Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
учебно-методический материал по теме

Лаврентьев Кирилл Викторович

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1

 

 

 

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЬТУРЫ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Курсовая работа защищена

с оценкой_______________

«    »__________201___года

Специальность: 050141

Студент 39 группы

Выполнил: Лаврентьев Кирилл

Руководитель: Сайбель М.Н

 

 

 

Челябинск 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

 

Глава I. Характеристика выносливости как физической способности

 

 

1.1 Общие понятия выносливости

5

 

1.2 Характеристика общей выносливости

7

 

1.3  Задачи развития общей выносливости 

8

 

1.4 Факторы определяющие  развитие общей выносливости 

11

 

1.5 Средства развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры

12

 

Выводы по главе I

13

 

Глава II. Методика воспитания общей выносливости

2.1 Морфофункциональные особенности развития у детей среднего школьного возраста

 

    15

 

2.2 Особенности методики развития выносливости у детей среднего школьного возраста

17

 

2.3 Методы развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста                                  

19

 

2.4 Методика воспитания общей выносливости

21

 

2.5 Тесты для определения уровня развития выносливости

23

 

Выводы по главе II                      

27

 

Заключение

29

 

Список используемой литературы

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность проблемы исследования. Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека[9].

         Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.) [4].

Надо признать, что выносливость нужна всем спортсменам и здесь не может быть исключений.

К тому же выносливость необходима спортсменам и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого восстановления. А так же, высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена [6]. Вот почему так важен процесс развития данного физического качества.

Главная задача при развитии выносливости у детей старшего школьного возраста состоит в создании условий  для  неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов  двигательной деятельности. [8].

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют важную роль в определенных видах спорта [8].

Данной проблемой занимались такие авторы, как Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, Л.П. Матвеев и многие другие.

         Актуальность данной проблемы обуславливает выбор темы исследования: «Развитие  выносливости у детей старшего школьного возраста».

         Цель работы: Изучение особенностей развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста.

         Задачи исследования:

1.     Изучить специальную методическую литературу по проблеме исследования.

2.     Провести сравнительный анализ методики развития общей выносливости.

3.     Выявить наиболее эффективные методики развития общей выносливости у учащихся средних классов.

4.     Обобщить результаты исследования развития общей выносливости у старших школьников.

5.     Сделать выводы по проблеме исследования.

При выполнении работы нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

§  отбор и чтение литературы по данной проблеме;

§  анализ и сравнение точек зрения учёных;

§  систематизация материала;

§  обобщение материала.

 

 

Глава I. Характеристика выносливости как физической способности

1.1 Общие понятия выносливости

Выносливость – это способность организма противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [18].

Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов.

Выносливость – это важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физвоспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению [14].

Приведенное определение дает общее представление о выносливости, но не исчерпывает разнообразия видов ее проявления в практической деятельности человека.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение, которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами.

Прямой способ – это когда испытуемому предлагают выполнять задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку нужно сначала определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м. с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. Чаще всего используют косвенный способ.

Косвенный способ – это когда выносливость определяется по времени преодоления какой-нибудь достаточно длинной дистанции (например, 10000м.).

Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, следует учитывать два типа показателя выносливости: абсолютные и относительные. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями  выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости [18].

1. Показатель «запаса скорости» – это разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке [19].

Например: спортсмен пробежал 800 м за 2.10.0. значит среднее время пробегания 100 м отрезка равно 2.10 : 8 = 16.25 сек. Если 100 м он пробежал за 12.5 сек, то запас скорости равен: 16.25 сек – 12.5 сек = 3.75 сек.

2. Индекс выносливости – для его определения лучшее время на коротком отрезке умножают на число отрезков [12].

результат в беге на 800м – 2.10.0.

лучший результат на отрезке 100м – 12.5

индекс выносливости 2.10.0.– (12.5 х 8) = 2.10.0.–1.40.0.= 30.0 сек.

3. Коэффициент выносливости - это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка [10].

Например: спортсмен пробежал 300 м за 51 с., а время бега на 100 м (эталонный отрезок) – 14.5 с. В этом случая коэффициент выносливости составляет 51,0 : 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости [17].

Одна из важнейших особенностей общей выносливости – это способность к широкому переносу, т. е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки и проявляемая в беге, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжной гонке, ходьбе.

Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости.

1.2. Характеристика общей выносливости 

На практике различают несколько видов выносливости: общую и специальную.

Необходимо отметить, что большое количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений, на развитие силы такова, что при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления.

Под общей выносливость понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности.

С точки зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:

- аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости);

- степенью экономизации техники движений;

- уровнем развития волевых качеств.

Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.

Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности.

Основным показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин.

Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время [5].

Аэробная выносливость. Во время аэробной работы тело работает на уровне, при котором требуется кислород для потребления телом «топлива». При этом образуется такие отходы как диоксид углерода и вода, которые выводятся из организма вместе с потом и дыханием.

Аэробная выносливость в свою очередь делится на типы:

- короткая — от 2 до 8 минут;

- средняя — от 8 до 30 минут;

- длинная — от 30 и более;

Аэробная выносливость тренируются с использованием непрерывного и интервального тренинга.

Аэробный порог – это точка, при достижении которой начинают работать анаэробные «энергетические каналы». Он наступает при достижении примерно 65% от максимальной частоты сердечных сокращений, это примерно на 40 ударов ниже анаэробного порога [2].

