Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"
статья

Каминская Ирина Михайловна

В статье изложен материал по повышению эффективности образовательного процесса через использование информационно - коммуникационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов при преподавании профессионального модуля «технология художественно-оформительских работ», как фактор повышения качества специалистов».

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.

Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных. Информационные технологии предоставляют возможность:

  • Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Функции компьютера, в качестве инструмента деятельности преподавателя, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффектности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:

  • Получение информационной поддержки;
  • Диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
  • Работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
  • Организация коллективной работы;
  • Осуществление дистанционного обучения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Процесс обучения

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников  к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».

Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

Применение современных информационных технологий на уроках спец. дисциплин даёт возможность преподавателю:

  • Автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.
  • Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
  • Обеспечить широкую вариативность обучения.
  • Оптимизировать  текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.
  • Визуализировать учебный материал.
  • Возможность создать большое количество раздаточных материалов.
  • Возможность дистанционного, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения.

Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучающихся, а также с их умениями использовать  ПК в учебных целях.

Урок введения в тему.  Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практических работах по этой теме. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.  Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов.

Урок изучения нового материала.  Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

  • содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
  • представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
  • удобен в использовании и хранении;
  • позволяет при наличии экрана демонстрировать  материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
  • позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
  • дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

Пример  использования ИКТ на занятиях по технологии художественно-оформительских работ, по теме: «выполнение росписи».

Эта тема содержит  24 часа: 16 часов теоретических занятий и 8 часов практических.  В теоретической части этой темы учащиеся изучают  основные понятия, определение росписей, особенности и традиции национальных видов росписи, инструменты и материалы для росписи, виды художественной росписи, приемы выполнения росписи.

Для проведения теоретических занятий используются видеоролики, презентации по  росписям,  которые содержат  познавательные сведения о росписях: истории возникновения, сферы применения, схемы построения орнаментальных композиций разных видов росписей , иллюстрации, новые термины, а также задания для закрепления темы .

 При  изучении темы: «выполнение росписи»  можно провести «урок-экскурсия» виртуально. Сегодня с помощью интернет - технологий можно виртуально посещать музеи, различные выставки.  При проведении таких уроков можно использовать также  готовые  ЦОР.

 Контроль знаний.   Компьютерное тестирование позволяет  регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности  каждого учащегося  и подходить к контролю знаний дифференцированно.  Сохраняя результаты,  учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях.  При изучении темы «выполнение росписи» можно использовать мини-тесты для закрепления материала в конце урока.   А также  для проверки знаний в форме викторины.  В общения с учащимися дистанционно очень удобно пользоваться электронной почтой, чтобы отправлять задания, их условия выполнения и далее  получать ответы с выполненными заданиями. Например, при изучении темы  «выполнение росписи» учащиеся выполняли презентацию с иллюстрациями видов кистевой росписи и отправляли по электронной почте. Подбор иллюстративного материала для презентации также выполняется с использованием интернета и компьютера, что еще раз подтверждает  значимость и необходимость информационных технологий в современном мире, в системе образования.

Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам построения орнаментальных композиций. Для этого нужно изучить элементы композиций, выполняя упражнения по рисованию отдельных элементов росписи, далее следует разработка и выполнение эскизов росписи, составление орнаментальных композиций из изученных орнаментальных элементов, планированию технологических процессов по росписи определенного изделия и разработка инструкционных карт.  При изучении темы  целесообразно использовать презентацию «Построение орнаментальных композиций» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения росписи; повышается эстетическое качество рисунка;  можно вернуться к началу построения композиции для акцентирования внимания на трудных  для усвоения моментах.  Для раздела  «Творческий проект» – использовать ПК  как средство для сбора информации и выполнения задания в виде доклада.

На практических  занятиях учащиеся   упражняются, исполняя различные виды росписи простого композиционного решения, создают эскизы для росписи  заданного объекта, расписывают  небольшие предметы.

В ходе практических работ ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков.  Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой пооперационно,  видеоролик с демонстрацией процесса росписи, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества каждого этапа работы.

                              Формы информационных технологий

В своей работе преподаватель может использовать разные формы информационных технологий:

  • Дидактический материал.

При подготовке различного материала к урокам технологии  используются  возможности сети Интернет, а также технические возможности такого дополнительного компьютерного оборудования, как принтер, сканер и цифровой фотоаппарат. С их помощью можно сохранять и редактировать нужное графическое изображение. Например, фотовыставка работ учащихся.

  • Банк ссылок на ресурсы сети Интернет.

Это тематический банк полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения уроков и внеурочной деятельности по технологии.

  • Методический материал.

В своей работе преподаватель может использовать советы, рекомендации и разработки преподавателей технологии из разных городов нашей страны, что является хорошим способом самообразования.

  • Использование готовых ЦОР.

Можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным,  содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях  обработки  различных материалов.

Итак, использование  ИКТ на уроках технологии дало возможность:

  • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
  • осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  с индивидуальной скоростью усвоения материала
  • осуществлять  управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
  • развивать межпредметную  связь с информатикой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых,  используя современные достижения науки и техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии.  Задачи и цели литературного образования - это инт...

Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

Статья на тему: Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в преподавании естественных наук

В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную дея...

Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии"

    XXI век – век высоких компьютерных технологий.     В новых экономических условиях ведущей целью образования  в России является подготовка личности, ...

Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов на уроках спецтехнологии с целью повышения эффективности образовательного процесса в процессе...

Статья на тему: «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании.»

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией ипрактикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ,ориентированных на реализацию психолого...

Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании математики"

    XXI век – век высоких компьютерных технологий.     Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурен...