Мультимедийная презентация как методический прием
методическая разработка по теме

Ракшина Оксана Владимировна

 

  Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты.

  На основе анализа исследований, посвященных проблемам применения компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразовательным предметам, можно представить следующее определение мультимедийной презентации(ММП) как методического приема.

Мультимедийная презентация иноязычного материала – способ предъявления творчески переработанной преподавателем, адаптированной для определенного возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико- грамматической теме.

Для создания ММП могут использоваться следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст),  Microsoft Power Point (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами),  Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Internet).

 Образовательный потенциал такого технического средства как презентация PowerPoint может эффективно использоваться на уроке иностранного языка в осуществлении наглядной поддержки обучения речи. 

Преимущество презентации PowerPoint в:

-         сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;

-         возможности использования презентации как своеобразной интерактивной доски, которая позволяет наглядно семантизировать лексический и грамматический материал;

-         возможность использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала;

-         активизация внимания всего класса;

-         поддержание познавательных интересов обучающихся;

-         осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизация изученного материала;

-         формирование компьютерной мультимедийной компетентности учителя и студента.

Презентации отличаются друг от друга по различным параметрам и могут быть квалифицированны по разным критериям:

    +по направленности на определенную аудиторию;

   +по функциональному использованию:

-         деловая;

-         учебная;

-         обучающая;

-         прикладная;

-         развлекательная.

  +по характеру представляемой информации:

-         линейная с жесткой последовательностью кадров;

-         линейная с эффектами анимации;

-         гипертекстовая с разветвленной структурой;

-         в форме Интернет-страницы

-         с эффектами скрытых слайдов.

Успешность готового продукта  и его реализация на уроке зависят от ряда технологических нюансов, которые учитываются при разработке будущей презентации, начиная с монтажа слайд – шоу на листе бумаги и заканчивая его компьютерным воплощением. Поэтому следует учитывать некоторые методические рекомендации по подготовке и использованию слайд – шоу на уроке иностранного языка. В первую очередь следует иметь в виду, что планирование презентации проходит в несколько стадий.

Определение целей и задач будущей презентации. На данном этапе следует четко сформулировать название презентации, а также цель и задачи ее использования; выделить ключевые моменты и определить целевую группу обучающихся; продумать технические условия будущей демонстрации.

Отбор и организация учебного материала. На этой стадии в компьютере создается накопительная папка, в которую входят частные папки.

Написание сценария презентации, включая изготовление изобразительного макета будущего слайд – шоу. Здесь важно учесть следующие моменты: выделение основных моментов презентации, создание структуры основной части презентации, распределение учебного материала по слайдам, поиск дополнительной информации, продумывание экспозиции, проверка логической подачи материала, подготовка заключения. Уже на этом этапе должен быть разработан комплекс упражнений.

Техническое воплощение презентации. Под этим подразумевается:

-простая навигация и управление;

-умеренное эстетическое оформление слайда;

-соответствующий стиль подачи материала;

-предварительный учет вариантов развития урока и ответов обучающихся;

-распечатка макета слайда с теми заметками, которые необходимы для подачи информации.

Непосредственная демонстрация готового продукта на уроке.

Критический анализ результатов проделанной работы, а также внесение коррективов в презентацию с учетом обнаруженных недостатков.

Усовершенствование презентации для дальнейших показов.

Основными дидактическими условиями применения ММП на уроке являются следующие: 1)перспективное планирование использования ММП; 2)методический анализ намеченных для демонстрации ММП; 3)комплексный подход к применению ММП.

Перспективное планирование использования ММП необходимо для решения важной методической задачи – подбора оптимального комплекса средств к каждой конкретной теме.

Методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП предполагает их предварительный просмотр. В процессе анализа учитель должен: а)определить степень соответствия ММП учебной программе, теме урока, изученному материалу; б)наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; в)выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г)при необходимости доработать существующую ММП (сократив или увеличив количество слайдов).

Комплексный подход к применению ММП предусматривает их подбор к определенной теме, учитывая: а)дидактические возможности материала на разных этапах обучения; б)уровень знаний и развития студентов данной группы; в)подготовленность и опыт преподавателя в использовании ММП.

Эффективность использования ММП зависит от ряда организационно-технических условий:1)правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП; 2)обеспечение постоянной готовности аппаратуры к работе; 3)правильного размещения и хранения информации; 4)наличие в кабинете каталога ММП по лексико-грамматическим темам.