1.3. Задачи развития общей выносливости

В современной системе подготовки спортсменов можно конкретно говорить лишь о специальной выносливости. При этом каждый отдельный вид спорта или спортивная дисциплина имеет свою специфическую структуру отдельных компонентов (узких способностей) выносливости, обеспечивающую проявление необходимой работоспособности в соревновательной и тренировочной деятельности.

Выносливость - комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника, игровика, единоборца, гимнаста, стрелка, прыгуна и т.д.).

Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.

Так, в тяжелой атлетике, метаниях, гиревом спорте ведущими компонентами будут являться максимальная сила и емкость анаэробной алактатной системы энергообеспечения. В спринтерских дисциплинах - абсолютная скорость и емкость алактатной энергосистемы. В сложнокоординационных видах спорта – резистентность организма, личностные качества. В видах спорта на выносливость - возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. В спортивных играх и единоборствах – энергетические возможности, резистентность и экономичность.

Большинство из выделенных компонентов выносливости имеют достаточно строгие критерии и надежно измеряются различными методами.

Что же тогда представляет собой общая выносливость и какие задачи заключаются в ее развитии?

Толковый словарь русского языка (С.М. Ожегов) дает следующее объяснение слову «общий-ая»:

а) принадлежащий, свойственный всем, касающийся всех (общее мнение, общее правило),

б) касающееся основ чего-то (общие вопросы науки и т.д.).

Такое толкование слова «общая» в нашем конкретном случае можно трактовать как касающееся основ чего-то, т.е. определенного компонента, лежащего в основе подготовленности, свойственного всем видам спорта и спортивным дисциплинам.

В теории физической культуры и спорта существует понятие «общая физическая подготовка» (ОФП), которая предусматривает всестороннее воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим особенностям, проявляемым в избранном виде спорта, но так или иначе обусловливают общий успех спортивной деятельности [14].

Так как ОФП обусловливает общий уровень функциональных возможностей организма, не лишена смысла формулировка общей выносливости как составной части ОФП спортсмена, которая развивается с помощью всех физических упражнений, включенных в тренировку [10,11].

Действительно, если существуют понятия «общая сила», связанная с укреплением опорно-двигательного аппарата спортсмена, «общая гибкость», связанная с необходимой подвижностью в суставах, «школа простых движений», связанная с обучением широкому кругу общеподготовительных упражнений, то понятие «общая выносливость» должно занять свое место только в структуре ОФП человека и спортсмена как элемент функциональной подготовленности всех составляющих кислородтранспортной системы.

В этом качестве общая выносливость должна обеспечить следующее:

- способности спортсмена к продолжительной и эффективной тренировочной деятельности;

- быстрое восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок повышенной интенсивности;

- активизацию жирового обмена как наиболее функционально экономичного;

- определенный оздоровительный эффект, связанный с активизацией аэробных процессов в организме.

Все эти способности, как и другие составляющие содержание ОФП, лишь опосредованно влияют на уровень ОФП в каждом конкретном виде спорта.

Поэтому основными средствами общей выносливости должны стать:

- упражнения избранного вида спорта, выполняемые в продолжительном экстенсивном режиме работы;

- продолжительные упражнения циклического характера, аэробным энергообеспечением;

- игры для представителей неигровых дисциплин;

- экстенсивная круговая тренировка, проводящаяся методами непрерывного упражнения.

Для воспитания общей выносливости следует применять методы непрерывного экстенсивного упражнения, как в равномерном, так и в вариативном режиме, игровой метод и круговую тренировку.

1.4 Факторы определяющие развитие общей выносливости

Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника, игровика, единоборца, гимнаста, стрелка, прыгуна и т.д.).

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно - сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15 - 20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с. до 5 - 6 мин.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской – при работе умеренной мощности[18].

1.5 Средства развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника, интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

На уроках физической культуры могут использоваться упражнения как циклического, так и ациклического характера — продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин. — продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин) — повторное проплывание отрезков 25 — 50 м по 2 — 6 раз; 100 — 150 м - 3 — 4 раза. — равномерное проплывание до 400 метров — многократные прыжки через короткую скакалку ( длительность от 2 минут до 3 минут 30 секунд, темп прыжков 135 — 140 в 1 минуту) — подвижные и спортивные игры - «Мини — гандбол», «Мини — баскетбол», «Борьба за мяч», «Салки с передачами» и др. Дополнительными средствами развития общей выносливости является выполнение дыхательных упражнений, заключающихся в дозированном изменении частоты и глубины дыхания, его ритма, в преднамеренной задержке дыхания, в выполнении акцентированных дыхательных упражнений в определенных положениях тела и фазах двигательных действий.

Выводы по главе I

Выносливость- это способность совершать работу заданного характера в течении возможно более длительного времени.

Различают общую и специальную выносливость.

Выделяют два способа измерения выносливости: прямой и косвенный.

К Основным методам развития общей  выносливости можно отнести следующие методы:

 1) метод слитного (непрерывного)упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

 2) метод повторного интервального упражнения;

 3) метод круговой тренировки;

 4)игровой метод;

 5)соревновательный метод.

Специальную выносливость развивают другими методами воздействия. К ним относятся:

1)метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

2) методы интервального прерывного упражнения(интервальный и повторный);

3) соревновательный и игровой методы.

