть оператор на руки для остановки скважины?

а)Нефтемаслостойкие рукавицы.

б)Брезентовые рукавицы.

в)Диэлектрические перчатки.

3.В каком положении должна находиться головка балансира станка- качалки  при остановке?

4.С помощью чего можно тормозить станок - качалку?  

5.В какой последовательности производится остановка станка-качалки?

6.В какой последовательности закрываются задвижки при остановке станка-качалки на длительное время?

7.В какой последовательности производится пуск станка-качалки?

8.Предельно-допустимая концентрация сероводорода в смеси с углеводородами в рабочей зоне составляет:

-Объяснение нового материала:

1.Осмотр и техническое обслуживание штанговой насосной установки

Надёжная и безаварийная работа СК достигается за счёт правильного подбора оборудования, который зависит от технологического режима эксплуатации скважины, качественного выполнения монтажных работ, точного уравновешивания, своевременного проведения профилактических ремонтов и смазки.

За работой станка-качалки, состоянием устьевого оборудования и подачей жидкости бригада по добыче нефти ведёт ежедневное наблюдение

После пуска СК в эксплуатацию по истечении первых нескольких дней работы осматриваем все резьбовые соединения и подтягиваем. В первые дни эксплуатации систематически контролируем состояние сборки, крепления подшипников, затяжки кривошипных и верхних пальцев на шатуне, уравновешивание, натяжение ремней, отсутствие течи масла в редукторе и т.п.; проверяем соответствие мощности и скорости вращения вала электродвигателя установленному режиму работы станка. Электродвигатель подключаем к сети так, чтобы кривошипы вращались по стрелке, указанной на редукторе. В процессе эксплуатации регулярно проверяем и смазываем узлы СК и редуктора.

Если СК подвергается действию больших и переменных нагрузок и эксплуатируется в условиях высоких или низких температур, повышенной влажности или пыльности, проверяем его чаще. При пуске в эксплуатацию нового редуктора через 10-15 дней необходимо  вылить из него масло и промыть керосином или соляровым маслом с целью удаления частиц металла, появляющихся в процессе первоначальной работы редуктора. Для повторного использования слитое масло обязательно профильтровываем. Наличие масла в редукторе проверяем через контрольные клапаны или щупом. Свежее масло добавляем в редуктор тогда, когда через нижнее контрольное отверстие оно не поступает. Уровень масла в редукторе должен быть между нижним и верхним контрольными клапанами. Для механизированной смены смазки в редукторах и в подшипниковых узлах СК применяют агрегат Азинмаш-48. При помощи этого агрегата редуктор освобождают от отработанного масла, промывают его картер, затем заполняют редуктор свежим маслом и подшипники консистентной смазкой (Приложение 2)

Во время обхода скважины и осмотра оборудования оператор обязан:

Проверить состояние сальникового уплотнения устьевого штока и подтянуть его. Нормальной считается такая затяжка, при которой устьевой шток имеет чуть влажную поверхность и слегка нагревается. Если после подтягивания сальник продолжает пропускать, то следует остановить станок-качалку и заменить набивку. Сильный нагрев устьевого штока говорит о чрезмерной затяжке сальника или о прекращении подачи жидкости скважинным насосом.

Проверить исправность заземления.

 Кондуктор (техническая колонна) должна быть связана с рамой станка- качалки не менее чем двумя заземляющими стальными проводниками приваренными в разных местах к кондуктору и раме. Сечение прямоугольного проводника должно быть не менее 46 мм², толщина стенок угловой стали не менее 4 мм, диаметр круглых заземлителей – 10 мм. Заземляющие проводники, соединяющие раму станка-качалки с кондуктором (технической колонной) должны быть заглублены в землю не менее чем на 0,5м.

