«Лес и человек»(дополнительная образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста срок реализации 5 лет срок обучения 5 лет)
элективный курс на тему

Глущенко Оксана Павловна

1.1 Актуальность программы

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

 Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в  школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nov.les_i_chelov.docx89.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пичаевская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Беляева Владимира  Прокофьевича

Рассмотрена и рекомендована                                                      Утверждена приказом№                                                                          

к утверждению методическим объединением      МБОУ Пичаевской СОШ им.В.П.Беляева

Протокол №                                                                                        от

«Лес и человек»

(дополнительная образовательная программа

рассчитана на детей среднего школьного возраста

срок реализации  5  лет

срок обучения 5 лет)

    Составитель

 учитель географии

                                                                                                            Глущенко О.П

Бурнак

2013

Информационная карта программы

1.Учреждение

Бурнакский филиал МБОУПичаевской СОШ им В.П.Беляева

2.Полное название программы

« Лес и человек»

3.Ф.И.О. должность автора

Глущенко Оксана Павловна,учитель географии и экологии

4.Сведения о программе

Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

4.1.Нормативная база

Закон РФ «Об образовании»

Положение об учреждениях

дополнительного образования

Устав  Бурнакского филиала МБОУ Пичаевской СОШ им В.П. Беляева

4.2 Область применения

Дополнительное образование детей

4.3Направленность

естественно – научные дисциплины с краеведческим содержанием и экологическим компонентом.

4.4 Тип программы

авторская

4.5Вид программы

Образовательная

4.6Возраст обучающихся

12-16 лет

4.7 Продолжительность обучения

5 лет

5.Рецензенты и авторы

Заключение методического совета

О1.09.2013 г

  1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность программы

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

 Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в  школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

Цель курса: рассмотрение и изучение комплексной программы «Лес и человек», так как в школьном  курсе естественно – научных дисциплин эта проблема рассматривается фрагментарно, без учета комплексных связей отдельных компонентов лесной экосистемы.

   Особенностью программы  является междисциплинарность, интеграция знаний учащихся по географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ.

Второй особенностью является его ориентация на личность школьника, его потребности, интересы.

Третья особенность это практическая ориентация, непосредственное участие в лесохозяйственной деятельности ТО ГАУ « Жердевского  лесхоза»

Формирование реальных представлений у учащихся о природных  системах села, осознанного отношения к достижениям национальной культуры;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, экспериментальной работы.

   1.2. Цель программы -  формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.

Задачи:

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.
  • Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  • Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.
  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  • Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  • Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  • Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы в авторском варианте 12-16лет, исходя из интересов детей  – 5-10 классы.

Срок реализации программы – 5 лет

1 год обучения – 3 часа в неделю, 102 учебных  часа в год.

2 год обучения -4 часа в неделю, 136 учебных часа в год

3 год обучения – 5 часов в неделю,170 учебных часов в год

4 год обучения- 6 часов в неделю,204 учебных часов в год

5 год обучения-7 часов в неделю,238 учебных часа в год

1.3 Системно - деятельностный подход.

  В основе реализации   программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,  поликультурного.
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

 1.4  Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.

  •  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

1.5  Предметные результаты.

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  •  формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  1. Планируемые результаты освоения

учащимися программы внеурочной деятельности.

Результативность и целесообразность работы по программе «Лес и человек» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих  компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

2.1 Показатели в личнстной сфере ребёнка

интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты программы внеурочной деятельности по научно-позновательному направлению обеспечивает формирование у школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного образования в основной и средней школе

  1. Формирование УУД

Реализация возможностей формирования у школьников УУД обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.

  1. формирование основ экологической и генетической грамотности:

способности оценивать последствия деятельности человека в природе,

влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и

смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой

природе, здоровью своему и окружающих;

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений

о биологических процессах, явлениях, закономерностях, их роли в жизни

организмов и человека; овладение понятийным аппаратом биологии;

  1. приобретение опыта использования методов биологической науки

для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми

объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и

процессов; проведение несложных биологических экспериментов с

использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и

инструментов;

  1. освоение приемов оказания первой помощи, рациональной

организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных

растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за

состоянием собственного организма;

  1. овладение приемами работы с информацией биологического

содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных

данных, схем, фотографий и др.);

создание основы для формирования интереса к дальнейшему

расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как

профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в

дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

           3.1 Личностные УУД

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:

  • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
  • осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья
  • умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.

3.2 Регулятивные УУД: 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:

  • осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
  • понимать перспективы дальнейшей учебной работы
  • определять цели и задачи усвоения новых знаний
  • оценивать правильность выполнения своих действий
  • вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. 

Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.

  1.  Познавательные УУД:

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

  • умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
  • описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.
  • пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
  • моделировать объекты и явления окружающего мира
  • проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  1.  Коммуникативные УУД:

Развиваются и коммуникативные способности учащихся:

  • обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
  • приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
  • осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 

  1.  Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

Первый уровень - воспитательные результаты.

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

Второй уровень - познавательная деятельность.

Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

Третий уровень - познавательная деятельность.

Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Как улучшить качество питьевой воды в школе?

Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения.

Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье.

Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья.

Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

3.6  Компетенции, которые должны освоить  занимающиеся  в процессе реализации  программы внеурочной деятельности.

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными и птицами;
  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

  1. Основные направления содержания программы.

Представленная целостная программа разработана для учащихся школы  Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

           Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

По окончании курса «Лес и человек» воспитанники должны знать:

- этажи леса и его законы;

- основные породы леса: береза, дуб, клен, ель, сосна, осина;

- этажи и квартиры лесных животных;

- профессии лесных животных;

- портреты деревьев зимой;

- основные виды съедобных и ядовитых грибов, правила сбора;

- лесные ориентиры.

Воспитанники должны уметь:

-  работать с дополнительной литературой по теме;

-  производить сбор природного материала и работать с ним;

-  читать белые тропы природы (с помощью педагога и самостоятельно);

-  рассказать об увиденном и наблюдаемом явлении;

-  эстетически оформлять свои творческие работы;

-  производить практические действия в природе.

.

         

        

                                      УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ПЕРВОГО ГОДА

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение

1

-

1

2

Представление о лесе.

3

4

7

3

Лес – многоэтажный дом

8

6

14

4

Лес – дом лесных животных

6

6

12

5

Снежная книга леса

6

6

12

6

Эстетика леса

6

4

10

7

Лес и человек

8

4

12

8

Лес и здоровье

6

6

12

9

В гостях у леса

6

7

13

10

Поход в лес

-

8

8

11

Итоговое занятие.

1

1

Итого:

50

52

102

Содержание  программы

  1. Введение.

Теория .Знакомство с группой. Техника безопасности. Цели и задачи программы.

2.   Представление о лесе.

Теория.Здравствуй лес! Путешествие в удивительный мир леса. Представление о лесе. Ключи от леса: наблюдательность, терпеливость, соблюдение тишины, доброжелательность, любознательность. Краски осеннего леса. Среди запахов и звуков осеннего леса. Жалобная книга леса.

Экскурсии и прогулки: «Ты входишь в лес».

Практическая работа: сбор плодов и семян для подкормки зимующих птиц; сбор листьев разной формы, величины и окраски – изготовление  из них декоративных панно, составление букета; оформление гербария из листьев разных деревьев и кустарников.

Игры: сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни юных путешественников»; дидактическая игра-загадка «С  какого дерева лист».

3. Лес – многоэтажный дом.

Теория.Этажи леса. Почему лес многоэтажный. Законы леса. Любимые деревья леса: береза, дуб, клён, ель, сосна, осина. Плоды и семена. В лесу растут не только деревья. Осенний листопад. Лесная подстилка. Лес под землей – в царстве корней. Жалобная книга леса.

Экскурсии и прогулки: «Лесные этажи», «Мое любимое дерево».

Практическая работа: сбор шишек, кореньев, плодов для поделок: природотворчество – изготовление поделок из природных материалов.

Игры: дидактическая игра «Что в лесу растет».

      4. Лес – дом лесных животных.

Теория.Лесные животные – пленники леса. Этажи и квартиры лесных животных -  норы, дупла, гнёзда, домики-пирамидки, хатки, логовища, берлоги и т.п. «Бездомные (бесквартирные) лесные звери – зайцы, лоси, кабаны и их образ жизни.

Пищевые связи в лесу. Лес – раздолье для вегетарианцев. Сытные рябинки, осинки, дубы и ели для лесных обитателей. Лесные хищники. По страницам лесного журнала мод. Язык лесных обитателей. О чём говорят звери и поют птицы? Язык тревоги.

Профессии лесных животных. Лесные мастера. Садовники леса. Санитары и врачеватели леса.

Лесные обитатели – герои народных сказок, загадок, басен и пословиц. Жалобная книга леса.

Экскурсии и прогулки: «В мире лесных звуков».

Практическая работа: оформление альбома (стенда) «Лесные мастера», написание экологической сказки «Уронила сойка желудь»

Игры: «Кто живет в лесу».

5.  Снежная книга леса.

Теория.Портреты деревьев зимой. Зимние скульптуры в лесу. Белая тропа следопыта. Зимние следы птиц и зверей (тропление) Следы деятельности животных – кузница дятла, белкина кладовая, белкина столовая (поеди и погадки), дятлово колечко и др. Жалобная книга леса.

Экскурсии и прогулки: «Тропою следопыта».

Практическая работа: подкормка зимующих птиц в лесу; составление зимнего букета из веток и плодов деревьев и кустарников леса; написание экологической сказки «Жила-была Елочка».

6. Эстетика леса.

Теория.В мире  лесных форм, красок, звуков, ароматов. Калейдоскоп красок в лесу по временам года. «Букеты» лесных цветов осенью, весной и летом.

Лес в поэзии, музыке, изобразительном искусстве.

Лес в фольклоре. Загадки, пословицы, сказки о лесе.

Экскурсии и прогулки: «В царстве лесной красоты»

Практическая работа: создание классной художественной галереи «Лес в искусстве».

7.  Лес и человек.

Теория.Лес и наша жизнь. Изделия из древесины – в нашем доме. Сокровища лесов. Лесная скатерть-самобранка.

Ягодознание. Ягодные адреса. Советы ягодников.

Грибознание. Грибные адреса. Дружба грибов с деревьями. Портреты съедобных и несъедобных грибов.

Лесная кухня. Лесные чаи и витаминные напитки.

Экскурсии и прогулки: «В лес по ягоды-грибы».

Игры: дидактические игры: «Грибное лукошко», грибное лото», ягодное лото.

8.  Лес и здоровье.

Теория.Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Лесная аптека. Лесные витамины (хвоя сосны, плоды шиповника, смородины и др.). Опасности в лесу. Встречи со зверями, змеями, ядовитыми растениями, грибами и ягодами. Меры предосторожности. Жалобная книга леса.

Экскурсии и прогулки: «Если посмотреть на природу взглядом врача»

Практическая работа: сбор лекарственных трав, сбор листьев разной формы – изготовление коллекции «Формы листьев».

9.  В гостях у леса.

Теория.Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы. Отдых в лесу. У походного костра. Жалобная книга  леса. Лес просит помощи. Следы дел человека в лесу (вытаптывание, пожары, загрязнение, шум, повреждение деревьев, неумеренный сбор ягод, грибов, лекарственных растений, разорение гнезд птиц). Помощь лесу (выполнение правил поведения, защита леса, посадка и выращивание деревьев). Заповеди защитников леса.

Практическая работа: посадка саженцев и уход за ними; составление памятки поведения в лесу.

Игры: сюжетно-ролевая игра «Тайны лесной тропинки».

10. Поход в лес.

Теория.Лесные робинзоны. Практическая деятельность.

11. Итоговое занятие.

Презентация

Способы определения результативности:

Проведение дидактических игр, игр драматизаций, сюжетно-ролевых игр и игр загадок  рассматриваются как зачетные  при проверке усвоения полученных знаний после прохождения каждой темы программы.

Учебно – тематический план второго года

занятия

по теме

Тема раздела,

Количество часов

Теория

Практика

всего

 1

Введение.

1

5

6

2

Знакомство обучающихся с целями и задачами курса второго года

1

5

6

3

Лес в нашей жизни.
Подготовка к праздникам: День Земли,День Воды

11

23

34

4

 Здоровье человека, связь с окружающей средой

7

10

17

5

Многосторонняя ценность леса.

4

15

19

6        

Практикум: «Наша      помощь лесу»

48

48

7          

Презентация: «Участие в конкурсах

6

6

             Итого

24

112

136

                                                                                                                                       

Содержание программы.

1.Введение.

Теория.Цели и задачи детского объединения, особенности содержания его работы.

Знакомство с целями и задачами школьных лесничеств, их ролью в природоохранном просвещении, трудовом воспитании, профессиональной ориентации учащихся. Участие школьных лесничеств в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов, дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений.

2.«Лес в нашей жизни».

Теория.Общее понятие о лесе, как основном типе растительного покрова нашей планеты. Средообразующее, эстетическое, экономическое и рекреационное значение леса. Влияние леса на здоровье человека. История взаимоотношения леса и человека в Тамбовской области, особенности смены лесорастительного покрова на территории Жердевского лесничества Жердевского лесхоза, Тамбовской области и Земли в целом связанную с хозяйственной деятельностью человека и ее влияние на климат Тамбовской области и планеты.

