Учебно-исследовательская работа студентов по физическому воспитанию
материал по теме
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская работа студентов
в курсе физической культуры.
Тема 1. История физической культуры и спорта.
План:
- Истоки физической культуры (древнеславянские летописи – истоки познания физической культуры).
- Физическая культура и спорт в средние века.
- Развитие физической культуры и спорта в древней Руси.
- Физическая культура и спорт в дореволюционной России.
- Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России.
Тема 2. Олимпийские игры – крупнейшие спортивные соревнования современности.
План:
- Легенды и достоверные данные о возникновения Олимпийских игр.
- Пьер де Кубертен – основатель современного олимпизма.
- Зимние Олимпийские игры (возникновение и становление).
- Олимпийские игры современности.
- Участие спортсменов нашей страны в олимпиадах (в цифрах и фактах).
Тема 3. Здоровый образ жизни – путь к долголетию.
План:
- Современное научное представление о здоровье (по авторам).
- Составляющие здорового образа жизни.
- Физическая культура – источник долголетия.
- Роль ФЗК и спорта в преодолении вредных привычек.
Тема 4. Нравственное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом
План:
- Нравственное воспитание как часть всестороннего гармоничного развития человека.
- Место физической культуры в гармоничном развитии личности.
- Основные определения нравственного воспитания в спорте.
- Особенности нравственного воспитания в спорте в современных условиях.
Тема 5. Оптимальный двигательный режим – важный фактор укрепления и сохранения здоровья.
План:
- Физическая культура как важный элемент образа жизни современного человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Понятие «основной обмен». Суточная энергетическая потребность.
- Возрастные особенности двигательного режима.
- Примерный комплекс недельного двигательного режима в соответствии с полом, возрастом, профессиональной группой.
Тема 6. Организация самостоятельных занятий физической культуры.
План:
- Медицинские группы при самостоятельных занятиях физической культурой.
- Формы самостоятельных занятий физической культурой. Характеристика одной из форм самостоятельных занятий.
- Показания и противопоказания к занятиям физической культурой.
- Структура и особенности самостоятельных занятий по физической культуре.
- Примерный индивидуальный недельный двигательный режим.
Тема 7. Физическая культура и занятия спортом в семье.
План:
- Здоровый образ жизни – каждой семье.
- Формы самостоятельных занятий физической культурой и спортом в семье.
- Методика проведения утренней гигиенической гимнастики.
- Методика обучения детей навыкам плавания.
- Организация похода выходного дня.
Тема 8. ЛФК при нарушениях осанки.
План:
- Краткая характеристика патологии. Морфофункциональные изменения, происходящие в организме при данном заболевании.
- Показания и противопоказания к занятиям ЛФК при данной патологии.
- Применение средств ЛФК на разных этапах реабилитации при данном заболевании (функции и задачи каждого периода или этапа).
- Оценка эффективности использования средств ЛФК.
- Составление комплекса ЛФК при данной патологии.
Тема 9. ЛФК при сердечно-сосудистых заболеваниях.
План:
- Краткая характеристика патологии. Морфофункциональные изменения, происходящие в организме при данном заболевании.
- Показания и противопоказания к занятиям ЛФК при данной патологии.
- Применение средств ЛФК на разных этапах реабилитации при данном заболевании (функции и задачи каждого периода или этапа).
- Оценка эффективности использования средств ЛФК.
- Составление комплекса ЛФК при данной патологии.
Тема 10. Коррекция зрения средствами ЛФК.
План:
- Краткая характеристика патологии. Морфофункциональные изменения, происходящие в организме при данном заболевании.
- Показания и противопоказания к занятиям ЛФК при данной патологии.
- Применение средств ЛФК на разных этапах реабилитации при данном заболевании (функции и задачи каждого периода или этапа).
- Оценка эффективности использования средств ЛФК.
- Составление комплекса ЛФК при данной патологии.
Тема 11. ЛФК при заболеваниях верхних дыхательных путей.
План:
- Краткая характеристика патологии. Морфофункциональные изменения, происходящие в организме при данном заболевании.
- Показания и противопоказания к занятиям ЛФК при данной патологии.
- Применение средств ЛФК на разных этапах реабилитации при данном заболевании (функции и задачи каждого периода или этапа).
- Оценка эффективности использования средств ЛФК.
- Составление комплекса ЛФК при данной патологии.
Тема 12. ЛФК в травматологии.
План:
- Краткая характеристика патологии. Морфофункциональные изменения, происходящие в организме при данном заболевании.
- Показания и противопоказания к занятиям ЛФК при данной патологии.
- Применение средств ЛФК на разных этапах реабилитации при данном заболевании (функции и задачи каждого периода или этапа).
- Оценка эффективности использования средств ЛФК.
- Составление комплекса ЛФК при данной патологии.
Тема 13. ЛФК при неврозах.
План:
- Краткая характеристика патологии. Морфофункциональные изменения, происходящие в организме при данном заболевании.
- Показания и противопоказания к занятиям ЛФК при данной патологии.
- Применение средств ЛФК на разных этапах реабилитации при данном заболевании (функции и задачи каждого периода или этапа).
- Оценка эффективности использования средств ЛФК.
- Составление комплекса ЛФК при данной патологии.
Тема 14. ЛФК при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
План:
- Краткая характеристика патологии. Морфофункциональные изменения, происходящие в организме при данном заболевании.
- Показания и противопоказания к занятиям ЛФК при данной патологии.
- Применение средств ЛФК на разных этапах реабилитации при данном заболевании (функции и задачи каждого периода или этапа).
- Оценка эффективности использования средств ЛФК.
- Составление комплекса ЛФК при данной патологии.
Тема 15. ЛФК при заболеваниях эндокринной системы.
План:
- Краткая характеристика патологии. Морфофункциональные изменения, происходящие в организме при данном заболевании.
- Показания и противопоказания к занятиям ЛФК при данной патологии.
- Применение средств ЛФК на разных этапах реабилитации при данном заболевании (функции и задачи каждого периода или этапа).
- Оценка эффективности использования средств ЛФК.
- Составление комплекса ЛФК при данной патологии.
Тема 16. Оптимальный двигательный режим при нормальном протекании беременности.
План:
- Морфофункциональные особенности женского организма во время беременности.
- Рекомендуемый оптимальный двигательный режим в различные сроки беременности.
- Показания, ограничения, противопоказания при занятиях физическими упражнениями.
- Дыхательная гимнастика при беременных.
- Составление комплекса физических упражнений (срок беременности по выбору).
Тема 17. Занятия физической культурой в послеродовом периоде.
План:
- Общее состояние и изменения в организме женщины после родов.
- Показания, ограничения и противопоказания к занятиям физическими упражнениями после родов.
- Восстановительная гимнастика (цель, задачи, методика, содержание).
Тема 18. Физиологические процессы во время занятий физическими упражнениями.
План:
- Физиологические сдвиги, происходящие в организме при нагрузках различной мощности и интенсивности.
- Методы определения и контроля физиологических сдвигов, происходящих во время мышечной работы.
- Сравнительная характеристика энергетических затрат в различных видах спорта.
Тема 19. Средства восстановления физической работоспособности.
План:
- Современные решения вопросов восстановления физической работоспособности.
- Классификация медицинских средств и методов восстановления работоспособности.
- «Народные» средства поддержания и восстановления физической работоспособности.
- Массаж как средство восстановления после физических нагрузок.
- Баня как средство восстановления после физических нагрузок.
Тема 20. Травматизм на занятиях физической культурой и спортом.
План:
- Эндогенные и экзогенные причины возникновения травм.
- Классификация спортивного травматизма.
- Профилактика травматизма.
- Первая медицинская помощь при травмах на занятиях по физической культуре.
Тема 21. Самоконтроль на занятиях физической культурой и спортом.
План:
- Определение самоконтроля.
- Методы самоконтроля на занятиях физической культурой и спортом.
- Правила составления, оформления и ведения дневника самоконтроля на занятиях физической культурой и спортом.
Тема 22. «Патологическое» и «спортивное» сердце.
План:
- Изменения в сердечно-сосудистой системе под влиянием занятий спортом.
- Основные методы диагностики «патологического» и «спортивного» сердца.
- Механизмы и пути возникновения патологических изменений в сердце под влиянием тренировок.
- Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы средствами физической культуры.
Тема 23. Адаптация и резервы организма человека.
План:
- «Адаптация» и резервы здоровья.
- Физиологические основы адаптации (механизмы и средства).
- Адаптация к физическим нагрузкам и стрессовым ситуациям.
- Роль физической нагрузки в повышении резервных возможностей организма человека.
- Возможности организма человека (примеры).
Тема 24. Профессионально-прикладная физическая подготовка медицинской сестры.
План:
- Определение «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП) и её место в системе физического воспитания студентов.
- Краткая характеристика условий труда и характера психофизической нагрузки профессиональной деятельности врача.
- Формирование прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств в процессе ППФП.
- Составление комплекса физических упражнений.
Тема 25. Идеальный вес, идеальная фигура.
План:
- Идеальный вес и типы телосложения.
- Методики определения содержания жирового и мышечного компонентов в организме человека.
- Определение и характеристика целлюлита.
- Профилактика целлюлита.
- Методика фитнес-тренинга для различных типов фигуры (А-образная, Н-образная, Щ-образная, Т-образная, Х-образная, I-образная – по выбору)
Тема 26. Методика развития физического качества «сила».
План:
- Понятие «сила», её значение в будущей профессиональной деятельности.
- Специфика развития физического качества «сила» у женщин и мужчин.
- Методика развития скоростной силы.
- Методика развития максимальной силы.
- Методика развития абсолютной силы.
- Методика развития силовой выносливости.
- Составление программы для тренировки мышц спины, брюшного пресса, рук, груди, передней и задней поверхности бедер (по выбору).
Тема 27. Методика развития физического качества «выносливость».
План:
- Понятие «выносливость», её значение в будущей профессиональной деятельности врача.
- Методика развития силовой выносливости.
- Методика развития скоростной выносливости.
- Методика развития аэробной выносливости.
- Методика развития скоростно-силовой выносливости.
- Особенности развития выносливости в подростковом возрасте.
Тема 28. Методика развития физического качества «быстрота».
План:
- Понятие «быстрота», её значение в будущей профессиональной деятельности врача.
- Физиологическая характеристика быстроты.
- Реакция в спорте.
- Различные методики воспитания скоростных способностей.
- Методика подготовки в беге на 100 м и «челночном» беге.
Тема 29. Методика развития координационных способностей.
План:
- Характеристика координационных возможностей человека и их значение в будущей профессиональной деятельности.
- Средства воспитания координационных способностей.
- Методы воспитания координационных способностей.
- Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движения.
- Особенности тренировки равновесия у мужчин и женщин.
Тема 30. Оздоровительная система К. Купера.
План:
- Основоположник оздоровительной системы К. Купер.
- Основы оздоровительной системы К. Купера:
- Аэробная физическая нагрузка.
- Рациональное питание (8 основных правил).
- Эмоциональная гармония.
- Система очков. Программа 12-минутного теста К. Купера.
- Программы поддержания хорошего уровня физической подготовленности (для всех возрастов).
Тема 31. Система поддержания «активного долголетия» по А.А. Микулину.
План:
- Академик А.А. Микулин и его «активное долголетие».
- Физиологическое обоснование оздоровительной системы А.А. Микулина. Виброгимнастика.
- Волевая гимнастика по методике А.А. Микулина.
- Дыхательная гимнастика по методике А.А. Микулина. Здоровое дыхание при беге.
- Рацион нормального питания по А.А. Микулину.
- Рекомендуемый распорядок дня и комплекс гимнастических упражнений по А.А. Микулину.
Тема 32. Оздоровительная система «1000 движений» по Н.М. Амосову.
План:
- Принципы оптимизации жизнедеятельности и дозирование физических нагрузок по системе оздоровления Н.М. Амосова.
- Определение толерантности организма к физическим нагрузкам.
- Методика выбора индивидуальной физической нагрузки по системе Н.М. Амосова.
- Средства оздоровительной физической культуры, предлагаемые Н.М. Амосовым.
- Структура и сущность системы Н.М. Амосова «1000 движений».
Тема 33. Искусство быть здоровым. Оздоровительная система Х. Моля.
План:
- История возникновения оздоровительной системы Х. Моля.
- Содержание оздоровительной программы Х. Моля:
- Программа физической активности.
- Программа «малых шагов» борьбы с курением.
- Антиалкогольная программа.
- Программа профилактики болезней.
- Программа профилактики несчастных случаев.
- Программа психической прочности.
Тема 34. Оздоровительная система «Детка» П.К. Ивановича.
План:
- Библиографическая справка о П.К. Иванове.
- Содержание оздоровительной системы «Детка» (12 правил).
- «Детка» - советы родителям.
- Оздоровительная система П.К. Иванова в его последователях и учениках.
Тема 35. Оздоровительная система Г. Шелтона.
План:
- Библиографическая справка о Г. Шелтоне.
- Основное содержание оздоровительной системы Г. Шелтона.
- Основы раздельного питания.
- Правила питания во время болезней.
- Голодание по системе Г. Шелтона:
- Четыре причины голодания.
- Девять главных шагов голодания.
- Голодание при острых формах заболевания.
- Голодание при хронических заболеваниях.
Тема 36. Оздоровительная система П. Брегга.
План:
- Библиографическая справка о П. Брегге.
- Десять заповедей здоровья П. Брегга.
- «Чудо-голодание» - система П. Брегга.
- Программа по оздоровлению позвоночника по методике П. Брегга.
- Улучшение зрения по системе П. Брегга.
Тема 37. Парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
План:
- Библиографическая справка об А.Н. Стрельниковой. История возникновения парадоксальной дыхательной гимнастики.
- Физиологический механизм действия дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой на организм человека.
- Показания и противопоказания к использованию парадоксальной гимнастики.
- Правила и методика выполнения дыхательной гимнастики.
- Основные упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.
Тема 38. Волевая ликвидация глубокого дыхания по К.П. Бутейко.
План:
- Библиографическая справка о К.П. Бутейко.
- Физиологические механизмы действия волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) на организм человека.
- Показания и противопоказания к использованию ВЛГД.
- Методика подготовки, освоения и проведения ВЛГД.
- Метод фиксированной тренировки дыхания по К.П. Бутейко.
- Ошибки, допускаемые при проведении ВЛГД.
- Реакция выздоровления. Тактика врача и правильное поведение больного.
Тема 39. Гибкость – молодость мышц и суставов. Стретчинг.
План:
- Определение гибкости.
- Виды растяжек. Методика выполнения упражнений на растягивание.
- Статическая растяжка.
- Динамическая растяжка.
- Баллистическая растяжка.
- Активная растяжка.
- Пассивная растяжка.
- Стретчинг и методика его выполнения.
- Физиологический механизм воздействия стретчинга на организм человека.
- Ограничения и противопоказания при занятиях стретчингом.
- Роль стретчинга в профилактике спортивного травматизма.
- Комплекс упражнений для растягивания мышц (спины, нижних конечностей, верхнего плечевого пояса).
Тема 40. Хатха – йога – путь к здоровью.
План:
- Определение йоги.
- Виды йоги.
- Влияние хатха-йоги на организм человека.
- Основы йоговского дыхания.
- Йога, релаксация и медитация.
- Методика выполнения основных асан.
- Комплекс «Приветствие Солнцу».
Тема 41. Роль физической культуры в профилактике ОРВИ.
План:
- Влияние средств физической культуры на механизм повышения резистентности организма к простудным заболеваниям.
- Основные средства и методы закаливающих процедур с целью предупреждения простудных заболеваний.
- Точечный массаж и дыхательные упражнения в профилактике ОРВИ.
- Составление индивидуальной программы профилактических мероприятий при ОРВИ.
Тема 42. Современные подходы в профилактике различных нарушений опорно-двигательного аппарата.
План:
- Основные направления лечебной физической культуры при лечении нарушений опорно-двигательного аппарата.
- Характеристика различных систем, направленных на оздоровление позвоночника:
- Программа оздоровления позвоночника по П. Бреггу.
- Здоровый позвоночник по системе Йога.
- Плоскостопие: проблема, механизмы развития и профилактика:
- Определение индекса степени плоскостопия.
- Меры, направленные на профилактику и коррекцию уплощения свода стопы.
- Составляющие комплекса корригирующих и профилактических упражнений при различной степени плоскостопия (по выбору).
Тема 43. Современные дыхательные системы и дыхательные упражнения.
План:
- «Пока дышу – надеюсь».
- Разнообразие систем дыхательных упражнений различного назначения.
- Физиологические механизмы воздействия определенной дыхательной системы (по выбору).
- Показания и противопоказания к применению той или иной дыхательной системы или упражнения.
- Основные (главные) дыхательные упражнения и методика их выполнения (система по выбору).
- Эффекты воздействия определенной дыхательной системы (по выбору).
- Составление комплекса дыхательных упражнений соответственно диагнозу, используя одну или несколько дыхательных систем.
Тема 44. Современные подходы в применении средств физической культуры в профилактике офтальмологических заболеваний.
План:
- Введение.
- Морфофункциональные изменения, происходящие при заболевании органов зрения.
- Показания и противопоказания к использованию современных методов лечения данной патологии.
- Функции современных методов лечения заболевания органов зрения.
- Эффекты применения различных методов лечения данной патологии.
- Составление комплекса корригирующих упражнений при определенной патологии органов зрения (по выбору).
Тема 45. Использование бани в оздоровительных и лечебно-профилактических целях.
План:
- Введение: что такое баня?
- Воздействие бани на организм человека.
- Ограничения и противопоказания к использованию банных процедур.
- Методика проведения банных процедур оздоровительной и лечебно-профилактической направленности.
- Полезные советы при посещении бани.
- Первая помощь при несчастных случаях в бане.
- Составление индивидуальной оздоровительной программы посещения бани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему : "Темы, вопросы и учебно - исследовательские задания для организации самостоятельной работы студентов на практике"
Доклад подготовлен к областной педагогической конференции, посвященной проблеме научно - исследовательской деятельности студентов педагогических колледжей....

Учебно-исследовательская работа как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа
Профессиональное самоопределение - важнейшая составляющая компетентного специалиста...

Программа учебно-исследовательской работы студентов
Проведение УИРС ставит своей задачей вовлечение всех без исключения студентов в научные исследования. Целью УИРС является: − углубление теоретических знаний по специальности; − овладение современным...

Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по физической культуре
В методических рекомендациях раскрывается роль самостоятельной работы студентов на занятиях по физической культуре в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта СПО по...

Методическое пособие по самостоятельной работе студентов по физической культуре.
1.Организация самостоятельной работы студентов.2.Методика изучения дисциплины и задания для выполнения самостоятельной работы....
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста детей в ДОУ, формы и методы, ис...