Станция управления и площадка обслуживания электродвигателя и тормоза должны быть заземлены. В качестве заземляющих проводников может применяться сталь круглая, полосовая, угловая или другого профиля. Применение для этих целей стального каната не допускается. Соединения заземляющих проводников должны быть доступны для осмотра. При установке электродвигателя на заземлённой раме станка-качалки и обеспечении надёжного контакта между ними, дополнительного заземления электродвигателя не требуется. При установке электродвигателя на поворотных салазках он должен быть заземлён гибким стальным проводником      сечением 35мм².      

Проверить исправность станции управления.

Проверить герметичность кабельного ввода (отсутствие видимых повреждений). Проверить исправность и убедиться в отсутствии повреждений элементов щитка управления (переключателя, кнопок, амперметра). Убедиться в отсутствии свободного доступа к внутренним частям станции управления (дверца станции управления должна быть закрыта на внутренний замок). На скважинах с автоматическим и дистанционном управлением станков-качалок вблизи пускового устройства на видном месте должны быть укреплены щитки с надписью " Внимание! Пуск автоматический ". Такая же надпись должна быть на пусковом устройстве.

Проверить работу механизма штанговращателя и убедиться, что колонна штанг вращается равномерно. При необходимости смазать опорный подшипник, червячную передачу и опорные втулки валика и храповика смазкой, указанной в нормативно-технической документации. Если же штанговращатель не работает или останавливается периодически, то выяснить причину неисправности и устранить ее путем регулировки и ремонта (смены опорного подшипника или других деталей).

Проверить состояние канатной подвески, обращая внимание на целостность каната и надежность его крепления к головке балансира. Канат должен закрепляться так, чтобы концы его немного выступали наружу из втулки нижней траверсы.

Проверить клиноременную передачу. Следить, чтобы при работе станка-качалки ремни чрезмерно не ослаблялись и не буксовали. Проверка заключается во внешнем осмотре. Более детально ремни проверяют через 10-15 сут при остановленном станке-качалке и заторможенном редукторе.

Проверить уравновешенность станка-качалки и центровку устьевого штока по положению его в отверстии нажимной гайки устьевого сальника. Если шум работы электродвигателя неравномерный, то станок-качалку следует остановить и уравновесить. Уравновешенность станков также периодически проверяется ампер-клещами. При нарушении центровки устьевого штока необходимо его отцентровать, остановив станок-качалку. Причинами нарушения могут быть несоответствие радиуса закругления головки балансира ГОСТу, расшатанность фундамента и рамы, а также неуравновешенность станка-качалки. Головку балансира, изготовленную с отклонением от ГОСТа, заменить или отремонтировать в ремонтном цеху. Расшатанность фундамента и рамы станка-качалки устраняется подтягиванием болтовых соединений, подкладыванием под раму металлических пластин и перемещением рамы станка-кач алки. Чтобы устранить колебания нагрузки, механизм станка-качалки уравновешивают противовесами, подвешенными на заднем конце балансира (балансирное уравновешивание) или установленными на кривошипах (роторное уравновешивание), или же применяется комбинированная система, когда уравновешивание осуществляется противовесами, установленными на кривошипах и балансире:

-балансирное уравновешивание применяют на станках-качалках небольшой грузо-подъёмности (типа 1СК, 2СК, 3СК);

-комбинированное – на станках средней грузоподъёмности (типа 4СК, 5СК, 6СК);

-роторное – на станках большой грузо-подъёмности  (типа 7СК, 8СК, 9СК, 10СК).

Проверить путем внешнего осмотра и на слух состояние кривошипно-шатунного механизма и редуктора станка-качалки. Скрип, треск или глухие удары в каком-либо узле говорят о неисправности и необходимости более детальной проверки и ремонта. В частности, скрип в узле подвески траверсы часто вызывается недостаточной смазкой пальца крепления верхнего концашатуна, а скрип и треск в узле нижней головки шатуна показывают, что ослабло крепление пальца кривошипа или смята его шпонка. Глухие стуки в редукторе возникают при износе зубьев шестерен или подшипников валов, а иногда и при недостаточной уравновешенности станка-качалки. В подобных случаях нужно немедленно сообщить об обнаруженной неисправности мастеру бригады или диспетчеру.

Осмотреть крепление электродвигателя, редуктора и стойки к раме станка-качалки, а также траверсы к балансиру. Особое внимание обратить на крепление шатунов к траверсе и кривошипу и балансира к опоре. Кроме того, проверить положение кривошипов на валу редуктора, так как при ослаблении дифференциальной стяжки возможно их смещение вдоль вала. На станках-качалках с поворотной головкой балансира следует проверять также надежность крепления и положение стопорного устройства.

Еженедельно проверять уровень масла в редукторе, а при подтеках масла из корпуса проверку делать ежедневно.

Не допускать и своевременно ликвидировать пропуски нефти и газа через фланцевые и резьбовые соединения обвязки устья и нефтегазопровода. Фланцевые соединения укомплектовываются полным комплектом шпилек, с применением соответствующих прокладочных материалов. Затяжка шпилек должна быть равномерной.Диаметр шпилек должен соответствовать диаметру отверстий фланца. Шпильки должны устанавливаться таким образом, чтобы после затяжки гаек  резьбовая часть выступала с обеих сторон на 2-4 нитки. Для надежности работы задвижки, после ее закрытия повернуть маховик в направлении открытия на ¼ оборота.

Добавлять смазку в процессе эксплуатации через каждые 20 открытий-закрытий, но не реже чем через 6 месяцев.Производить осмотр и обслуживание задвижек не реже одного раза в 10 дней

Своевременно удалять или засыпать нефть, разлитую вокруг станка-качалки и на территории скважины.

В зимнее время очищать от снега площадку у рамы станка-качалки под кривошипами.

Все необходимые для обслуживания скважины материалы и инструменты (штангодержатель, сальниковая набивка, зубила, гаечные ключи, лопата, ведро, кувалда, смазка и т.д.) должны храниться в специальном ящике непосредственно около скважины.

Более сложные работы выполняются силами бригады по ремонту наземного оборудования в аварийном порядке. К ним относятся; замена или дополнительное крепление пальца кривошипа, замена канатной подвески и устьевого сальникового штока, ремней, электродвигателя или его шкива и изменение длины хода устьевого сальникого штока.

Возможные неисправности станка-качалки и пути их устранения приведены  в приложении  1

2.Основные мероприятия по охране труда при эксплуатации скважинных штанговых насосных установок

Основные положения техники безопасности при эксплуатации скважин штанговыми насосными установками - это ограждение движущихся частей станка-качалки и правильное выполнение требований при ремонте. С внедрением однотрубной системы сбора и транспорта продукции нефтяных скважин серьезные требования предъявляют к оборудованию устья скважины. При сравнительно высоких устьевых давлениях (2,0 МПа и выше) оборудование имеет достаточный запас прочности. Эксплуатируем только стандартное оборудование устья скважин, опробованное и принятое к серийному производству, в частности, устьевые сальники с самоустанавливающейся головкой типа СУС 1-73-25, рассчитанные на рабочее давление 2,5 МПа, и СУС 2А-73-31 - на давление 3,0 МПа.

При монтаже и эксплуатации станков-качалок выполняем следующие основные требования техники безопасности:

- Станок-качалку монтируем под руководством опытного бригадира или мастера при помощи монтажных приспособлений или крана.

- Все движущиеся части станка ограждаем. При нижнем положении головки балансира расстояние между траверсой подвески сальникового штока и устьевым сальником не менее 20 см. Защитные ограждения устанавливаются для ограничения случайного доступа человека и животных к движущимся и вращающимся частям станка-качалки. Ограждения выполняется быстросъёмными (узлы станка-качалки должны быть легко доступны). Лестницы и площадки служат для обеспечения доступа к центральному подшипнику, к приспособлению вращения головки балансира в условиях полной безопасности. При обслуживании верхней части фонтанной арматуры скважины выше 0,75м оператор должен пользоваться  устьевой площадкой с ограждением. Верхний торец СУС должен возвышаться над уровнем устьевой площадки не более, чем на 1000 мм и не менее чем на 450 мм. Рабочие площадки на высоте должны иметь настил, выполненный из металлических листов с поверхностью, исключающей возможность скольжения, или досок толщиной не менее 40мм, перила высотой   1,25м  с продольными планками, расположенными на расстоянии не более  40 см друг от друга и борт высотой не менее 15мм,  образующий  с настилом зазор не более 1см для стока жидкости. Маршевые лестницы должны иметь уклон не более 60º  , ширина лестниц должна быть не менее 65см. Расстояние между ступенями должно быть не более 25см, уклон ступеней во внутрь 2-5°.Лестницы должны быть оборудованы с двух сторон перилами высотой 1м и боковыми планками высотой не менее 15см.

