Обобщение изученного материала по теме: «Сложноподчинённое предложение» (9 класс)
план-конспект урока на тему

Снагустенко Нина Дмитриевна

Пояснительная записка к уроку

 

Данная работа представлена по гуманитарному направлению в номинации «Русский язык и литература». Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение» . Данный урок завершает изучение темы «Сложноподчинённые предложения» в 9 классе по программе, разработанной на основе «Примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (5-9 классы)», по учебнику 9 класса (авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), количество часов по программе в неделю – 4, в год – 102 часа.

  Урок запланирован с учётом тех знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения русского языка. Урок построен по следующей схеме:

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы и целей урока
  3. Обобщение изученного материала
  4. Итоги урока
  5. Задание на дом

В данной схеме не отражён этап проверки домашнего задания, так как все нужные вопросы проверки включены в содержание урока по обобщению материала. Третий этап урока построен в виде прогулки по станциям сложноподчинённого предложения: станции «Орфография», «Орфоэпическая разминка», «Теоретическая», «Строительная», физминутка «Отдыхаем», «Синтаксис», «Тестовая». Такой тип урока введён с целью раскрепостить детей, создать необычную обстановку, дать возможность проявить себя.

  На этом этапе проводится орфографическая работа. Хорошо известно, что без систематического повторения орфографические навыки  учащихся быстро разрушаются, поэтому в урок вводится элемент повторения орфографических тем, которые не всегда легко усваиваются учащимися. На этом же этапе учитель раздаёт карточки для самостоятельной работы слабоуспевающим учащимся. Орфоэпическая разминка  также необходима для развития культурного общения детей. Повторение теоретических сведений позволяет в полной мере реализовать образовательный потенциал урока. Схематический диктант на станции «Строительная», построенный на основе текста Лихачёва Д.С. «Понимать искусство», имеет как образовательную цель, так и воспитательную, так как у детей , во-первых, развивается слуховая память и внимание, во-вторых, они слышат из этого текста прекрасные слова академика об искусстве и его значении в нашей жизни, что даёт возможность детям поразмышлять и сделать собственные  выводы. Данный вид работы с текстом помогает развивать устную речь, умение говорить и правильно строить своё высказывание, а также решает культурные вопросы. Физминутка необходима на каждом уроке, так как детям трудно концентрировать своё внимание , когда они устают думать или находиться долгое время в  одной позе. В данной физминутке «Отдыхаем» детям,  действительно,   предлагается отдохнуть и расслабиться. Это эффективный метод расслабления для умственной деятельности и общего физического состояния. Это не затормаживает работу на уроке, а только способствует интенсивному его продолжению. Дети, отдохнув, приступают к комплексной работе с предложением, где выполняют ряд заданий по синтаксису и фонетике. Завершает урок станция «Тестовая». Здесь ребятам предлагается выполнить задания теста, работа выполняется самостоятельно и по вариантам, что позволяет зафиксировать достижения учащихся. Такая форма контроля знаний не должна заменять традиционные виды проверок, но необходима для подготовки к ГИА.

В итоговом этапе учитель задаёт вопросы по содержанию урока, чтобы сконцентрировать внимание детей и обобщить полученную информацию.

Домашнее задание предполагает устную работу для подготовки к диктанту и творческую, что также направлено на развитие устной речи и коммуникативной грамотности.

На данном уроке были использованы мультимедийный проектор для показа слайдов к некоторым заданиям, музыкальная запись со звуками природы для физминутки .

Этот урок предусматривает частичную подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, так как задания  в уроке направлены на решение тестовой части (А5-А7, В3, В6, В7, В8, В9).

 

Дети в данном классе имеют разные умственные способности, но несмотря на это, они активно участвовали в беседах, выполняли все необходимые задания, были заинтересованы в получении положительной отметки за урок. Урок получился интересным для ребят, эффективен в обучении.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

в 9 классе

«Обобщение изученного материала по теме:

 «Сложноподчинённое предложение»

Учитель русского языка

и литературы в 9 классе

МБОУ СОШ №10

Снагустенко Н.Д.

Тема урока: Обобщение изученного материала по теме: «Сложноподчинённое                 предложение».

Цели урока:

* повторить полученные знания о СПП;

* уметь называть виды придаточных предложений и тип подчинения в СПП, объяснять постановку знаков препинания;

* формировать культурную компетентность.

Задачи урока

1. Образовательные:

- формировать умение анализировать, сравнивать похожие синтаксические и орфографические явления;

- формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

2. Развивающие:

-уметь правильно формулировать своё высказывание;

-развивать навыки самостоятельной работы,

- отрабатывать зрительно – слуховую память и внимание.