Технология непосредственного использования в учебном процессе ММП проходит несколько этапов:

1)подготовительный. Включает в себя подбор необходимого материала, анализ и создание преподавателем ММП. Алгоритм создания ММП:

а) определение пед. задачи, решаемой с помощью ММП;

б) продумывание цели и задачи создания слайдов;

в) учитывание возрастных особенностей студентов;

г) подбор иллюстраций, используя мультимедийные возможности компьютера;

д) продумывание содержания текстов исходя из основных требований к ММП;

е) составление сценария ММП;

ж) создание структуры ММП, используя необходимые компьютерные программы;

з) применение анимационных и звуковых эффектов;

и) анализ и оценка подготовленной презентации;

к) корректировка возможных недочетов.

2)преддемонстрационный. Сюда входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для студентов.

3)демонстрационный. Здесь происходит предъявление нового материала с параллельным комментарием преподавателя, работа над содержанием каждого слайда, упражнения.

4)последемонстрационный. Охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение студентами итогов, самостоятельную формулировку правила, повторение лексических единиц.

5)рефлексивный. Включает анализ и выводы преподавателя о результативности подготовки и показа ММП, мониторинг.

Использование подготовленных с учетом определенных требований ММП дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Образовательный потенциал нового технического средства может эффективно использоваться на уроке иностранного языка в осуществлении наглядной поддержки обучения речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мультимедийная презентация как методический прием

  Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты.

  На основе анализа исследований, посвященных проблемам применения компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразовательным предметам, можно представить следующее определение мультимедийной презентации(ММП) как методического приема.

Мультимедийная презентация иноязычного материала – способ предъявления творчески переработанной преподавателем, адаптированной для определенного возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико- грамматической теме.

Для создания ММП могут использоваться следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст),  Microsoft Power Point (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами),  Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Internet).

 Образовательный потенциал такого технического средства как презентация PowerPoint может эффективно использоваться на уроке иностранного языка в осуществлении наглядной поддержки обучения речи.  

Преимущество презентации PowerPoint в:

  1. сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  2. возможности использования презентации как своеобразной интерактивной доски, которая позволяет наглядно семантизировать лексический и грамматический материал;
  3. возможность использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала;
  4. активизация внимания всего класса;
  5. поддержание познавательных интересов обучающихся;
  6. осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизация изученного материала;
  7. формирование компьютерной мультимедийной компетентности учителя и студента.

Презентации отличаются друг от друга по различным параметрам и могут быть квалифицированны по разным критериям:

    +по направленности на определенную аудиторию;

   +по функциональному использованию:

  1. деловая;
  2. учебная;
  3. обучающая;
  4. прикладная;
  5. развлекательная.

  +по характеру представляемой информации:

  1. линейная с жесткой последовательностью кадров;
  2. линейная с эффектами анимации;
  3. гипертекстовая с разветвленной структурой;
  4. в форме Интернет-страницы
  5. с эффектами скрытых слайдов.

Успешность готового продукта  и его реализация на уроке зависят от ряда технологических нюансов, которые учитываются при разработке будущей презентации, начиная с монтажа слайд – шоу на листе бумаги и заканчивая его компьютерным воплощением. Поэтому следует учитывать некоторые методические рекомендации по подготовке и использованию слайд – шоу на уроке иностранного языка. В первую очередь следует иметь в виду, что планирование презентации проходит в несколько стадий.

Определение целей и задач будущей презентации. На данном этапе следует четко сформулировать название презентации, а также цель и задачи ее использования; выделить ключевые моменты и определить целевую группу обучающихся; продумать технические условия будущей демонстрации.

Отбор и организация учебного материала. На этой стадии в компьютере создается накопительная папка, в которую входят частные папки.

Написание сценария презентации, включая изготовление изобразительного макета будущего слайд – шоу. Здесь важно учесть следующие моменты: выделение основных моментов презентации, создание структуры основной части презентации, распределение учебного материала по слайдам, поиск дополнительной информации, продумывание экспозиции, проверка логической подачи материала, подготовка заключения. Уже на этом этапе должен быть разработан комплекс упражнений.

Техническое воплощение презентации. Под этим подразумевается:

-простая навигация и управление;

-умеренное эстетическое оформление слайда;

-соответствующий стиль подачи материала;

-предварительный учет вариантов развития урока и ответов обучающихся;

-распечатка макета слайда с теми заметками, которые необходимы для подачи информации.

Непосредственная демонстрация готового продукта на уроке. 

Критический анализ результатов проделанной работы, а также внесение коррективов в презентацию с учетом обнаруженных недостатков.

Усовершенствование презентации для дальнейших показов. 

Основными дидактическими условиями применения ММП на уроке являются следующие: 1)перспективное планирование использования ММП; 2)методический анализ намеченных для демонстрации ММП; 3)комплексный подход к применению ММП.

Перспективное планирование использования ММП необходимо для решения важной методической задачи – подбора оптимального комплекса средств к каждой конкретной теме.

Методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП предполагает их предварительный просмотр. В процессе анализа учитель должен: а)определить степень соответствия ММП учебной программе, теме урока, изученному материалу; б)наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; в)выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г)при необходимости доработать существующую ММП (сократив или увеличив количество слайдов).

Комплексный подход к применению ММП предусматривает их подбор к определенной теме, учитывая: а)дидактические возможности материала на разных этапах обучения; б)уровень знаний и развития студентов данной группы; в)подготовленность и опыт преподавателя в использовании ММП.

Эффективность использования ММП зависит от ряда организационно-технических условий:1)правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП; 2)обеспечение постоянной готовности аппаратуры к работе; 3)правильного размещения и хранения информации; 4)наличие в кабинете каталога ММП по лексико-грамматическим темам.

Технология непосредственного использования в учебном процессе ММП проходит несколько этапов:

1)подготовительный. Включает в себя подбор необходимого материала, анализ и создание преподавателем ММП. Алгоритм создания ММП:

а) определение пед. задачи, решаемой с помощью ММП;

б) продумывание цели и задачи создания слайдов;

в) учитывание возрастных особенностей студентов;

г) подбор иллюстраций, используя мультимедийные возможности компьютера;

д) продумывание содержания текстов исходя из основных требований к ММП;

е) составление сценария ММП;

ж) создание структуры ММП, используя необходимые компьютерные программы;

з) применение анимационных и звуковых эффектов;

и) анализ и оценка подготовленной презентации;

к) корректировка возможных недочетов.

2)преддемонстрационный. Сюда входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для студентов.

3)демонстрационный. Здесь происходит предъявление нового материала с параллельным комментарием преподавателя, работа над содержанием каждого слайда, упражнения.

4)последемонстрационный. Охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение студентами итогов, самостоятельную формулировку правила, повторение лексических единиц.

5)рефлексивный. Включает анализ и выводы преподавателя о результативности подготовки и показа ММП, мониторинг.

Использование подготовленных с учетом определенных требований ММП дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Образовательный потенциал нового технического средства может эффективно использоваться на уроке иностранного языка в осуществлении наглядной поддержки обучения речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мультимедийная презентация к уроку технической механики. тема:Силовые факторы механики.

Презентация 1 выполнена для демонстрации на первом уроке технической механики. На слайдах в конспективной форме приводятся определения силы, момента силы относительно точки, пары сил. Средс...

Создание и демонстрация мультимедийной презентации в программе OpenOffice.org Impress

Данная методическая разработка- конспект урока производственного обучения по теме "Создание и демонстрация мультимедийной презентации в программе  OpenOffice.org Impress", расчитанная на одно зан...

Методическая разработка "Подготовка мультимедийных презентаций по профессиональным модулям специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет "

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты обосновывают целесообразность внедрения в практику преподавания МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета иму...

Методические разработки практического занятия, учебной практики, мультимедийные презентации лекций раздела Диагностика в педиатрии

ПМ 01 Диагностическая деятельность, раздел "Диагностика в педиатрии", специальность Лечебное дело....

Методическое пособие для выполнения самостоятельной работы Тема: «Проект - мультимедийная презентация», «Эссе», «Доклад», «Личное письмо»,«Составление кроссворда»

Данное методическое пособие для выполнения самостоятельной работы по теме: «Мультимедийная презентация», «Эссе», «Доклад», «Личное письмо», «Составление кроссворда» составлено в соответствии с Рабочей...

Методические рекомендации для студентов по созданию мультимедийной презентации

Формы проведения презентации PowerPoint могут быть очень разнообразны: выступление, доклад, демонстрация кинофильма или фотографий, выставка или даже театрализованное представление. Презентация может ...

Методическая разработка занятия по учебной практике "Технологии создания мультимедийных презентаций"

Материал предназначен для ознакомления и изучения студентами технологий создания мультимедийных презентаций....