Более успешными  средствами развития общей выносливости будут являться те упражнения, которые вызывает максимальную производительность сердечно – сосудистой и дыхательной систем

Для эффективного развития специальной выносливости более рациональными средствами будут являться специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

К числу факторов, от которых зависит проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности можно отнести следующие: функциональной устойчивости, личностно-психический, биоэнергетический, генетический и фактор функциональной и биохимической экономизации.

 

Глава II. Методика развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста.

2.1.Морфофункциональные особенности развития у детей среднего школьного возраста

Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма.

В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1—2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13—14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости.

Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.

Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков — брюшной, у девочек — грудной.

Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.

Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах[7].

Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.

При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку[6].

2.2 Особенности методики развития выносливости у детей среднего школьного возраста

Как свидетельствуют многочисленные научные сообщения практика физической культуры и спорта специальные педагогические воздействия оказывают значительное влияние на уровень развития физических способностей учащихся в разные периоды их возрастного развития[14].

            Развитие выносливости в среднем школьном возрасте воспитывается в том случае, если во время занятий организм учащихся доводится до стадии утомления. Статическую и динамическую выносливость можно развивать с младшего школьного возраста, что в значительной степени способствует повышению работоспособности. Это подтверждается и одним из теоретических определений самого понятия: выносливость — способность организма бороться с утомлением[9].

Начиная с 4-го класса применяется несколько иная методика — дистанция постоянно сокращается, и, соответственно, повышается скорость, при этом частота сердечных сокращений (ЧСС) сохраняется в пределах 170—185 ударов в минуту. Для отдыха рекомендуется отводить 45—90 с. При постепенном увеличении продолжительности выполнения малоинтенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11 — 12-летнем возрасте можно довести до 14 км в неделю. Развивают выносливость также ходьба и бег, передвижение на лыжах на дистанции от 1 км до 1,5 км [8].

Практика свидетельствует, что статическая выносливость отлично воспитывается с помощью упражнений в сопротивлении, связанных со значительным напряжением и с элементами статики. При этом в виде отдыха рекомендуются динамические упражнения и упражнения на расслабление. Отличным средством воспитания общей выносливости считается медленный бег, особенно по пересеченной местности.

В практике школы возможно применение методов медленной, повторной и равномерной работы. К такому мнению приходят многие исследователи, считая, что выносливость необходимо воспитывать с младшего школьного возраста, используя медленный бег в течение 8—30 мин, регби, футбол — 30—60 мин. Объем и интенсивность работы при воспитании выносливости нужно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса, величина которого не должна превышать у школьников 190 ударов в минуту. Длительность отдыха при пробегании дистанций от 30 до 80 м может составлять от 1 до 1,5 мин. При пробегании от 150 до 250 м интервал увеличивается до 3—4 мин.

При развитии выносливости применяется серия разнообразных средств тренировочного воздействия. Равномерный метод работы состоит в том, чтобы давать нагрузки с учетом индивидуальной физической подготовленности школьников и регулировать ее во времени. Упражнения при этом методе выполняются в одном темпе, без скачков и ускорений. Регулировать нагрузку количеством повторения упражнений при достаточных интервалах отдыха дает возможность метод повторений. Переменной работы метод заключается в том, чтобы упражнения выполнялись в переменном темпе. Что касается интервалов отдыха между выполнением упражнений на выносливость, то они зависят от длины дистанции и составляют от 1 до 4 мин. ЧСС у учащихся в зависимости ют физической подготовленности — от 140 до 180 ударов в минуту.

Интенсивность выполнения упражнений при развитии выносливости должна быть выше критической —75—80% максимальной. Интервалы отдыха, как правило, заполняются малоинтенсивной работой. (Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств)

«Поскольку на уроках физического воспитания исключается специализация, отпадают типичные задачи развития специальной выносливости. Накапливаются лишь некоторые обобщённые её элементы в рамках общей выносливости (силовая и ско­ростная выносливость, выносливость в действиях, связанных с освоением и при­менением новых координации движений).

Естественным путём развития выносливости, особенно в младшем школьном возрасте, является постепенное увеличение числа повторений или продолжитель­ности выполнения различных движений с относительно умеренной интенсивнос­тью (в пределах аэробных возможностей). В меньшой мере это будут упражнения, способствующие развитию локальной выносливости, обуславливающей сохране­ние правильной осанки. В качестве таких упражнений систематически используют­ся элементарные движения, общеразвивающие упражнения без предмета и с пред­метами, привлекаемые для решения образовательных и гигиенических задач. В про­цессе образовательной по преимуществу работы, при относительно невысоких на­грузках, можно использовать благоприятные условия для развития сенсорной и интеллектуальной выносливости[7].

2.3 Методы развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста

            Метод слитного непрерывного упражнения. Его суть заключается в том, что продолжительная нагрузка 10-25 мин дается в умеренном режиме, при частоте пульса во время работы от 120-130 до 160-170 уд./мин. Выполняется без отдыха. Этот метод имеет целый ряд преимуществ: длительная и умеренная, «мягкая» работа создает благоприятные условия для гармоничной и постепенной настройки на работу всех систем организма, позволяет вырабатывать экономичную технику выполняемого двигательного действия. Главным недостатком такого метода является монотонность работы, быстрая адаптация к нагрузке, в следствие чего снижается ее эффективность[4].

Метод повторного интервального упражнения. Для него характерно выполнение работы в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха между нагрузками. Продолжительность работы составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а большее - вызывает снижение интенсивности работы. Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС до 170-180 уд/мин к концу упражнения. Интервалы отдыха делаются такой продолжительности, чтобы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120-140 уд/мин. Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной двигательной деятельности (ходьба, бег трусцой), одновременно ускоряющей восстановление организма и поддерживающей его повышенное функционирование[15].

            Метод круговой тренировки. Этот метод по мнению И.А. Гуревича представляет собой поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений. Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

·         интервальная круговая тренировка. Этот вариант «круговой тренировки» строится в режиме интервальной работы субмаксимальной и переменной интенсивности. Наиболее подходит для воспитания выносливости комплексного характера. Содержанием их являются сравнительно кратковременные упражнения, определенная часть которых выполняется с дополнительными отягощениями, нормированными с таким расчетом, чтобы сохранялись достаточно значительный темп движений и возможность неоднократных повторений.

·         слитная круговая тренировка. Эта форма «круговой тренировки» строится в режиме непрерывной длительной работы умеренной и большой интенсивности. Упражнения, составляющие «круг», выстраиваются в порядке оптимального поочередного воздействия на различные группы мышц. Упражнения выполняются без пауз. Время, выделяемое для прохождения круга, и число повторений кругов определяются по показателям теста на максимум повторений, так называемый повторный максимум.

Игровой метод. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. Для развития выносливости суммарная продолжительность игровых заданий в зависимости может составлять 30 - 60 минут. Регулирование нагрузки осуществляется путем изменения продолжительности игровых заданий, уменьшения или увеличения размеров игровой площадки и количества игроков, изменения игровых амплуа и т.п.

Соревновательный метод. Этот метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося. Соревновательный метод позволяет:

- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию волевых качеств[17]

2.4 Методика воспитания общей выносливости

            Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил:

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы 10-15 мин; 11-12 лет - 15-20 мин; 14-15 лет - 20-30 мин.

С практически здоровыми людьми работа осуществляется на скорости 1 км за 5-7 мин. Для людей, имеющих хорошую физическую подготовку, скорость колеблется в пределах 1 км за 3,5-4 мин. Продолжительность работы от 30 до 60-90 мин[12].

В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу постепенно доводят до 120 мин, если в этом есть необходимость. Переменная непрерывная работа предъявляет более повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, нежели равномерная. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

Если интенсивность работы выше критической (75-85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Длительность повторной работы 1-1,5 мин, характер отдыха - активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3-5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 2-3 месяцев не рекомендуется[10].

2.5 Тесты для определения уровня развития выносливости

 Для определения выносливости в различных её проявлениях на практике, используют набор различных двигательных заданий (тестов).

О степени развития выносливости можно судить на основе внешних (поведенческих) показателей, которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления [2].

Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях [2]:

·        Пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12-минутном тесте Купера);

·        Минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег на 5000 м, плавание на 1500 м);

·        Наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, бег с заданной скоростью 6,0 м/с).

Гарвардский степ-тест

Это широко распространенная проба разработанная в США. Этот тест рассчитан на оценку физической работоспособности у здоровых молодых людей, т.к. от исследуемых лиц требуется значительное напряжение, и заключается в изучении восстановительных процессов после прекращения дозированной мышечной работы. Гарвардский тест заключается в подъёмах на ступеньку. Высота ступеньки и время предоставлено в таблице 6. Чистота подъёмов 30 подъемов в 1 мин (2 шага в 1 с), работа выполняется на 4 счёта, чистота восхождения задаётся метрономом. После окончания работы в течение 30 с второй минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

ИГСТ =

Продолжительность работы (с) 100

 

5.5 Число ударов пульса (с)

 

Более точно можно рассчитать ИГСТ, если пульс считать 3 раза - в первые 30 секунд 2-й, 3-й и 4-й минут восстановления. В этом случае ИГСТ вычисляют по формуле:

 

ИГСТ = t 100: ((f1 + f2 + f3) 2)

 

где: t - время восхождения на ступеньку (с);

f1, f2, f3 - число пульсовых ударов за 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

Для оценки по Гарвардскому степ-тесту физической работоспособности проводят по таблице 7 [5].

Таблица 6

Высота ступеньки и время при проведении степ-теста

Группа

Высота, см

Время, мин

Мужчины старше 18 лет

50

5

Женщины старше 18 лет

43

5

Юноши и подростки 12-18 лет  с поверхностью тела больше 1,85 см2

50

4

Юноши и подростки 12-18 лет  с поверхностью тел а меньше 1,85 см2

45

4

Девушки 12-18 лет

40

4

Мальчики и девочки 8-11 лет

35

3

Мальчики и девочки до 8 лет

35

2

Таблица 7

Оценка физической работоспособности по ИГСТ

ИГСТ

Оценка

55 и менее

Слабая

55-64

Ниже среднего

65-79

Средняя

80-89

Хорошая

90 и более

Отличная

 

При развитии выносливости нам необходимо постоянно контролировать свой пульс, как наиболее доступный и информативный показатель физической работоспособности организма.

В спорте используются два способа оперативной пульсометрии [9]:

1. Импульсометрия - подсчет числа сердцебиений за определенный отрезок времени, чаще всего 10 с;

2.  Интервалометрия - определение суммарной длительности стандартного числа сердечных циклов, например 10.

