Развитие скоростно-силовых качеств в многофункциональных тренировках у детей младшего и среднего школьного возраста.
методическая разработка по теме

Казак Марлен Сеитмеметович

Введение

В школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно силу, а не другие физические качества Приоритет остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально компенсируют «двигательный голод», снимают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет. Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метаболизма. Все органы начинают работать лучше. Правильно организованные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма. С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила ,быстрота выносливость. Актуальность обусловлена тем, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств, в этом возрасте происходит быстрый скачек роста. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей школьников занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта.

Основными методами воспитания скоростно-силовых качеств у юных спортсменов является метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений без отягощений; метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений с отягощениями малого и среднего веса; метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.

     У детей школьного возраста проявление скоростно-силовых качеств обусловлено в основном их способностью к реализации имеющихся скоростных и силовых возможностей в конкретном двигательном навыке, способностью к максимальному проявлению мышечной силы в небольшой промежуток времени. Высокий уровень развития скоростно-силовых  качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности  занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени. Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы но и быстроты.  Анализ литературных данных позволили установить, что проблема возрастного развития и воспитания физических качеств у детей школьного возраста нуждается в глубокой экспериментальной  разработке. важно определить уровень развития скоростно-силовых способностей у учащихся, разработать эффективные средства и методы воспитания физических качеств с учётом исходного уровня их развития установить допустимые  учебные и тренировочные нагрузки.

            Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей требует настойчивого, многократного повторения концентрированных физических напряжений. Необходимы и волевые усилия для сосредоточения внимания, мобилизации в нужный момент скоростных возможностей или же для поддержания скорости до конца упражнения. Поэтому развитие скоростных способностей важно сочетать с воспитанием таких волевых качеств, как целеустремлен­ность, настойчивость, упорство и др. Этот процесс должен пронизываться еще и интеллектуальными усилиями, связанными с ориентировочными действиями и принятием целесообразных решений при совершенствовании быс­троты сложной двигательной реакции, с самоконтролем, осмысливанием чувственных восприятий и сознательным управлением движениями при максимальных напряжениях. Параллельно, начиная с младшего школьного воз­раста, формируются необходимые знания и соответствующие умения. Пояснительная записка

 

Цель исследования:

-Изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей школьного возраста.

. -Выявить уровень развития скоростно-силовых качеств занимающихся,  проведя комплексное тестирование  в начале и в конце учебного года. 

 

Задачи исследования:

 1. Изучить литературу по данной теме.

2. Рассмотреть анатомические и физиологические особенности школьников.

3. Дать общую характеристику скоростно-силовым особенностям.

Скорость в многофункциональных тренировках можно разделить на-импульсную(взрывную)

-среднесрочную(скоростная выносливость)

Скорость в многофункциональных тренировках можно разделить на:

-общую

-специфическую Каждый тип скорости нужно прорабатывать отдельно

             Тренировка скорости — это не такой уж простой способ, чтобы его легко описать. А все дело в том, что скорость в разных направлениях — немного отличается. Если это направления вроде спринта — то вроде все понятно, но большая часть спорта — это не линейные и многофункциональные движения с рваным темпом, поэтому и скорость в таком случае нужно тренировать разными методами. Но давайте попробуем выделить основные.

Скорость зависит от мышечного усилия и ментального (ЦНС\реакция). Также скорость можно тренировать как кратковременную(импульсную\взрывную) и среднесрочную (т.е. в течении какого-то длительного времени) = есть еще специфическая скорость (т.е. темп который используется в определенных направлениях). Все это требует своих методов тренировки. Разберем по очереди.

Импульсная скорость, она же взрывная и скоростная выносливость (т.е. возможность двигаться быстро в течении продолжительного времени) зависят от разных типов энергетического обеспечения мышц. Понимая как происходят эти процессы, можно понять как тренировать эти 2 вида скорости.

 

Итак, основой для работы мышц является АТФ. При сокращениях мышцы расщепляют АТФ, используя полученную при этом энергию и образуя новое соединение — Аденозин ДиФосфорную кислоту, или АДФ. Запасы АТФ в мышцах весьма малы и их хватает на 1-2 секунды работы. А дальше происходит ресинтез АТФ из АДФ. Но это происходит разными путями в зависимости от нагрузки и продолжительности непрерывной работы. Собственно любое движение — это и есть работа мышц.

 

Взрывная скорость

Первый вид скорости — импульсная — зависит напрямую от креатин-фосфатного энергетического процесса. Этот путь ресинтеза используется при максимальной степени нагрузки (90%-100%), но длится не более 10 секунд. Этим способом можно тренировать максимальную скорость, но за очень короткий промежуток времени, т.е. не более 10 секунд.

 

Тренировки этого вида скорости заключаются в коротких сериях с максимальной скоростью. Также допустимо дополнительное отягощение (утяжелители для ног\рук) или сопротивление (резиновые эспандеры). Отягощения для тренировки скорости

По поводу отягощений для взрывной силы. Они весьма желательны, так как задействуют больше усилия и будет больше отдача, но главное, чтобы отягощение не было настолько большим, чтобы ломалась механика движения.