    В зимнее время рабочие площадки должны очищаться от снега и льда

Запрещается проворачивать шкив редуктора вручную и тормозить его, подкладывая трубу, лом или другие предметы.

Запрещается снимать клиновидный ремень при помощи рычагов: устанавливать и снимать ремень необходимо путем передвижения электродвигателя.

Работы, связанные c осмотром или заменой отдельных частей станка, выполняем при остановке станка.

Перед пуском станка-качалки убеждаемся, что станок не на тормозе, ограждения установлены и закреплены, а в опасной зоне нет посторонних лиц.

До начала ремонтных работ на установке привод отключаем, а на пусковом устройстве крепим плакат «Не включать - работают люди». На скважинах с автоматическим и дистанционным управлением у пускового устройства крепим щит с надписью «Внимание! Пуск автоматический».

Запрещается :

-Эксплуатация задвижек в полуоткрытом положении затвора;

-Производить вращение маховика с помощью дополнительного рычага;

-Производить монтажные и демонтажные работы при наличии давления;

-Наносить механические удары по корпусу задвижки;

-Отогревать задвижку открытым огнем;

-Использовать задвижку с рабочим давлением меньше чем давление среды.

Манометр не допускается к применению если:

-отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проведении проверки;

-просрочен срок проверки;

-стрелка при его отключении не возвращается к нулевому показанию шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного прибора;

-разбито стекло или имеются повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний.

Манометр должен выбираться с такой шкалой, чтобы предел измерения рабочего давления находился во второй трети шкалы.

    На шкале манометра должна быть нанесена красная черта или прикреплена к корпусу металлическая пластина, окрашенная в красный цвет, указывающие максимально допустимое рабочее давление.

При обслуживании электропривода персонал работает в диэлектрических перчатках. Штанговая насосная установка перед пуском в эксплуатацию имеет заземление. В качестве заземлителя электрооборудования используем кондуктор скважины, который связывается с рамой станка двумя заземляющими проводниками (сечение каждого 50 мм2), приваренными в разных точках кондуктора и рамы, доступных для осмотра. Заземляющим проводником может быть круглая, полосовая, угловая и другого профиля сталь, кроме каната.

При организации работ строго придерживаемся требований «Правил пожарной безопасности при эксплуатации нефтепромыслового оборудования». Члены бригады обязаны знать правила пожарной безопасности, расположение противопожарного инвентаря, оборудование и номер телефона пожарной части. Члены бригады оснащаются средствами защиты т.е. имеют каски, перчатки. Агрегаты, автотранспорт, тракторы оборудуются глушителями с искрогасителями, а также средствами пожаротушения. При возникновении пожара вызывают пожарную службу и одновременно приступаем к ликвидации пожара имеющимися на объекте средствами пожаротушения.

   -Проверка  усвоения обучающимися изучаемого материала по следующим тестовым  вопросам:

1.С какой периодичностью операторы по добыче нефти должны проводить  

    внешний осмотр устьевого оборудования скважины, оборудованной ШГНУ?

      а) один раз день

      б) один раз в смену

      в) один раз в неделю

         Ответ: а.

2.Какая надпись должна быть на  пусковом устройстве станции управления  

    при автоматическом или дистанционном пуске станка-качалки?

       а)

       б)

       в)

          Ответ: в.

