Формирование коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"
статья на тему

В статье  приведен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций учащихся при проведении  праздника «Масленица»

Закирова Р.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2» Чистопольского муниципального района РТ

     В МОУ «Гимназия №2» накоплен достаточно богатый опыт по использованию этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе, помогающего в формировании коммуникативных компетенций учащихся как фактор развития их конкурентоспособных знаний.

Уроки и внеклассные мероприятия педагоги гимназии разрабатывают с учетом этнокультурного компонента. На уровне Министерства образования Российской Федерации выпущен сборник разработок уроков и внеклассных мероприятий 27 педагогов нашей гимназии с использованием этнокультурного компонента «Конкурентоспособные знания как условие успешности выпускников гимназии», Москва-Казань, ИРО,2008г.

В нашей гимназии обучаются дети разных национальностей. Естественно, для каждой национальности свойственны особые традиции и обычаи. В процессе преподавания своего предмета я использую данный факт для формирования коммуникативных компетенций своих учеников.

Например, уже много лет в гимназии проводятся такие национальные праздники, как Сабантуй, Масленица, Науруз, Нардуган. Проведение таких праздников, с одной стороны, способствует гармонизации межнациональных отношении, с другой – помогает формированию коммуникативных компетенций у детей.

В этих целях учащимся предлагается следующая система заданий:

Iгруппа:

1.Подготовить сообщение о русском празднике «Масленица», используя ИКТ и

Интернет – технологии.

2.Написать сочинение-миниатюру о проведенном празднике.

3.Провести анализ стихотворения Ю.Юркого «Широкая Масленица».

II группа

1.Подготовить сообщение о празднике «Науруз», используя ИКТ и

Интернет – технологии.

2.Написать сочинение-миниатюру о проведенном празднике.

3.Провести анализ стихотворения Е.Семичева «День весеннего равноденствия».

Ответы учащихся 1 группы

2.Сочинение «Масленица - наш общий праздник»

«Масленица» является русским национальным праздником. Его любят все: и старые, и молодые.

Однажды я во время праздника оказался с друзьями в санях. .Это были великолепные расписные сани! И вот мы подъехали к самой главной площади. Там все ели блины, пели, играли, и у всех на душе было так весело, так радостно! Воздух пропах маслом и блинами, снег отливал желтым, синим и светло-фиолетовым цветом. Небо похоже на восхитительный, необъятный витраж. Кажется, что неизвестный мастер использовал все самые яркие, приветливые и веселые краски: голубую, бирюзовую, ярко-зеленую, красную, золотую.

А вот и балаган. Видны приветливые, радостные лица. Вдруг звонит колокол и призывает к вечерне. Все заканчивают свое веселье и идут в церковь.

Так вот и закончился последний день гуляний. Лица у всех оживленные, радостные, хотя и чуть уставшие. На душе так легко и радостно, как будто горести и беды вовсе не существуют. Жизнь стала лучше, чище, все люди вдруг объединились и стали членами одной большой семьи.

А недавно я прослушал музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», и мне живо представилась та «Масленица», на многолюдной и оживленной площади. С музыкой мне все опять вспомнилось, как будто я опять с друзьями оказался в расписных санях. Даже запах блинов почувствовал!

Я удивился восхитительной силе музыки великого композитора. Наверное, он тоже очень любил русские праздники.

Ответы учащихся II группы

3. Анализ стихотворения Евгения Семичева «День весеннего равноденствия …»День весеннего равноденствия Снова корни во тьме пробуждаются,
Неуверенно машет крылом. Скоро соки погонят в стволы.
Неустойчивое равновесие Но уже двадцать суток с весельем,
Между холодом и теплом. Как насос, не в стволы, а в тела
Уже в прошлом – снега и метели. Гонит март свои соки весенние
Ещё в будущем – зноя деньки. Обновленья, любви и тепла.
Словно маятник, словно качели Ох, весеннее равноденствие!-
Оказались в центре дуги. Ладно - юных, пьянишь и седых
Ночь и день меж собой не подружатся. Разгулявшееся разнобесие
Спор такой, как у партий иных. То - в ребро, а то прямо под дых.
Ночь придёт – застеклит все лужицы. Восклицания и многоточия

День придёт – вынет стёкла из них. Так и просятся вон из души!
И земля, и сердца прогреваются. Март, все чувства тобою отточены,
На подлёте – скворцы и щеглы. Как цветные карандаши.

Стихотворение Е.Семичева посвящено дню весеннего равноденствия, который отмечается 21 марта, и относится к пейзажной лирике. Этот день считается праздником «Науруз».для всех тюркских народов.

В стихотворении есть сюжет, где с помощью разных художественных средств раскрываются образы дня и ночи, борющихся между собой.

Автор свое стихотворение написал 3 стопным анапестом: __/ ___/ __/., используя перекрестную рифму - абаб - равноденствия крылом равновесие теплом.

Для раскрытия образов дня и ночи автор использовал эпитеты: весеннее равноденствие, неустойчивое равновесие, цветные карандаши, соки весенние, придающие образам природы художественную окраску. Сравнения словно маятник, словно качели, как у партий иных, как насос, как цветные карандаши помогают читателю представить эти образы более живо, выпукло.

Автору удалось очеловечить образы дня и ночи при помощи олицетворения: день машет крылом, ночь и день не подружатся, корни пробуждаются, ночь застеклит лужицы, день вынет стекла, март гонит соки, восклицания и многоточия просятся. Поэтому основные поэтические образы воспринимаются читателем как живые, наделенные человеческими чертами.

При описании весеннего равноденствия автор использовал метафору - разгулявшееся разнобесие, подчеркивая разнообразный, еще не устойчивый характер этого дня.

Автором также использованы такие стилистические фигуры, как обращение – для повышения внимания читателя: «Март, все чувства тобою отточены», «Ох, весеннее равноденствие!», антитеза - для противопоставления свойств основных образов: день и ночь, холодом и теплом, в прошлом и в будущем, снега и метели и зноя деньки, застеклит и вынет стекла, не в стволы, а в тела, юных и седых и инверсия – для выделения роли месяца в весеннем обновлении: гонит март.

Для описания уходящей зимы и пробуждающейся весны в стихотворении использованы синонимы (снега и метели, словно маятник, словно качели, скворцы и щеглы, и земля, и сердца, соки обновленья, любви и тепла), а для противопоставления действий двух времен года- антонимы (ночь и день, в прошлом, в будущем, застеклит-вынет стекла, юных – седых, то в ребро, а то – под дых).

Использование аллитерации - повторение одинаковых согласных в, с, ш, д, м, и ассонанса – повторение одинаковых гласных о, а, е – также помогают читателю живо представить картину весеннего равноденствия, то звуками снега и метели уходящей зимы, то чувствами обновления , любви и тепла наступающей весны.

Через все стихотворение Е.Семичева чувствуется образ лирического героя, который радуется весеннему пробуждению («…и земля, и сердца прогреваются», Ох, весеннее равноденствие! Ладно - юных, пьянишь и седых», «Восклицания и многоточия так и просятся вон из души! Март, все чувства тобою отточены, как цветные карандаши»).

Это объемное лирическое стихотворение, состоящее из строфы в 28 строк.

Таким образом, Е.Семичев в своем стихотворении «День весеннего равноденствия», посвященном «неустойчивому равновесию между холодом и теплом», показывает природу живой, умеющей спорить, отстаивать свои права, умеющей уступать пробуждающимся весенним обновленьям, открытой для новых чувств, «отточенных мартом, как цветные карандаши».

В качестве домашнего задания я предлагаю также виды деятельности, способствующие формированию коммуникативных компетенций.

1.Написать рецензию на сочинение о праздниках.

2. Сделать подборку пословиц и поговорок о Масленице и Наурузе.

3. Выучить наизусть понравившееся стихотворение по теме.

Таким образом, использование этнокультурного компонента с хорошо продуманной системой творческих заданий, действительно, помогает формированию коммуникативных компетенций учащихся.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.

В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...

"Формирование коммуникативной компетенции у студентов медиков"- выступление на ЦМК

Анализ исследования по коммуникативным компетенциям среди студентов медиков первых и четвертых курсов....

Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.

Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном  обучении иностранному языку....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы над школьным журналом «Вехи истории»

Формирование коммуникативной компетенции учащихсяв процессе работы над школьным журналом «Вехи истории» Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn.BenjaminFrankli...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Формирование коммуникативной компетенции является важным направлением профессиональной подготовки

Новое общество , в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики , предъявляет новые требования и к профессиональной школе .Технологии будущего требуют людей , которые могут принима...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в це...