 3. Воспитательные:

-воспитание любви к искусству, к родной природе.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык», 9 класс (авторы: Тростенцова Л.А., Т.А.Ладыженская); презентация к уроку, мультимедийный проектор, карточки, музыка «Звуки природы», распечатанные листы с тестами и текстами, книга Д.С.Лихачёва «Письма о добром».

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Учитель приветствует детей и отмечает отсутствующих.

       2.  Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня, ребята, урок обобщения, и поэтому мы его проведём в виде приятной прогулки по станциям сложноподчинённого предложения, где заодно и осуществим проверку домашнего задания (это повторение орфограмм н-нн, не-ни в разных частях речи, вопросы в учебнике на с. 118).

  1. Обобщение изученного материала. Прогулка по станциям.
  1. Станция «Орфография».

А) Выполнить карточки по орфографии (для слабоуспевающих учеников – 4)

Б) Объяснительный диктант на повторение ( Н-НН, НЕ-НИ в разных частях речи). Записываем под диктовку слова, объясняем орфограммы,  один ученик работает у доски.

Не скрывая удивления; недоумевая; нигде не встретились; пересоленные огурцы; не мог допустить; затаить ненависть; не деревянный дом; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далёкий , а близкий; писать нечем; никем не замаскированный; не за кем бежать; не выполненный вовремя, вязаное платье.

(Выставление оценки).

Вопросы к классу:

- В каких частях речи повторили орфограммы? (деепричастие, наречие, глагол, существительное, прилагательное, причастие, местоимение)

- На какие орфограммы были записаны слова?

(Оценивание ответов).

- Карточки для самостоятельной работы сдаются и проверяются в следующем возможном для учителя этапе урока.

  1. Станция «Орфоэпическая разминка».

СЛАЙД 1. Задание: прочитайте текст, правильно расставляя ударение в словах. (Устно)

Молодая мама балует дочку. Она завязывает ей огромные банты, надевает платье из кружев. С бантами в косах малышка так нарядна. Даже завидно! Вот идёт из яслей. Малышей можно немного побаловать.

СЛАЙД 2. Прочитайте правильный вариант произношения.  (За правильный ответ выставляется оценка) .

Молодая мама балУет дочку. Она завязывает ей огромные бАнты, надевает платье из крУжев. С бАнтами в косах малышка так нарядна. Даже завИдно! Вот идёт из Яслей. Малышей можно немного побаловАть.

- А теперь , ребята, выпишите слова с трудным произношением и расставьте ударения.

3. Станция «Теоретическая».

- На этой станции нам нужно навести порядок в теории. У вас, ребята, на партах лежит распечатка частей текстов. Вам необходимо соединить стрелками части этого рассыпанного текста. (1-2 минуты)

(В это время учитель проверяет карточки)

- Прочитайте получившиеся тексты. (Хорошие ответы оцениваются)

СЛАЙД 3. Сверимся с текстом на доске.

Простые предложения -

это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложные предложения -

это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Сложносочинённые предложения -

…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

Сложноподчинённые предложения -

… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

  1. Станция «Строительная».

- На этой станции нам необходимо что-то построить. Этим мы и займёмся. Я буду вам читать предложения, а вы внимательно слушать и составлять их схемы. (Один ученик работает на обратной стороне доски).

Схематический диктант. (По тексту Д.С.Лихачёва «Понимать искусство»).

- Текст,  который  вам буду читать,  я взяла из  книги академика Д.С. Лихачёва «Письма о добром»,  в которой он делится своими размышлениями о ценностях в  жизни.  Данный отрывок из 32 письма «Понимать искусство».

1) Итак,  жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. 2) Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал»…… 3)Это зал удивительных волшебств.4)  И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашёнными на торжество.

5)Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… 6)Я не знаю, какими эпитетами ещё выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которое оно играет в жизни человечества.

1.Беседа по тексту:

- Итак, текст я дочитала, и прежде чем проверим ваши записи, скажите, о чём же нам поведал Дмитрий Сергеевич?

 -Можно ли назвать это письмо об искусстве «письмом о добром», почему?

- А так ли важно искусство в нашей жизни, как об этом говорит академик?

  1. Проверка схем.

- Сверить  записи со схемами, которые получились у ученика на доске. Если есть замечания, можно вызвать сильного  ученика к доске исправить ошибки и поставить заслуженные оценки обоим.

  1. Физминутка «Отдыхаем». (Музыкальное сопровождение «Звуки природы»).

