ОП.03 Метрология, стандартизация, сертификация.
рабочая программа

Войнов Николай Николаевич

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.03  «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества.
  • Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой.
  • Приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
  • Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.03_metrologiya.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский индустриальный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03.

Метрология, стандартизация, сертификация.

21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

г. Оха

2018 год

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 13.00.00 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых:  21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ (базовая подготовка)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский индустриальный техникум»

Разработчик:

Войнов Николай Николаевич- преподаватель спец дисциплин, бакалавр «сооружение и эксплуатация технологических объектов в нефтегазовой отрасли»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                    

            10


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Метрология, стандартизация, сертификация.

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.03  «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества.
  • Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой.
  • Приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
  • Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Задачи стандартизации, ее экономическую эффективность.
  • Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов.
  • Основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества.
  • Терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
  • Формы подтверждения качества.

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 1.4. Выполнять дефектацию и ремонт узлов и деталей технологического оборудования.

ПК 2.4. Вести техническую и технологическую документацию.

ПК 3.2. Рассчитывать основные технико-экономические показатели работы производственного участка, оценивать затраты на обеспечение требуемого качества работ и продукции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 «Метрология, стандартизация, сертификация»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

     практические занятия

24

     контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

    рефераты

    домашние работы

    кроссворд

    работа с учебником

8

6

4

6

Итоговая (промежуточная) аттестация в форме  зачёта .

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация, сертификация

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

25/51/24

Введение

Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины (метрология, стандартизация и сертификация). Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, её связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно-теоретических основ специальности.

2

2

Раздел 1.

Техническое регулирование.

Тема 1.1.

Техническое законодательство

Содержание

2

Общая характеристика технического законодательства.

1

1

Техническое законодательство как основа деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации.

1

2

Тема 1.2.

Функция и структура

технического  регламента

Содержание

2/2/0

Общая характеристика технического регулирования.

Понятие о техническом регламенте. Структура, порядок разработки и  применение технических регламентов.

1

1

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических  регламента.

1

2

Самостоятельная работа №1 обучающихся: работа с учебником «Государственный контрольный надзор за соблюдением требований  технических регламентов»

2

3

Раздел 2. Стандартизация

Тема 2.1.

Общая характеристика стандартизации

Содержание.

2              

Сущность стандартизации. Краткая история развития стандартизации.

 Понятие нормативных документов по стандартизации.

1  

1

 Цели, принципы и функции стандартизации.

1

1

Тема 2.2.

Методы стандартизации

Содержание

2/2/0

Комплексная и опережающая стандартизация.

Системный анализ в решении проблем стандартизации.

1

2

3

 Ряды предпочтительных чисел и параметрические.

 Унификация и агрегатирование.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся №2:

Работа с учебником по теме «Системный анализ в решении проблем стандартизации».

2

3

Тема 2.3.

Система стандартизации в Российской Федерации.

Содержание.

2/2/0

Общая характеристика системы. Органы и службы стандартизации РФ.

Виды национальных стандартов.

1

1

1

Эффективность работ по стандартизации.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся №3:

Реферат «Задачи стандартизации и её экономическая эффективность».

4

Тема  2.4. Международная и региональная стандартизация.

Содержание.

2/2/0

Сфера деятельности организаций:

Международных- ИСО, МЭК, МСЭ.

Региональных- СЕН, СЕНЭЛЕК, МГС.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №4:

Реферат «Международные и региональные организации по стандартизации».

3

Тема 2.5. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов.

Содержание.

6/4/2

2

Стандарты, обеспечивающие качество продукции.

 Стандарты по управлению и информации

1

2

 Система стандартов социальной сферы.

1

Практическая работа №1 «Структура стандарта»

2

Самостоятельная работа обучающихся №5:

Рефераты:«Стандарты, по управлению и информации».

«Система стандартов социальной сферы».

6

Тема 2.6. Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений.

Содержание.

2/5/2

Общие понятия основных норм взаимозаменяемости.

1

2

Система допусков и посадок  ГЦС.

1

3

Предельные отклонения.

1

3

Практическая работа №2  «Общие положения основных норм взаимозаменяемости».

2

Самостоятельная работа обучающихся №6:

Домашняя работа

«Расчет точности  гладких цилиндрических соединений».

2

Тема 2.7. Шероховатость и волнистость поверхности.

Содержание.

2/2/0

Основные понятия, термины и определения. Контроль шероховатости.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №7:

домашняя работа «Шероховатость и волнистость поверхности».

2

Раздел 3. Метрология.

Тема 3.1.

Основные термины и определения.

Содержание.

2/5/4

Определение метрологии как науки. Основные понятия и термины: свойства, физическая величина;

1

2

 Практические работа № 3: Основы технических измерений.

4

3

Самостоятельная работа обучающихся №8:

домашняя работа: «Перевод несистемных величин измерения в соответствии с системой СИ».

