методическое пособие по истории
методическая разработка по теме

Ефремова Олеся Васильевна

Методические рекомендации к изучению дисциплины истории ХХ века. Пособие включает планы семинарских занятий, тематику лекций, темы рефератов и список литературы. Пособие включает серию презентаций по изучаемому периоду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gr_-_2_m_v.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сибирский политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ РОССИИ ХХВ."

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЬНЫХ ГРУПП ПЕРВОГО КУРСА

ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Кемерово 2013

 Задания составлены на основе рабочей программы по ПМ, ОПД, ОДБ, ОДП по  профессии среднего  профессионального образования 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,   220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям),  030912 Организация и право социального обеспечения

Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.

Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.

       Задание на самостоятельную работу включает: самостоятельную проработку литературы и интернет ресурсов по заданному материалу.

В качестве видов контроля предусмотрено: собеседование, тестирование защиты рефератов и докладов.

Рассмотрено:

Предметно-цикловая  комиссия

Протокол №__________

___________     _________________

  подпись          расшифровка подписи

«___»    __________       ________

   число        месяц                      год

       Утверждаю:

Зам.директора по УПР

ГОУ СПО СПТ

_____________       ___________________

подпись                        расшифровка подписи    

«___»    __________       ________

   число        месяц                    год  

Составил: Ефремова Олеся Васильевна                                                                              

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………….....

Методические рекомендации к изучению дисциплины ..………………..

План семинарских занятий ……………………………………………….

Тема 1. Гражданская война .……………………………………………….

Тема 2. Курс на строительство социализма в одной стране 

(конец 1920-х – 1930-е гг.) ………………………………………………...

Тема 3. СССР в годы Великой Отечественной войны ………………..…

Тематика лекций и их содержание…………………………………..….…

Вопросы для самостоятельного изучения и размышления………………

Темы рефератов ...……………………………………………………….....

Примерные темы аналитического обзора ……………………………..…

Вопросы к зачету ………………………………………………………..…

Список рекомендуемой учебной литературы ……………………….…..

Интернет-ресурсы по истории России ХХ века ….………….………..…


.…4

.….5

.….7

…..7




…..8

…10

....11

....13

....13

...15

...16

....16

....17




ВВЕДЕНИЕ

        Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются Учебно-методическое пособие по элективному курсу по истории, который называется «История России. XX век». Он является составным звеном дисциплины «Отечественная история» и, развивая ее, хронологически охватывает период с Октябрьской революции 1917 года до конца ХХ столетия. 
Практика преподавания истории показывает, что изучение событий и процессов последнего столетия нашей страны для студентов оказывается наиболее проблемным. Это и немудрено. XX век в истории нашего Отечества стал наиболее ярким и одновременно самым драматичным, когда многие приобретения и утраты сошлись на ограниченном историческом пространстве и временном промежутке. Этот век вместил три революции, две мировые войны, ряд экономических скачков, позорные поражения и блестящие победы, разные типы политического устройства (от демократии до тоталитаризма), превращение во вторую сверхдержаву мира и разрушение страны. На небосклоне ярких личностей сияли звезды величайших ученых, диктаторов, реформаторов и полководцев. В бескомпромиссной схватке сталкивались теоретические концепции общественного развития и политические программы, партии и общественные движения, различные модели переустройства российского и мирового сообщества. 
Проводившаяся модернизация России рубежа XIX-XX вв. до предела усугубила накопленные за многие века противоречия, которые нашли свое разрешение в сломе жизнеустройства российского общества в 1917 году. Крушение монархии, а затем приход к власти большевиков открыли новую страницу не только в нашей, но и в мировой истории. Октябрьская революция 1917 года стала ключевым событием XX столетия. Реализация большевиками собственных представлений о справедливом обществе, где не будет угнетения и эксплуатации, наложилась на чрезвычайные обстоятельства, в которых оказалась страна в целом. Необходимость выстоять в борьбе с агрессивным западным миром, ликвидировать отсталость, ответить на вызовы времени скорректировала стремление построить совершенное общество. 
Построенное в результате переплетения вынужденных мер и идеологических воззрений общество получилось далеким от идеала, но раскрепощение энергии миллионных масс позволило в феноменально короткие сроки совершить модернизацию страны, сделать гигантский скачок в развитии промышленности, превратить страну в индустриальную державу и выиграть величайшую по жестокости и жертвам Великую Отечественную войну. После войны был создан второй по значимости в мире научно-индустриальный комплекс, несомненны успехи в обеспечении глобального влияния, СССР превратился в образец для многих государств и народов. Однако как заложенные в советский строй недостатки, так и воздействие противников по «холодной войне» разрушили Советский Союз, а реформы 1990-х гг. поставили уже вопрос о выживании самой России.

Колоссальная амплитуда, невиданная противоречивость развития обусловили и двойственность оценок недавнего прошлого. Насколько российская (советская) история XX века была богата переменами, настолько историография, посвященная этому столетию, была изменчива. Каждый очередной поворот политики, смена власти отзывались новыми «открытиями», волной «разоблачений» и переписыванием учебников. Между тем потребность в объективном взгляде на историю страны в последний период ощущается все более настоятельно. Крутые и поворотные годы, когда происходит явная и скрытая борьба различных тенденций и стоящих за ними социальных и политических сил, вызывают необходимость критического переосмысления прошлого. В такие годы история в наибольшей степени должна выполнять свою основную функцию – роль социальной памяти общества. В ней общество ищет для себя нужные ему социальные ориентиры, духовные ценности, традиции, нормы поведения и т.д. Кризисная ситуация, в которой мы все находимся, заставляет искать в прошлом корни многих проблем, ошибок и трудностей, существующих противоречий. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В настоящее издание включены материалы, необходимые студенту для успешного изучения курса. Это возможно лишь на основе освоения трудов классиков и последних достижений исторической науки, отраженных в научных исследованиях, учебных пособиях и представленных в списках рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.

Проведение занятий по курсу включает в себя следующие формыаудиторные занятия (лекции и семинары), самостоятельная работа студентов(доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, научные исследования) и проверка знаний (опрос, тесты, контрольные работы). Итоговой формой проверки знаний является зачет.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам (практическим занятиям). Учебная программа курса в основном построена на хронологическо-проблемном принципе: план семинарских занятий состоит из трех тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории России с учетом регионального компонента. Предлагаемые вопросы ориентируют студентов на анализ дискуссионных проблем и выявление различных точек зрения по ним. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем. 

После вопросов каждой темы следуют списки дат, терминов и исторических деятелей, знание которых обязательно для студентов вузов. План семинаров содержит также перечни докладов, которые выполняются в факультативном порядке. 

Подготовка к практическим занятиям может основываться на использовании учебников, рекомендованных на страницах 16-17, либо на использовании литературы, отдельно указанной для каждой темы. Литература, как правило, имеется в библиотеке или читальных залах Ижевской ГСХА (журналы «Вопросы истории» и «Отечественная история» имеются в читальном зале №3 учебного корпуса №1 академии). Многое из предлагаемой литературы, в том числе и учебники, «выложено» в Интернете, но для их обнаружения необходимо воспользоваться поисковыми системами (данное пособие содержит лишь некоторые ссылки на электронные версии).

Кроме того, студенты вуза обязаны заниматься в учебном процессе научными исследованиями. Темы исследований и рекомендации к их выполнению – в отдельной главе пособия, которое называется «Отечественная история, политология, социология: методические рекомендации к самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе студентов». Возможно предложить свою тему, но ее необходимо согласовать с преподавателем.

Отдельно представлены списки рефератов, примерных тем аналитических и историографических обзоров, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в отдельном пособии под пунктом №7 рекомендуемой учебной литературы). 

В отдельном разделе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления, которые по желанию студента могут быть рассмотрены с помощью предлагаемой литературы и представлены преподавателю в форме реферата или обзора на оценку.

В конце данного методического пособия два приложения. Первое приложение представляет форму таблиц, которые в обязательном порядке самостоятельно заполняется студентами с использованием учебной литературы. Второе приложение содержит часто употребляемые аббревиатуры, которые вызывают затруднения у студентов, и их расшифровку. 

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (смотреть презентацию)

Гражданская война: причины, характеристика противоборствующих сил, этапы боевых действий.


Интервенция: причины, формы, масштаб.


Политика «военного коммунизма».

Доклады:


Первая волна русской эмиграции (центры, идеология, лидеры, политическая деятельность).


Особенности гражданской войны на территории Удмуртии.


Создание удмуртской государственности.


Термины: Белое движение, «военный коммунизм», гражданская война, декрет, «демократическая контрреволюция», диктатура пролетариата, добровольческая армия, «зеленые», интервенция, «красные», красный и белый террор, национализация, продразверстка, Совнарком, экспроприация, эмиграция.

 Исторические деятели: В.И. Ульянов (Ленин), Л.Д. Троцкий, Ф.Э. Дзержинский, И.И. Вацетис, С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский, С.М. Буденный, М.В. Фрунзе, Г.И. Котовский, А.И. Егоров, В.И. Чапаев, Л.Г. Корнилов, П.Н. Краснов, А.И. Дутов, А.М. Каледин, А.В. Колчак, А.И. Деникин, Е.К. Миллер, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель, Н.И. Махно.

Даты: 25 октября 1917 г., 5-6 января 1918 г., 3 марта 1918 г., 1918-1920 гг., март 1921 г., апрель-май 1922 г.

Литература:


Власть и общество в условиях Гражданской войны // Отечественная история. – 1998. – №3.


Гражданская война в России: причины, сущность, последствия // Вопросы истории. – 2003. – №10.


Дайнес, В.О. Гражданская война в России: события, мнения, оценки / В.О. Дайнес // Вопросы истории. – 2003. – №1.


Искендеров, А.А. Первые шаги Советской власти / А.А. Искендеров // Вопросы истории. – 2003. – №2.


Кара-Мурза, С.Г. Гражданская война в России. 1918-1921 гг. / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Эксмо, 2003 – 384 с.


Коган, Л.А. Военный коммунизм: утопия и реальность / Л.А. Коган // Вопросы истории. – 1998. – № 2. 


Литвин, А.Л. Красный и белый террор в России: 1917-1922 / А.Л. Литвин // Отечественная история. – 1993. – №6. 


Ольшевский, В.Г. Финансово-экономическая политика советской власти в 1917-1918 гг.: тенденции и противоречия / В.Г. Ольшевский // Вопросы истории. – 1999. – № 3.


Цветков, В.Ж. Белое движение в России. 1917-1922 гг. / В.Ж. Цветков // Вопросы истории. – 2000. – № 7.


Чураков, Д.О. «Третья сила» у власти: Ижевск. 1918 год / Д.О. Чураков // Вопросы истории. – 2003. – № 5.


ТЕМА 2. КУРС НА СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ОДНОЙ СТРАНЕ (КОНЕЦ 1920-Х – 1930-Е ГГ.). 

Причины, задачи и этапы индустриализации. (
смотреть презентацию)


Коллективизация сельского хозяйства. (
смотреть презентацию)


Культурные преобразования в 1920-1930-е гг. «Культурная революция».  (
смотреть презентацию)

Доклады:


Индустриализация России при С.Ю. Витте и при И.В. Сталине: сходства и различия. 


Первые пятилетние планы: плюсы и минусы планирования.


Трудовой энтузиазм в годы первых пятилеток.


Создание советского рабочего класса. 


Политика ликвидации кулачества как класса.


Коллективизация в Удмуртии. Лудорвайское дело.

Термины: Госплан, ГУЛАГ, единоличник, индустриализация, коллективизация, колхоз, коммуна, Коминтерн, кооперация, кулак, культ личности, культурная революция, ликбез, номенклатура, подкулачник, Пролеткульт, пятилетний план, рабфак, РАПП, репрессии, сельхозартель, сплошная коллективизация, совхоз, социалистическое соревнование, стахановское движение, ТОЗ, тоталитаризм, ударничество, «философский пароход». 

 Исторические деятели: И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Г.М. Кржижановский, Г.К. Орджоникидзе, А.Г. Стаханов, Н.Д. Кондратьев, Г.Я. Сокольников, А.В. Чаянов, Н.А. Бердяев, М.П. Томский, А.И. Рыков, Патриарх Тихон, А.В. Луначарский, А.А. Богданов, П.А. Сорокин, М.М. Зощенко, С.Н. Булгаков, Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский, И.П. Павлов, И.В. Мичурин, М.А. Булгаков, П.Л. Капица, Н.Н. Бурденко, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, И.О. Дунаевский, С.С. Прокофьев, С.М. Киров, Н.И. Ежов, Л.П. Берия, М.Н. Тухачевский, А.Я. Вышинский, Г.В. Чичерин, И.Д. Папанин, В.П. Чкалов.

Даты: 30 декабря 1922 г., 21 января 1924 г., 1925 г., декабрь 1927 г., октябрь 1928 – декабрь 1932 гг., 1930-1933 гг., 1933-1937 гг., 1934 г., 1936 г., 1937-1938 гг

Литература:


Данилов, В.П. Организованный голод. К 70-летию общекрестьянской трагедии / В.П. Данилов, И.Е. Зеленин // Отечественная история. – 2004. – № 5.


Зеленин, И.Е. Коллективизация и единоличник (1933-1935 гг.) / И.Е. Зеленин // Отечественная история. – 1993. – № 3.


Зеленин, И.Е. Кульминация / И.Е. Зеленин // Отечественная история. – 2004. – № 1.


Зима, В.Ф. Голод 1932-1933 гг. в письмах трудящихся России / В.Ф. Зима // Отечественная история. – 2006. – № 2.


Лютов, Л.Н. Неэффективность промышленности в условиях НЭПа / Л.Н. Лютов // Вопросы истории. – 2000. – № 4-5.


Майер, Р. Стахановское движение и сталинизм / Р. Майер // Отечественная история – 1993. – № 3.


Новиков, А.В. Рабочий класс и рабочее движение в России: история и современность / А.В. Новиков // Отечественная история. – 2004. – №6.


Новопашин, Ю.С. XIV съезд РКП(б): современный взгляд / Ю.С. Новопашин // Вопросы истории. – 2003. – № 7.


Рогачевская, Л.С. Как составлялся план первой пятилетки / Л.С. Рогачевская // Вопросы истории. – 1993. – № 8.


Ульянова, С.Б. Противоречия «режима экономии» в промышленности в 1920-х гг. / С. Б. Ульянова // Вопросы истории. – 2003. – № 6.


Фельдман, М.А. Советское решение рабочего вопроса на Урале (1929-1941 гг.) / М.А. Фельдман // Вопросы истории. – 2002. – № 12.


Чемоданов, И.В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации? / И.В. Чемоданов // Вопросы истории. – 2006. – №2. 


ТЕМА 3. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


СССР в Великой Отечественной войне: причины, этапы боевых действий.


Советский тыл в годы войны. 


Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн: геополитические изменения и новый баланс сил.



Доклады:

Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. 


Партизанское движение.


Причины и цена победы. 


Консолидация советского общества в годы войны. 


Термины: блокада, коалиция, коренной переворот, ленд-лиз, оккупация, Отечественная война, советско-германский пакт.

 Исторические деятели: Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, В.М. Молотов, А.М. Василевский, Н.Ф. Гастелло, З.А. Космодемьянская, А.М. Матросов, У. Черчилль, Ф.Д. Рузвельт, Г. Трумэн.


Даты: 23 августа 1939 г., 1 сентября 1939 г., ноябрь 1939 г. – март 1940 г., 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г., 5-6 декабря 1941 г., июль 1942 г. – февраль 1943 г., июль-август 1943 г., ноябрь-декабрь 1943 г., 1941-1944 гг., ноябрь 1945 г., июль-август 1945 г.

Литература:

Васильев, А.Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне? / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. – №1.


Волков, В.Н. Призрак и реальность «Барбароссы» в политике Сталина (весна-лето 1941 года) / В.Н. Волков // Вопросы истории. – 2003. – № 6.


Вспоминая Великую Отечественную // Отечественная история. – 2006. – №3.


Зверев, Б.И. Оружие – фронту / Б.И. Зверев // Отечественная история. – 1995. – №3.


К 60-летию Победы над фашизмом // Отечественная история. – 2005. – №2.


Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Кн. 1. От начала до Великой Победы / С.Г. Кара-Мурза. – М., 2002.


Квицинский, Ю. А если бы победил Гитлер? / Ю. Квицинский // Советская Россия. – 2004. – №166.


Медведев, Ж.А. План «Барбаросса» / Ж.А. Медведев, Р.А. Медведев // Вопросы истории. – 2002. – № 6.


Наджафов, Д.Г. Советско-германский пакт 1939 года и его исторические последствия / Д.Г. Наджафов // Вопросы истории. – 2006. – №12. 


Падерин, А.А. Народ-победитель должен знать правду о войне / А.А. Падерин // Отечественная история. – 2000. – № 3.


Случ, С.З. Советско-германские отношения в сентябре-декабре 1939 г. и вопрос о вступлении СССР во Вторую мировую войну / С.З. Случ // Отечественная история. – 2000. – №5-6.


Смирнова, Л.В. Страницы истории: Советская страна в 30-40-е годы ХХ века (60-летию Великой Победы посвящается) / Л.В. Смирнова. – Ижевск, 2005.


Уткин, А.И. Вторая мировая война / А.И. Уткин. – М., 2003.


Шибановские чтения: материалы заоч. вуз. науч.-практ. конференции, посвященной 60-летию победы в Великой Отечественной войне / Под общ. ред. В.С. Сорокиной. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2005. – Вып. 3. – 118 с.


 ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

1. Первые преобразования советской власти. 

«Триумфальное шествие советской власти». Первые мероприятия советской власти. Экономическая программа большевиков. «Красногвардейская атака на капитал». Национализация. Начало формирования однопартийной политической системы.

2. Формирование и сущность советского строя. 

Национально-государственное строительство и образование СССР. Особенности советской политической системы. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. Возвышение И.В. Сталина. Сращивание партийных и государственных структур. Ужесточение политического режима. Особенности советской экономической системы. 

3. Новая экономическая политика.

Политический и экономический кризис начала 20-х гг. Переход от «военного коммунизма» к НЭПу. Сущность НЭПа. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Кризисы новой экономической политики и ее свертывание.

4. СССР накануне Великой Отечественной войны. 

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939-1941 гг. Тоталитаризм в Европе и СССР. Массовые репрессии 1937-1938 гг. СССР в условиях начала Второй мировой войны. Подготовка СССР к войне. Внутренняя политика и экономическое развитие.

5. Проблемы послевоенного развития СССР.

Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий. Создание социалистического лагеря. Ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса. Корейская война 1950–1953 гг. и Советский Союз.

6. Реформы Н.С. Хрущева. 

«Оттепель». Преобразования в социально-экономической сфере при Н.С. Хрущеве и их противоречия. Внешняя политика СССР в 1950-1960-е гг. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. «Оттепель» в духовной сфере. 

 7. Нарастание кризисных явлений в СССР в середине 1960-1980-х гг.

Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель» сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964–1984 гг. Теневая экономика в СССР. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР. Диссидентское движение: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг.

 8. Перестройка 1985-1991 гг.

Причины и предпосылки перестройки. Власть и общество в первой половине 80-х гг. Ю.В. Андропов и попытки консервативной модернизации. Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Предпосылки и причины распада СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.

9. Россия в 1990-е гг.

Изменения экономического и политического строя. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов. Приватизация. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 гг. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

И РАЗМЫШЛЕНИЯ


Октябрьская революция и её ближайшие последствия.
Каким образом большевикам удалось прийти к власти, удержать ее в чрезвычайных условиях и модернизировать страну, превратив ее во вторую сверхдержаву в мире? 


Индустриализация России при С.Ю. Витте и при И.В. Сталине: сходство и различия.


Покажите взаимосвязь между индустриализацией и коллективизацией в СССР (конец 20-х – 30-е гг. ХХ века).


Особенности советской политической системы.


Покажите достоинства и недостатки советского строя.


Охарактеризуйте основные точки зрения на правление И.В. Сталина.


Был ли социализм реальностью в СССР? Приведите аргументы.


Историография Великой Отечественной войны. В чем отличия оценок причин, содержания, итогов Второй мировой войны между отечественными и зарубежными историками?


Найдите сходства и различия в модернизациях России при Петре I и Сталине.


Отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях распада СССР.


Приватизация в России в 1990-е гг.: причины, сущность, цели, этапы, ошибки проведения, результаты. 


Почему СССР проиграл «холодную войну»? В чем причины нарастания кризисных явлений в СССР в 70-80-х гг. XX века? Какова роль советской элиты в этих процессах?


Сравните два периода истории России: конца XVI – начала XVII века и конца XX века. Почему и тот, и другой называют Смутой?


Какова роль ХХ века в мировой и российской истории?



ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


Влияние Брестского мирного договора на развитие страны.


Утверждение однопартийной политической системы. 


«Философский пароход» и судьба российской интеллигенции.


Большевики и церковь.


Возвышение И.В. Сталина. 


Культура и ее взаимоотношения с большевистской властью.


Роль и место Советов, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. 


Экономические основы советского политического режима. 


Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. 


Причины и цена победы в Великой Отечественной войне.


Роль деятелей культуры в победе в Великой Отечественной войне.


СССР – вторая сверхдержава мира. 


«Демократический импульс» Великой Отечественной войны. 


Распад антигитлеровской коалиции после Второй мировой войны. 


Ликвидация атомной монополии США. 


Создание социалистического лагеря. 


Корейская война 1950-1953 гг. и Советский Союз.


Первое послесталинское десятилетие: реформаторские поиски в советском руководстве. 


«Оттепель» в духовной сфере. 


Значение XX и XXII съездов КПСС. 


Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 года. 


Диссидентство: истоки идей и вклад в развитие советской культуры.


Энергетическая система СССР-России (история и современность).


Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг.


Продовольственная программа 1982 года.


Власть и общество в первой половине 80-х гг.


Причины всестороннего реформирования системы в 1985 году. 


«Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. 


ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. 


Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. 


«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 1990-х годов. 


Конституционный кризис в России 1993 года и демонтаж системы власти Советов. 


Социальная цена и первые результаты реформ. 


Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг. 


Политические партии и общественные движения России на современном этапе.


Аграрная реформа в России в 1990-е гг. 


Россия в системе мировой экономики и международных связей.



ТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЗОРА

Историческое значение Октябрьской революции 1917 года. 


Сравнительная характеристика двух отечественных правителей, реформ, политических партий, войн, которые вела наша страна (на выбор студента).


Социализм в СССР: реальность или миф? 


Большевики и интеллигенция. 


Сходства и различия в модернизациях России при Петре I и И.В. Сталине. 


Взаимосвязь между индустриализацией и коллективизацией в СССР (конец 20-х – 30-е гг. ХХ века).


Сравнительный анализ общины дореволюционной России и коллективных хозяйств в СССР. 


Проблема массовой поддержки советского режима в СССР. 


Эволюция социальной структуры советского общества.


Тоталитаризм в Европе и СССР: сходство и различие.


Особенности советского строя (политической, экономической и культурной систем), созданного большевиками.


Достоинства и недостатки советского строя, который сложился в СССР.


Власть и общество в советский период. 


Сходство положения нашей страны конца XIX – начала XX века и конца XX – начала XXI века. 


Сравнение двух периодов истории России: конца XVI – начала XVII века и конца XX – начала XXI века.


Причины распада СССР.


 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Первые преобразования советской власти (октябрь 1917 – весна 1918 г.).


Гражданская война.


Иностранная интервенция в годы гражданской войны. 


Политика «военного коммунизма».


Новая экономическая политика.


Образование СССР.


Особенности советской политической системы.


Внутрипартийная борьба в 1920-е гг.


Индустриализация.


Коллективизация.


Политическое развитие СССР в 1930-е гг.


Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг.


Культурные преобразования в 20 – 30-е годы ХХ века.


СССР накануне Великой Отечественной войны.


Великая Отечественная война.


Проблемы послевоенного развития СССР (1945-1953 гг.). 


Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)


Нарастание кризисных явлений в СССР в середине 1960-1980-х гг.


Перестройка 1985-1991 гг.


Россия в 1990-е годы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Горинов, М.М. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учебное пособие для студентов вузов / М.М. Горинов [и др.]. – М. Дрофа, 2000. – 656 с.


Деревянко, А.П. История России. Учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – М.: Проспект, 2007. – 558 с.


История России XX – начала XXI века / А.С. Барсенков [и др.]; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 960 с. 


Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. От начала до наших дней / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Эксмо, 2008. – 1200 с.


Кожинов, В.В. Россия. Век XX-й. В 2-х кн. / В.В. Кожинов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.


Орлов, А.С. История России: учебник / А.С. Орлов [и др.]. – М.: Проспект, 2009. – 525 с.


Отечественная история, политология, социология: методические рекомендации к самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе студентов / Под общ. ред. В.С. Сорокиной. – Ижевск, 2008. – 32 с.


Словарь-справочник по отечественной истории. Учебно-методическое пособие для студентов I курса дневной и заочной форм обучения / Сост. Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко. – Ижевск, 2004. – 40 с.


Соколов, А.К. Курс советской истории. 1917-1940: Учеб. пособие для вузов / А.К. Соколов. – М.: Высш. шк., 1999. – 272 с.


Соколов, А.К. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие / Под. ред. А.К. Соколова. – М.: Высш. шк., 1999. – 415 с. 


Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. – М.: Проспект, 2008. – 536 с.


Шумилов, М.И. История России: конец XIX – начало ХХI века / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов.– Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 637 с.


 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ ВЕКА

http://www.humanities.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование».


http://hronos.km.ru/ – сайт «ХРОНОС – всемирная история в Интернете»: хроника, исторические документы (по периодам), библиотека.


http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ.


http://www.auditorium.ru/lib/ – библиотека портала «Социально-гуманитарное и политологическое образование».


http://istrorijarossii.narod.ru/ – сайт «История нашей страны: Киевская Русь – Московское государство – Российская империя – СССР – Россия»: библиотека учебной и научной исторической литературы, документы.


http://historydoc.edu.ru/ – Коллекция исторических документов Российского общеобразовательного портала.


http://rushistory.stsland.ru – История России с древнейших времен.


www.history.ru – сайт «История России» (каталог ссылок – http://www.history.ru/component/option,com_weblinks/catid,29/Itemid,90/).


http://lants.tellur.ru/history/ – Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России, библиотека ссылок.


http://www.booksite.ru/fulltext/bro/kga/brokefr/ – энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.


http://bse.studentport.su/ – Большая Советская энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по истории России: Правители России с 862 по 2008 гг.

Данное методическое пособие разработано для лучшего усвоение материалов по дисциплине «История России» для студентов 1, 2 курсов средних профессиональных учебных заведений. Пособие содержит следующие ...

Учебно-методическое пособие "Рекомендации для студентов медицинского колледжа по написанию учебной истории болезни ребёнка".

Методические рекомендации "Написание учебной истории болезни ребёнка" имеют своей целью обучение студентов медицинского колледжа ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранен...

методическое пособие Схема истории болезни, для студентов фельдшеров

методческое пособие разработано с целью более качественной подготовки студента к практическому занятию с использованием курации больного....

Методическое пособие по выполнению практических заданий по дисциплине История

Методическое пособие по выполнению практических занятий по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.04 История...

Учебно-методическое пособие: "Схема истории болезни по инфекционным болезням"

Рекомендуется  в качестве учебно-методического пособия студентам  средних медицинских учебных  заведений по специальности «Лечебное дело»Разработано преподавателем  МК №1Николаевой...

Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Организация и проведение Олимпиады по истории с использованием онлайн – технологий»

Методическое пособие для преподавателя по дисциплине: «История» по теме: «Организация и проведение Олимпиады по истории с использованием онлайн – технологий»...