Главные вкладки

    Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
    статья по теме

    Рубцова Марина Александровна

     

    Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии.  Задачи и цели литературного образования - это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны.

     Важнейшим компонентом курса литературы является знакомство с произведениями отечественных авторов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

    Рубцова М.А., преподаватель

    ОГБОУ НПО «Профессиональное училище № 6»

            Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии.  Задачи и цели литературного образования - это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны.

     Важнейшим компонентом курса литературы является знакомство с произведениями отечественных авторов. Успешное изучение отечественной литературы закладывает надежный фундамент литературного образования и литературного развития детей и подростков, воспитания будущих патриотов своей страны, поэтому основное содержание курса составляет русская литература в ее историческом движении и связях с традициями мировой художественной литературы.

    У современных обучающихся снижена познавательная активность, показатели их обученности и воспитанности, ослаблен нравственный аспект, интерес к чтению и литературе в целом. "Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя.

    У многих ребят отсутствуют основные компетентности в литературной сфере, необходимые ученик:

    – общекультурная литературная компетентность

    – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;

    – ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;

    – читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;

    – речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

    Для того чтобы у ребят появился интерес к изучению литературы, уроки должны стать яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео - сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок.         Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

    Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала. На уроках литературы не просто можно, а нужно организовывать  сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению.

    Так, при изучении жизненного и творческого пути Александра Сергеевича Пушкина  ребята с интересом рассматривают фотографии и портреты людей, которые занимали не последнее место в жизни поэта; картины знаменитых художников в сопоставлении с поэтическими произведениями; имеют возможность насладиться романсами, созданными на стихи А.С. Пушкина,  что позволяет улучшить усвоения материала урока.  На занятии, посвященному теме: «Лирика природы в творчестве Есенина», ребятам были предоставлены различные художественные произведения искусства, которые, в свою очередь обучающиеся, работая в группах, должны были сопоставить со стихотворениями, звучавшими на уроке и обосновать  свой выбор. На следующее занятие обучающиеся читали наизусть именно те стихи,  над которыми они работали в своих творческих группах. Также для составления более полного образа поэта вниманию ребят были представлены отрывки из фильма о С.А. Есенине, что смотивировало их к просмотру фильма целиком (фильм состоит из 8 серий).

    Обучающиеся  за урок  знакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, и смотрят отрывки из фильмов, прослушивают аудиозаписи, музыкальные отрывки.

     Подготовка к такому уроку становится творческим процессом.

    Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.

    Список используемой литературы

    1. 1. Бурляй В.К. Современный урок литературы: использование активных методов. ИПКПРО г. Ульяновск, 1996 г.
    2. “Воспитание школьников”. М., Школьная пресса, 2005 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании чувашского языка.

    Сегодня невозможно представить школу без хорошо оснащенного кабинета информатики и без учителей предметников, знающих компьютерные технологии. Используя компьютерные программы, мы делаем процесс...

    Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

    Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории

    Доклад к педагогическому совету об опыте использования ИКТ в преподавании истории...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории

    Доклад к педагогическому совету об опыте использования ИКТ в преподавании истории...

    «Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании анатомии и физиологии человека»

    Краевое  государственное  бюджетное  образовательное  учреждениесреднего профессионального образованияМинусинский  медицинский  техникум   Докладдля  ...

    Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии"

        XXI век – век высоких компьютерных технологий.     В новых экономических условиях ведущей целью образования  в России является подготовка личности, ...