Экскурсии в природу:

«Жердевское лесничество – лесопарковая часть зеленой зоны города Жердевки»

«Памятники природы»

 Практические работы:

1. «Компоненты лесного биоценоза и их взаимосвязь»;

2. «Особенности и уязвимость лесной экосистемы»;

3. «Изменение лесопокрытой площади в Тамбовской области»;

4. «Определение микроклимата в лесной экосистеме»;

5. «Значение лесов в регулировании водного баланса»;

6 «Определение лесорастительного сырья»;

7. «Оценка жизнеспособности лесных насаждений»;

8. «Геоботаническое описание пробной площади»;

9. «Определение деревьев в рубку».

Подготовка к праздникам: День Земли,День Воды

3.« Здоровье человека, связь с окружающей средой» 
 Теория.Экологическая оценка жилого помещения  

 Оценка уровня физического развития  
 Определение умственной работоспособности
Изучение влияний социально-психологических факторов на организм  

Биоритмы  
 «Что мы едим?». Экологическое качество продуктов питания.

 Расчет суточного рациона питания
В мире этикеток (экологические знаки)

4.«Многосторонняя ценность леса»

Теория.Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). «Дома» лесных растений и животных. Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов). Лес и человек. Значение леса как части природы; его роль в жизни человека. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Охрана леса.  

К концу второго года обучения, обучающиеся должны :

Знать

Уметь

Значение леса в

формировании климата, почвы, в жизни человека.

Уметь измерять температуру, пользоваться гигрометром, психрометром, термометром

Компоненты лесного биоценоза и их взаимосвязь

Уметь определять лекарственные, ядовитые и съедобные растения, грибы.

Особенности и уязвимость лесной экосистемы

Уметь составлять паспорт памятника природы.

Сущность проблемы «Лес и человек»

Изменения лесопокрытой площади в Тамбовской области.

Уметь определять семена древесных растений, знать правила сбора, хранения и сертификацию семенного материала

Структура и задачи лесного хозяйства.

.

Процессы и факторы, влияющие на рост оврагов и способы сокращения роста оврагов.

Выбирать, хранить и транспортировать сеянцы древесных культур

Значение леса в накоплении влаги и регулировании водного баланса в почве.

Значение леса в газообмене атмосферы, особенности процесса фотосинтеза.

Особо ценные массивы ТО ГАУ «Жердевского лесхоза», памятники природы.

                                       Учебно – тематический план  третьего года

№ занятия по теме

Тема раздела,  занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Лес и человек.

9

20

29

2

Леса планеты Земля.

4

0

4

3

Основные лесные экосистемы Мира и России.

3

5

8

4

Заповедные леса.

6

10

16

5

Подготовка к праздникам:День Птиц, День Воды

3

10

13

6

Создание презентации

6

6

7

Сообщества и популяции

5

15

20

Практикум: «Наша помощь лесу»

74

74

Итого

30

140

170

Содержание программы

1.«Лес  и человек»
        Теория. Уникальные природные и историко-археологические объекты Тамбовского края. Знакомство с уникальными природными и историко архитектурными объектами региона, создание их региона, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.

2. «Леса планеты Земля».

 Теория.Основные лесные сообщества Мира. Географическое размещение лесов на земном шаре. Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Особое внимание обратить на лесные ресурсы России, Тамбовской области Жердевского лесхоза.

Охраняемые территории.

Практические работы:

1. «Определение лесоизбыточных и лесодефицитных районов Мира»;

2. «Определение видового состава и географического положения лесного массива»;

3. «Видовое описание растительности»

.

3«Основные лесные экосистемы мира»

Теория.Последствия антропогенного воздействия на лесные экосистемы. Лесные пожары, их причины и последствия для лесных экосистем, последствия загрязнения лесов промышленными и бытовыми отходами, выбросами автотранспорта. Болезни леса и причины их возникновения. Пути решения экологических проблем связанных с использованием лесных ресурсов в районе проживания. Картирование экологически проблемных зон

4.«Заповедные леса»

 Теория.Охрана редких и исчезающих видов. Причины снижения численности и исчезновения отдельных видов. Нарушение и разрушение экосистем - основная причина уменьшения видового разнообразия. Красная книга. Пути охраны видов лесного сообщества: соблюдение расчетной лесосеки, создание сети заповедных территорий, выявление памятников природы, запрещение вырубки леса в местах токования птиц, сохранение дуплистых деревьев, сохранение зеленых зон вокруг населенных пунктов, регулирование сбора дикорастущих ягод, лекарственного сырья, охоты, и др. Заповедный фонд края

4.«Сообщества и популяции» 

Теория.Типы взаимодействия организмов Законы и следствия пищевых отношений Законы конкурентных отношений в природе Популяции Демографическая структура популяций Рост численности и плотность популяций Численность популяций и её регуляция в природе Биоценоз и его устойчивость

К концу третьего года обучения, обучающиеся должны :

Знать

Уметь

Особенности взаимоотношения древнего человека  и леса.

Оценивать жизнеспособность лесных насаждений

Особенности взаимоотношения древнего человека  и леса

Выполнять геоботаническое описание пробной площади.

Определения заповедники, заказники, памятники природы.

Определять полноту, запас, бонитет древостоя.  

Группы лесов, категории защитности лесов.

Определять деревья в рубку.  

Историю создания заповедников

Определять лесоизбыточные и лесодефицитные районы

Лесопокрытая площадь, уметь

Определять географическое положение и видовой состав леса.

Основные положения Лесного Кодекса

Давать видовое описание растительности

Причины создания красной книги

Давать оценку проблемам заповедников

Основные охраняемые виды древесных растений Тамбовской области

 

Учебно – тематический план четвертого года

№ занятия по теме

Тема раздела,  занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Экосистемы

10

10

2

Лесопользование

4

10

14

3

Рубки главного пользования. Рубки ухода.

6

8

14

4

Использование древесины.

2

4

6

5

Лес – основа рекреационного ресурса.

5

12

17

6

Сообщества и популяции

10

5

15

Подготовка к праздникам: День Земли,День Воды,День Птиц

10

15

25

7

Озеленение территории школы.

Участие в биологических мероприятиях по сохранению животного мира:

- проведение операций «Муравей» (учет, охрана. Расселение);

10

32

42

8

Организм и среда

10

6

16

Практикум: «Наша помощь лесу»

45

45

Итого

67

137

204

                                                                                                                                 

Содержание программы

1.«Экосистемы»

 Теория.Законы организации экосистем Законы биологической продуктивности Агроценозы и агроэкосистемы Саморазвитие экосистем Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем Биосфера Экология как научная основа природопользования

2.«Пользование лесом»

Теория.Лесопользование и лесовосстановление, виды лесопользования в Жердевском лесхозе. Побочное пользование лесом.

Практические работы:

1. «Определение районов России промышленного лесопользования»;

2. «Отбор деревьев для различных видов рубок»;

3. «Оценка экологической безопасности территории».

4. «Разработка и реализация учебных проектов».

3«Рубки главного пользования. Рубки ухода.»

 Теория.В лесах, Жердевкого лесхоза ,ведется (велась до недавнего времени) вырубка леса, побывайть на лесосеке. Оценитеь, как сказывается сплошная вырубка деревьев на лесном сообществе. Сравнить видовой состав растений на вырубке с таковым в лесу, выяснить сохранность подроста, состояние почвенного покрова, изучить заселенность оставленных мертвых деревьев насекомыми, оценить захламленность лесосеки стволами деревьев, ветками и т.п.

Пользование лесом

4«Влияние человека на состояние лесов»

Теория.Последствия антропогенного воздействия на лесные экосистемы. Лесные пожары, их причины и последствия для лесных экосистем, последствия загрязнения лесов промышленными и бытовыми отходами, выбросами автотранспорта. Болезни леса и причины их возникновения. Пути решения экологических проблем связанных с использованием лесных ресурсов в районе проживания. Картирование экологически проблемных зон

 Практические работы:

1. «Экологический мониторинг лесных экосистем»;

2. «Приемы тушения лесных пожаров»;

3. «Определение основных вредителей леса»;

5.«Сообщества и популяции»

Теория.Типы взаимодействия организмов Законы и следствия пищевых отношений Законы конкурентных отношений в природе Популяции Демографическая структура популяций Рост численности и плотность популяций Численность популяций и её регуляция в природе Биоценоз и его устойчивость

6.«Организм и среда»

 Теория.Потенциальные возможности размножения организмов Общие законы зависимости организмов от факторов среды Основные пути приспособления организмов к среде Основные среды жизни Пути воздействия организмов на среду обитания Приспособительные формы организмов Приспособительные ритмы жизни

К концу четвертого  года обучения, обучающиеся должны :

Знать

Уметь

Основные положения закона

«О лесе»

Правильно закладывать опыты и оформлять результаты.

Основные виды пользования лесом

Проводить сертификацию семян древесных растений.

Основные виды пользования лесом

Выполнять агротехнические приемы ухода за сеянцами.

Регионы промышленного использования лесов в России

Уметь определять деревья для проведения проходных, прочисток, осветления, прореживания и санитарно – выборочных рубок.

Основные способы переработки древесины

Уметь определять центры размещения лесозаготовок, давать оценку экологической обстановке

Основные виды рубок и размеры рубок.

Проводить оценку рекреационным нагрузкам на местности.

Основные категории рубок

Разрабатывать и защищать проекты

Основные виды рубок ухода

Сажать древесные культуры в лесу.

 

Учебно – тематический план пятого года

№ занятия по теме

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Влияние человека на состояние лесов.

5

15

20

2

Лесные пожары.

4

10

14

3

Болезни и вредители леса.

8

12

20

4

Лесовосстановление и лесоразведение

7

23

30

Подготовка к праздникам: День Земли,День Воды,День Птиц

10

15

25

5

На службе у леса.

4

26

30

6

Природоохранные мероприятия на планете и в Тамбовской области

10

23

33

7

 Животный мир планеты и Тамбовской области, его разнообразие и связь с окружающей средой  

10

10

Практикум: «Наша помощь лесу»

56

56

   Итого

58

180

238

Содержание программы

 1.Влияние человека на состояние лесов

Теория.Путешествие в прошлое Земли. Наука о происхождении нашей планеты, формирование атмосферы и гидросферы, происхождении жизни на Земле, начальные этапы развития жизни на планете (краткий обзор). Влияние живых организмов на неживую природу.

Практикум: «Наша помощь лесу».

Практическая деятельность учащихся по изучению состояния лесов и охрана, экологически грамотное поведение в лесу, умение безопасной жизнедеятельности в лесу. Лесозащитные и лесовосстановительные навыки.

1 Блок.

Экскурсии в различные типы лесных экосистем в соответствии с временами года с целью выяснения особенностей экологического сообщества данных экосистем.

Геоботаническое описания лесных сообществ. Анализ влияния факторов среды на видовое многообразие, влияния хозяйственной деятельности человека на жизнь леса.

2 Блок.

Лесные Робинзоны.

Навыки выживания в лесу:

  1. способы ориентирования;
  2. знание лекарственных, съедобных и ядовитых  растений, правила их сбора и использования;
  3. экологически грамотное поведение в лесу;
  4. лесная школа выживания.

         3 Блок.

Наша помощь лесу.

Лесовосстановительные и лесохозяйственные работы.

3. «Лесные пожары»

Теория.Природа леса и лесные пожары.Лесные пожары на территории России, причиняемый лесными пожарами.Влияние пожаров на развитие лесных вредителей.Условия образования пожаров в различных древостоях.Лесопожарные сезоны.

 

4«На службе у человека»

Теория.Насекомые в лесах края. Животные в лесном сообществе (краткий обзор). Видовой состав и образ жизни насекомых - представителей основных экологических групп (листоеды, обитатели галлов, обитатели шишек, обитатели древесины, трупоеды, копрофаги, посетители цветков, обитатели грибов). Связи насекомых с почвой и атмосферой. Ярусное размещение насекомых в лесу. Понятие об экологической нише. Сезонные явления в жизни насекомых. Естественные колебания численности насекомых. Редкие и исчезающие виды насекомых в лесах края. Практическая часть: работа с коллекциями насекомых, иллюстрациями

5«Лесовосстановление и лесоразведение» 

Теория.С помощью Красной книги региона определяем, какие виды растений и животных в нашем лесу являются редкими и нуждающимися в охране. Выявите редкие и ценные формы деревьев Эстетическое значение леса: выявление на участке леса живописных уголков, редких форм растений, эстетически привлекательных растений, животных, грибов, лишайников.

 

5«Природоохранные мероприятия на планете и в Тамбовской области»

Теория.Рациональное использование ресурсов леса. Лесовосстановление. Понятие о расчетной лесосеке. Рациональное использование древесины - путь сохранения естественных лесных сообществ. Полное использование дерева - от корней до кроны. Переработка отходов лесопиления и деревообработки. Использование вторичного сырья. Создание лесных культур. Участие школьников в лесовосстановлении. Правила сбора ягод, грибов, лекарственного сырья.

6.«Животный мир планеты и Тамбовской области, его разнообразие и связь с окружающей средой»

ТеорияНасекомые в лесах края. Животные в лесном сообществе (краткий обзор). Видовой состав и образ жизни насекомых - представителей основных экологических групп (листоеды, обитатели галлов, обитатели шишек, обитатели древесины, трупоеды, копрофаги, посетители цветков, обитатели грибов). Связи насекомых с почвой и атмосферой. Ярусное размещение насекомых в лесу. Понятие об экологической нише. Сезонные явления в жизни насекомых. Естественные колебания численности насекомых. Редкие и исчезающие виды насекомых в лесах края

К концу пятого года обучения, обучающиеся должны :

 

Знать

Уметь

Причины лесных пожаров и их виды и приемы тушения

уметь применять их на практике приемы тушения лесных пожаров.

Основные инфекционные и неинфекционные заболевания леса и причины их распространения

Уметь определять основные виды вредителей леса.

Метод биоиндикации, растения биоиндикаторы.

Применять основные агротехнические приемы, используемые при лесовосстановлении.

Основные виды мероприятий по защите леса: организационно – технические, профилактические, защитные.

Составлять паспорт памятника природы.

Типы восстановления лесов

Права и обязанности лесной охраны.

В программу дополнительного образования входят теоретические занятия в виде лекций, бесед по основам лесоводства и лесовосстановления, дисциплинам естественно – научного цикла: географии, ОБЖ, истории, краеведению. Обязательное проведение исследовательских работ, ведение сезонных наблюдений в природе, участие в практической работе лесхоза, природоохранная деятельность. В процессе занятий предусмотрено творческое участие детей в подготовке и проведении массовых праздников природы: « День птиц», « День леса», « День Земли», месячники экологии, участие в слетах, конкурсах, викторинах. В ходе занятий  обучающиеся принимают участие в трудовых акциях: «Семена», «Лесная аптека», «Птичий дом», «Посади дерево», «Муравей», «Покормите птиц», «Чистый лес».

Во время школьных каникул, в том числе и летних, работа продолжается, в том числе и  за счет часов летней трудовой практики. Кроме того, продолжается выполнение опытных, экспериментальных, индивидуальных и групповых работ, наблюдений за природой по заданию руководителя кружка и специалистов лесного хозяйства.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы необходима следующая материально – техническая и дидактико – методическая  база:

Материально – техническое обеспечение

Дидактико – методическое обеспечение

Оборудование для исследовательских и практических занятий.

Методические рекомендации по выполнению лесохозяйственных работ в лесу.

Канцелярские принадлежности для изготовления средств наглядной агитации.

Рекомендации по проведению пропагандистской работы среди населения

Компьютеры и орг. техника для составления отчета и изготовления средств наглядной агитации.

Методическая помощь и консультации  со стороны специалистов лесного хозяйства

Материалы для оборудования экологической тропы.

Материалы для изготовления скворечников.

Предприятие лесного хозяйства

Список используемой литературы

Для учителя

Для учащихся

  1. Т. А. Антипенко и др. Справочник лесничего.

М. ВНИИЛМ, 2010г. – 640с.;

2.О. Н, Беспаленко.

Методические указания по выполнению опытно-исследовательских работ в лесных                                 насаждениях школьных лесничеств.

Воронеж 2010г – 23с.;

             3.И. И. Степаненко Лесная типология.

М. МНЭПУ 1999г. – 96с.;

4.А. Д. Лозовой.

Лесная вспомогательная книжка.

Воронеж 2000г – 400с.;

5. Распопов В. А. Методические рекомендации (в помощь руководителям школьных лесничеств)

Тамбов 2005, - 7с.

6.Российское лесоустройство.

ВНИИЛМ. Леса России.

Пушкино «Лев Толстой» 2011 -48с.;

7Е. П. Кузьмичева. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров (практическое пособие).

М. «Весь Мир» 2010 – 128с.

8. Специализированная общественно- политическая газета, официальное издание Федерального агенства лесного хозяйства.

1 .   С. В. Журихин.

    Государственные памятники природы Тамбовской области.

Тамбов 1989 – 123с.;

  1. А. Г. Еленевский и др. Красная книга Тамбовской области: растения, лишайники, грибы.

Тамбов 2002 -  348с.;

3. Н. М. Желтов.

   Леса Тамбовской области.

Тамбов 1999, - 99с.;

4.А. А. Плешаков. От земли до неба Атлас – определитель

М. «Просвещение» 2010, -222с.;

5. Н. Н. Сафонов. Полный атлас лекарственных растений.

М. «Эксмо» 2009, - 312с.

     6.Н. И. Пономарев, В. К. Ширнин.

        Тамбовский лес.

       Тамбов «Юлис» 2009, - 480с.;


 

Методическое обеспечение программы «Лес и человек»  первого года обучения

Название разделов и тем

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы поведения итогов

1

Введение.

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

2

Представление о лесе

рассказ

Словестный, наглядный

Наглядно –иллюстрационный материал

опрос

3

Лес многоэтажный дом

Игра упражнение

практический

игровой

4

Лес –дом лесных животных

Групповая творческая работа

Работа под руководством педагога

Выставка работ

5

Снежная книга леса

рассказ

Словестный, наглядный

Наглядно –иллюстрационный материал

опрос

6

Эстетика леса

рассказ

Словестный, наглядный

Наглядно –иллюстрационный материал

опрос

7

Лес и человек

Игра - упражнение

Практически -игровой

Тренировочное упражение

8

Лес и здоровье

Игра - упражнение

Практически -игровой

Тренировочное упражение

9

В гостях у леса

Экскурсия,беседа

Словесный практический инструктаж

Инструкция по технике безопасности во время экскурсии

опрос

10

Поход в лес

Экскурсия,беседа

Словесный практический инструктаж

Инструкция по технике безопасности во время экскурсии

опрос

Методическое обеспечение программы «Лес и человек»  второго  года обучения

Название разделов и тем

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы поведения итогов

 1

Введение.

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

2

Знакомство обучающихся с целями и задачами курса второго года

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

3

Лес в нашей жизни.

Игра упражнение

практический

игровой


Подготовка к праздникам: День Земли,День Воды

Груповая творческая работа

Работа под руководством педагога

Компьютер, интернет

Презентации,выставка рисунков

4

 Здоровье человека, связь с окружающей средой

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

5

Многосторонняя ценность леса.

Тестовый контроль

Методы письменного контроля

тесты

тестирование

6

Презентация: «Участие в конкурсах»

Груповая творческая работа

Работа под руководством педагога

Компьютер, интернет

Презентации,выставка рисунков

Методическое обеспечение программы «Лес и человек» третьего  года обучения

Название разделов и тем

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы поведения итогов

1

Лес и человек.

Игра упражнение

практический

игровой

2

Леса планеты Земля.

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

3

Основные лесные экосистемы Мира и России.

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

4

Заповедные леса.

Груповая творческая работа

Работа под руководством педагога

Компьютер, интернет

Презентации

5

Подготовка к праздникам:День Птиц, День Воды

Груповая творческая работа

Работа под руководством педагога

Компьютер, интернет

Презентации,выставка рисунков

6

Создание презентации

Груповая творческая работа

Работа под руководством педагога

Компьютер, интернет

Презентации,выставка рисунков

7

Сообщества и популяции

Тестовый контроль

Методы письменного контроля

тесты

тестирование

Методическое обеспечение программы «Лес и человек» четвертого   года обучения

Название разделов и тем

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы поведения итогов

1

Экосистемы

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

2

Лесопользование

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

3

Рубки главного пользования. Рубки ухода.

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

4

Использование древесины.

Игра упражнение

практический

игровой

5

Лес – основа рекреационного ресурса.

Тестовый контроль

Методы письменного контроля

тесты

тестирование

6

Сообщества и популяции

Тестовый контроль

Методы письменного контроля

тесты

тестирование

Подготовка к праздникам: День Земли,День Воды,День Птиц

Груповая творческая работа

Работа под руководством педагога

Компьютер, интернет

Презентации,выставка рисунков

7

Озеленение территории школы.

Участие в биологических мероприятиях по сохранению животного мира:

- проведение операций «Муравей» (учет, охрана. Расселение);

Груповая творческая работа

Работа под руководством педагога

Компьютер

презентация

8

Организм и среда

Тестовый контроль

Методы письменного контроля

тесты

тестирование

Методическое обеспечение программы «Лес и человек» пятого    года обучения

Название разделов и тем

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы поведения итогов

1

Влияние человека на состояние лесов.

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

2

Лесные пожары.

Рассказ-объяснение

словесный

опрос

3

Болезни и вредители леса.

Игра упражнение

практический

игровой

4

Лесовосстановление и лесоразведение

Тестовый контроль

Методы письменного контроля

тесты

тестирование

Подготовка к праздникам: День Земли,День Воды,День Птиц

Груповая творческая работа

Работа под руководством педагога

Компьютер, интернет

Презентации,выставка рисунков

5

На службе у леса.

Игра упражнение

практический

игровой

6

Природоохранные мероприятия на планете и в Тамбовской области

Игра упражнение

практический

игровой

7

 Животный мир планеты и Тамбовской области, его разнообразие и связь с окружающей средой  

Тестовый контроль

Методы письменного контроля

тесты

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....

Развитие скоростно-силовых качеств в многофункциональных тренировках у детей младшего и среднего школьного возраста.

ВведениеВ школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно си...

Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1   РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

Конспект урока по адаптивной физической культуре для детей с детским церебральным параличом среднего школьного возраста

Тема урока: Общая подвижностьЗадачи:Образовательная: закреплять технику выполнения поворотов, переворотов; учить комплекс упражнений корригирующей гимнастикиРазвивающая: развивать силу мышц ногВоспита...

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

Веселые конкурсы, викторины для детей среднего школьного возраста.

Веселые конкурсы, викторины для детей среднего школьного возраста.Цели:Развивать познавательную активность учащихся, расширять кругозор.Развивать коллективные навыки в игре, творческие способности, во...