Статья "Роль гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании"
статья на тему

Куренкова Наталья Кирилловна

 

В связи с последними запросами общества учебные заведения ставят перед собой задачу подготовить не просто компетентных высококвалифицированных специалистов, но и людей, способных к деятельности в условиях конкуренции, умеющих ориентироваться в потоке научно-технической информации, работать с технической литературой, осваивать новые технологии, ориентироваться в современных рыночных условиях, постоянно повышать квалификацию.

Любое учебное заведение, поставившее своей целью обучение конкурентно cпособных специалистов, сталкивается с необходимостью введения в учебные планы дисциплин гуманитарного цикла: философии, психологии, истории, иностранных языков и т.д.. Вместе с тем приходится практически решать задачу: чему и как учить, какие условия создать для развития свободной личности, ее нравственного формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Роль гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании.

В основе концепции гуманизации образования лежит формирование целостной личности как субъекта культуры, а также создание необходимых условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей учащегося. В таком контексте обучение, направленное только на передачу знаний, становится неэффективным. Гораздо более важным оказывается развитие у человека тех способностей, которые дают ему возможность самостоятельно ориентироваться в области профессиональных и естественнонаучных знаний, то есть способностей, наиболее востребованных в современном обществе.

Таким образом, в связи с последними запросами общества учебные заведения ставят перед собой задачу подготовить не просто компетентных высококвалифицированных специалистов, но и людей, способных к деятельности в условиях конкуренции, умеющих ориентироваться в потоке научно-технической информации, работать с технической литературой, осваивать новые технологии, ориентироваться в современных рыночных условиях, постоянно повышать квалификацию.

Любое учебное заведение, поставившее своей целью обучение конкурентно cпособных специалистов, сталкивается с необходимостью введения в учебные планы дисциплин гуманитарного цикла: философии, психологии, истории, иностранных языков и т.д.. Вместе с тем приходится практически решать задачу: чему и как учить, какие условия создать для развития свободной личности, ее нравственного формирования.

Преподаватель, работающий в современных условиях, сталкивается с большим количеством проблем и вопросов, решать которые ему приходится в процессе ежедневной работы: как сделать преподавание наиболее эффективным: как сохранить устойчивый интерес, повысить мотивацию к изучению, помочь студентам выразить себя.

Наиболее полно соответствует этим задачам гуманистическая концепция обучения и воспитания, так как она создает оптимальные условия для раскрытия, коррекции и развития личности студента. А коммуникативно-деятельный подход, как показала практика, дает возможность использовать естественную потребность студента в самовыражении, опирается на реализацию стремления человека к общению с окружающим миром.

Работа предметно-цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выстраивается в рамках реализации государственного образовательного стандарта  и образовательной политики нашего учебного заведения в соответствии с поставленными целями и задачами:

     - внедрение личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания;

     - совершенствование преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин средствами современных педагогических технологий.

     - работа над комплексным методическим обеспечением образовательного процесса;

     Для реализации поставленных задач утвержден план работы, содержащий основные разделы:

     - разработка нормативной документации учебно-воспитательного процесса;

     - разработка информационного методического обеспечения учебных занятий и аудиторных мероприятий;

     - научно-исследовательская работа;

     - совершенствование педагогического мастерства преподавателей.

Преподаватели цикловой комиссии постоянно работают над совершенствованием учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин:  разрабатывают методические рекомендации, методические пособия, обновляют дидактический материал, разрабатывают методику проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий как для дневного, так и для заочного отделений.

Повысить ответственность каждого студента за его личное образование, сделать процесс обучения более индивидуально-ориентированным позволяют активные методы обучения. В ходе их проведения студент не только усваивает уже имеющуюся информацию, но и получает новые знания, самостоятельно решает предлагаемые задания, развивает логическое мышление и практические навыки, формирует готовность к будущей практической деятельности.

Сегодня нельзя недооценивать роль иностранного языка, как предмета, служащего развитию личности, в том числе и профессиональному становлению.

Одним из методов формирования профессиональной компетенции является планирование и проведение практических занятий на уроках английского языка.

Например, с группами по специальности «Технология и организация обслуживания в общественном питании» составляется меню для столовых, ресторанов и кафе, рецепты приготовления праздничных блюд, схемы сервировки праздничных столов. С группами будущих юристов на занятии воспроизводят судебное заседание с привлечением судьи, прокурора, адвоката и присяжных. В группах будущих товароведов составляются рекламы товаров, студенты разыгрывают сцены купли-продажи, пишут деловые письма с предложением купить товар. Чтобы максимально заполнить занятие профессиональной лексикой, обыгрываются различные ситуации, составляются диалоги, которые могут возникнуть на работе или при общении с деловыми партнерами и клиентами.

Активизация познавательной деятельности – важнейшая задача преподавателя дисциплины «Основы философии», который использует в своей работе различные формы и методы.

Активизирует мыслительную деятельность студентов метод интерпретации различных текстов, афоризмов, авторами которых являются философы разных эпох. Эта работа способствует выработке мировоззренческой ориентации, осознанию студентов своего места в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, созданию условий для развития рефлексивной деятельности студентов, осмыслению своего индивидуального опыта, развитию устной монологической речи.

Каждое учебное занятие носит воспитательный характер, к этому ведет само содержание афоризмов

- Знание бесконечно, жизнь коротка (Гиппократ)

- Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги (Ф. Бэкон)

- Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать (Р.Декарт)

Студенты не всегда соглашаются с автором высказывания или собеседником. Так возникают дискуссии, которые помогают преподавателю лучше узнать студента, а студенту – проявить свое «Я»

Большое внимание преподаватель уделяет самостоятельной работе студентов. Виды ее различны: составление схемы-конспекта по теме, выполнение и защита реферата, интерпретация текста, сочинение-рассуждение, составление кроссворда и теста, сравнительных таблиц.

Некоторые занятия организуются в виде деловых игр, в которых способности студентов  проявляются, изменяются и развиваются в деятельности. Студентам предлагается в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку, закрепить полученные знания, приобрести навыки для предстоящей практики. Например, деловая игра «Как познаваем мир?»

                                   Мой друг, не надо опытом кичиться:

                                   На нем всегда минувшего печать.

                                   Мудрец не тот, кто любит поучать,

                                   А тот, кто сам не устает учиться.

Эти слова стали определяющими в познании окружающего мира как студентами, так и преподавателями.

Сегодня образовательная среда должна обладать таким потенциалом, который позволил бы современным молодым людям играть активную роль в обществе будущего. Постоянное обновление потока информации, новые открытия, быстрая смена технологий требуют от образования ориентации на еще недостигнутый уровень развития науки и техники. Эффективный способ достижения этого результата – формирование у студентов поискового стиля мышления, привлечение их внимания к интеллектуальной деятельности и познанию.

Профессиональная подготовка учителя предполагает не только обучение студента специальными знаниями, формирование значимых навыков профессиональной деятельности, но и умение создавать свой индивидуальный образ – имидж. Особенности индивидуального образа преподавателя оказывают не меньшее значение на процесс воспитания студентов, чем направленное педагогическое воздействие, осуществление которого является частью профессиональной компетенции.

Преподаватели цикловой комиссии регулярно проводят комплексное тестирование «Преподаватель глазами студента», цель которого: дать ответ на вопрос: « Каким видят своего наставника ребята?»

По итогам тестирования можно сделать следующий вывод: преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин воспитывают в студентах социальную активность, обучают профессиональной грамотности, могут всегда дать разумный совет, им присущ стиль неформального общения.

Воспитать хорошего человека труднее, чем хорошего специалиста. Хочется не просто учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться, что самое большое счастье на Земле состоит (по словам Л.Н.Толстого) в том, чтобы «как можно меньше требовать от других и как можно больше давать другим».

Учителя сравнивают с дождевой каплей. Почему? Как дождь будит жизненные силы каждого зерна, так и наша первейшая цель – выявить творческий потенциал каждого студента.

Мои коллеги – единомышленники, для которых каждый студент – это личность, а не объект учения, каждый урок – творчество, а не работа, и каждая двойка – не итог работы, а причина для серьезного размышления.

В процессе работы мы выработали следующие основные положения педагогической философии:

     - научить студентов быть независимыми. Ведь чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами. Недаром народная мудрость гласит: «Дай голодному не жареную рыбу, а невод».

     - воодушевлять студентов максимально быть самим собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.

     - создавать условия для выбора своего собственного образовательного маршрута в соответствии с его индивидуальными способностями

     - убедить студента в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда

     - сделать каждый урок проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства

Ведь любовь рождается только любовью, а добро порождает только добро!

                                                                                                             

Н.К.Куренкова, председатель предметно-цикловой комиссии общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин

Хабаровского торгово-экономического техникума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (возраст слушателей 16+) в учреждении дополнительного профессионального образования гуманитарного направления

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначена для промежуточного контроля знаний слушателей  на курсах  по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (...

Программа учебной дисциплины БД 02 "История" по специальности среднего профессионального образования 380207 «Банковское дело» (на базе основного общего образования)

Программа учебной дисциплины БД 02 "История" по специальности среднего профессионального образования 380207 «Банковское дело» (на базе основного общего образования)...

ЗАДАНИЯ для проведения тестирования студентов по учебной дисциплине ОП.09. ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ (профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины) по специальности среднего профессионального образования 11.02.01 «РАДИОАППАРАТОСТРОЕНИЕ»

Задания составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение».           В результате освоения дисциплины обучающийся ...

План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин»

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин...