Разработка учебного занятия по теме "Человек советский..." (Повседневная жизнь советских людей в послереволюционное время)
план-конспект урока по теме

План-конспект урока по истории (расчитанного на два учебных часа) с презентациями к данному занятию. Для студентов 1 курса гуманитарного или естественнонаучного цикла. Расскрывает основные качества, которыми должен был обладать советский человек, а также позволяет учащимся самим сравнить советского человека и современного. Найти сходства и различия в воспитании и построении быта тех и других. Занятие ориентировано более на студентов специальности "физическая культура", поэтому много внимания ужделяется развитию физкультуры и спорта в период 1920-1930-х гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_sovetskiy_chelovek.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока  по истории

 для специальности «Физическая культура» (1 курс)

Творческое название урока: «Человек советский…» (Повседневная жизнь советских людей в послереволюционное время)

Цель урока:  рассмотреть повседневную жизнь советского общества в период 1920-1930-е гг. (период нэпа).

Задачи урока:

- образовательные: узнать, как и чем жили советские люди в 1920-1930-е гг.; понять, какой он, советский человек; сравнить советского человека с современным.

- развивающие: продолжить работу над развитием навыков умения вести диалог, дискуссию, развивать аналитическое мышление.

- воспитательные: воспитывать потребность в духовном, эмоционально – ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего  «я»  к прошлому и настоящему.

        Тип урока: изучение нового материала.

        Форма урока: лекция с элементами беседы.

Средства обучения: авторские презентации, проектор, компьютер, раздаточный материал в виде карточек с историческими источниками (Захарова Е.Н. Человек советский. 1917-1991 гг. Учебное пособие. – М., 2010)  

Продолжительность: два академических часа.

Содержание урока.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся, объявление темы урока, постановка  целей.

2. Основная часть. 

Учитель: Сегодня на уроке нам придется, как всегда, окунуться в прошлое, но прошлое недалекое, советское. Вроде бы относительно недалекий от нас исторический период, но совершенно иное состояние общества, совершенно иные взгляды на человека и его суть. Мы вернемся почти на столетие назад в 1920-1930-е годы. У власти стоит Коммунистическая партия большевиков во главе с В.И. Лениным, затем И.В. Сталиным, становление советской власти уже произошло, произошел переход от «военного коммунизма» к «нэпу», общество постепенно оправляется от революций, войн и начинает приспосабливаться к новым реалиям в экономической и общественно-политической жизни.

Современные взгляды на советский период очень противоречивы. Высказываются или очень негативные оценки относительно советской власти, советского общества или наоборот слишком позитивные, вплоть до преклонения всему советскому. Мы посмотрим на события тех лет с разных сторон и попытаемся найти золотую середину.

Задачи, которые стоят сегодня перед вами на занятии:

1.  узнать, как и чем жили советские люди в 1920-1930-е гг.;

2. понять, какой он, советский человек;

3. сравнить советского человека с современным.

Следовательно, цель занятия: рассмотреть повседневную жизнь советского общества в период 1920-1930-е гг. (период нэпа).

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Сейчас на этом экране будет транслироваться презентация «Советские плакаты». Советский плакат – это уникальное явление того времени, по ним можно много узнать о жизни людей советского периода. Вам и предстоит попробовать это сделать. Вы должны просмотреть слайды, которые будут сменять друг друга через определенный промежуток времени. Плакаты связывает общая тематика, идея о том, каким должен быть советский человек, какими качествами обладать. Вы должны будете определить эти качества на основе анализа плакатов и лозунгов на них.

Просмотр презентации «Советские плакаты».(Приложение № 1).

Учащиеся внимательно смотрят презентацию с плакатами.

Вопросы к презентации: Скажите, какие плакаты вам запомнились, может быть, какие-то из них вызвали у вас удивление? Как вы думаете, судя по плакатам, какими качествами должен был обладать советский человек?

Учащиеся перечисляют качества, которым должен обладать советский человек: порядочность, трудолюбие, уважительное отношение к другим людям,  храбрость и т.д.

         Удивление у студентов, скорее всего, вызовут плакаты, которые выступают против религии.

Учитель объясняет, почему в соответствии с коммунистической идеологией советский человек должен быть атеистом, и дает данное определение под запись. Затем на экране появляется презентация «Повседневная жизнь советских людей…» (Приложение № 2).

Учитель: у вас уже есть общее представление о том, каким должны быть советские люди. Давайте выясним, в каких условиях формировалось мировоззрение людей советского времени. Но вначале ответьте на вопрос: Как вы думаете, на кого было обращено пристальное внимание Коммунистической партии, и кто должен был стать этим идеальным человеком?

Ответ учащихся: на молодое поколение, т.е. подростков и детей.

Учитель: Верно. Поэтому и происходит формирование детских и молодежных объединений под эгидой государства, воспитывающих молодежь в духе верности идеалам коммунизма. Назовите эти объединения.

Учащиеся называют такие союзы, как комсомол и пионерскую организацию.

На экране появляется плакат с советскими людьми разной национальности. Учитель говорит, что советский человек является интернационалистом. Далее он дает определение данного понятия, а затем все вместе обсуждают различие между такими понятиями, как нацист, националист и интернационалист. Определения записываются в тетрадь. 

Далее на экране появляются презентационные плакаты с тезисами и учитель более подробно объясняет учащимся, какие имена было модно давать детям в то время, как одевались люди советских времен данного периода, как происходила борьба с неграмотностью.

Когда презентация доходит до слайда, связанного со здоровым образом жизни, учитель просит рассказать ученика заранее подготовленное сообщение о развитии физкультуры и спорта в 1920-1930-е гг.

Учащиеся слушают докладчика. В это время на экране идет презентация с фотографиями на тему «Развитие массового спорта в СССР». (Приложение № 3) Затем учащиеся задают интересующие их вопросы докладчику. На экране появляется видеоролик (продолжительность 3 минуты) конца 1930-х годов «Начало советского спорта» (Приложение № 4), который наглядно показывает массовость спортивных мероприятий.

Следующий слайд основной презентации (Приложение № 2) повествует о таком понятии как коллективизм. Учитель предлагает самостоятельно разобраться учащимся с данным вопросом, работая по источникам. Каждому ученику раздаются карточки с набором источников по теме и с вопросами в конце. Ученики письменно отвечают на данные вопросы и задания (всего 4 задания). Вместе с учителем идет обсуждение вопроса, что лучше индивидуализм или же коллективизм. Учащиеся в ходе дискуссии выясняют положительные и отрицательные стороны такого явления как коллективизм.

Затем учитель обращает общее внимание на экран проектора, где показан слайд «Труд советского человека». Вместе с учителем ученики делают вывод, что работа на предприятиях шла в основном за счет жесткого контроля со стороны государства и энтузиазма советских людей.

В конце изучения нового материала учитель задает вопрос: Каким вы увидели советского человека периода 1920-1930-х гг.? Идет обсуждение данного вопроса, а затем на экране появляется слайд с ментальной картой «Портрет советского человека».

Учитель: Итак, мы с вами можем сделать определенные выводы о социальном портрете советских людей изучаемого периода. Советский человек, как мы уже выяснили, являлся коммунистом, атеистом, интернационалистом, коллективистом, патриотом, трудовиком-энтузиастом, грамотным и физически развитым человеком. Учащиеся могут дополнить данный портрет своими характеристиками и занести данную схему себе в тетрадь.

Далее урок может развиваться по разным направлениям. Для закрепления материала можно предложить учащимся написать небольшое эссе на тему «Сравнение советского и современного человека» или же составить сравнительную таблицу положительных и отрицательных сторон жизни людей 1920-1930-х гг.

Также можно провести небольшой диспут. Разбить учеников на две группы. Одна группа должна защищать советского человека и говорить о недостатках современных людей. Другая группа соответственно должна доказывать, что современному человеку живется намного лучше, чем людям того времени.  

3. Заключение.

Мы увидели положительные и отрицательные стороны жизни людей советского периода. Именно эти люди потом в Великую Отечественную войну смогли отстоять независимость нашей страны. Это произошло во многом благодаря советскому воспитанию, благодаря качествам, заложенным в людях в данный период. Поэтому он столь важен для изучения сегодня. Нужно взять все хорошее в воспитании данного периода и перенести в наше сложное время. Вам, как будущим педагогам физической культуры, надеюсь, пригодятся знания, полученные сегодня на уроке.

4. Подведение итогов урока.  

Учитель: Я благодарю всех за урок, учащиеся, принимавшие участие в подготовки семинара получают оценки, а также активные участники дискуссии.

До свидания! 


Технологическая карта урока истории

Тема: Между мировыми войнами. Повседневная жизнь советских людей в послереволюционное время.

Тема

«Человек советский…»

Цель темы

Развитие умений анализировать историческую информацию, представленную в аудиовизуальном ряду, а также устанавливать связи изучаемого периода и современности путем создания дискуссионной проблемы

Основное содержание темы, термины и понятия

Повседневная жизнь советских людей в послереволюционное время, коммунизм, атеизм, интернационализм, коллективизм

Планируемый результат

Предметные результаты

ОК; ПК

Закрепить умение анализировать историческую информацию, доказывать свою точку зрения в ходе дискуссии, воспроизводить полученные знания в письменной форме              

ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации

ОК 6.3. Эффективное общение: диалог

ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация.

(создает стандартный продукт письменной  коммуникации  простой структуры)

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Педагогика, история физической культуры

Групповая и индивидуальная

История: Учеб. Пособие / П.С. Самыгин. – М., 2013. – 528 с.

Сизенко, А.Г. История России. Великие события [Текст]/ А.Г. Сизенко. – Ростов н/Д., 2011. – 560 с.  Раздаточный материал: карточки с историческими источниками (Захарова Е.Н. Человек советский. 1917-1991 гг. Учебное пособие. – М., 2010) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Иностранный язык» Тема «Здоровый образ жизни»

               Методическая разработка учебного занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и прошла  апробацию на открытом уроке 29 н...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Учебно-методическая разработка. Разработка учебного занятия «Создание шахматных фигур в программе Autodesk Inventor»

раотаракрнаирапапввавваиапммваиаизразработка учебного занятия«Создание шахматных фигур в программе Autodesk Inventor» работка учебного занятия«Создание шахматных фигур в п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по теме «Время и календарь»

Наша жизнь тесно связана со временем. Человечество постоянно пытается совершенствовать способы фиксации периодических изменений в окружающем мире.Попробуем сделать обобщение прошлых и современных поня...