    3.При какой высоте фонтанной арматуры устье скважины оборудуется  

    площадкой?

        а) 0,6 м

        б) 0,75 м 

        в) 0,7м 

          Ответ: б.

    4.Каким должен быть уровень шума работающего станка-качалки?

       а) не более 900 дБ

       б) не более 9 дБ

       в) не более 90 дБ

          Ответ: в.

    5.Каким количеством заземляющих проводников должны быть заземлены  

     кондуктор (техническая колонна) и рама станка-качалки?

      а) одним

      б) двумя

      в) тремя

         Ответ: б.

  6.Каким должно быть сечение прямоугольного заземляющего проводника?

      а) не менее 40мм²

      б) не менее 30мм²

      в) не менее 46мм²

         Ответ: в.

    7.Каким должен быть диаметр круглых заземляющих проводников?

      а) 10мм

      б) 8мм

      в) 6мм

         Ответ: а.

    8.На какую глубину должны быть заглублены заземляющие проводники,

    соединяющие кондуктор с рамой станка-качалки?

      а) не менее 0,5м 

      б) не менее 0,3м

      в) не менее 0,4м

         Ответ: а.

    9.Какое расстояние должно быть между траверсой подвески устьевого

    штока и устьевым сальником при нижнем положении головки балансира?

      а) не менее 10см

      б) не менее 15см

      в) не менее 20см

         Ответ: в.

    10.Чем должна производиться очистка каната от старой смазки?

      а) ветошью

      б) металлической щёткой

      в) растворителем

         Ответ: б.

    11.Уровень масла в редукторе должен быть:

      а) ниже нижней отметки на маслоуказателе (щупе)

      б) выше верхней отметки на маслоуказателе (щупе)

      в) между нижней и верхней отметками на маслоуказателе (щупе)

         Ответ: в.

    12.Температура масла в редукторе и нагрева подшипников не должна  

     превышать:

      а) 70º

      б) 60º

      в) 65º                    

         Ответ: б.

    13.После чего производится исправление уравновешивание станка-качалки?

      а) после замены сальниковых манжет

      б) после замены клиновидных ремней

      в) после изменения длины хода

         Ответ: в

    14.При получении какой стрелы прогиба необходимое натяжение ремней

    считается достигнутым ?

      а) не менее 18мм и не более 45мм

      б) не менее 14мм и не более 40мм

      в) не менее 10мм не более 70мм

         Ответ: а.

    15.Какое допустимое растяжение клиновидных ремней разрешается?

      а) 0,25 %

      б) 0,5 %

      в) 1 %     Ответ: а.

    16.На сколько ниток должна выступать резьба шпилек с обеих сторон после  

    затяжки гаек?

       а) 1

       б) 2-4

       в) 5-7

          Ответ: б.

    17.Перилами какой высотой должны быть оборудованы устьевые и рабочие  

    площадки?

      а) 1,5м

      б) 1,25м

      в) 1м 

         Ответ: б.

    18. Перилами какой высотой должны быть оборудованы лестницы устьевых и  

    рабочих площадок?

      а) 1,5м

      б) 1,25м

      в) 1м 

 Ответ: в.

    19.Какой высотой должны быть боковые планки площадок и лестниц?

      а) 10см

      б) 15см

      в) 12см

         Ответ: б.

    20.Какой уклон должны иметь маршевые лестницы?

      а) 65º

      б) 60º

      в) 70º

         Ответ: в.

    21.На какое давление опрессовывается лифт НКТ при проверке подачи  

    скважины?

      а) 30 кгс/см²

      б) 40 кгс/см²

      в) 50 кгс/см²

         Ответ: а.

Проведение инструктажа по ТБ, после чего обучающиеся расписываются в журнале по безопасности труда.

III. Текущий инструктаж (4час.45 мин.)

Целевые обходы рабочих мест обучающихся для каждой группы

- проследить за организацией рабочего места;

- проследить за соблюдением правил безопасности труда;

- последовательность выполнения работ на основе инструкционно-технологической карт;

-проверить правильность выполнения трудовых приемов работы.

IV.  Заключительный инструктаж(15 мин.)

1.Привести в порядок рабочее место.

2.Привести в порядок спец. одежду и средства индивидуальной защиты.

3. Объявить оценки обучающимся согласно оценочному листу (Приложение3)

4.Сообщить тему следующего урока, чтобы обучающиеся  повторили теоретическую часть материала.

Приложение 1

Таблица 1- Возможные неисправности станка-качалки и пути их устранения

Характер неполадок

Признаки неисправности

Возможные причины

Способы устранения

Расшатанность всего станка.

Вибрация ног стойки и расшатанность станка качалки.

А) Неправильно выполненный фундамент.

Б) Неправильно выполненный монтаж станка-качалки.

В)Значительное превышение числа качаний и нагрузки в точке подвеса штанг.

Д) Ослабление болтов крепления стойки к раме, редуктора к подставке и рамы к фундаменту.

А) Исправить в соответствии с чертежом.

Б) Проверить и исправить места неправильной сборки.

В) Режим работы станка установить согласно рекомендуемой области применения и технической характеристики станка.

Д) Подкрепить все болтовые соединения, установить контргайки. Постоянно следить за состоянием крепления.

Нарушение соединения кривошипа с ведомым валом редуктора.

Рывки кривошипа на валу.

А) Ослабление крепления дифференциальной стяжки кривошипа.

Б) Повреждения паза на валу или смятие шпонки.

А) Выполнить затяжку дифференциальной стяжки.

Б) Повернуть кривошипы на 90градусов и установить шпонки в новые пазы, заменить шпонку.

Неисправная работа подшипниковых узлов.

Шум в подшипниковых камерах.

Износ и поломка подшипников качения.

Промыть соляровым маслом подшипник качения. Осмотреть и заменить поломанный или изношенный подшипник. В случае преждевременного выхода из строя проверить, нет

Неравномерный натяг ветвей канатной подвески

Слабина каната подвески

1) защемление каната между роликом и дугой головки балансира.

2) прилегание обода ролика к ограждению

Установить шайбу между роликом и дугой головки балансира. Подложить шайбу под ограждение ролика.

Задевание траверсой канатной подвески головки балансира

Устанавливается визуально

Короткий канат подвески

Установить канат необходимой длины

Ненормальная работа клиноременной передачи

Периодическое провисание ремней и рывки при работе . Обрыв ремня .

1) ослабление натяжения ремней. 2) удлинение ремней. Износ , усталостное разрушение.

Натянуть ремни. Заменить комплектом новых ремней. Заменить порванный ремень

Буксование клиноременной передачи

Неравномерная работа передачи

Смещение электродвигателя из-за слабого крепления к салазкам или отсутствие упорных винтов.

Закрепить болты, установить упорные винты

Неодинаковое провисание клиновых ремней

Устанавливается визуально

Ремни имеют неодинаковую длину

Подобрать комплект ремней одинаковой длины

Самоторможение механизма

Повышенный износ тормозных колодок

Не отрегулирован ход тормозных колодок

Отрегулировать ход тормозных колодок

Недостаточно надежное торможение

Механизм станка-качалки ненадежно фиксируется в заданном положении

1) загрязненность тормозного шкива маслянистым продуктом 2) изношены рабочие поверхности тормозных колодок. 3) не отрегулирован ход тормозных колодок

Очистить и протереть насухо рабочие поверхности тормоза. Заменить детали. Отрегулировать ход тормозных колодок.

Вибрация электродвигателя

Определяется визуально

Ослабление крепления электродвигателя к салазкам

Затянуть крепления

Чрезмерный нагрев корпуса редуктора

Определяется на ощупь по температуре стенок корпуса

1) избыток масла. 2) недостаток масла

Слить излишек масла. Долить масло до верхнего Контрольного уровня.

Нагрев подшипников редуктора

Определяется на ощупь, по стукам и постоянному шуму в подшипниковых узлах

1) недостаток смазки 2) износ или поломка подшипников 3) ослабление крепления крышек или стаканов подшипников 4) неточность изготовления зубчатой передачи, перекос валов.

Добавить смазку. Заменить подшипник. Затянуть крепления.   Замена редуктора.

Чрезмерная перегрузка редуктора

Периодический стук в редукторе

Нарушение режима работы станка-качалки

Привести режим работы станка-качалки в соответствие с тех. Характеристикой.

Неравномерная нагрузка на редуктор при движении балансира вверх и вниз

Повышенный неравномерный шум

Неуравновешенность станка-качалки

Уравновесить станок-качалку.

Ненормальная работа редуктора

Неравномерный шум с периодическими ударами и вибрацией

1) слабая посадка зубчатых колес; ослабление шпоночных соединений.

2) поломка одного или нескольких зубьев зубчатых колес

3) попадание постороннего предмета в зацепление

4) некачественное изготовление зубчатой передачи, износ зубчатых колес, большой радиальный зазор в одном или нескольких подшипниках промежуточного или ведомого валов.

Очистить картер от посторонних предметов и поломанных зубьев, промыть редуктор и залить новое масло. Провести ревизию состояния зубчатой передачи. Заменить зубчатую передачу Заменить детали. Выбрать радиальный зазор в конических роликоподшипниках при помощи регулировочного винта и зажать соединение до тугого проворачивания.

Заклинивание ведомого вала в проходной крышке

Задиры на ведомом валу в месте выхода из крышки

Износ роликоподшипников как результат радиального зазора, оставленного при регулировке в подшипниках

Зачистить задиры и заменить крышку

Осевое перемещение валов

Стук в передачах редуктора в периодах изменения крутящего момента

1) значительный износ зубьев зубчатых колес

2) увеличенный радиальный зазор в конических роликоподшипниках

Заменить детали соответствующей передачи. Устранить зазор с помощью регулировочного винта

Негерметичность редуктора по плоскости разъема корпуса и крышки

Подтеки масла из плоскости разъема

1)ослабление болтов крепления крышки к корпусу.

2) некачественная сборка редуктора

3) избыток масла

Затянуть болты Снять крышку, очистить плоскость разъема от герметизирующего покрытия и вновь покрыть его слоем герметика. Слить лишнее масло.

Негерметичность узлов выхода валов редуктора из корпуса

Течь масла под боковыми крышками и через шейки валов

1) недостаточно затянуты болты крепления крышек

2) неисправность сальниковых уплотнений

3) избыток масла в редукторе

Затянуть болты. Устранить неисправность. Слить излишек масла через контрольную пробку

Снижение долговечности редуктора

1. Повышенный механический износ зубчатых колес и подшипников  

2.Абразивный износ зубчатых колес и подшипников

3. Появление пятен питтинга общей площадью более 20% площади рабочих поверхностей зубьев

Неудовлетворительное разбрызгивание масла зубчатыми колесами и попадание его в подшипники вследствие слишком низкой или высокой вязкости масла, низкого уровня жидкости в редукторе и недостатков конструкции редуктора. Загрязненность масла.     Перегрузка редуктора.     Некачественное масло или загрязненность его водой, примесями и др.

Заменить сорт масла на соответствующий условиям эксплуатации. Долить масло до требуемого уровня     Заменить масло на чистое после промывки редуктора. Выполнить уравновешивание станка-качалки и привести режим его работы в соответствии с техн. характеристикой. Заменить масло.

Затрудненный запуск станка-качалки

Определяется визуально

Слишком вязкое масло

Заменить масло на другое

Коррозия деталей редуктора

Определяется визуально

Длительный режим работы при наличии в картере воды, отработанного масла или несоответствующего сорта масла..

Очистить, промыть редуктор и залить свежим маслом соответствующей

Приложение 2 

Таблица 2- Данные по смазке станков-качалок

Точки смазки

Наименование составных частей станков-качалок

Период добавки

Период замены

Время года                

Смазочный материал

холод-ный

умеренно холод-ный

уме- ренно тёплый

жаркий

1

Зубчатое зацепление и подшипники валов редуктора

По мере необхо- димости

Через 6 меся-цев

Летом

Индустриальное масло

И-30А

И-40А

И-40А

И-50

Зимой

Осевое масло

Индустриальное масло

С

З

И-20А

И-30А

2

Шарнир с упорным подшипником и защёлка головки балансира

Один раз в 3 месяца

-

Летом и зимой

Пресс – солидол УС - 2

3

Подшипники опоры балансира

4

Подшипники опоры траверсы

5

Подшипники верхних головок шатунов

6

Подшипники нижних головок шатунов

7

Ходовые винты тормоза и поворотной плиты под электродвигатель

По мере необхо- димости

Таблица 3- Объём заливаемого масла в картер редуктора.

                                                                                                                             

Тип редуктора

Объём масла, л

Тип редуктора

Объём масла, л

Ц2НШ-250

13

R 2,5

20

Ц2НШ-315

45

R 5

30

Ц2НШ-355

57

R 10

40

Ц2НШ-450

122

R 20

70

Ц2НШ-750Б

150

R 35

150

Ц2НШ-560

180

R 55

180

Ц2НШ-630

270

R 75

250

Ц2НШ-710

360

R 100

250

Приложение 3

Таблица 4-Оценочный лист  по выполнению внешнего осмотра скважин, оборудованных ШГНУ

п/п

Наименование операции

Кол-во

баллов

Примечание

1

Произвести проверку спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты

2

2

Приготовить газоанализаторы

1

3

Взять анализ воздушной среды

2

4

Проверить исправность фундамента станка-качалки

3

5

Осмотреть крепление станка-качалки

3

6

Проверить исправность заземления

3

7

Убедиться в отсутствии посторонних шумов в редукторе и в подшипниках при работе станка-качалки

2

8

Проверить герметичность и исправность фланцевых соединений

2

9

Проверить герметичность устьевого сальника

2

10

Проверить исправность запорной арматуры

2

11

Проверить исправность манометров

3

12

Проверить наличие подачи скважины

2

13

Проверить исправность защитных ограждений, маршевых лестниц и рабочих площадок

2

14

Проверить исправность станции управления

2

15

Проверить уравновешивание станка-качалки

2

16

Проверить исправность тормоза

2

17

Остановить станок-качалку

3

18

Останавливая, проверить работоспособность тормоза

2

19

Проверить исправность редуктора

2

20

Проверить состояние подшипников

2

21

Проверить исправность клиноремённой передачи

2

22

Проверить состояние канатной подвески

2

23

Пустить станок-качалку

2

24

Привести в рабочее место

2

25

Доложить  преподавателю  об обнаруженных неисправностях, сделать запись   журнале

2

Итого

54

Критерии оценивания:

"5" -количество баллов 47 и выше

"4" -количество баллов от40до 46

"3" -количество баллов от36до39  

"2 -количество баллов менее36 

Разработал преподаватель                                        Ребенок Г.А.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

  Интегрированные учебные занятия можно проводить в различных формах: проблемные лекции, комбинированные с элементами комментария и с элементами доказательства, семинары, исследования, пут...

Методическая разработка практического учебного занятия Тема: «Внешний осмотр и техническое обслуживание скважины, оборудованной ШГН»

Данное учебное занятие разработано для студентов 3 курса специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, по МДК 02.01 Эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)» на тему: «Экологические проблемы. Порядковые имена числительные.»

     В своей разработке я показала различные виды работы в условиях современного занятия с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) -рифмованное начало зан...

Методическая разработка серии учебных занятий по теме: "Материалы для скрепления деталей одежды". Учебная дисциплина ОП.03. Материаловедение

Методическая разработка раскрывает вопросы, связанные с организацией урока по теме: Материалы для скрепления деталей одежды, подробно описывает теоретический аспект урока, дает рекомендации по проведе...