Еще один важный момент про отягощения — не стоит все время их использовать. Дело в том, что иногда наблюдается странный эффект. Если каждую тренировку заниматься с отягощениями, то потом без них, ваша нервная система не может достаточно стимулировать себя, т.е. вы как бы привыкаете к тому, что работаете с отягощением.

Отдых между подходами

Отдых между подходами должен был достаточным чтобы восстановить прежде всего нервную систему. Дело в том, что нервная система устает гораздо больше и восстанавливается дольше. Поэтому чем сильнее нагрузка и сложнее движение, тем больше стоит сделать отдых между подходами. Если время позволяет и вам важнее скоростные качества, а не выносливость, то можно сделать длинные отдыхи, по 3-5 минут и больше. Главное еще во время отдыха не проводить его пассивно, лучше походить, поделать простые разминочные движения, в общем, не остывать слишком.

 

Скоростная выносливость

Второй тип скорости — скоростная выносливость. Обычно, если взять раунд в боевых искусствах, то он длится 3 минуты. Этот тип скорости зависит от процесса анаэробного гликолиза. Характеризуется тем, что начинает работать в среднем с 10 секунды до 3-5 минут. Нагрузка 50-70%. Проблемой этого способа является выделение продукта молочной кислоты. При длительной работе не вся молочная кислота нейтрализуется, постепенно накапливается и приводит к закислению мышц, которые дальше просто отказываются работать. Из-за этого происходит ощущение жжения, ватности мышц, нехватки дыхания и т.д. Поэтому для тех видов где важна не только скорость, но и выносливость, нужно достаточно тренировать этот метод.

 

Итак, метод — делаем движения с минимальным отягощением (или без него) в течении 30-40 секунд с скоростью около 70% от максимальной. Причем, чем длинее раунд движения, тем меньшая должна быть нагрузка. Т.е. при работе 2-3 минуты безпрерывно лучше использовать не 70% усилия, а 50% и т.д. Желательно пробовать разные интервалы и нагрузку.

Здесь важно сказать, что вы должны доводить себя до утомления и жжения в мышцах, но не доводить себя до переутомления, потому что переизбыток молочной кислоты наоборот приносит больше вреда, разрушая мышцы.

 

                                            Содержание

        

       Нами была предложена  программа расширенной анаэробной подготовки для детей младшего и среднего школьного возраста при занятиях карате.

Для тренировки импульсной скорости  представлен  цикл упражнений с резиновым бинтом Мартенса .Для тренировки скоростной выносливости - упражнения ОФП. Резиновый бинт — это резиновая лента длиной 3,5 или 5  метров, шириной 5 сантиметров и весом 200 граммов. В свернутом виде он не больше теннисного мяча. Компактность и малый вес позволяют всегда иметь его при себе и заниматься в любом, даже не оборудованном для спортивных занятий месте. Занятия с резиновым бинтом очень эффективны, и недаром спортсмены широко пользуются им для разминки и специальной подготовки. По сравнению с эспандером резиновый бинт предоставляет гораздо больше возможностей: с ним можно делать такие упражнения, которые с эспандером просто не получатся.

. При занятиях соблюдайте следующие правила: в исходном положении бинт должен быть слегка растянут. Все упражнения следует делать с полной амплитудой и без резких движений, а возврат в исходное положение должен происходить плавно и с сопротивлением. Во время выполнения заданий бинт может быть закреплен за любую прочную опору, либо его кто-то удерживает.

 

Комплекс №1

План работы такой:

1 Работаем 10 сек с максимальной скоростью. Для этого делаем непрерывные прямые удары одной рукой(с бинтом, сжатым в кулаке) по "лапе".Потом около 20 сек. отдых.  

2.  Делаем удары рукой снизу с максимальной скоростью и силой 10сек.Отдых 20 сек.

3 Выносим вперед колено (бинт привязан к голени) 10 сек.Пауза 20 сек

4.Прямой удар ногой вперед (мае-гери). 10 сек. Пауза 20 сек.

5. Боковой удар ногой (маваши-гери) 10 сек. Восстанавливаем дыхание.

Сначала все делаем левой  рукой и ногой. Потом правой.

. После этого отдых 2-3 минуты.Это будет один круг. Всего нужно 3-5 кругов повторить.

Сами упражнения подобраны так, чтобы они захватывали именно нужные группы мышц для нашего направления карате. Также очень важно, чтобы упражнения не были слишком технически сложными, ваша нервная система не должна сильно отвлекаться на технику. Т.е. упражнения нужно подбирать так, чтобы была возможность создания максимальной скорости и мощности.

Комплекс №2

Чтобы сделать тренировку более эффективной, можно использовать методы кроссфита. Т.е. делать упражнения на разные группы мышц без паузы. таким образом пока вы делаете упражнение на одну группу мышц — другая отдыхает, а у вас увеличивается общая выносливость.

Движения в карате Киокушинкай связаны со специфической скоростью(т.е рваный ритм) значит и тренироваться нужно в подобном стиле. Нами выбрано несколько упражнений на разные группы мышц и делаем мы их подряд, смешивая в одном цикле.

1. В течение 30 сек.-челночный бег в медленном темпе

2. Отжимания в упоре лежа без остановок 30 сек.

3.Выпрыгивания вверх 30 сек

4.Поднимания.туловища в положении лежа 30 сек.

Это один цикл ,который повторяется 3-5 раз.

Отдых между подходами должен быть достаточен, чтобы нейтрализовать накопившуюся молочную кислоту. Т.е. чем длинее ваш подход, тем больше можно и отдыхать. При работе 30-40 сек, отдых должен быть около 40 сек, при работе 2 минуты — отдых может быть более 3 минут.

Также, сейчас по последним исследованиям очень эффективен является метод тренировки скорости растянутый по времени. Т.е. вы делаете один подход, а отдых около 30-60 минут, за это время полностью нейтрализуется вред от молочной кислоты и вы готовы к следущему подходу + постепенно накапливается достаточно гормонов.

    Чередуя эти комплексы  мы можем достаточно эффективно повлиять на  организм ребенка т. к. воздействуем на разные группы мышц  а также  исключаем привыкание к одинаковым сериям упражнений

Количество ударов по "лапе" за 30 сек без нагрузки у детей в начале и в конце учебного года.

 

Контрольные упражнения

 

В начале учебного года

 

В конце учебного года

 

В  % соотношении

 

Прямой удар рукой

 

      36±2

 

 

         70±2

 

         25,2

 

Удар рукой снизу

 

      40±2

 

         72±2

 

         28,8

 

 

Удар коленом

    

      32±2

 

         50±2

 

         16

 

Прямой удар ногой

 

      28±2

 

         48±2

 

         13,4

 

Боковой удар ногой

 

      20±2

 

         38±2

 

         7,6

 

 

 

 

 

                   Вывод:

 

Сравнивая  анализ полученных результатов в начале учебного года и в конце

видно, что скоростно-силовые  качества значительно улучшились и уровень потенциальных возможностей увеличился .Улучшение показателей работоспособности .уровня физической подготовленности явились фоном для стабилизации и восприятия боевой ситуации.

    Таким образом применение нагрузок силового характера в тренировочном процессе по карате является обоснованным и целесообразным.

 

                                    Литературный обзор.

 

1. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. дис.канд. пед. наук. - Омск, 1983. -22 с.

 

2. Гулидин П.К. Возрастные изменения показателей скоростно-силовых качеств отдельных групп мышц у школьников в период от 7-17 лет //Вестник ВГУ. 2001. - №1(19). - С. 95-103.


           3. Шадыев А.Х. Скоростно-силовая подготовка в системе физического воспитания школьников 10-11 летнего возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1987.-23 с.

             4.Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. Екатеринбург, 2004. 118.

 

5 .Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: ACADEMA, 2000. 480 с. с. 

 

6. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. 192 с.

 

7. Любецкий Н. П. Здоровье российской молодежи и физическая культура // Научный культурологический журнал.Естествознание. №14 (159). 2007.

 

            8. Сиротин О.С. Методология и теория спортивных способностей/ Теория и практика физической культуры, 2000. № 4. С. 60-63.

 

           9.Обухова Н.Б. Методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников 9-10 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2002. №3. – С. 38

           10. Обухова Н. Б. Развитие скоростно-силовых качеств у младших школьников// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции « Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей, учащейся молодежи и других категорий населения » (23-25 сентября 2002г.) / Сургут: Изд-во СурГУ, 2002. - С.132 – 136.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика применения скоростно-силовых качеств и средства развития скоростно-силовых качеств.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методических основ совершенствования системы построения и содержания тренировочных занятий для развития скоростно-силовых качеств ...

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

Проблема развития коммуникативных навыков во внеурочное время у слабослышащих детей младшего школьного возраста»

Нарушение слухового восприятия у слабослышащих детей приводит к своеобразию в развитии речи: в её понимании, произношении, овладении словарным составом и грамматическим строем языка. Трудности, которы...

"Проблема развития коммуникативных навыков во внеурочное время у слабослышащих детей младшего школьного возраста"

Нарушение слухового восприятия у слабослышащих детей приводит к своеобразию в развитии речи: в её понимании, произношении, овладении словарным составом и грамматическим строем языка. Трудности, которы...

Развитие скоростно -силовых качеств пловца

Скоростные способности неразрывно связаны с техническим мастерством пловца. Вне рационального варианта техники плавания, рационального выполнения старта и поворотов нет и высоких скоростей. Совершенст...

Проблемы развития волевых качеств детей среднего школьного возраста на занятиях хореографии

В работе описывается понятие воли, раскрываются особенности изучения данной темы в отечественной психологии. Описаны основные направления классификации волевых качеств, а также особенности их формиров...