- А сейчас, ребята, отложите всё в сторону, сядьте поудобнее, положите руки на колени, закройте глаза. Представьте себе летнее утро,  могучий лес, прохладный, свежий, из которого, выбравшись, вы попадаете на огромную, просторную лесную поляну. Вы мелкими, осторожными шагами ступаете по росистой траве, окунаетесь в свежий, душистый аромат цветов и зелени. Вдыхаете глубоко и спокойно. Вы ощущаете удовольствие и безграничное счастье. И теперь вы, отдохнувшие и спокойные, возвращаетесь в своё привычное состояние. Можете открыть глаза.

- Вот мы немножко отвлеклись от всех проблем и мыслей, и с новыми силами, которые подарила нам  в эти минуты матушка – природа, мы продолжаем наш путь.

  1. Станция «Синтаксис».

Комплексная работа над предложением.

СЛАЙД 4.

Запишите предложение и выполните задания.

Летом когда парк был тенист и зноен и когда солнечные пятна осыпали нимфу из камня со всех сторон бежало множество холодных и чистых ключей и склонив голову нимфа слушала их непрестанное журчание.

Задание 1. Расставить знаки препинания и подчеркнуть грамматическую основу.

Задание 2.

1 вариант – составить схему предложения, определить его тип и виды придаточных

2 вариант – выполнить фонетический разбор слова ЗНОЕН

-  Каждое задание  выполняется у доски отдельными учениками, после проверки выставляются оценки.

7.Станция «Тестовая».

- Мы подошли к последней станции, где нам предлагают выполнить тест, чтобы проверить вашу самостоятельность и знания по СПП. Тест лежит у каждого на парте на распечатанных листах по вариантам. Выполните задание , обозначив нужный вариант ответа на листе, и сдайте работы.

(Если время остаётся, можно тесты проверить сразу: дети обмениваются вариантами и проверяют ошибки через мультимедийный проектор. После чего самостоятельно выставляют оценки  и сдают работы учителю).

СЛАЙД 5

Вариант1.

Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.

  1. Найдите предложение (я), в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.(Б, Д)
  2. Укажите СПП, в котором(ых) придаточное стоит в середине главного.(Б.Д.)

Вариант 2.

Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

(Б,В,Д)

  1. Подведение итогов урока.

- Какие виды работ были выполнены на уроке?

- На каких станциях СПП мы сегодня побывали?

- С какими трудностями столкнулись?

(Выставление оценок за работу на уроке, их объяснение. За карточки плохие оценки не выставляются, а отрабатываются с учеником в индивидуальном порядке после урока).

  1. Домашнее задание.
  1. Подготовиться к контрольному диктанту (С.118, устно).
  2. Составить текст из 5-7 СПП на тему «Природа родного края».

Пояснительная записка к уроку

Данная работа представлена по гуманитарному направлению в номинации «Русский язык и литература». Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение» . Данный урок завершает изучение темы «Сложноподчинённые предложения» в 9 классе по программе, разработанной на основе «Примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (5-9 классы)», по учебнику 9 класса (авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), количество часов по программе в неделю – 4, в год – 102 часа.

  Урок запланирован с учётом тех знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения русского языка. Урок построен по следующей схеме:

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы и целей урока
  3. Обобщение изученного материала
  4. Итоги урока
  5. Задание на дом

В данной схеме не отражён этап проверки домашнего задания, так как все нужные вопросы проверки включены в содержание урока по обобщению материала. Третий этап урока построен в виде прогулки по станциям сложноподчинённого предложения: станции «Орфография», «Орфоэпическая разминка», «Теоретическая», «Строительная», физминутка «Отдыхаем», «Синтаксис», «Тестовая». Такой тип урока введён с целью раскрепостить детей, создать необычную обстановку, дать возможность проявить себя.

  На этом этапе проводится орфографическая работа. Хорошо известно, что без систематического повторения орфографические навыки  учащихся быстро разрушаются, поэтому в урок вводится элемент повторения орфографических тем, которые не всегда легко усваиваются учащимися. На этом же этапе учитель раздаёт карточки для самостоятельной работы слабоуспевающим учащимся. Орфоэпическая разминка  также необходима для развития культурного общения детей. Повторение теоретических сведений позволяет в полной мере реализовать образовательный потенциал урока. Схематический диктант на станции «Строительная», построенный на основе текста Лихачёва Д.С. «Понимать искусство», имеет как образовательную цель, так и воспитательную, так как у детей , во-первых, развивается слуховая память и внимание, во-вторых, они слышат из этого текста прекрасные слова академика об искусстве и его значении в нашей жизни, что даёт возможность детям поразмышлять и сделать собственные  выводы. Данный вид работы с текстом помогает развивать устную речь, умение говорить и правильно строить своё высказывание, а также решает культурные вопросы. Физминутка необходима на каждом уроке, так как детям трудно концентрировать своё внимание , когда они устают думать или находиться долгое время в  одной позе. В данной физминутке «Отдыхаем» детям,  действительно,   предлагается отдохнуть и расслабиться. Это эффективный метод расслабления для умственной деятельности и общего физического состояния. Это не затормаживает работу на уроке, а только способствует интенсивному его продолжению. Дети, отдохнув, приступают к комплексной работе с предложением, где выполняют ряд заданий по синтаксису и фонетике. Завершает урок станция «Тестовая». Здесь ребятам предлагается выполнить задания теста, работа выполняется самостоятельно и по вариантам, что позволяет зафиксировать достижения учащихся. Такая форма контроля знаний не должна заменять традиционные виды проверок, но необходима для подготовки к ГИА.

В итоговом этапе учитель задаёт вопросы по содержанию урока, чтобы сконцентрировать внимание детей и обобщить полученную информацию.

Домашнее задание предполагает устную работу для подготовки к диктанту и творческую, что также направлено на развитие устной речи и коммуникативной грамотности.

На данном уроке были использованы мультимедийный проектор для показа слайдов к некоторым заданиям, музыкальная запись со звуками природы для физминутки .

Этот урок предусматривает частичную подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, так как задания  в уроке направлены на решение тестовой части (А5-А7, В3, В6, В7, В8, В9).

Дети в данном классе имеют разные умственные способности, но несмотря на это, они активно участвовали в беседах, выполняли все необходимые задания, были заинтересованы в получении положительной отметки за урок. Урок получился интересным для ребят, эффективен в обучении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки

  1. Вставить пропущенные буквы.

Говорил тревож..о, камен..ая стена, деревя..ая ложка, соломе..ая шляпа, революцио..ые лозунги, выглядит стра..о, муравьи..ые тропы, встретить родстве..ика, масле..ая неделя,известный моше..ик, мой племя..ик, оловя..ый солдатик, безветре..ый день.

  1. Списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, назвать вид предложения.

Но Турбин всё ещё (не)отставал от других и когда раздались крики что с лошадей сняли вожжи и чере..седельник он даже выск..чил вместе с Васькой на улицу готовый на отчая..ую драку.

  1. Списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматические основы.

Вадим круто п..вернул в сторону о..бежал проч.. сле..  пр..вязал коня к толстой берёзе и сел на землю.

  1. Вставить пропущенные буквы.

Св..дить, прим..рение, изм..рение, объед..нение, вызд..роветь, ед..ница, м..лодой, нар..диться, од..рить, тр..стинка, ук..р..тить, св..щенник, разг..вор, б..тон, вин..грет, д..ректор, през..дент.

- Соедините стрелками части рассыпанного текста.

Простые предложения -

…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложносочинённые предложения -

…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

Сложноподчинённые предложения -

… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Сложные предложения -

… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

ТЕСТ

Вариант1.

Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.

  1. Найдите предложение (я), в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.(Б, Д)
  2. Укажите СПП, в котором(ых) придаточное стоит в середине главного

Вариант 2.

Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
Д. Я смотрел туда, где толпились люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученного по разделу "Механика"

Занятие проводится после изучения раздела "Механика", основной целью которого является систематизация знаний....

Обобщение пройденного материала по теме Обобщение пройденного материала по теме «Pascal»

Данная интерактивная презентация предназначена для обобщения и закрепления знаний учащихся по теме «Pascal».Презентация содержит 4 различных раздела заданий, а также  управляющие кнопки, что дела...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Открытый урок повторения и обобщения пройденного материала “Своя игра по физике”

“Я мыслю, следовательно, существую!” (Декарт) Урок-игра (повторения и обобщения материала) проводится на основе комбинирования вербального, графического, репродуктивного, эвристического и наглядн...

"Виртуальное путешествие по Лондону" Урок закрепления и обобщения изученного материала.

"Виртуальное путешествие по Лондону" Урок закрепления и обобщения изученного материала Подарок ко Дню учителя коллегам презентация "Учитель- звучит гордо!" Актуальность проблемы по защите окружающе...

13.06 Задание по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение" для группы 1БС92

Задание по русскому языку  по теме "Сложноподчинённое предложение" предназначено  для студентов  группы 1БС92...

Урок математики в 1-м классе по образовательной системе "Школа России". Тема: Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала" Урок 68 по учебнику М.М.Моро и др.

В программе для начальной школы по образовательной системе "Школа России" говорится о том, что основными целями начального обучения математике являются:Математическое развитие младших школьн...