Лирика Некрасова и Тютчева
план-конспект урока на тему

Эпиграф: «…Как много зависит от поэта, от того духовного поэтического «вклада», который он вносит в жизненный материал, положенный в основу произведения» М. Исаковский

Цели: определить место Ф.И.Тютчева Н.А. Некрасова  в истории русской поэзии; осмыслить функции языковых средств; привлечь внимание учащихся к личности поэтов; закрепить правила использования  выразительных средств языка (тропов и фигур речи) на практике; способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Задачи:
- образовательные  - выявить  художественные особенности лирики Тютчева и особенности стиля Некрасова, используя выразительные средства языка, систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста;

 - развивающие  - развивать у учащихся навыки интерпретации лирического     произведения; расширять лексический запас учащихся; закреплять орфографические навыки учащихся на примерах из стихотворений Некрасова;

- воспитательные  - воспитывать на примере  произведений Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова читательскую культуру и  любовь к родной  природе.

Форма урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lirika_nekrasova_i_tyutcheva.docx63.44 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка

на методический  конкурс

ФИО участника, должность: Карнизова Наталья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории

Образовательное учреждение: ГБОУ НПО Профессиональное училище № 34

Название работы, название номинации:  Лирика Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова

Номинация "Конспект занятия"

Лирика Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова

план-конспект урока

(русский язык и литература 10 класс)

Эпиграф: «…Как много зависит от поэта, от того духовного поэтического «вклада», который он вносит в жизненный материал, положенный в основу произведения»

М. Исаковский

Цели: определить место Ф.И.Тютчева Н.А. Некрасова  в истории русской поэзии; осмыслить функции языковых средств; привлечь внимание учащихся к личности поэтов; закрепить правила использования  выразительных средств языка (тропов и фигур речи) на практике; способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Задачи:
-
образовательные  - выявить  художественные особенности лирики Тютчева и особенности стиля Некрасова, используя выразительные средства языка, систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста;

 - развивающие  - развивать у учащихся навыки интерпретации лирического     произведения; расширять лексический запас учащихся; закреплять орфографические навыки учащихся на примерах из стихотворений Некрасова;

- воспитательные  - воспитывать на примере  произведений Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова читательскую культуру и  любовь к родной  природе.

Форма урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Оборудование:
-  фотографии Ф.И.Тютчева и Н.А. Некрасова;

- иллюстрации А.И. Лебедева (1860-1870) к стихотворениям Некрасова;

-  сборники стихотворений поэтов;

- карточки с отпечатанной первой частью стихотворений  Тютчева и Некрасова для   сравнения;
-  аудиозаписи романсов «Я встретил вас, - и всё былое...» в исполнении Г. Отса   и «Весенние воды» в исполнении М. Магомаева; запись вальса до-диез минор Шопена; стихотворений;

-компьютер, мультимедийный проектор,  интерактивная доска.

Домашнее задание для групп учащихся: список стихотворений Тютчева и Некрасова. Отобрать  те стихотворения, которые подходят, по мнению учащихся, к теме урока; задание для творческой группы

Ход  урока

1.Организационный момент (приветствие, обоснование формы урока, местоположения учащихся, знакомство с целями и задачами урока, запись даты проведения, темы и эпиграфа урока)

2. Повторение пройденного материала

Вступительное слово преподавателя. Обратим внимание на портрет Тютчева (работа с портретом поэта): «Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокой думой; с рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах, хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной неугомонной мысли», - так, по воспоминаниям И. Аксакова, выглядел Тютчев – поэт, о котором Лев Толстой сказал: « Без него нельзя жить». Тютчева называли последним романтиком. Его произведения, проникнутые духом романтизма, создавались в эпоху, когда метод реализма уже был ведущим. Что означают понятия романтизм и реализм?

Ответ учащихся: романтизм – художественное направление. Характеризующееся стремлением к возвышенным идеалам, внутренней свободе. Романтический герой одинок, он всегда преодолевает конфликт стремления к внутренней свободе, которому препятствует окружающий мир. Романтический конфликт  трагичен, часто лирический герой романтиков гибнет («Кубок»). Мир реальности противопоставляется в романтизме миру мечты, а романтический герой не принимает жизнь, так как не находит в ней себе места.

Слово преподавателя: Обратим внимание на портрет Некрасова (работа с портретом поэта): «Если судить о Некрасове не по плохим литературоведческим работам, не по произвольно вырванным из текста цитатам, если  читать великого классика не по хрестоматиям с одним и тем же набором текстов, тогда поэт явится во всей мощи своего неповторимого дарования, во всей отваге своего новаторства, определившего пути нашей литературы на столетие (или даже более) вперед», - писал современный писатель, журналист, публицист и критик Д. Быков. В чем, по вашему мнению, заключалась великая художественная сила Некрасова?

Ответ учащихся: можно ответить словами К. Чуковского: «Прежде всего – в реализме… Реализм Некрасова был лирически страстен, исполнен то яростной злобы, то порывистой нежности».

Работа с интерактивной доской: Задание на сочетание нескольких орфограмм. Тематическая подборка из стихотворений Н.А. Некрасова (См. Приложение 1).

3. Объяснение нового материала

А) Ф.И. Тютчев

Слово преподавателя: Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, не чувствует поэзии вообще. Николай Алексеевич Некрасов писал так: «Каждый стих его хватает за сердце внезапно набегающие порывы ветра, их и слушать больно и переставать слушать жаль. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в  человеческом сердце». Поговорим о художественных особенностях лирики Тютчева. Лирика поэта открывает в русской литературе новую поэтическую эстетику, новый образный мир. Во многом Тютчев – наследник поэтов – классицистов, его поэзию отличают монументальные формы, ораторско-дидактический стиль, для которого характерны риторические вопросы, восклицания, призывы (проецируется слайд стихотворения «Silentium!) в то же время стихи Тютчева тяготеют к лаконизму и афористичности, предельной  концентрации мысли.  Афористичность мышления вообще была свойственна поэту, недаром он был известен как блестящий, чрезвычайно остроумный собеседник. Писатель и литературовед Ю.Н. Тынянов дал художественной форме стихов Тютчева оригинальное определение - «фрагмент»: фрагмент жизни, размышлений, воспоминаний. Из мемуаров близких поэта известно, что стихи рождались у него экспромтом. «Свои прелестные стихи, как и свои прелестные песни, Тютчев ронял, как цветы мгновенного вдохновения… Он не знал, что значит сочинять стихи, они создавались в ту минуту, как созвучием нужно было высказать мысль или чувство, наскоро он набрасывал их на клочке бумаги и затем ронял, позабывая о них…» - вспоминал В.П. Мещерский. Большинство стихотворений Тютчева не имеет названий, а их первые строки звучат нетрадиционно для лирики: «Она сидела на полу…», «Итак, опять увиделся я с вами…», «Когда, что звали мы своим…» (звучат строки стихотворений, аудиозапись). Многие стихи напоминают реплики, вырванные из диалога, или вдруг высказанные вслух размышления, поэтому они могут начинаться с вопроса, отрицания, утверждения или сожаления: «Не то, что мните вы, природа…», «о чем ты воешь, ветр ночной?», «Не плоть, а дух растлился в наши дни…», «Увы, что нашего незнанья…». Этим создается эффект разговорной речи, интонационной свободы, который многими современниками поэта оценивался как поэтическая небрежность, а литературоведами и читателями XX-XXI веков осознается как неповторимое своеобразие лирики Тютчева. Изобразительно – выразительные средства в поэзии Тютчева передают, прежде всего, движение мысли, чувства, воспоминания. Часто одна метафора или сравнение наполняют все стихотворение:    Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной

   Обратим внимание на то, что пятикратное повторение в шести строках глагола «льетесь» создает пластический, зримый, осязаемый образ нескончаемого водяного потока. И хотя прямое сравнение слез с дождем появляется только в конце стихотворения, перед мысленным взглядом читателя оно возрастает с первой строки. Эпитеты в стихотворениях поэта удивляют своей точностью, а иногда парадоксальностью: «инстинкт пророчески – слепой», «болезненно – яркий сон», «вечер пасмурно-багровый», «блаженно – роковой день».

   Композиция стихотворений полностью подчинена движению мысли или чувства лирического героя. Характерна для большинства стихотворений поэта двухчасовая композиция: в первой части возникает образ, далее следует его осмысление или наоборот. «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно», - писал И.С. Тургенев.

Б). Рефлексия (повторение и обобщение  нового материала по творчеству Ф.И.Тютчева).

1.О каком стихотворении  Н.А. Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч?»  (Ученики  вспоминают  стихотворение  «Весенние воды».)  Звучит  романс.
2.Какое стихотворение о зиме написано 31 декабря?
(Ученики вспоминают стихотворение «Чародейкою Зимою»). 

3.В каком стихотворении Ф.И.Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент? (Ученики вспоминают стихотворение « Зима недаром злится»).
4. О каком стихотворении Тютчева говорится в следующем высказывании:
« Мы  дивимся  тому и  восхищаемся тем, как  мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго за границей, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу-труженику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно только почувствовать, а не увидеть»?
(Ученики вспоминают стихотворение «Есть в осени первоначальной»).

Работа с помощью интерактивной доски (см. Приложение 2)

В). Н.А. Некрасов

Слово преподавателя: Некрасов – это, прежде всего, поэт – гражданин, человек, на первом месте у которого проблемы его родины, народа. Он точно и чутко улавливал настроения простых людей и передавал всю палитру народной жизни в своих стихотворениях. Тема народных страданий стала одной из главных тем творчества великого поэта и гражданина. Лирика Некрасова проникнута чувствами грусти и боли за судьбу русского крестьянина, рабочего, всякого простого человека, живущего своим трудом. Эпиграф урока, в основном, подходит к творчеству Н.А. Некрасова, так как сейчас, с помощью  таблицы определим основные особенности стиля Некрасова (на интерактивной доске проецируется  таблица). Соответствуют ли названия стихотворений к каждому стилю поэта?

1.Главная тема поэта – русский народ

«Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал!»

«Я лиру посвятил народу своему…»

«Я призван был воспеть твои страданья     И бросить хоть единый луч сознания        На путь, которым бог тебя ведет!»

2. Народность лирики   (В самой общей форме народность означает воплощение в произведениях искусства народных идеалов, умение смотреть на жизнь и оценивать ее с точки зрения народного сознания. Не каждый автор произведения о деревне и мужике народен. Не писатель говорит так, как говорит народ, а народ говорит устами писателя. Писатель может выразить народную боль и народную радость).

 «На Волге»

3. Стиль Некрасова  неразрывно связан с народностью, поэтому музу Некрасова критики зачастую объявляли «грубой», «вульгарной», «лишенной всяких поэтических красот». И даже сборники его стихов равняли с «учебником арифметики». Но новаторство Некрасова – соединение высокой поэзии и самой обыденной прозы. Критик  А.В. Дружинин: «Суровая поэзия Некрасова не удовлетворяет лиц, мало знакомых с грустной стороной  жизни… для них эта поэзия или непонятна, или даже возмутительна». П.Н. Сакулин: «Приглаженная литературщина не его жанр… перешагнул он через заповедную грань непоэтического… Он не постеснялся говорить о том, о чем не принято говорить «языком богов», и в самый «язык богов» он дерзко включает слова, которые считались несовместимыми с достоинствами поэта… И поэт не боится их. Боязно другого, - что слаб язык человеческий для передачи всех ужасов и страданий…»

«Что ты, сердце мое расходилось? Постыдись! Уж про нас не впервой Снежным комом прошла – прокатилася Клевета по Руси по родной.  Не тужи! Пусть растет, прибавляется,                        Не тужи! Как умрем,                                Кто-нибудь и об нас проболтается   Добрым словцом».

4.Актуальность его поэзии, живой отклик на события общественной жизни.

«Вчерашний день часу в шестом…», «Говорун»

5.Вкравпления в стихи разговорной речи, диалектизмов, вульгаризмов, речи городской улицы, пословиц.

«Еду ли ночью по улице темной…», «Коробейники», «Крестьянские дети»

6.Искренность высокого накала. Поэт. По словам Ф.М. Достоевского, с «раненым сердцем», с «незакрывающейся раной», которая и была источником его пафоса.

«Тройка», «Плач детей», «Мороз, Красный нос», «На Волге».

7.Патриотичность лирики, гражданственность стихов.

«Памяти Добролюбова», «Замолкни, Муза мести и печали!»

8.Почти все его стихи сюжетны. Нигде он не выступает чистым пейзажистом, чистым лириком: в основе произведения всегда событие, которое развивает сюжет.

«Железная дорога», «У парадного подъезда»

9.В его поэзии мало метафор, эпитетов, сравнений. Речь будничная, зачастую даже разговорная и вульгарная.

«Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская»

10.Сатирическая направленность многих стихотворений

«Современная ода», «Колыбельная песня», «Нравственный человек»

Г). Рефлексия (повторение и обобщение  нового материала по творчеству Н.А. Некрасова):

1.Назовите первую книгу стихотворений Некрасова, где отрицательную оценку сборника дал Белинский («Мечты и звуки»)

2.Назовите героя поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? (весь русский народ)

3.Как называется стихотворение: «Я лиру посвятил народу своему…» («Элегия»)

4.Как называется русская застольная песня на стихи Некрасова, которая поется до сих пор? («Коробейники»)

Работа с помощью интерактивной доски (см. Приложение 3)

4.Выразительное чтение и анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Слово преподавателя: Назовите стихи, где поэт использует параллели между явлениями природы и состоянием души человека. (Ученики называют «Дума за думой, волна за волной»; «Поток сгустился и темнеет «; «Слезы людские, о слезы людские»; выразительно читают и  проводят анализ. Интересна история создания стихотворения «Слезы людские, о слезу людские», рассказанная И.Аксаковым: «Однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, весь промокший, он (Тютчев) сказал встретившей его дочери:  «…Я сочинил несколько стихов», и пока его раздевали, продиктовал ей прелестные строки: «Слезы людские, о слезы людские…». Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель чистого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слез и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, воспроизводят и впечатление дождливой осени,  и образ плачущего людского горя… И все это в шести строчках!». Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. По мнению Некрасова, «пейзаж в стихах» «представляет самый трудный род поэтических произведений», т.к. требует от художника умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину. Тютчев « в совершенстве владеет этим искусством».  

      «Смотри, как облаком…» Эпитеты совпадают по рифме и ритму. Чаще всего они предлагают «большим», »седым». При проверке мы видим, почему такой неожиданный эпитет будет употреблен поэтом: «облаком живым». Тютчев рисует массу движущейся воды, фонтан «клубится», отсюда ощущение, что он « живой», »сияющий». Неожиданным явился эпитет к слову «дым» «влажный». Но услышав его, опять изумляемся конкретности образа: ведь иначе не передать ощущение влаги на руках, на лице, на волосах, которое появляется возле фонтана. Важно поработать над эпитетом «высоты заветной», чтобы понять неудержимое стремление фонтана к желанной высоте, достичь которой он не в состоянии, и падает, »пылью огнецветной» назад, на землю.

Преподаватель: Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор эпитетов? Зримую, живописную картину. Прочитаем все стихотворение в целом.  Какой смысл в этом стихотворении приобретает живописное описание фонтана? (Ответ учащихся: В данном  стихотворении живописной картиной  неиссякаемой струи, всякий раз низвергаемой с высоты «незримо-роковой дланью», напоминает Тютчев о силе  и одновременно ограниченности человеческого разума. Наглядно показана чисто философская диалектика соотношения стремления человеческого ума к абсолютному знанию и «роковой» невозможности его осуществления. Для поэта сущность мира  -  столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что, даря человеку долю правды о себе, она остается таинственной и загадочной и загадочной, «сфинксом». Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой возлюбленный прием «образного параллелизма». Причем не всегда  эта параллель обнаруживается явно. Иногда граница между явлениями природы и состоянием души как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое. (Далее предлагаем ученикам прослушать стихотворение «Осенний вечер» в исполнении М.Царева).

Преподаватель: Какое настроение создается при чтении? Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение.

        Учащиеся отмечают, что поэт описывает природу в ее осеннем праздничном убранстве. Ее «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на интонацию стихотворения. Основная цветовая гамма  =   светлые, слегка желтоватые краски, а по этому светлому полю  -  мазки яркого черного, багряного, желтого и т.п. -  цвета, которые помогают передать, как тревожными нотами в стихотворении врываются слова о «зловещем блеске и пестроте дерев», о порывистом холодном ветре, предвещающем природе «ущерб, изнеможенье».

Преподаватель: Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. Найдите сравнение, которое является его основой.

      Учащиеся видят, что «кроткая улыбка» увядающей природы сравнивается со «стыдливостью страданья», которое проявляется в «разумном» существе. Отмечаем нерасторжимое диалектическое единство составления человека и природы, которое так мастерски передает поэт.

Преподаватель: В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность». Загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».

5. Выразительное чтение и анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Преподаватель: Сопоставьте стихотворение Некрасова «Поэзия» и «Тот не поэт» с другими стихотворениями, посвященными теме поэта; покажите полемику Некрасова со своими ранними стихами (ответ учащихся: Некрасов проходит путь, свойственный  многим поэтам; сначала это подражание, следование традиции (иногда вполне эпигонское), потом отталкивание от традиции – часто в форме пародии на предшественников, и, наконец, обретение собственного голоса. Сравним ранние стихотворения «Поэзия» и «Тот не поэт» со стихотворением «Муза», где мы обнаружили спор Некрасова с самим собой (ранним). Написанные в русле традиции первые стихотворения легко восстанавливаются (понятие о поэтическом штампе). Именно в ранних стихах можно почувствовать сложность мироощущения автора с помощью тщательного словоупотребления. Некрасов концептуально выстроил лексический ряд своих стихотворений таким образом, что происходит нагнетание, усиление драматического пафоса, при переходе к последней строфе – даже на уровне изменения жанра: от пейзажной лирики к социально-жанровой зарисовке. Желание Некрасова подчеркнуть рано почувствованную им самим дисгармонию во взаимоотношениях мира и человека диктовало ему выбор художественного самоупотребления. Горький опыт собственной молодости, связанный не столько с материальной неустроенностью, сколько с ощущением одиночества, и рождает в молодом поэте драматизм мировосприятия, настоянный на интуитивном ощущении произвола как образа русской жизни. Этот первый сердечный порыв, по Достоевскому, и сделает Некрасова тем поэтом, который войдет в историю русской жизни ее «страстной, страдальческой» нотой. Некрасов изменил не только поэзию, но и представление о поэте. Основной образ его поэзии – Муза (стихотворение «Муза, 1852г). Выбор шестистопного ямба с парной рифмовкой (александрийский стих) полемичен – именно этим размером написана пушкинская «Муза». Но некрасовское не случайно изобилует отрицаниями; начинается со слова «нет», затем отрицания нагнетаются: «не помню», «не учила», «не забыла», «не волновала», «не явилась». Отрицается образ Музы, сложившийся в предшествующую поэтическую эпоху – пушкинскую. Вторая часть стихотворения представляет «неласковую и нелюбимую» Музу Некрасова; лексика достаточно красноречива: «отяготели узы», «для труда, страданья и оков», «плачущий, скорбящий и болящий,// Всечасно жаждущей, униженно просящей…». Обращает на себя внимание скопление шипящих; Некрасов избегает благозвучия – его Муза никак не обретает гармонии, ее «бурный язык» - это «скорбный стон» и «проклятья», «жалобы» и «бессильные угрозы», «плач» и крик мщения.

6.Работа первой творческой группы (чтение и анализ  стихотворения Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» и Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю…» для сравнения).

   Родство Некрасова и Тютчева  мы увидели на примере двух, по сути, центральных произведений «панаевского» и «денисьевского» циклов. Некрасовского – «Тяжелый крест достался ей на долю…», тютчевского – «Не говори: меня он, как и прежде, любит…». Впервые Тютчев по-некрасовски услышал чужое слово, проникся им и сам заговорил от другого лица, с прямой речью от себя. Хронологически стихотворение появилось раньше некрасовского.

   Очевидная близость стихов заключается в следующем: дословность обращений «Не говори, что молодость сгубила…» - у Некрасова, «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» - у Тютчева.  Некрасов «берет» у Тютчева, но он «берет» свое.

   Мотив близкой смерти, по сути убийства в строке  «Тот стал ее плач» у Некрасова и «Хоть, вижу, нож в его руке дрожит» у Тютчева.

   Высокий строй, и  удивительная цельность стихотворения Некрасова определены одним образом – осеняющим все стихотворение, образ этот – крест, который соответствует высокости страдания и окончательности пред ликом близящейся смерти слов. Так Некрасов строит равный тютчевский высокий образ, а Тютчев свои образы по-некрасовски конкретизирует, почти обытовляет.

   Внимание к чужому «я» роднит поэтов, хотя видна и громадная разница.

   Стихотворения поэтов объединила новизна: каждый по-своему оказались готовы к созданию в интимной лирике не традиционного одного – мужского – а двух (его и ее) характеров, из которых женский оказался чуть ли не  главным. Именно это объединило в принципиальной новизне «панаевский» и «денисьевский» циклы и отъединило их от «протасовского» цикла Жуковского, связанного с любовью поэта к Маше Протасовой и «ивановского» цикла Лермонтова.

7.Работа второй творческой группы (чтение и анализ  стихотворения Тютчева «Предопределение» (1851)  и Некрасова «Я не люблю иронии твоей» (1850)  для сравнения).

Мы знаем, что любовь обоих поэтов не была полностью счастливой – она сопровождалась различными внешними трудностями, внутренними противоречиями и имела печальный финал. Однако каждый из поэтов по-своему осмыслял собственную историю любви, делал свои, сугубо индивидуальные выводы. Так, в стихотворении Тютчева «Предопределение» (1851) поэт рассуждает о сущности любви. В его понимании, это не только огромная радость и счастье, как обычно принято считать:     Любовь, любовь — гласит преданье —

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье…

По мнению Тютчева, в любовном чувстве, помимо слияния, всегда присутствует противоборство двух любящих сердец – «поединок роковой». Важно, что в первой строфе, которая является своеобразной водной частью в стихотворении, поэт несколько раз повторяет эпитет «роковой». Для него любовь двух людей предопределяется свыше, судьбой или Богом, и поэтому все, что происходит между двумя любящими, – тоже предопределено. Это значит, что человеку нужно смириться с этим, как бы больно это порой ни было.  Вторая часть стихотворения развивает этот тезис Тютчева:

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

В этой любовной борьбе есть, как это ни печально, проигравший. Им становится тот, кто больше любит, кто полностью отдает себя другому человеку. Участь такого «нежного сердца» — «изныть», то есть измучиться, страдать, печалиться, но не иметь возможности что-либо изменить, потому что все предопределено роком.
Таким образом, любовь у Тютчева приобретает космическое значение – любовь у него является поединком между человеком и высшими силами. Результат этого поединка заранее известен, поэтому он носит трагический оттенок. Однако человеческая природа такова, что человек не может не вступать в эту борьбу. Стихотворение состоит их 2-ух пятистрочных строф и написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и видоизмененными клаузулами. Это позволяет поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения, но создать ощущение поединка, борьбы человека и рока.  «Жесткое» сочетание шипящих, звонких согласных и звука «р» в стихотворении также способствуют созданию этого эффекта – грозной, очень серьезной борьбы:   И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея…

В синтаксическом плане стихотворение отличает большое количество многоточий (недоговоренность). Поэт создает ощущение высокого эмоционального накала, большой взволнованности своего лирического героя, который является участником этого «рокового поединка». Он понимает всю его трагичность и страдает от этого – видимо, он причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ситуацию не может.
Ведущим эпитетом в стихотворении является эпитет «роковой» — он передает основную мысль произведения. Кроме того, здесь есть метафоры («союз души с душой»; «Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье»; «В борьбе двух сердец»; «оно изноет»), другие эпитеты («с душой родной», «грустно млея»). В центре стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей» (1850) также драматическая, печальная ситуация – угасание любви. Стихотворение сюжетно – оно о свидании двух любящих друг друга людей, предчувствующих скорый разрыв. Именно от этого, неясного пока, охлаждения и ирония лирической героини, которая упоминается уже в начале произведения. Однако чувства еще живы – это понимает и лирический герой, который ведет мысленный диалог со своей возлюбленной. Он видит: «Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты…»; чувствует, что «Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты…» Однако – развязка неизбежна. Ее объяснению, описанию посвящена последняя строфа стихотворения:              

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Здесь чувства людей сравниваются с природным явлением – бурной рекой осенью. Тем самым Некрасов утверждает единство человека и природы, подчинение человека законам Вселенной. Он уверен, что перед концом чувства «кипят сильнее», однако это своеобразная агония перед смертью, ведь «в сердце тайный холод и тоска». Понимая неизбежный конец, герой испытывает тоску и печаль. Ведь он помнит, как горячо было чувство, как много он пережил вместе со своей любимой женщиной. И от этого – ему невыносимо слышать иронию в ее голосе, которая указывает на остывающее чувство:

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим,-

Нам рано предаваться ей!

Композиционно стихотворение делится на три части (по количеству 5-ти строчных строф). Каждая из них – описание разных этапов чувств героев: первая строфа — нежная любовь, окрашенная горьким предчувствием разлуки, вторая строфа – описание «прошлой» любви, третья – чувства героев, ведущие к разрыву. По форме стихотворение представляет собой «внутренний диалог» лирического героя. Вообще, стихотворение очень «личностное» — здесь проявляется характер не только героя, но и лирической героини, вычленяются детали их внутреннего облика. Так, героиня резка и иронична, но, в то же время, нежна и застенчива. Герой более рассудителен и спокоен, чем его любимая, возможно, более меланхоличен и созерцателен.
  В произведении присутствует большое количество эпитетов: «застенчиво и нежно продлить», «горячо любившим», «ревнивые тревоги и мечты», «кипят мятежно», «тайный холод и тоска». Присутствуют здесь и метафоры: «отжившим и не жившим», «остаток чувства», «кипят тревоги и мечты», «не торопи развязки», «кипим сильней». Кроме того, стихотворение завершает сравнение, в котором содержится суть всего произведения – сравнение остывающей любви с бурной осенней рекой: «Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…» В синтаксическом плане стихотворение отличает наличие восклицательных предложений и многоточия в финале. Все эти знаки передают взволнованное состояние лирического героя, испытывающего боль от осознания приближающегося конца. Сочетание шипящих и свистящих согласных с сонорным «р» в последней части создает ощущение «бурления», но, в то же время, ощущение остывания, леденящего холода:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

   Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями и дополнительными ударными слогами, что позволяет создать ощущение бурного движения реки – последнего кипения чувство героев. Таким образом, любовь в понимании Тютчева и Некрасова — это неизбежное сочетание радости и страдания, душевной боли. В сознании Тютчева такая природа любви ниспослана человеку свыше – на земле человек вынужден страдать, такова его доля. Некрасов считает любовь, как и все другие стороны человеческой жизни, частью жизни природы. Именно поэтому чувства подчиняются законам природы, имеют свое начало и конец, как и все в мире. В стихотворении Некрасова образ лирической героини выведен более четко, чем у Тютчева. Для героя Некрасова идеалом является нежность и скромность его возлюбленной. Для героя Тютчева – полная отдача себя, трагическая покорность судьбе, жертвенность. Оба виртуозные мастера слова, Тютчев и Некрасов используют большое количество художественных средств в стихотворениях. Так, главным лексическим средством у Тютчева является метафора, Некрасов же обогащает свое стихотворение большим количеством эпитетов, использует он так же метафоры и сравнение. В синтаксическом плане Тютчев, как более «философский» художник, использует многоточие. Так он передает горестные, но несколько созерцательные размышления своего героя. Герой Некрасова более эмоционален – на это в стихотворении указывают восклицательные знаки. Кроме того, оба художника используют звуковые средства (аллитерацию) для более полного и «зримого» впечатления, передачи настроения героев. В тех же целях и Тютчев, и Некрасов мастерски применяют ямб, сочетая его с пиррихиями и дополнительными ударениями.

8.Заключение.

Преподаватель: Настоящее признание Ф.И.Тютчева как великого поэта началось лишь в двадцатом столетии. Хочется верить, что сегодняшний разговор о поэзии Ф.И.Тютчева позовет человека с утонченной душой к сборнику его стихов, и он найдет в нем строки, созвучные своему настроению.  Именем Некрасова обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье. А.Некрасов входит в наше сознание как поэт народный. Иронизируя, дворянские эстеты называли Некрасова мужицким поэтом. Представители революционной демократии, рассматривая его творчество, также считали, что некрасовский патриотизм имеет ярко выраженный классовый характер. А нужно акцентировать внимание на общечеловеческом содержании его творчества. У многих складывается впечатление, что поэт, ненавидя эксплуататоров, всячески произносил русское крестьянство, безоговорочно любил его, даже идеализировал. Но заслуга Н.А. Некрасова состоит в том, что, высоко оценивая духовные силы народа, стремление к свободе, он решительно обличал те его пороки и недостатки, которые тормозили развитие реформ императора Александра II. Стремление Некрасова пробудить в сердцах униженных и оскорбленных крестьян чувство человеческого достоинства – самая благородная черта его гражданской лирики. Эта идея актуальна и сегодня: к сожалению, приходится отметить, что проявления рабской и раболепной психологии не изжиты нашим обществом. Великие поэты, как Некрасов и Тютчев не были равнодушными людьми. Хочется завершить наш урок словами Кюхельбекера: «Горька судьба поэтов всех времен. Тяжелее всех судьба казнит Россию». 

9.Подведение итогов урока. 

1.В чем заключается художественное новаторство Н.А. Некрасова? (Ответы учащихся: Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянства, его нужды, стремления. Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о помещике, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков и так далее. Новые герои вносят в стихи и новую речь – подчас «грубую», «неблагозвучную» с точки зрения сторонников «чистого искусства». Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса. Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнута гражданственностью).

2.Почему   творчество Тютчева современно и сегодня?  (Ответы учащихся: Мы считаем, что Тютчев сейчас не менее читаем, чем другие наши классики. Но всё же современное поколение не любит обращаться к прекрасному, оно, может, и не по своей воле, но привыкло к жестокости и равнодушию. А Тютчев не уделял этому никакого внимания. Поэт говорил о чистом и совершенном, то есть о любви и природе, а что же может быть совершенней в этом мире? В настоящее время мы привыкли жить в хаосе и несправедливости, и поэтому я считаю, что чистота лирики Тютчева может помочь нам хоть чуть-чуть почувствовать каплю святого и чистого. Мы  уверены в том, что если сейчас мы читаем Тютчева, то мы обогащаем наш интеллект и, конечно же, душу. Мы забыли, что такое любовь и ненависть, что такое весна и суровая зима, что означает дождь и чистое голубое небо. Наш долг - вспомнить это и никогда не забывать. И именно Тютчев научит нас чистой любви, вселит в нас спокойствие и доброту, Тютчева любили тогда, и этот поэт нужен нам сейчас.
Мы считаем, что наследие Тютчева оказало влияние на поэтов ХХ века, но не сильное, так как стихотворения Тютчева были охвачены светлыми оттенками. Однако события начала ХХ века не могли не оставить след в творениях поэтов серебряного века, и поэтому многие краски в их стихотворениях были сгущены и омрачены. Даже если М. И. Цветаева писала о природе, то всегда присутствовало ощущение грусти и печали в её стихотворениях. Наиболее всего Тютчеву были близки Сергей Есенин и Андрей Белый, они говорили почти так же, как и Тютчев, хотя не будем забывать, что у каждого поэта непосредственно свой стиль. Есенин чаще всего писал о Родине, описывал её столь тщательно, как и Тютчев описывал природу. Андрей Белый всегда восхищался творениями Тютчева, писал о любви и природе, и иногда в его стихотворениях прослеживалась тютчевская интонация. Самые главные последователи Тютчева - это мы, его читатели, любящие и восхищающиеся его творчеством.
Заключительное слово преподавателя: И в полной мере подтвердились слова Некрасова, писавшего о том, что книгу стихов Тютчева "каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения.  Немного написал Тютчев, но имя его всегда останется в памяти истинных ценителей и любителей изящного наряду с воспоминаниями нескольких светлых минут, испытанных при чтении его стихотворений. История литературы также не должна забыть этого имени». Многочисленные высказывания современников об уме Некрасова, убеждает в том, что, характеризуя Некрасова – человека, нельзя пройти мимо этого качества, нельзя и отделываться простым – «он был умным человеком». В красоте и силе этого ума – объяснение глубокой аналитичности его поэтических  размышлений, и успех его работы с писателями – авторами «Современника», и все блистательное ведение финансовой стороны журналов, позволивших Некрасову практически стать подлинным меценатом русской литературы в период ее расцвета. «Глубокий ум» не означает «холодный ум». Рассуждение Н.К. Михайловского о том, что Некрасов на любом поприще мог добиться исключительных успехов, напоминает о том, что он был, прежде всего, поэтом.

10. Домашнее задание: выучить наизусть  и проанализировать одно стихотворение Ф.И.Тютчева и Н.А. Некрасова (по выбору учащегося).

Использованная литература

1.Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профил. Уровни. 2 ч./Ю.В. Лебедев. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

2.Литература: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования: 1 ч. (Г.А.Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л. Вольнова и др.); под ред. Г.А. Обернихиной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

3.Н.В. Смолякова. Русская литература. XIX век – М.:Издат – Школа, 1999.

4.Преподавание литературы в 10 классе: Книга для учителя. Часть 1 (под ред. Проф. Г.А. Обернихиной. – М.: АРКТИ, 2002.

5.Сайты Интернета.

Приложение 1

Задание на сочетание нескольких орфограмм. Тематическая подборка из стихотворений Н.А. Некрасова. Ответ: гласные пишутся под ударением; непроверяемые написания называются традиционными, их необходимо запомнить; сохранение на письме старинных чередований звуков; слияние предлогов и частиц со словами, к которым относятся, образуя новые слова)

1).Что ты жадно глядишь  на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу  –

Все лицо твое  вспыхнуло вдруг…

2).В столицах шум, гремят витии,

Кипит словесная  война,

А там, во глубине  России –

Там вековая тишина.

Лишь ветер не дает  покою

Вершинам  придорожных ив,

И выгибаются дугою,

Целуясь с матерью – землею,

Колосья бесконечных нив…

3).О Волга! после многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом все та же даль и ширь,

Все тот же виден монастырь

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон колоколов.

Приложение  2

Даны отрывки из стихотворений Ф.И. Тютчева. Нужно найти правильные соответствия тропов и стилистических фигур

Отрывки из стихотворений

Тропы

Стилистические фигуры

1. …туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею 

Олицетворение

Эпитет

2. Сияет солнце, воды блещут,

   На всем улыбка, жизнь во всем,

  Деревья  радостно трепещут,

  Купаясь в небе голубом.

Анафора

Ирония

3. Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака

Антитеза

Гипербола

4. «День и ночь».

Инверсия

Литота

5. Дума за думой, волна за волной —

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь — в заключении, там — на просторе,

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

Градация

Метонимия

6. Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной        

Всех тех, кому зажали рот.

Параллелизм

Синекдоха

7.«живая колесница мирозданья»

Бессоюзие

Перифраза

8. Яркий  снег сиял  в  долине,- Снег  растаял и ушел; Вечный знак блестит в долине,- Знак увянет и уйдет

Сравнение

Метафора

9. Я был  при ней, убитый, но живой

Риторическое обращение

Градация

10. «Как над горячею золой…»

Аллегория

Гипербола

11. «О чем ты воешь, ветр ночной? / О чем так сетуешь безумно?..»

Антитеза

Эпитет

Ответы:1.эпитет – это троп; 2.олицетворение – это троп; 3. анафора – это стил. фигура; 4.антитеза – это стил. фигура; 5.параллелизм – это стил. фигура; 6.ирония – это троп; 7.метафора – это троп; 8.эпифора – это стил. фигура; 9.оксюморон – это стил. фигура; 10.развернутое сравнение – это троп; 11. Риторическое обращение – это стил. фигура.

Приложение 3

Даны отрывки из стихотворений Н.А. Некрасова. Нужно найти правильные соответствия тропов и стилистических фигур

Отрывки из стихотворений

Тропы

Стилистические фигуры

  1. «Придет ли времечко…когда мужик

Белинского  и Гоголя с базара понесет»

Олицетворение

Эпитет

2. «Пройдёт — словно солнцем осветит!

Посмотрит — рублём подарит!

Я видывал как она косит:

Что взмах — то готова копна».

Анафора

Ирония

3              Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная…

Антитеза

Гипербола

4. Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум…

Инверсия

Литота

5«Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь…»

Градация

Метонимия

6. Стонет он по полям,  по дорогам,

Стонет он по тюрьмáм,  по острогам…

Параллелизм

Синекдоха

7.«Украшают тебя добродетели, / До которых другим далеко… /И — беру небеса во свидетели — / Уважаю тебя глубоко…»

Бессоюзие

Перифраза

8. Сурово метелица выла

И ветром кидала в окно,

Не весело солнце всходило,

В то утро свидетелем было

Печальной картины оною.

Сравнение

Метафора

9. И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

Риторическое обращение

Градация

10. Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.

Аллегория

Гипербола

11.Беспокойная ласковость взгляда,

И поддельная краска ланит,

И убогая роскошь наряда –

Все не в пользу ее говорит

Многосоюзие

Оксюморон

Ответы: 1.метонимия – это троп; 2.гипербола – это троп; 3.антитеза – это стил. фигура; 4.эпитет – это троп; 5.отрицательный параллелизм – это стил. фигура; 6.анафора – это стил. фигура; 7.ирония – это троп; 8.олицетворение – это троп; 9.литота – это троп; 10. анафора – это троп; 11.оксюморон – это стил. фигура.