Метод интервалометрии по точности стоит более чем на порядок, по сравнению с импульсометрией. Разумеется, при групповых подсчетах пульса с участием самих занимающихся, когда руководитель группы, пользуясь одним секундомером, задает по команде начало и конец измерения ЧСС, метод импульсометрии остается единственно приемлемым и будучи более простым, и главное привычным, метод импульсометрии остается основным на практике. Однако при наблюдениях за ЧСС отдельных лиц (а именно с этим приходится иметь дело при проведении теста PWC170) методом выбора должна быть интервалометрия.

В спорте выносливость может измеряться и с помощью неспецифических и специфических групп тестов. Неспецифические - по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления. Специфические - результаты этих тестов указывают на степень реализации потенциальных возможностей.

К неспецифическим тестам определения выносливости относят:

1. Бег на трендбане;

2. Педалирование на велоэргометре;

3. Степ-тест.

Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода - МПК, частота сердечных сокращений, порог анаэробного обмена ПАНО и т.п.).

Специфическими считаются такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Индекс выносливости

Индекс выносливости - это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости = t - tk n

где: t - время преодоления какой-либо длинной дистанции;

tk - время преодоления короткого (эталонного) отрезка;

n - число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Пример. Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 - (14 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости

Коэффициент выносливости - это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости = t: tk

где: t - время преодоления всей дистанции;

tk - лучшее время на эталонном отрезке.

Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) - 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0: 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости [1].

Выводы по главе II

Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма.

В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1—2 года.

При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат.

Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек.

Развитие выносливости в среднем школьном возрасте воспитывается в том случае, если во время занятий организм учащихся доводится до стадии утомления.

При постепенном увеличении продолжительности выполнения малоинтенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11 — 12-летнем возрасте можно довести до 14 км в неделю. Развивают выносливость также ходьба и бег, передвижение на лыжах на дистанции от 1 км до 1,5 км.

В практике школы возможно применение методов медленной, повторной и равномерной работы.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На уроках физической культуры могут использоваться упражнения как циклического, так и ациклического характера — продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс) 2000-5000 м при ЧСС 140-160 уд/мин. — продолжительное передвижение на лыжах до одного часа в равномерном темпе (оптимальная ЧСС 140-160 уд/мин) — повторное проплывание отрезков 25 — 50 м по 2 — 6 раз; 100 — 150 м - 3 — 4 раза. — равномерное проплывание до 400 метров — многократные прыжки через короткую скакалку ( длительность от 2 минут до 3 минут 30 секунд, темп прыжков 135 — 140 в 1 минуту) — подвижные и спортивные игры - «Мини — гандбол», «Мини — баскетбол», «Борьба за мяч», «Салки с передачами» и др.

         Методы развития общей выносливости у детей среднего

школьного возраста:

- Метод слитного непрерывного упражнения.

- Метод повторного интервального упражнения.

- Метод круговой тренировки.

- Игровой метод.

- Соревновательный метод.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил:

1. Доступность.

2. Систематичность.

3. Постепенность.

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения.

 

Заключение

1. Выносливость - это способность человека выполнять какую-либо работу, без снижения ее эффективности, возможно более продолжительное время, преодолевая при этом утомление.

Выносливость является одним из физических качеств человека, необходимое при любом виде деятельности, будь то занятие спортом, учеба, или работа.

2. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на З—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 1З—14 лет, а у девочек в 11—12 лет. Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств, в том числе развития общей и специальной выносливости.

3. У детей среднего школьного возраста, для определения и оценки уровня развития выносливости наиболее часто используют контрольные упражнения (тесты) такие, как 6-минутный бег, 12- минутный тест К. Купера, тест оценки физической работоспособности и др.

4. На основе проведенного анализа существующих методик по развитию выносливости детей среднего школьного возраста представлены наиболее часто встречающиеся средства и методы развития общей выносливости для детей данного возраста.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника, интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. На уроках физической культуры могут использоваться упражнения как циклического, так и ациклического характера.

Для успешного развития общей выносливости на уроках физической культуры можно использовать методы слитного (непрерывного) упражнения; повторного интервального упражнения; круговой тренировки; игровой и соревновательный метод.

 

Список использованной литературы.

1.     Бабанский Ю.К, Сластенин В.А, Сорокин Н.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов /Под ред. Бабанского Ю.К.- 2-е изд.- М.: Провещение,1998.

2.     Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. – М.,2000.

3.     Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. – М.,2000

4.     Жолдан В.И. Методика подготовки и проведения физкультурно-спортивных мероприятий. Учебно-методическое пособие.- Челябинск,1999.

5.      Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

6.      Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.- М.,1998.

7.      Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б.Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.

8.     Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.-М.,1999.

9.      Матвеев.А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся  пед. училищ.- М.: Просвещение,1991.

10.            Методика физического воспитания учащихся 5-8 классов: Пособие для учителя/ Под ред. Ляха В.И.- М., 1997.

11.            Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Кофмана Л.Б.- М.,1998.

12.           Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. Подкасистого П.И.- М.: Педагогическое общество России,2000.

13.            Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: учебное пособие для студентов. – 2-е изд.- М.: Академия, 2001.

14.            Сластенин В.А, Исаев И.Ф,Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. – М.: Школа- Пресс,1998.

15.            Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: Учеб. для вузов / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт, 2001. - 520 с.

16.            Сулейманов И.И., Хромин В.Г. Основы теории и методики физической культуры. – Омск: СибГАФК, 1997

17.           Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Шиян Б.Н. – М.: Просвещение, 1988.

18.            Харламов И.Ф.Педагогика: - М.: Высшая школа,1990.

19.           Холодов.Ж.К.,Кузнецов.В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студентов вуза физической культуры. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basketbol_vvedenie_-_kopia.doc100 КБ

Предварительный просмотр:


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

для учащихся 1 курса ЧПК№1

Практикант: Лаврентьев Кирилл Викторович

Методист: Зенченко Валентина Николаевна

ТЕМА УРОКА: Баскетбол. Правила игры. Судейство. Совершенствование техники передвижения в баскетболе.

Задачи: 1. Ознакомление с правилами игры в баскетбол.

2. Обучение технике передвижения в баскетболе.

3. Воспитание чувства коллективизма

4. Воспитание интереса к занятиям физической культуры.

Место проведения: спортивный зал ЧПК №1;

Дата проведения: 13 октября 2015г;

Инвентарь: свисток, секундомер, конусы, баскетбольные мячи.

Содержание

Дозировка

ОМУ

Подготовительная часть- 15 мин. 

1). Построение.

 

Сообщение задач урока.

  Строевые приемы

 

3 мин

Команды:

«Становись»

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«По порядку рассчитайсь!»

«Вольно!»

Проверить готовность учащихся к уроку (наличие спортивной формы и обуви; выявление больных и отсутствующих).

 «Напра-во!»

«В обход налево шагом марш!»

2)Ходьба с заданием:

3 мин

Задание выполняется на учебном круге (баскетбольная площадка).

А) Ходьба на носках:

И.П.- руки в замок перед грудью.

1-4 - круговое вращение в кистевом суставе вперед;

5-8 - то же самое назад.

½ круга

Руки вверх, дугами вовнутрь. Подбородок не опускать. Спину держать ровно. Движение кисти на каждый шаг.

Б) Ходьба на пятках:

И.П.- руки скрестно, ладони вовнутрь, пальцы сцепить.

1 - провороты рук наружу;

2 – провороты рук вовнутрь.

½ круга

Спина прямая. Движение на каждый шаг. Темп медленный.

В) Ходьба на внешней стороне стопы.

И.П.- руки прямые за спиной в замок. Отведение рук назад вверх.

1-4 движение рук назад.

½ круга

Движение на каждый шаг.

Г) Ходьба на внутренней стороне стопы.

И.П.- Руки на пояс.

½ круга

Спина прямая.

3). Бег с изменением направления:

3 мин

 «Бегом –марш!»

По сигналу учителя. Темп медленный. Бег по периметру зала.

- бег спиной вперед

½ круга

Дистанция 1.5 - 2м.

- бег приставными шагами

½ круга левым боком,

½ круга правым

Ноги полусогнуты в коленях.

4). Упражнение на восстановление дыхания в ходьбе.

  ½ круга

1-2:руки через стороны вверх -вдох(через нос); 3-4: руки через стороны вниз- выдох(через рот).

5). Перестроение

1 мин

«Направляющий, на месте!»

«Стой!»

«Нале-во!»

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«На 6, 3, на месте рассчитайсь!»

«По расчету марш!»

«Влево на вытянутые руки приставным шагом  разомкнись!»

4). ОРУ

10 мин

Слушать указания учителя.

А). И.П.- ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Наклоны головы:

1 – влево;

2 – вправо;

3 – вперед;

4 – назад.

4 раза.

Спину держать ровно, плечи расслаблены.

Б) И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы упираются друг в друга. Пружинистые движения пальцами:

1-4 пружинистые движения пальцами.

4 раза

Давящие движения.

В) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперед.

 Круговые вращения в локтевом суставе:

1-4 вперед;

5-8 назад.

4 раза

Полный круг.

Г). И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе Наклоны туловища:

1,2 – наклон вперед.

3 – наклон назад.

4 – И.П.

4 раза

Ноги в коленях не сгибать. При наклоне вперед руками коснуться земли. При наклоне назад коснуться пяток.

Д). И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Наклоны в стороны:

1-2 наклон влево, правую руку вверх;

3-4 наклон вправо, левую руку вверх.

4 раза

Руку поднимать в сторону наклона.

Е). И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Повороты туловища:

1 – поворот туловища влево;

2 – поворот туловища вправо;

3-4 то же самое.

4 раза

Амплитуда движений полная.

Ж). И.П. – ноги вместе, руки на коленях.

 Круговые вращения в коленном суставе:

1-4 вправо;

5-8 влево.

4 раза

Коленями описывать круг.

З). И.П. – руки на поясе, левую на носок. Круговые вращения в голеностопном суставе:

1-4 вправо;

5-8 влево;

Сменить ногу.

4 раза

Спину держать ровно.

И). И.П. –ноги на ширине плеч, руки перед собой.

Покачивающие выпады в стороны:

1 – выпад  влево;

2-3 покачивания;

4 – И.П.;

5 - выпад вправо;

6-7 покачивания;

8 – И.П.

4 раза

Спину держать прямо. Подбородок приподнят.

К). И.П. – О.С.