2

Тема 3.2.

Основы технических измерений. Средства измерений.

Содержание.

0/9/8

Разновидности измерений.

 Характеристика средств измерений, их классификация.

 Метрологические свойства и метрологические характеристики средств измерений.

1

2

Практические работа № 4: Методы измерений: прямые, косвенные, совокупные, абсолютные, относительные.

4

2

Практические работа № 5:

«Определение годности детали».

4

Раздел 4. Сертификация.

Тема 4.1 Сущность сертификации.

Содержание.

4/1/0

Обязательная  сертификация. Добровольная сертификация.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся №9 Составление кроссворда «Основные понятия и определения стандартизации, сертификации и метрологии».

4

Тема 4.2 Проведение сертификации.

Содержание.

2/1/0

Схемы сертификации

1

2

Самостоятельная работа обучающихся №10:

Работа с учебником. Тема «Схемы сертификации».

2

Раздел 5. Управление качеством продукции.

Тема 5.1. Сущность управления качеством продукции.

Содержание.

0/9/8

Понятие управления качеством продукции. Формирование качества изделия при проектировании. Обеспечение качества продукции в процессе производства.

1

2

Практические работа № 6: «Структура маршрутной карты».

4

Практические работа № 7:  «Определение формы детали».

4

Тема 5.2. Менеджмент качества.

Содержание.

0/1/0

Предпосылки развития менеджмента качества. Системы управления качеством продукции.

1

1

Контрольная работа

1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета метрологии, стандартизации и сертификации.

        Оборудование учебного кабинета:

-интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект технологической документации;

-учебно-методический комплекс.

        Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник для СПО/ [И.А.Иванов, С.В.Урушев, А.А.Воробьев, Д.П.Кононов]. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2014
  2. Маргвелашвили, Л.В. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: лабораторно-практические работы: учеб. пособие/ Л.В.Маргвелашвили. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2014

Дополнительные источники:

  1. Борисов, Ю.И. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб.  для ССУЗов  / Ю.И.Борисов, А.С.Сигов, В.И.Нефедов и др.  - М.:  Форум, 2009.- 328с.
  2. Портнов, Е.П. Основы метрологии, стандартизации и сертификации / Е.П. Портнов, Н.Е. Дубовой. - М.: Инфра-М, 2008. - 256с.
  3. Герасимов, Б.И. Метрология, стандартизация, сертификация: учебное пособие для СПО / Б.И. Герасимов, Е.Б. Герасимова, М.: Инфра-М, 2008. - 224с.
  4. Грибанов, Д.Н. Метрология, сертификация в энергетике: учебное пособие для СПО / Д.Н. Грибанов, А.А. Толстов, С. И. Зайцев, М.: Академия, 2009. 204с.
  5. Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. для ССУЗов / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – М.: Высшая школа, 2008. - 418 с.
  6. Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология, сертификация: учеб. для ССУЗов / И.М. Лифиц. М.: Форум, 2009. - 328с.
  7. Грибанов, Д.Н., Метрология, сертификация в машиностроении: учеб. для вузов / Д.Н. Грибанов, А.А. Толстов, С. И. Зайцев. М.: Академия, 2009. - 280с.

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». - http://ivo.garant.ru/#/document/12161093:0
  2. РМГ 29-99. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения. - http://gostrf.com/normadata/1/4294849/4294849931.htm
  3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями и дополнениями). - http://ivo.garant.ru/#/document/12129354/paragraph/3:2
  4. Федеральный Закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - http://ivo.garant.ru/#/document/71108018/paragraph/1:4
  5. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. - http://standartgost.ru/g/pkey-14293789930
  6. Постановление Правительства РФ от 12 июля 2016 г. N 669 "Об утверждении Положения о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией". - http://ivo.garant.ru/#/document/71442932/entry/3:8


  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине  «Метрология, стандартизация и сертификация» обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, тестирования, исследовательской деятельности обучающихся.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в виде зачета.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся.

      Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

Наименование разделов и тем

Результаты обучения

(усвоенные

умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля  

Умения:

 

Р.2,

Т.2.6.

Т.2.7.

Р.5,

Т.5.1.

Р.3,

Т.3.1.

Р.2,

Т.2.1.

Использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

 

Оформлять технологическую и техническую документацию  в соответствии с действующей нормативной базой;

Приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

Применение в профессиональной деятельности  стандартов,  обеспечивающих качество     продукции, услуг, процессов

Построение и характеристика структуры технологической карты

Заполнение технологической и маршрутной карт по специальности

Осуществление перевода величин измерений в соответствие со стандартами и системой СИ

Применение требований нормативных документов к основным видам продукции.

Текущий контроль в форме экспертной оценки практических работ:

 «Общие понятия основных норм взаимозаменяемости»

«Шероховатость поверхности».

