Главные вкладки

    Статья на Тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов при преподавании профессионального модуля «технология художественно-оформительских работ», как фактор повышения качества специалистов».
    статья на тему

    Каминская Ирина Михайловна

    В статье изложен материал по повышению эффективности образовательного процесса через использование информационно - коммуникационных технологий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов при преподавании профессионального модуля «технология художественно-оформительских работ», как фактор повышения качества специалистов».

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

    Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.

    Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных. Информационные технологии предоставляют возможность:

    • Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
    • Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
    • Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
    • Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
    • Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
    • Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

    Функции компьютера, в качестве инструмента деятельности преподавателя, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффектности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:

    • Получение информационной поддержки;
    • Диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
    • Работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
    • Организация коллективной работы;
    • Осуществление дистанционного обучения.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Процесс обучения

    Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников  к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».

    Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

    Применение современных информационных технологий на уроках спец. дисциплин даёт возможность преподавателю:

    • Автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.
    • Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
    • Обеспечить широкую вариативность обучения.
    • Оптимизировать  текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.
    • Визуализировать учебный материал.
    • Возможность создать большое количество раздаточных материалов.
    • Возможность дистанционного, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения.

    Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучающихся, а также с их умениями использовать  ПК в учебных целях.

    Урок введения в тему.  Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практических работах по этой теме. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.  Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов.

    Урок изучения нового материала.  Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

    • содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
    • представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
    • удобен в использовании и хранении;
    • позволяет при наличии экрана демонстрировать  материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
    • позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
    • дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

    Пример  использования ИКТ на занятиях по технологии художественно-оформительских работ, по теме: «выполнение росписи».

    Эта тема содержит  24 часа: 16 часов теоретических занятий и 8 часов практических.  В теоретической части этой темы учащиеся изучают  основные понятия, определение росписей, особенности и традиции национальных видов росписи, инструменты и материалы для росписи, виды художественной росписи, приемы выполнения росписи.

    Для проведения теоретических занятий используются видеоролики, презентации по  росписям,  которые содержат  познавательные сведения о росписях: истории возникновения, сферы применения, схемы построения орнаментальных композиций разных видов росписей , иллюстрации, новые термины, а также задания для закрепления темы .

     При  изучении темы: «выполнение росписи»  можно провести «урок-экскурсия» виртуально. Сегодня с помощью интернет - технологий можно виртуально посещать музеи, различные выставки.  При проведении таких уроков можно использовать также  готовые  ЦОР.

     Контроль знаний.   Компьютерное тестирование позволяет  регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности  каждого учащегося  и подходить к контролю знаний дифференцированно.  Сохраняя результаты,  учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях.  При изучении темы «выполнение росписи» можно использовать мини-тесты для закрепления материала в конце урока.   А также  для проверки знаний в форме викторины.  В общения с учащимися дистанционно очень удобно пользоваться электронной почтой, чтобы отправлять задания, их условия выполнения и далее  получать ответы с выполненными заданиями. Например, при изучении темы  «выполнение росписи» учащиеся выполняли презентацию с иллюстрациями видов кистевой росписи и отправляли по электронной почте. Подбор иллюстративного материала для презентации также выполняется с использованием интернета и компьютера, что еще раз подтверждает  значимость и необходимость информационных технологий в современном мире, в системе образования.

    Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам построения орнаментальных композиций. Для этого нужно изучить элементы композиций, выполняя упражнения по рисованию отдельных элементов росписи, далее следует разработка и выполнение эскизов росписи, составление орнаментальных композиций из изученных орнаментальных элементов, планированию технологических процессов по росписи определенного изделия и разработка инструкционных карт.  При изучении темы  целесообразно использовать презентацию «Построение орнаментальных композиций» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения росписи; повышается эстетическое качество рисунка;  можно вернуться к началу построения композиции для акцентирования внимания на трудных  для усвоения моментах.  Для раздела  «Творческий проект» – использовать ПК  как средство для сбора информации и выполнения задания в виде доклада.

    На практических  занятиях учащиеся   упражняются, исполняя различные виды росписи простого композиционного решения, создают эскизы для росписи  заданного объекта, расписывают  небольшие предметы.

    В ходе практических работ ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков.  Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой пооперационно,  видеоролик с демонстрацией процесса росписи, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества каждого этапа работы.

                                  Формы информационных технологий

    В своей работе преподаватель может использовать разные формы информационных технологий:

    • Дидактический материал.

    При подготовке различного материала к урокам технологии  используются  возможности сети Интернет, а также технические возможности такого дополнительного компьютерного оборудования, как принтер, сканер и цифровой фотоаппарат. С их помощью можно сохранять и редактировать нужное графическое изображение. Например, фотовыставка работ учащихся.

    • Банк ссылок на ресурсы сети Интернет.

    Это тематический банк полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения уроков и внеурочной деятельности по технологии.

    • Методический материал.

    В своей работе преподаватель может использовать советы, рекомендации и разработки преподавателей технологии из разных городов нашей страны, что является хорошим способом самообразования.

    • Использование готовых ЦОР.

    Можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным,  содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях  обработки  различных материалов.

    Итак, использование  ИКТ на уроках технологии дало возможность:

    • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
    • осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
    • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  с индивидуальной скоростью усвоения материала
    • осуществлять  управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
    • развивать межпредметную  связь с информатикой

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых,  используя современные достижения науки и техники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад. Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."

    Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."Цель: обоснование современной  информационно  - коммуникативной технологи...

    Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

    Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии.  Задачи и цели литературного образования - это инт...

    Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

    Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

    Выступление на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной работе МАОУ ДОД СДЮСШОР".

    Выступление на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной работе МАОУ ДОД СДЮСШОР».Роль тренера-преподавателя в воспитательной работе спортсменов ...

    Рабочая программа профессионального модуля Исполнитель художественно-оформительских работ

    Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям), вх...

    Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии"

        XXI век – век высоких компьютерных технологий.     В новых экономических условиях ведущей целью образования  в России является подготовка личности, ...

    Статья 2016 РНПК, п. Селенгинск "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"

    Статья 2016 РНПК, п. Селенгинск "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"...