Аналитическое чтение философской лирики Ф.И.Тютчева. Урок-исследование с элементами мастерской
методическая разработка по теме

Кучеренко Зоя Васильевна

 

Урок-исследование с элементами мастерской

Тема: «Не то, что мните вы, природа…» 

(Аналитическое чтение философской лирики Ф.И.Тютчева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_s_elementami_masterskoy.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование с элементами мастерской

Тема: «Не то, что мните вы, природа…» 

(Аналитическое чтение философской лирики Ф.И.Тютчева)

Оборудование:

  1. эпиграфы:

Природа - сфинкс

Ф.И.Тютчев

По свойству своего таланта г. Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникала соответственная яркая мысль

А.А.Фет

В Тютчеве привлекает не сверкающая игра ума, а то, что «умом не понять»

В.Ходасевич

  1. презентация

Ход урока

Организационный момент

  1. Сообщение темы и целей урока

  1. Изучение темы урока

  1. Вступительное слово учителя. В школьном изучении Ф.И.Тютчев представлен по преимуществу как певец природы. Его поэзия - это стремление проникнуть в суть вещей, понять, в чем загадка природы.

  1. Сообщение ученика об особенностях лирики поэта, изображении им лета, осени, зимы, весны.

  1. Осмысление услышанного (через вопросы)
  1. Мир дан человеку Богом. А через что познает Бога человек (по Тютчеву)?

 (Через его творение - природу, которая чаще всего выступает через времена года: весну, лето, осень, зиму)

  1. Какое время года (судя по стихам) более всего привлекало Тютчева?

 (Весна: «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Весна», «И в Божьем мире то ж бывает», «Слезы», «Душой весны природа ожила» и т.д.  Весна - торжество жизни над увяданием, символ обновления мира, стремления от Хаоса к гармонии)

  1. Поэт использует натурофилософский язык, который исходит из того, что мир состоит из четырех великих стихий: земли, воздуха, огня, воды - то есть основ природно-телесного бытия - макрокосмоса. Найдите примеры «четырех стихий» в стихах о весне.  

(В «Весенней грозе» это земля (пыль, гора), вода (поток, перлы дождевые), воздух (раскаты грома, шум нагорный, огонь (солнце)

  1. А как Божественная природа проявляется в человеке?

 (Наделяя природу человеческими качествами, Тютчев часто использовал ее образы для раскрытия своих дум о человеке, о раздвоенности человеческого сознания, столкновении «доброго и злого» в душе его: «О вещая дума моя…», «Предопределение», «Дума за думой, волна за волной…»)

  1. В чем отличие человека от природы, ведь он тоже часть Космоса, Вселенной?

(Природа вечна, а жизнь человека быстротечна, мимолетна и потому полна «житейских бурь» и тревог. В природе все гармонично, соразмерно, в ней покой, душа человека закрыта, она постоянно находится в волнении, «поединке роковом»)

  1. Выдающийся русский философ Н.Бердяев называет Ф.И.Тютчева «великим поэтом ночной стихии». Почему?

(Ночь - это тайна, которую человек хочет, но не может познать, вот почему ночью нам страшно.

Ночь живет своей, невидимой жизнью, именно ночью мы видим странные, фантастические сны.  

Ночь, по Тютчеву, не менее хороша, чем день: ярко светят звезды, человека тянет на откровения)

  1. «Мысль изречения есть ложь»  

Ф.М.Достоевский называл Тютчева «первым поэтом философом, которому равных не было, кроме Пушкина». В молодости Тютчев перевел стихотворение Гейне, в начале которого - картина, в духе романтиков:

Над морем, диким полуночным морем

Муж-юноша стоит…

И, сумрачный, он вопрошает волны:

«О разрешите мне загадку жизни…»

…Что значит человек?

Откуда он, куда идет,

И кто живет над звездным сводом?

А вот последняя строка: «Глупец стоит и ждет ответа»

Вопросы для анализа:

  1. Почему «глупец»? Можно ли дать ответы на его вопросы?  

(С точки зрения человека, живущего более земными проблемами (хлеба насущного), тот, кто задает такие вопросы, наверное, глупец или уж, по крайней мере, чудак.  

Вопросы из разряда «вечных». И «глупец» потому, что ждет «ответа», а его просто не существует, ибо «загадка жизни» неразрешима.  

А может быть, «глупец» потому, что «стоит и ждет», а надобно искать ответы.)

  1. А в каком стихотворении Ф.И.Тютчева вы нашли ответ на вопросы «куда идет человек» и «кто живет над звездным небом»?  

(Стихотворение называется «Мотив Гейне» (вспомним «Вопросы»), но только мотив, слова же тютчевские:  

Стоим мы слепо пред Судьбою.  

Не нам сорвать с нее покров.  

 

Простому смертному не дано знать наверняка, куда он идет)

  1. Глава русского символизма Д.С.Мережковский, выделяя курсивом тютчевскую строку «мысль изреченная есть ложь», пояснял ее следующим образом: «В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами».

«Символ не отвечает на поставленные художником вопросы, он лишь будит воображение, а дальше - дело за читателями», - вторит Мережковскому другой поэт Г.Иванов. И «Silentium!» («Молчание») Тютчева как нельзя лучше иллюстрирует эту мысль. На вопросы, которыми задается поэт, невозможно ответить однозначно.

-   Почему мысли, мечты свои не только надо скрывать от других, но даже любоваться ими «в душевной глубине безмолвно»?

-   Почему другой не сможет понять тебя?

-   Почему «мысль изреченная есть ложь»?

Попробуйте ответить (варианты ответов)

Душа человеческая - тайна, потемки. Каждому интересно что-то свое, что, возможно, будет скучным, смешным, глупым для другого. Открывая свое сердце, душу кому-то, всегда имеешь вероятность быть непонятым вообще или не так, как хотел бы.

«Мысль изреченная есть ложь». Слово - многозначно, а мысль тем более. Один понял одно, другой - другое, а в результате можешь оказаться непонятым никем или превратно. И еще, ведь однажды «изреченная мысль» как эстафетная палочка передается устами, словами тех, кто ее услышал. И каждый не только подал в своей редакции, но и выразил свое понимание.

Иногда достаточно другой интонации, одного-двух слов от себя и мысль, пройдя положенный круг, возвращается не только «не твоей», но и полной твоей противоположностью. Вот почему прав Тютчев, утверждая, «лишь жить в себе самом имей, есть целый мир в душе твоей».

  1. Мастерская по философской лирике Ф.И.Тютчева.

  1. Представьте себе, что перед вами - великий мудрец. Вы можете его спросить, о чем захотите, о самом важном для себя.
  1. Запишите два самых главных вопроса
  2. Читаем вопросы вслух. Самые интересные вопросы дописывайте себе.

Вопросы мудрецу

Можно ли достичь счастья?

Что я должен сделать в своей жизни?

Что такое жизнь и что смерть?

Как жить в этом мире?

Как раскрыть тайны природы?

Что такое любовь и какая она у Тютчева?

Чем надо руководствоваться в жизни: чувством или разумом?

Как надо относиться к жизни? и др.

  1. На отдельных партах выберите себе пару стихотворений, которые вам больше понравились. Взявшие одинаковые стихи садятся вместе.

Предложенные пары стихотворений:

«Смотри, как на речном просторе…» (1851)

«О чем ты воешь, ветр ночной?...» (1835)

«Как океан объемлет шар земной…» (1830)

«Душа хотела б быть звездой…» (1830)

«Сон на море» (1833)

«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» (1835)

«День и ночь» (1839)

«Волна и дума» (1851)

  1. Из выбранных стихотворений Ф.И.Тютчева выпишите повторяющиеся слова-образы (обозначающие цвет, очертания, звуки, смысл, чувство…).

(Выделенные курсивом слова мастер выносит на доску)

  1. Поделитесь своими находками в образовавшихся группах. Объясните друг другу, чем эти слова важны, что означают. Подготовьте выступление от группы «Важные для Тютчева образы».

(Принципиально важно, чтобы участники мастерской понимали, что выписывая отдельные слова или словосочетания, они находят именно художественные образы)

  1. Выступления групп:
  1. Чтение стихотворения (готовится от группы).
  2. Выступление одного ученика от группы с ответом по теме «Важные для Тютчева образы», потом желающие из этой группы дополняют его.  (Называют образы «бездны роковой», «бушующего потока», «шевелящегося хаоса», «воющего ночного ветра», «сонного мира», души, звезды, пространства, моря и океана, волн, «призрака», ощущение пустоты, тревоги, вечности, тесноты и движения, мглы и золотого сияния…)

  1. Из ряда записанных в тетради слов каждый выберет одно и запишет 2 раза, как для таблицы (образец - на доске). Подберите слова-ассоциации.

Например:

Звезда

Звезда

а) по смыслу

б) по звучанию

  1. Из разных столбиков выберите по одному слову и соедините их в словосочетание. Прочитайте его вслух.
  2. Ваше словосочетание - это название вашего текста. Если вам хочется оставить одно слово, так и сделайте. Глядя в свои записи, напишите текст на данную тему. (Название творческой работы выписать с большой буквы посреди строки и оформить любым пунктуационным знаком ! . ? …)

  1. Составление синквейна (1. Тютчев; 1. Поэзия).

  1. Рефлексия
  1. Как вы поняли, что происходило на мастерской?
  2. Какие чувства сменялись в вашей душе?
  3. О чем пришлось задуматься?
  4. Что было трудно?
  5. Какие моменты мастерской особенно запомнились?
  6. Свяжите содержание урока с эпиграфом к нему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Лирика Некрасова и Тютчева

Эпиграф: «…Как много зависит от поэта, от того духовного поэтического «вклада», который он вносит в жизненный материал, положенный в основу произведения» М. ИсаковскийЦели: определить место Ф.И.Тютчев...

Методическая разработка урока- исследования " Как стать экологически грамотным потребителем электроэнергии"

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики и экологии, а так же для проведения внеклассных мероприятий по энергосбережению....

Методическая разработка урока- исследования " Как стать экологически грамотным потребителем электроэнергии"

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики и экологии, а так же для проведения внеклассных мероприятий по энергосбережению....

Проведение практической работы на уроках химии с привлечением элементов мастерской

Статья позволит на конкретном примере рассмотреть возможность использования элементов важнейших этапов мастерских во время проведения практических работ на уроках химии....

Разработка урока по учебной практике по теме «Состав почвы и её свойства» (урок-исследование)

Разработка занятия учебной практики по теме "Состав почвы с учебнор - опытного участка филиала колледжа и её свойства". (урок-исследование)СПО, профессия 35.01.13. «Тракторист &nd...

История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева

Тип занятия: изучение нового материала.Вид: урок-практикум.Технология: проблемно-исследовательская.Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет, интерактивная доска.Цель урока...