Практическая работа:

«структура маршрутной карты»

Практическая работа:

«Перевод несистемных величин измерений в соответствии с системой СИ».

Практическая работа:

«Структура стандарта».

Р.2,

Т.2.3.

Р.2,

Т.2.5

Р.2,

Т.2.4.

Р.3,

Т.3.1.

Р.1,

Т.1.1.

Р.3,

Т.3.2.

Знания: 

Задачи стандартизации, её экономическую эффективность;

Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

Основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации, документации систем качества;

Терминологию и единицы величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой СИ;

формы подтверждения качества;

Формулирование задач стандартизации, ее роли и месте в формировании специалиста, расчет экономической эффективности

Усвоение основных положений систем общетехнических и организационно-методических стандартов.

Изложение основных понятий и определений дисциплины, документации систем качества

Классифицировать единицы величин

Определение форм подтверждения качества

 

Реферат:

«Задачи стандартизации, её экономическая эффективность»

Рефераты на темы

  1. «Стандарты, обеспечивающие качество продукции (работ, услуг)».
  2. «Стандарты по управлению и информации».
  3. «Стандарты по социальной сфере».

 Текущий контроль в форме тестирования:

  1. «Основы стандартизации».
  2. «Основы метрологии».
  3. «Основы сертификации»

Кроссворд:

«основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации»

Текущий контроль в виде теста:

«Единицы величин».

Терминологический диктант:

«Формы оценки соответствия и характеристика требований к продукции».

Практические работы:

«Определение годности детали»,

«Определение формы детали».

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии;

применение профессиональных знаний в практической деятельности;

ответственность за качество своей работы.

Самооценка результатов собственной деятельности.

Публичный рейтинг с целью демонстрации индивидуальных и групповых компетенций.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Организация и планирование собственной деятельности;

демонстрация понимания цели и способов ее достижения;

выполнение деятельности в соответствии с целью и способами определенными руководителем.

Экспертная оценка сформированности компетенций в ходе практической работы.

Обратная связь (анализ и обсуждение результатов деятельности с целью выявления сильных/слабых компетенций студента).

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Анализ и контроль ситуации;

выбор соответствующего метода решения в зависимости от ситуации;

проявление ответственности за принятое решение

Диагностика.

Кейс-метод с целью оценки способностей к анализу, контролю и принятию решений.

ОК 4. Осуществлять

поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Извлечение и анализ информации из различных источников;

использование различных способов поиска информации;

применение найденной информации для решения профессиональных задач.

Количественная оценка результатов практической деятельности.

Качественная оценка результатов практической деятельности.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение компьютерных навыков;

выбор компьютерной программы в соответствии с решаемой задачей;

Использование программного обеспечения для решения профессиональных задач

Практическая работа.

Технический тест.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Понимание общей цели; применение навыков командной работы; использование конструктивных способов общения с коллегами, руководством, клиентами

Взаимооценка индивидуальных и групповых результатов.

Социометрия с целью определения командного взаимодействия и ролей участников.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Проявление ответственности за работу членов команды; контроль работы сотрудников; проверка и оценка результатов работы подчиненных

Работа проектных групп с целью оценки ОК связанных с навыками управления рабочей группой

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Проявление интереса к обучению; использование знаний на практике; определение задач своего профессионального и личностного развития; планирование своего обучения

Анализ достижений с целью выявления зоны ближайшего развития студента.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Понимание целей и содержания профессиональной деятельности; использование новых решений и технологий для оптимизации профессиональной деятельности

Приемы решения задач с целью выявления навыков решения задач с использованием инновационных приемов и методов.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Понимание сути воинской обязанности; применение профессиональных знаний для исполнения воинской обязанности.

Практическая работа, тест с целью оценки практических навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК ЗАДАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ по дисциплине: «Метрология, стандартизация, сертификация» для специальностей: 150411, 240401, 220301, 140613

Данный сборник описаний практических и лабораторных работ по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» разработан для студентов по   специальностям 150411, 240401,220301,140613....

Вопросы для контрольной работы по предмету "Метрология, стандартизация, сертификация в общественном питании по профессии "Технология продукции о/п"" (заочное отделение)

Вопросы для контрольной работы по предмету "Метрология, стандартизация, сертификация в общественном питании по профессии "Технология продукции о/п"" (заочное отделение)...

тесты по дисциплине " метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение"

по дисциплине " метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение"...

Практические работы по дисциплине " метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение""

по дисциплине " метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение"...

Презентация по дисциплине " Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение"

Презентация по дисциплине " Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение"...

Учебное пособие по дисциплине: Метрология, стандартизация, сертификация.

Пособие позволяет эффективно усвоить материал дисциплины, как в процессе аудиторного обучения, так и при самостоятельной работе студентов. Рекомендуется для очной и заочной форм обучения....