Выпады вперед:

1 – выпад  левой;

2-3 покачивания;

4 – И.П.;

5 - выпад правой;

6-7 покачивания;

8 – И.П.

4 раза

Спину держать ровно. Подбородок приподнят. Руками упираться о согнутую перед собой ногу.

5. Специальные упражнения баскетболиста:

По горизонтали спортивного зала. Дистанция 1,5 – 2м. После выполнения задания учащиеся шагом возвращаются на место начала выполнения упражнений вдоль стены.

-бег приставным шагом по прямой в защитной стойке баскетболиста;

1 раз правым боком,

1 раз левым

Толчок мягкий. Прыгать не вверх, а в сторону направления движения.

-бег спиной вперед приставным шагом в защитной стойке баскетболиста;

1 раз

Продвижение вперед при минимальном сгибании ноги в коленном суставе. Туловище немного наклонено вперед. Маховой ногой тянуться в направлении движения. Постановка ноги на носок. Руки и плечи расслаблении, работают как при беге.

-бег приставным шагом змейкой лицом вперед в защитной стойке баскетболиста;

1 раз

Толчок мягкий. Прыгать не вверх, а в сторону направления движения.

-бег приставным шагом змейкой спиной вперед в защитной стойке баскетболиста;

1 раз

Толчок мягкий. Прыгать не вверх, а в сторону направления движения.

Основная часть - 55 мин.

История. Судейство. Жесты. ТБ.

2 мин.

Баскетбол в переводе с английского, баскет – корзина, бол -  мяч.

Джеймс Нейсмит 21 декабря 1891 года придумал эту игру что бы разнообразить уроки гимнастики. Он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на 2 команды, предложил им игру, смысл которой сводится к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников.

Правила игры в баскетбол.

3 мин

В баскетбол играют две команды из пяти игроков на поле (остальные находятся в запасе — не более 7 человек от команды, а меняться можно в любое время). Главная цель игры — забросить баскетбольный мяч в корзину команды-соперника и помешать это сделать другой команде с помощью технических приемов.

Обычно весь матч состоит из четырех частей по 10 минут каждая. Перерыв между каждой частью — 2 минуты, а после второй части — 15 минут, и в этом перерыве команды обязаны меняться полями. Важна техника передвижения с мячом по полю: обязательно нужно бежать с ведением мяча. Специально бить по нему ногой или кулаком — это нарушение.

Самые частые нарушения правил у школьников — это:

  • «аут» — когда мяч попадает за ограничительную линию баскетбольной площадки;
  • «пробежка» и «пронос мяча» — один из игроков, который ведет мяч, делает 3 шага подряд, не ударяя при этом мяч рукой об пол, или вовсе бежит с мячом в руках;
  • «нарушение 3-х секунд» — игрок находится более трех секунд под корзиной противника, при этом не владея мячом;
  • «двойное ведение» - игрок владеющий мячом после остановки ведения ловит мяч в руки и продолжает ведение.
  • «фол» - толчок, помеха атаке, неправильный заслон, удар по рукам и т.д.

Техника безопасности.

2 мин

1.Без разрешения учителя не начинать выполнение упражнений и заданий.

2.Перед уроком снять все украшения, которые могут стать причиной травмы.

3.Длинные волосы должны быть собраны в «хвост» или заплетены в косичку

4.Ногти должны быть коротко острижены.

5.Очки должны быть на резинке и иметь роговую оправу.

6.Не бросать мяч под ноги игрокам.

7.Не передавать или подавать мяч ногой.

Во время игры:     

1.      Не толкать в спину и локтями

2.      Не отнимать мяч  вдвоем

3.      Не блокировать

4.      Не ставить бедро

5.      Не ставить подножек

6.      Не выбивать мяч сверху во время ведения его соперником

7.      Не бить по рукам

8.      Не вырывать мяч сзади, через бедро, одной рукой

9.      Не ставить подножек

10.   Не цеплять соперника за руки.

Жесты судей.

3 мин

1.Одно очко. Судья опускает кисть с направленным вверх указательным пальцем.

2.Два очка. То же 2 пальца.

3.Успешный трехочковый. Резкое движение обеих рук вверх с направленными вверх тремя пальцами.

4. Очки не засчитываются, игровое действие отменяется. Быстрое разведение кистей.

5. Включение игрового времени. Отмашка рукой сверху вниз.

6. Замена игрока. Скрещенные руки перед грудью.

7. Приглашение игрока на площадку. Взмах открытой ладонью к себе.

8. Тайм-аут. Ладонь и указательный палец образуют букву Т.

9. Пробежка. Вращение кулаками перед грудью.

10. Двойное ведение. Ладонями направленными в пол движение вверх-вниз.

11.Умышленная игра ногой.. указательным пальцем указать на ногу.

12.Спорный бросок. Обе руки подняты вверх.

13. Задержка. Перехват кистью одной руки запястье другой.

14. Толчок игрока. Имитация толчка, поднятыми вверх ладонями обеих вытянутых рук.

15.Нарушение правила 3-х секунд. Рука вытянута вперед с выставленными вперед тремя пальцами и 3 коротких свистка.

Подводящие упражнения для совершенствования техники передвижения в баскетболе.

15 мин

«В одну шеренгу становись!»

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«Напра-во!»

«В обход налево шагом марш!»

«Бегом марш!»

1.Бег по кругу в колонне по 1. По сигналу остановка в 2 шага.

1 круг

Темп бега не высокий. Дистанция 2-3м

При остановке шагом игрок опускает таз в момент, когда его опорная нога ставится на пол (счет «один»), и сильно сгибает колено опорной ноги, когда касается пола вышагивающая нога (счет «два»). Шаг вышагивающей ногой делается длиннее, чем обычно, нога ставится на всю ступню, чтобы приобрести максимальную устойчивость.

2. Бег по кругу в колонне по 1. По сигналу остановка прыжком.

1 круг

Остановка прыжком осуществляется прыжком левой или правой ноги. В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.

В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняется назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на одном уровне или с выставлением вперед маховой ноги.

        

3. Бег по кругу в колонне по 1, чередуя способ остановки, поворот и бег в другую сторону.

30 сек

Темп бега не высокий. Дистанция 2-3м.

4. Бег по кругу в колонне по 1 со зрительными сигналами. Преподаватель в центре зала с мячом.

3 круг

Следить за положением мяча. Дистанцию не сокращать. Мяч в воздухе - занимающиеся бегут. Мяч в руках- группа останавливается

Упражнения с мячом на месте:

15 мин

«Шагом марш!»

По ходу движения освобожденные выдают мячи.

«Направляющий, на месте!»

«Стой!»

«Нале-во!»

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«На 1, 2 расчитайсь!»

«Первые номера 2, вторые 8 шагов вперед марш!»

«Влево приставным шагом на вытянутые руки разомкнись!»

«Вторые номера, кругом!»

1. И.П. – ноги на ширине плеч, руки в стороны дугами вверх, мяч в правой руке. Перебрасывание мяча через голову в левую руку и наоборот.

10 раз

Мяч высоко не подбрасывать. Стараться попасть точно в руку.

2. И.П. – ноги на ширине плеч, мяч в раках.

Вращение мяча вокруг пояса.

5 кругов влево, 5 кругов вправо

Мяч перекладывать с руки на руку, стараться не уронить. Туловище мячом не касаться.

3. И.П. – широкая стойка ноги врозь. Наклон вперед мяч в руках.

Вращение мяча восьмеркой вокруг ног.

5 кругов влево, 5 кругов вправо

Мяч в правой руке под колено левой ноги и передача мяча в левую руку. Перенос левой руки с мячом под колено правой ноги и т.д.

4. И.П. – ноги на ширине плеч, мяч за спиной.

Перебросить мяч через голову и поймать.

10 раз

Приседая, выпрямить руки и перебросить мяч из-за спины вперед. Мяч сильно высоко не подбрасывать.

5. Повороты вперед и назад в стойке баскетболиста.

1 мин

Толчки производить с носка, опорная немного согнута и не отрывается от земли, мяч перед грудью. Туловище наклонено вперед.

6. Повороты вперед и назад в стойке баскетболиста. По сигналу смена направления.

1 мин

Внимательно слушать сигнал преподавателя.

Толчки производить с носка, опорная немного согнута и не отрывается от земли, мяч перед грудью. Туловище наклонено вперед.

Упражнения с мячом в движении:

10 мин

Дистанция 3 – 4 метра. После выполнения задания учащиеся шагом возвращаются на место начала выполнения упражнений

1.Бег приставным шагом с мячом в стойке баскетболиста 15м

1 раз левым боком, 1 раз правым

Скольжение приставным шагом. Вверх не прыгать.

2.Бег приставным шагом змейкой лицом вперед 15м

2 раз

Бег между конусами.

3.Бег приставным шагом змейкой спиной вперед 15м

2 раз

Скольжение приставным шагом. Вверх не прыгать. Бег между конусами.

 Эстафета с мячом.

5 мин

Учащиеся делятся на 2 команды и встают в колонны на линию старта. По сигналу направляющий каждой из колонн стартует и бежит змейкой оббегая конусы (15 метров). Оббежав последний конус, он бегом возвращается к своей команде. Передает мяч следующему и встает в конец колонны. Следующий участник делает то же самое. Выигрывает та команда, в которой ученики быстрее закончат бег. За нарушения эстафета останавливается и начинается сначала.

Заключительная часть 8 мин

Упражнение на координацию.

5 мин

Учащиеся встают в шеренгу на расстояние вытянутых рук. Сгибают ногу в коленном суставе под себя, руки в стороны. Засекается 30 секунд. Дальше задание усложняется. После отдыха (1мин), они принимают то же положение, но держат равновесие закрытыми глазами. Так же 30 сек. Тот кто не устоял делает шаг вперед.

-Построение, подведение итогов, выставление оценок.

2 мин

Учитель интересуется, понравился ли урок, какое упражнение вызвало у них наибольшие трудности в выполнении. Спрашивает состояние занимающихся.

-Организованный уход в раздевалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

«Лес и человек»(дополнительная образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста срок реализации 5 лет срок обучения 5 лет)

1.1 Актуальность программыВоспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.         В условия...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

Развитие выносливости у детей младшего школьного возраста

quot;Изучение развития выносливости у детей младшего школьного возраста"....

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

Веселые конкурсы, викторины для детей среднего школьного возраста.

Веселые конкурсы, викторины для детей среднего школьного возраста.Цели:Развивать познавательную активность учащихся, расширять кругозор.Развивать коллективные навыки в игре, творческие способности, во...

Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).

Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности....